Сравнительный анализ понятия «личность» в православии, индуизме, буддизме и эзотерике
«Стать как боги»
Первым сектантом был сам сатана, использовавший при разговоре с Евой типичные приемы сектантской вербовки. Мы видим обман при вербовке: «Подлинно ли сказал Бог: Не ешьте ни от какого дерева в раю?» И ложное обещание: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:1-5). Ключевые слова тут — «знание», «сила», «всемогущество». Это и есть характеристика всех сект — они обещают все блага земные, обладая которыми, можно «стать как боги» и обойтись без Самого Бога.
Лидеры сект, обладая этими знаниями, приобретают громадные силы, при помощи которых можно манипулировать либо людьми вокруг себя, либо даже правительством.
Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы.
В процессе искреннего поиска духовности человек хочет уйти от одиночества и быть в событии с вечным смыслом: «…человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, — пишет В. Франкл, — всегда стремится к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее осуществление смысла».
Понятие секты в буддизме и индуизме
Употребление слова «секта» в сочинениях по буддизму и индуизму имеет совершенно другой смысл, отличный от того, который имеет этот термин в современном обществе. В современном обществе «секта» рассматривается как некая группировка, отколовшаяся от основного религиозного направления и подвергшая ревизии догматические положения. Таким образом, в современном обществе «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей понятие (организация сторонников определённой ереси). С этой точки зрения в буддизме и индуизме отсутствуют сектантские движения. В контексте индийских религий слово «секта» не используется для обозначения отколовшейся группы, но указывает на организованную традицию, имеющую своего основателя. Вопрос ереси для индуистских сект не существенен, так как в индуизме нет унифицированной системы верований, закреплённой в догмах или «символе веры». В индуизме также отсутствует централизованный орган управления.
В буддизме любая школа, причислявшая себя к буддийскому учению, полностью разделяла основную доктрину — Четыре благородные истины. В виду отсутствия стройной и единой теории в буддизме невозможно деление на ортодоксальные и еретические учения, и это позволяет в широких рамках трактовать религиозную доктрину и йогический опыт. А те течения, которые не разделяют Четыре благородные истины, буддийскими не считаются.
В работах, посвящённых буддизму и индуизму, слово «секта» употребляется достаточно часто, не имеет негативного оттенка и означает самостоятельные течения, то есть является аналогом слова «школа». Хотя такое употребление в буддологии подвергалось критике, но полной замены его словом «школа» не произошло. По словам В. Г. Лысенко, ссылающейся на определение А. Баро в «Энциклопедии религий», «школами теперь обычно называют группы приверженцев той или иной системы толкования учения, а сектами — объединения верующих в целях совместной религиозной жизни».
По отношению к синкретическим религиозным школам, использующим буддийскую терминологию, но искажающим принципиальные основы буддизма, употребляется термин «синкретическая секта» (или просто секта, но в смысле — синкретическая, а не буддийская).
Психологическая манипуляция
Это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций. Достигается не согласие партнера, а принятие информации, основанной на готовом выводе. Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.
Главным внушающим средством является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмика, интонация, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая “круглосуточная молитва”, которая разделяется на молодых людей, обязанных один час, независимо от времени суток, посвятить этой молитве).
Внушаемость определяется как «саморегулирование деятельности личности под неосознаваемым влиянием либо окружающей обстановки, либо позиции группы, либо отдельного субъекта».
Еще Спиноза замечал: «Люди только потому считают себя свободными, что свои действия они осознают, а причин, которыми эти действия определяются, не знают».
Внушение образуется на основе доверия путем стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания.
«Обман, фальсификации, подмены все это в секте служит для того, чтобы призрачный свет болотной гнилушки выдать за свет Истины, — пишет профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов. — Узость и ограниченность выдаются за избранность и исключительность. Суррогатный коктейль из осколков разных вероучений – за полноту и широту «вероучения» секты. Нетерпимость к другим религиям (и к другим сектам, в том числе) рассматривается как признак чистоты секты. Горделивая самоуверенность и самомнение – как признак истинности и «богоизбранности». Поклонение лидеру как Богу преподносится как поклонение божьему посланнику. Демонические наваждения и самовнушения выдаются за «божественные откровения».
