Что такое понятийное мышление
Общее понятие
Еще с древних времен люди пытались понять, что же такое мышление, как оно зародилось, как устроено, как работает этот загадочный механизм. Ученые, философы пытались раскрыть тайны человеческого сознания и изучить эту незримую неощутимую материю. На эту тему написано множество трактатов, книг, научных работ и статей. Мыслительные способности человека изучались и изучаются до сих пор разными научными дисциплинами, но остаются до конца непознанными. Конечно же, мы тоже не сможем совершить чудо и раскрыть как таковой феномен человеческого разума. Но взглянем на это понятие с позиций психологической науки и попытаемся разобраться в многочисленных видах мышления и их характеристиках.
В психологии есть много определений мышления. Дискуссии относительно этого вопроса ведутся беспрестанно. Нет необходимости приводить все примеры и детально разбирать каждый из них.
В самом начале жизни индивида процесс познания кажется простым и примитивным (разумеется, только на первый взгляд), но по мере развития и взросления все больше усложняется. Накопленная со временем информация дает возможность разделять и обобщать, придумывать и рассуждать, конструировать и производить, созидать и творить, создавать бесконечное множество вариаций и комбинаций происходящего в мире. Но в основе всех этих действий лежит данная человеку природой возможность мыслить. И в психологии есть такое понятие, как типология мышления, в которой его разделяют на виды и типы, классифицируют на различные группы по определенным признакам.
Этапы творческого воображения
— возникновение творческой идеи;
— «вынашивание» замысла;
— реализация замысла.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
— агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
— гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
— схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
— заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Теперь обратимся к вопросу, как можно способствовать развитию мышления. В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата — все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация — один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.
Советы по развитию
Многие специалисты, причем весьма обоснованно считают, что уровень понятийного мышления в последнее время резко упал. Причем особенно это заметно в молодежных кругах. Виной всему нынешние стандарты образования. В частности, введение ЕГЭ. Такой метод аттестации выпускников привел к тому, что они копят лишь поверхностные знания и только по тем предметам, которые собираются сдавать. Их не интересуют причинно-следственные связи. И в этом не их вина. Такой образ мысли им навязан существующей действительностью.
В большинстве своем подростки разучились размышлять. Мало того, что эта способность не востребована системой образования, так ее еще губят многочисленные гаджеты. Для того, чтобы узнать ответ на любой интересующий вопрос, не нужно копаться в собственной голове. Интернет в помощь. Дети не считают в уме, у каждого под рукой калькулятор, установленный в телефоне. Они стали разговаривать на непонятном старшему поколению языке.
Многочисленные соцсети и мессенджеры ввели в их обиход краткость, которая в данном случае далеко не всегда родственница таланта. Вместо спасибо у них «спб», вместо дня рождения – «ДР», всеми любимый новый год теперь не что иное, как «НГ».
В результате некоторые из них в обычной жизни не могут связать и двух слов, четко сформулировать свои идеи. Как уже отмечалось ранее, первые зачатки понятийного мышления появляются в достаточно раннем возрасте. Развить такие способности у ребенка проще всего в игровой форме. Для этого можно использовать упражнения, похожие на эксперименты. Дети должны на собственном примере, а не посредством данных из учебника научиться определять свойства предметов или явлений.
В первую очередь дайте школьнику право на ошибку. Пусть он найдет правильный ответ методом проб и ошибок. Ему кажется, если разлить 2 стакана воды по трем маленьким, то жидкости станет больше. Хорошо. Дайте ему возможность убедиться в обратном. Лейте вместе с ним воду по разным емкостям, пока он не поймет, что ее объем не меняется.
Еще одно популярное занятие больше напоминает исследовательскую работу. Возьмите несколько разных предметов. Первая задача – найти в них нечто общее: цвет, запах, размер, вес, материал, из которого они сделаны и так далее. Далее следует вычленить отличия. После чего начинается самая интересная и познавательная часть, в ходе которой предстоит поместить предметы в различные условия. Например опустить в воду, положить в морозильную камеру, обдать огнем, скинуть с высоты. Пусть ребенок попытается предугадать последствия событий. Не беда, если сначала ваши ожидания о высоком уровне понятийного мышления чада не оправдаются, с каждым новым экспериментом он будет все лучше узнавать мир и самостоятельно делать выводы о событиях.
