Страх поражения

Жизнь на пике эмоций

Особенностью данного вектора является высочайшая эмоциональная амплитуда, что предрасполагает его обладателей проживать все происходящее в их жизни на пике эмоций — и хорошее, и плохое. Соответственно, любые ситуации сверхстресса усиливаются многократно за счет эмоционального фактора.

Здесь важно отметить, что в зависмости от степени развитости и реализованности свойств зрительного вектора, человеком будут проживаться либо преимущественно позитивные чувства (любовь, сопереживание), либо негативные эмоции в диапазоне от экзальтации на пике до самых черных страхов и панических атак в момент естественного падения амплитуды эмоций в нижние состояния. При этом разного рода страхи (страх одиночества, тревога за здоровье свое и близких, страх будущего, страх темноты, общения и любые другие страхи и тревоги) – будут основными переживаниями человека (часто настолько привычными, что до конца неосознаваемыми), наряду с драматизацией любого события

В последнем случае «любовь» больше похожа на поиск внимания и потребность постоянно получать подтверждения чувств партнера

При этом разного рода страхи (страх одиночества, тревога за здоровье свое и близких, страх будущего, страх темноты, общения и любые другие страхи и тревоги) – будут основными переживаниями человека (часто настолько привычными, что до конца неосознаваемыми), наряду с драматизацией любого события. В последнем случае «любовь» больше похожа на поиск внимания и потребность постоянно получать подтверждения чувств партнера.

Таким образом в последнем случае мы имеем определенные предпосылки (изначально неблагоприятный психологический фон) для возникновения конверсионных расстройств. Но это еще не все.

Второй психологический тип шахматиста

Второй тип шахматиста характеризуется элементами полного спокойствия и уравновешенности. Мастер этой психологической категории после понесенного поражения почти не проявляет признаков растерянности и деморализации и играет с той же силой, как и до проигрыша. Из старых мастеров такой психологической устойчивостью отличались — первый официальный чемпион мира Стейниц, Пильсбери и Шлехтер.

Эта же уравновешенность и удивительная психологическая выдержка свойственны игре недавнего чемпиона мира Эммануила Ласкера. Проигрыши, которые встречались в его практике, Ласкер переносил с удивительным, каким-то «олимпийским спокойствием», и они ни в какой степени не отражались на силе его игры. Так было в 1909 г. на международном турнире в Петербурге, где он потерпел два поражения, от Рубинштейна и Дуз-Хотимирского. То же повторилось в 1914 г. в том же Петербурге, где он проиграл Бернштейну. Наконец, в 1924 г: на нью-йоркском турнире Ласкер потерпел самое неприятное в психологическом отношении поражение — от Капабланки, лишившего его в 1921 г. звания чемпиона мира. И все-таки все эти проигрыши, и в особенности последний, ни в коей мере не поколебали психологической устойчивости Ласкера, и он во всех этих случаях завоевал первое место, выказав в своей игре огромную силу, твердость и необыкновенное упорство воли. То же самое можно было наблюдать в 1925 г. на международном турнире в Москве, где два проигрыша, Торре и Левенфишу, не отразились на дальнейшей игре Ласкера.

Мы остановились подробно на Ласкере, только потому, что он наиболее законченный, яркий из мастеров второго психологического типа. Из других современных нам Маэстро можно назвать, напр., Видмара, который полностью подходит под ту же психологическую категорию.

Стадии психологической травмы

В динамике состояния лиц, оказавшихся под ударом внезапных стресогенных факторов, выделяют следующие стадии реагирования.

Фаза витальных реакций (продолжительность — от нескольких секунд до 15 минут). Характеризуется изменением восприятия масштаба времени и интенсивности раздражителей. Например, происходит снижение болевой чувствительности при переломах, ожогах. Работа психики полностью подчиняется императиву выживания как биологической единицы, что приводит к редукции моральных норм и ограничений. Например, человек выпрыгивает из горящего здания, забыв, что в нем находятся его родные, которых тоже нужно спасать

При реабилитации важно донести до пострадавших, что в экстремальных ситуациях мощному инстинкту самосохранения противостоять практически невозможно.
Острый эмоциональный шок с явлениями сверхмобилизации (от 3 до 5 часов)
У человека обостряется внимание, увеличивается скорость психических процессов, работоспособность, появляется безрассудная храбрость. Поведение направлено на спасение окружающих людей, реализацию моральных идеалов и представлений о профессиональном долге.
Психофизиологическая демобилизация (до 3 суток)
Осмысление масштабов трагедии