Деструктивные физические и психические изменения у членов секты рассматриваются как «трансмутация» тела и «расширение сознания». Отказ от критического мышления трактуется как лучший способ непосредственного постижения истины. Подавление личности и жесткий контроль за поведением членов секты выдается за заботу о своих членах. Разрыв с семьей, с социальным окружением объявляется стремлением избавиться от погрязшего в грехах окружения, мешающего «духовному росту избранных».
«Обработка» новичка
После привлечения новичка к общению с группой адептов он оказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главной составной частью последнего является «бомбардировка любовью» («love-bombing»), которая отбивает охоту к сомнениям и усиливает потребность в принадлежности «к новой семье».
С самого начала новичкам исподволь внушается полное и абсолютное уважение к лидеру секты. Его восхваляют как гения и революционного лидера. Членов учат, что они были бы ничем без лидера и основателя секты, что без него не было бы спасения. Его следует защищать любой ценой. Из-за этого членам следует делать все, что угодно, идти на любые жертвы, чтобы сделать его жизнь лучше, удобнее, чтобы он, в виде исключения, мог бы выполнять ту работу, которую следует делать «Богом избранному» лидеру.
Далее стремятся доказать, что Бог выбрал именно этого человека, чтобы он выполнил предназначенную ему высокую миссию для облегчения жизни или спасения человечества. Одновременно производится перегруз вновь обращаемого информацией религиозного содержания, постоянно делая упор на ее истинность. В результате тонкой психологической обработки, постоянных совместных молитв и песнопений, непрерывного общения с членами секты, у человека постепенно разрушается способность критически воспринимать учение религиозной секты и ее практические действия. Постоянная занятость делами секты (часто и появление стрессового состояния от ожидания скорого конца света), плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.
Далее продолжается и завершается разрыв прежних социальных связей адепта. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозной доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.
Удержанию в секте способствует и основное правило, что «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от беспрекословного послушания руководству секты и выполнения диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению. Для членов культа не существует свободы информации, дискуссий, действий.
Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия и время. И не факт, что они что-то изменят…
Примечания
- ↑
- . Дата обращения 22 ноября 2011.
- K. Ramakrishna Rao. // Consciousness Studies: Cross-Cultural Perspectives. — reprint. — McFarland, 2005. — P. 232-256. — 376 p. — ISBN 978-0786422784.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 16 ноября 2011.
- Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2000). A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Ācariya Anuruddha. Seattle, WA: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9. pp. 3-4.
- ↑
- Begley, Sharon (2007). Train Your Mind, Change Your Brain: How a New Science Reveals Our Extraordinary Potential to Transform Ourselves. Ballantine Books. ISBN 978-1-4000-6390-1.
- Davidson, Richard J. & Anne Harrington (eds.) (2002). Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-513043-X.
- Goleman, Daniel (ed.) (1997). Healing Emotions: Conversations With the Dalai Lama on Mindfulness, Emotions, and Health. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-212-4.
- Harrington, Anne & Arthur Zajonc (2006). The Dalai Lama at MIT. Harvard University Press. ISBN 0674023196.
- Hayward, Jeremy W. & Francisco J. Varela (eds.) (1992, 2001). Gentle Bridges: Conversations with the Dalai Lama on the Sciences of Mind. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-893-9.
- Houshmand, Zara, Robert B. Livingston & B. Alan Wallace (eds.) (1999). Consciousness at the Crossroads: Conversations with the Dalai Lama on Brain Science and Buddhism. Ithica: Snow Lion Publications. ISBN 1-55939-127-8.
- Varela, Francisco J. (ed.) (1997). Sleeping, Dreaming, and Dying: An Exploration of Consciousness with the Dalai Lama. Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-123-8.
- Zajonc, Arthur (ed.) with Zara Houshmand (2004). The New Physics and Cosmology: Dialogues with the Dalai Lama. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-515994-2.