Еще одна рекомендация. Чаще задавайте вопросы ребенку о том, почему он думает именно так, а не иначе. Заставляйте его размышлять. Только делайте это ненавязчиво. Например, спросите, как он понял, что был дождь. В идеале нужно получить несколько ответов: бабушка пришла в мокром плаще, деревья за окном мокрые, кругом лужи. Ищите разные варианты вместе с ним. И, конечно, много читайте. Хорошая книга – не только лучший подарок, но и толчок к развитию мышления, причем не только понятийного.
Что такое понятийное мышление
Большинство людей, принимая решения, опираются скорее на эмоции, чем на посылы разума. И только немногие способны выстраивать логические цепочки и принимать по-настоящему разумные решения. В результате итог импульсивных действий, совершенных под воздействием эмоций, может быть абсолютно непредсказуемым.
А, вместе с тем, если разумно подходить к своим решениям и поступкам, то можно почти со стопроцентной вероятностью просчитать развитие событий и конечный результат, к которому приведут те или иные действия. Но такой способностью обладают только те люди, которые хорошо освоили процесс понятийного мышления, остальные не в силах просчитать что-либо даже на несколько шагов вперед.
Что такое понятийное мышление
02 января 2014, 09:35 • 1063 • Честные новости
Сегодня в России много говорят об общем упадке культуры вообще и образования в частности. Наши предприниматели обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть
На это обратил внимание и президент, по инициативе которого кроме пресловутого ЕГЭ отныне вводится дополнительно выпускное сочинение, да ещё и с его защитой
А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам кем-то реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы. Нынешний президент США Обама очень обеспокоен состоянием образования в своей стране.
Очевидцы утверждают, что сегодняшний выпускник американской средней (да и обычной высшей!) школы слабо ориентируется в математике, физике и литературе, лишён понятия о географии и т.д.
Представитель известной фирмы «Боинг», ознакомившись с нашими реформами, недавно признал, что скоро у них некому будет ремонтировать самолёты, ибо американцы на это сами не способны и делают пока часто русские специалисты.
Известно, что многие американские фирмы, занимающиеся разработкой программ для компьютеров, состоят сплошь из русских программистов. Треть всех новаций в Америке – плод труда русских специалистов.
Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако Фурсенко, Ливанову и Ко почему-то потребовалось реформировать нашу лучшую в мире систему образования.
Прежде всего, следует отметить, что само понятие было введено в обиход советским психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента.
Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, иными словами, анализировать прошлое и прогнозировать будущее.
Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Приведём тест, предлагаемый психологами детям для оценки наличия у них понятийного мышления. Каждый желающий может оценить себя, памятуя о том, что тест это детский!
Из набора слов требуется выделить слово, являющееся лишним в ряду. Например, воробей, утка, синица, птица, соловей, гусь, страус, снегирь.
По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи.
Доказано что это меньше относится к гуманитариям! К слову, поскольку наша верховная власть почти сплошь состоит из юристов, экономистов, историков и КГбешников, ожидать среди них большого количества людей с понятийным мышлением не следует.
Эти люди способны красиво говорить, но не вести страну к вершинам благополучия.
Примерно та же картина наблюдается во всех так называемых развитых странах. Исследования показали, что среди взрослых образованных людей, например психологов в Европе, более 70% мыслят, как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку; не видят причинно-следственных связей.
Оно является результатом изучения естественных и технических наук, которые сами построены по понятийному принципу.
Особое внимание к этим наукам и соответствующим специалистам в послевоенном СССР позволило, и формировать достойную власть, и достигнуть больших успехов практически во всех областях общественной жизни. Увы, сегодня естественные и, тем более, технические науки в России не популярны
Молодые люди стремятся стать юристами, шоуменами, экономистами, торговцами, финансистами, менеджерами, но не инженерами, физиками, биологами или математиками, что и сказывается отрицательно на общественной жизни. А ведь будущее страны определяет молодёжь!
Увы, сегодня естественные и, тем более, технические науки в России не популярны. Молодые люди стремятся стать юристами, шоуменами, экономистами, торговцами, финансистами, менеджерами, но не инженерами, физиками, биологами или математиками, что и сказывается отрицательно на общественной жизни. А ведь будущее страны определяет молодёжь!