Психическое насилие над личностью
Ущерб здоровью и личности человека в культе наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время «богослужений», обрядов, инициации, медитаций.
Специалисты и доктора, наблюдавшие, например, бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Психиатры пришли к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, которые в свою очередь приводили к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщали о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» – отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось глубоких научных исследований, утверждает Ф.В.Кондратьев.
Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна, кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы) становятся постоянными спутниками бывших адептов тоталитарных культов и сект.
Проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.
Использованная литература
1. Sequi (лат.) – идти вслед за кем-либо;
secare (лат.) – срезать, отсекать, разделять. См.: Александр
Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, братство во имя
князя Александра Невского. 2000. С .35.
2. Основы религиоведения . М ., ВШ , 1994. С . 60.
3. Timoty Miller. Introduction. America ‘s
Alternative Religions, ed. 1995. Albany , NY : State
University New York Press, P.1.
4. Уолтер Мартин . Царство культов. СПб., Логос, 1992. С. 11.
5. Подробно позиция РПЦ и подходы к
решению проблемы сектантства будут рассмотрены в работе далее.
6.
https://www.religio.ru/news/6789.html
7. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для
интеллигенции. М., Московское подворье Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. Отчий Дом, 1997. Т.1. С. 70.
8. Здесь термин «культ» употребляется как
синоним слова «секта».
9. Далее в работе теория контроля сознания
будет разобрана подробно.
10. Контроль сознания и методы подавления
личности. Хрестоматия. Минск- Москва, Харвест АСТ, 2001. С . 444.
11. Singer Margaret Thaler and Lalich
Janja. Cults in our mindst. San-Francisco, Jossey-Bass
Publishers, 1995. Р . 7.
12. Rodney Stark and William Sims
Bainbridge. The future of religion/ Berkeley Los Angeles.
University of California Press , 1985. Р. 21.
13. Западная социология стоит на
просектантских позициях, активно участвуя во всех судебных
процессах, в которых затрагиваются интересы сект. В данной
работе будет приведена информация о различных подходах к сектантству.
14. Misunderstanding Cults: Searching for
Objectivity in a Controversial Field, edited by Benjamin Zablocki and Thomas Robbins. University of Toronto Press
Inc. 2001, Р .124.
Социологический
Определения термина «секта» в рамках
социологического подхода основаны, главным образом, на той
роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых
социологов, попытавшихся определить понятия «секта» и
«церковь», был Эрнст Трёльш ( 1931 г .). Его определения
строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому
были малопригодны на практике.
В 1966 году Томас О’Ди (12) предложил
следующее разграничение между понятиями «церковь» и «секта»
(13):
Церковь |
Секта |
Членство по праву рождения. |
Отмежевание от общества в целом |
Формализованные средства |
Дух возрождения. |
Открытая социальная структура, |
Закрытая социальная структура. |
Стремление обратить всех. |
Членство – результат обращения. |
Стремление приспособиться к |
Строгая, часто аскетическая этика. |
Как видно из таблицы, согласно подходу О’Ди,
все христианские конфессии автоматически превращаются в
секты, а секты становятся «духовной элитой». Такую позицию
нетрудно оспорить, исследовав вклад в культуру, науку,
искусство традиционных Церквей и сравнив его с результатами
деятельности сект. Единственное, что можно здесь добавить:
ни один христианин данную систему признать не может.
В качестве примера раскрытия понятия «культ»
в рамках социологического подхода можно привести
определение, предложенное американским ученым Джанджей
Лалих, которое опирается на исследования известных западных
социологов – Роберта Джея Лифтона и Бенджамина Заблоки:
«Культом можно назвать слабо связанное социальное движение,
которое поддерживает единство с помощью общего подчинения
харизматическому лидеру. Он (культ. – В.П.) содержит
трансцендентную идеологию (часто, но не всегда религиозную
по своей природе) и требует высокого уровня преданности
культу от его членов в словах и делах» (14).
Как видим, социологическое определение в
деле православной миссии среди сектантов не может иметь
практического применения и значения, так как ничего не
говорит о вероучительных основах групп.
В практической антисектантской деятельности
мы зачастую сталкиваемся с необходимостью иметь комплексное
определение, включающее в себя как теологические, так и
социально-психологические признаки сект. Мы бы определили
термин «секта» следующим образом:
Секта – это авторитарная религиозная
организация, имеющая руководящую иерархию, которой
свойственны следующие признаки:
– исповедание своей «богоизбранности» и
«уникальности» в противостоянии традиционным
религиям;
– создание собственной интерпретации смысла
Библии (или иных веропологающих религиозных источников
традиционных религий) вне толкований исторически сложившихся
богословских школ;
– активное применение методов манипуляции
сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у
них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности,
исповедуемые данной организацией;
– создание психологической зависимости
человека от организации и ее лидеров;
– сокрытие информации о своих вероучениях и
практике, объясняемое их внутренней «сакральностью».
Завершая тему, необходимо сказать несколько
слов об использовании понятия «нетрадиционное религиозное
движение», к которому прибегают в основном в политических
целях для декларации так называемой религиозной
толерантности к сектам. Его использование в рамках
православного подхода к проблеме нежелательно, так как оно
не раскрывает сути предмета, создавая иллюзию смысловой
тождественности традиционных Церквей и сект, усматривая
отличия между ними лишь в продолжительности их
существования. Такой подход в корне неверен: секты
неприемлемы для православного человека не потому, что они
появились на свет позже, чем Православная Церковь, а потому,
что они проповедуют «иного Христа» (Мф.24:23-28) , «иное
Евангелие» (Гал.1:6-8) и фактически подводят людей к
служению «иным богам» (Иер.25:6) . Церковь же борется отнюдь
не с сектантами: «…наша брань не против крови и плоти, но
против начальств, против властей, против мироправителей тьмы
века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Деятельность сект губительна для души. Бог же «хочет, чтобы
все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) .
Поэтому можно говорить о личной терпимости к сектанту, но не
к самому движению, несущему ложное учение, исповедание
которого ведет к вечной погибели.
Виталий Питанов
Экс-культисты и их здоровье
В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме.
Так, американские психологи, обследовав большую группу экс-культистов (кого с трудом «вывели» из культа), нашли у 52% из них синдром «плавания» (floating), ночные кошмары – 40%, амнезию (расстройство памяти) – 21%, галлюцинации и мании – 14%, неспособность сломать «навязчивые умственные ритмы» монотонного пения, ритуально навязанного в секте – 35%, вспышки ярости – 14%, тенденции к самоубийству или саморазрушению – 21%.
Согласно статистике, 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные или очень вредные (51%).
В целях вовлечения в свою деятельность секты используют различные каналы средств массовой информации для рекламы своей «истины в последней инстанции». По словам новообращенных, там складываются настоящие дружеские, семейные отношения, там завершается поиск истины для каждого человека. Уход в систему этих сект от реальных проблем современной жизни можно рассматривать как один из вариантов психологической защиты от «холодного секулярного и жестокого мира».
Десять сект, замаскированных под буддийские
Сегодня мы расскажем вам про десять сект на территории России (и Украины), красиво замаскированные под буддийские, но при этом не являющимися ими при стогой и четкой проверке. Эта тема уже назрела в виду легализации нескольких организаций, не являющихся при этом буддийским в полном смысле этого слова, т.е. согласно понятиям Дхармы (буддадхармы), очень важная штука это соответствие всем требованиям, которых у ниже представленных организаций просто нет.
Десятое место — МСДС (Маха Самбодхи Дхарма Сангха) — Рам Бахадур Бомджан
Палден Шейраб Секта Махасангха
Таким образом на территории РФ и Украины действует несколько сект разной направленности, при этом некоторые из них активно пиарятся в СМИ, вполне легально, так как СМИ раскручивают сектантов дешево и сердито, не разбираясь в том, кто и за что им платит, и какой деятельностью занимаются сектанты. Теперь краткий экскурс.