Может быть, пора пересмотреть политику в образовании, да и не только там!?
Смирнов Игорь Павлович
Подпишитесь на нас
Перечень основных эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления
Эгоцентризм допонятийного мышления | I
Перецентрация и интеллектуальная децентрация в понятийном мышлении |
Несогласованность объема и содержания в предпонятийных структурах | II
Понятийные структуры как собственно логические классы, в которых согласованы содержание и объем |
Трансдуктивный характер связи предпонятийных структур | III
Индуктивно-дедуктивный характер связи понятийных структур |
Синкретизм и преобладание соединительных конструкций в допонятийном мышлении | IV
Иерархизованность и преобладание конструкций подчинения в понятийном мышлении |
Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов в предпонятийных структурах | V
Адекватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов в понятийных структурах |
Неполнота обратимости операций в допонятийном мышлении | VI
Сформированность ансамблей обратимых операций в понятийном мышлении |
Нечувствительность к логическому противоречию и к переносному смыслу как выражение дефектов понимания | VII
Высший уровень и полнота понимания в понятийном интеллекте |
Абстрактно-логическое мышление
Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.
Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.
Инструменты логического мышления
Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.
Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.
Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.
Особенности абстрактно-логического мышления
Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.
А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.
Развитие абстрактно-логического мышления
Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.
Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.
И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.
Чем отличается от образного мышления?
Не стоит путать понятийное мышление и образное. Они различаются по ряду признаков. Первое дает обобщенную характеристику происходящего, которая появляется благодаря опыту, полученному человеком в разные отрезки своей жизни. Второе выхватывает из памяти некие образы. Картина воссоздается с помощью воображения и поэтому не всегда имеет очевидную связь с действительностью.
Есть и общие моменты – и тот, и другой вид мышления основан на собственном опыте, полученных знаниях и умениях. Однако понятийное мышление выключает фантазию, оно основывается лишь на достоверных фактах, точных данных, анализе конкретных цифр и явлений. Понятийное мышление как бы дополняет образное, корректирует его, выводит в более конструктивное и логическое русло.
Что такое интуитивное мышление?
Этим термином называют мыслительный процесс, базирующийся на непосредственном чувственном восприятии. В процессе поиска ответа на вопрос или решения задачи человек не думает, не размышляет, не проводит логический анализ имеющихся фактов. Решение приходит к нему само в один момент. В психологии интуитивное мышление принято противопоставлять логическому.
Сущностью интуитивного мышления является невозможность отследить всю цепочку мыслительных операций: от условия задачи до конечного вывода. В то время как в ходе обычного понятийного мышления можно четко выделить каждую последовательную мысль, ведущую к конечному умозаключению. В этом случае человек может объяснить каждый мыслительный этап, а при интуитивном подходе он не способен увидеть ход мыслей. Вся цепочка остается скрытой от сознания, человек получает только конечную мысль – ответ на вопрос или решение задачи.
Как работает интуитивное мышление?
Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.
В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях. Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза. Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.
Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.
Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.
Методика развития
Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:
- Возьмите какой-нибудь предмет и подумайте о нем всерьез. Что его изобретение принесло человечеству? Что будет, если его не станет? Как его произвели?
- Налейте воду в обычный воздушный шар и подумайте, что с ним станет в результате разных действий? Какой он примет вид, если выкинуть его в окно, проткнуть, расплавить и так далее?
- Старайтесь больше читать. Книги — отличное наглядное пособие.
Если у вас уже развито понятийное мышление, отлично, но если еще нет — не отчаивайтесь. Вы еще можете и сами сформировать его для себя, и научить детей. Поверьте, что в будущем это еще не раз пригодится для того, чтобы принимать верные решения в самых разных жизненных ситуациях. Улучшить разные типы мышление поможет курс Викиум «Развитие мышления». Интересные факты, научные методики, специальные тренажеры на укрепление полученных навыков — все это ждет вас уже сейчас!
Методы развития интуитивного мышления
Каждый индивид обладает интуитивным мышлением, только у одних оно развито хорошо, а у других – весьма посредственно. Люди с развитой интуицией, как правило, более успешно решают повседневные задачи – профессиональные и бытовые.