Наиболее опасные современные секты
Перечислим наиболее известные и опасные современные деструктивные культы: «Церковь сайентологии», «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения» и другие мунистские организации, «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга», «Сахаджа – йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ Саи Сатьи Бабы, Кундалини йога, культ Ошо Раджниша, «Аум Синрике», «Сока Гоккай», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Иисуса Христа» (бостонское движение Кип Мак Кина), «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты, как «Новое поколение», «Живая вода», «Слово жизни», «Посольство Божие», «Церковь на камне», «Роса». «Благодать», «Дом горшечника», «Живая вера». «Церковь любви Христа», все «церкви полного Евангелия»), «братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Синтон» Козлова, «Церковь Божьей Матери Державная» (она же «Богородичный центр»), «Белое братство», «Ревнители истинного благочестия», «Церковь последнего завета», культ «Анастасия», ивановцы, школа Щетинина, «Радастея», секта Ольги Асауляк, «Тетрада», секта Столбуна, «Школа Лхасы», «Академия фронтальных проблем Золотова», «Троянова тропа», «Рэйки» и еще масса других групп и сект, которые навязывают оккультно-магические и аморальные идеи и практики под видом разного рода псевдонаучных, псевдохристианских, восточных, оккультных и синкретических доктрин.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Эра, 1995 .
Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в культах. – Экслибрис, 2002 .
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997 .
Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений / Материалы круглого стола научно-практической конференции. – К., 2000 .
Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. – М., 1999 .
Лири Тимоти. Нейрополитика. – СПб.: ЭксПо, 2002 .
Миссионерский Отдел МП РПЦ. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера:справочник. – Белгород, 2002.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Как нам уберечь Россию? – СПб., 1993.
Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. – Днепропетровск, 2004 .
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки и агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2000 .
Спиноза Б. Этика. – М., 1982.
Хвыля-Олинтер Андрей, иерей. Пособие для православных миссионеров, священнослужителей и мирян по религиозно-духовной безопасности. – Белгород, 2005 .
Штейн Эдган. Навязанное убеждение. — Изд. Стела. 2002 .
Психология деструктивной религиозности:
- Проблемы раскрытия убийств, совершённых тоталитарными сектами — Вера Абраменкова
- Путь в экстремисты вымощен словами о любви — Татьяна Решке
- Что такое деструктивная секта — Пси-Фактор
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект — Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
- Контроль сознания и феномен культа — Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания — Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) — Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах — Евгений Волков
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа — Артём Григорян
- Новейшие секты в странах СНГ — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе — Вера Целикова
- Методы религиозных культов — Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию — Елена Лещинская
- Как стать лидером культа — Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты — Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги — Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту — Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости — Николай Орел
- Классификация сект — Пси-Фактор
- Психодинамика сект — Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) — Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах — Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект — Михаил Вершинин
- Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности — Михаил Вершинин
- Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп — Михаил Вершинин
Психологический подход
Психологический подход характеризуется
оценкой влияния секты на психологическое здоровье личности.
С ее точки зрения, важны не верования секты, а методы
вовлечения, удержания и последствия пребывания в секте для
психологического и психического состояния адепта.
Знаменитый исследователь культов, в прошлом
последователь секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил
следующую трактовку термина «культ»: «Деструктивный культ
(8) – это любая авторитарная иерархическая организация,
которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к
использованию контроля сознания (9), чтобы сохранить своих
последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине»(10).
Сегодня на Западе пользуется большой
популярностью определение, предложенное психологом,
адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли
Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из
понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это
отношения между людьми, в процессе которых один человек
намеренно склоняет другого к полной или почти полной
зависимости от него практически во всех главных жизненных
решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый
талант, дар или способности» (11).
В практике православного сектоведения
психологический подход может иметь только ознакомительное и
вспомогательное значение, так как имеет слабые стороны. Цель
жизни православного христианина – обожение, жизнь в Боге,
спасение души. Западная психология, светская по своей сути,
не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина
главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает
принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит
свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача,
стоящая перед православным миссионером, заключается не
только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и в том,
чтобы помочь ему прийти к Богу.