Можно ли развить интуитивное мышление, если оно работает не так хорошо, как хотелось бы? Да, это можно и нужно делать. Существует множество разнообразных методик, помогающих в развитии этого типа мышления, и каждый желающий может подобрать для себя наиболее действенные и эффективные.
Рассмотрим несколько простых рекомендаций, которые можно применять в повседневной жизни.
- Прежде всего, научитесь слышать свой внутренний голос. Интуиция работает непрерывно, однако человек, занятый своими мыслями, редко способен услышать ее подсказки. Если вы станете приучать себя слышать голос подсознания, сигналы, подаваемые им, будут становиться все более четкими и понятными.
- Попробуйте поставить себя на место другого человека и почувствовать то, что чувствует он. Например, вы видите, как ваш начальник отчитывает одного из сотрудников. Представьте себя на месте этого сотрудника, попытайтесь ощутить эмоции, которые он испытывает в этот момент – стыд, гнев, чувство вины, неловкость.
- Научитесь распознавать эмоции человека в разговоре. Люди не всегда показывают другим свои истинные эмоции, но проницательный индивид по голосу, жестам, взгляду, мимике способен «прочитать» их. Тренируйтесь распознавать эмоции собеседника как при личном контакте, так и во время телефонного разговора.
- Для того чтобы научиться слушать голос интуиции, необходимо почаще оставаться наедине с самим собой. Выберите удобное время, когда вас никто не потревожит, отключите телевизор, компьютер и просто посидите или полежите в тишине, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Выполняйте это упражнение каждый день.
- Научитесь расслабляться, снимать напряжение и стрессы, накопленные за день. Доступ к подсознанию лучше всего открывается в расслабленном состоянии.
- Развивайте образное мышление – интуитивные подсказки нередко приходят не в форме слов, а в виде образов, возникающих в сознании.
- Изучайте невербальный язык тела. Эти знания помогут вам с одного взгляда распознавать чувства, эмоции и мысли другого человека.
Особенности
Термин «понятийное мышление» в психологии появился не так давно. Его ввел советский ученый Лев Семенович Выготский. С 1924 по 1934 год он изучал, как сознание влияет на образ мыслей человека. И пришел к следующему выводу — то, как человек думает, зависит от следующих факторов:
- умения видеть истинную суть явления,
- способности отыскать причину происходящего,
- умения предвидеть последствия,
- навыка обращения с информацией,
- умения ее систематизировать,
- способности выстраивать полную картину происходящего.
Лишь те, кто обладает данной формой мышления, способны грамотно разобраться в любой ситуации. Остальные, а по некоторым данным их около 80%, думают, что правы лишь потому, что так думают именно они. Любую ошибку они объясняют вмешательством извне.
Понятийное мышление – способность не врожденная. Оно начинает появляться у ребенка в возрасте 6-7 лет. Именно тогда проявляется его способность не просто получать знания, но и давать им собственную оценку. Теоретические знания в случае, если не будет применено понятийное мышление, останутся лишь сухой, зачастую ненужной, а потому и быстро забываемой информацией. Считается, что понятийное мышление впервые сформировалось у человека, когда появилось слово. Именно оно дает возможность представить то, что невозможно «потрогать». Счастье, совесть, обида, злость – это всего лишь слова, которые каждый воспринимает по-своему. То, как это происходит, во многом зависит от того, какое образование получил гражданин, какую литературу изучал, с какими ситуациями сталкивался лично.
Чтобы определить, насколько развито понятийное мышление, можно воспользоваться и куда более простым способом. Выберите из набора следующих слов лишние. «Снегирь, воробей, птица, канарейка, страус, пингвин, ворона». Большинство из тех, кто проходит этот тест, выбирают пингвина или страуса, аргументируя это их размерами и непохожестью на остальных пернатых. Хотя правильный ответ – «птица». Именно это слово лишнее в данном списке. Оно лишь объединяет – все остальные, другие являются ее видами.
Еще один вопрос из другой области. Сколько будут стоить 2 трехрублевые булочки, если килограмм муки стоит 20 рублей? Удивительно, но некоторые начинают искать трудное решение, которое на самом деле лежит на поверхности. Ведь сколько бы не стоило сырье, две булки по 3 рубля будут стоить 6. Прошли тест? Теперь давайте попробуем понять, а стоит ли радоваться и расстраиваться полученному результату.