Среди эмоциональных реакций на первое место выступают замешательство, подавленность, опустошенность. Расстройство внимания и памяти. Среди физиологических симптомов наблюдаются слабость, трудности с дыханием, бледность кожных покровов, тремор, нарушения в работе пищеварительной системы.
Стадия разрешения (от 3 до 12 дней). Пострадавшие заявляют о стабилизации настроения и самочувствия. Однако по объективным данным у большинства травмированных присутствуют вегетативные расстройства, наблюдается низкий уровень работоспособности, нежелание обсуждать произошедшее, эмоциональный фон остается сниженным.
Стадия восстановления (12 суток после получения психологической травмы). Активизация общения с отсутствием позитивных сдвигов в физиологическом состоянии организма.
Стадия отставленных реакций (спустя месяц и позже). Расстройство сна, иррациональные страхи, психосоматические расстройства, выраженный негативизм, конфликтность.

В результате длительного травмирующего воздействия наблюдаются следующие стадии психологической травмы.

  1. Начальная фаза: попадание в долговременную психотравмирующую ситуацию. По сути совпадает с психологической реакцией на внезапное стрессогенное воздействие и являет прохождение через описанные выше 6 стадий реагирования.
  2. Адаптационный период. Человек по мере возможностей примиряется с жизненной ситуацией, ограничивается удовлетворением сиюминутных потребностей. Позже активность снижается, появляется чувство беспомощности, апатии. Подрываются силы противостоять неприятностям (например, безработный теряет надежду и отказывается от попыток найти работу, попавший в плен — освободиться).
  3. Стадия возвращения к нормальной жизни. На первых порах человек может не осознавать свои негативные эмоции. Стресс может маскироваться чувством радости, эйфории. Но вскоре сменяется подавленностью, раздражением, гневом.

Этиологические факторы

Любые нарушения психического состояния человека обусловлены изменениями структуры или функций головного мозга. Факторы, влияющие на это можно разделить на две группы:

  1. Экзогенные, куда относятся все внешние факторы влияния на состояние организма человека: производственные яды, наркотические и отравляющие вещества, алкоголь, радиоактивные волны, микробы, вирусы, психологические травмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга;
  2. Эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они включают в себя нарушения хромосомного ряда, генные заболевания, наследственные заболевания, которые могут передаваться по наследству в связи с травмированным геном.

Но, к сожалению, на данном этапе развития науки причины возникновения многих психических расстройств остаются неизвестными. На сегодняшний день каждый четвёртый человек в мире склонен к психическому расстройству либо смене поведения.

К ведущим факторам развития психических расстройств относятся биологические, психологические, факторы среды. Психический синдром может передаваться генным путём как у мужчин, так и у женщин, что обуславливает частую схожесть характеров и отдельных специфических привычек некоторых членов семьи. Психологические факторы объединяют в себе влияние наследственности и окружения, которые могут привести к расстройству личности. Воспитание у детей неправильных семейных ценностей увеличивает в будущем у них шансы развития психического расстройства.

Психические расстройства чаще всего бывают у людей при сахарном диабете, сосудистых заболеваниях головного мозга, инфекционных Страх пораженияболезнях, в состоянии перенесённого инсульта. Алкоголизм может лишить человека вменяемости, полностью нарушить все психофизические процессы в организме. Симптомы психических расстройств проявляются также при постоянном употреблении психоактивных веществ, влияющих на функционирование центральной нервной системы. Осеннее обострение или же неприятности в личной сфере могут выбить из колеи любого человека, ввести его в состояние легкой депрессии. Поэтому, особенно в осенне-зимний период, полезно пропить курс витаминов и лекарства, которые успокаивающе действуют на нервную систему.

Живое воображение

Особенностью людей со зрительным вектором является их образный интеллект и богатое воображение. При этом в состоянии страха им свойственна исключительная внушаемость, в том числе самовнушаемость. Зрительник способен настолько ярко верить в образы, рисуемые его воображением, что перестает их отличать от яви. Именно зрительные люди являются наиболее гипнабельными. (К слову, случаи удивительного исцеления от психогенного паралича «Встань и иди!» как раз и связаны с огромной внушаемостью таких людей.)

Кроме того, отличие зрительника в страхах в том, что он настроен верить, причем безоговорочно, а не знать наверняка, опираясь на факты. Для последнего нужна активная умственная работа, а это требует энергозатрат и активной жизненной позиции, в состоянии же страха человек ощущает себя пассивным и зависимым – от участия к нему других людей, их защиты, опеки, внимания, он становится более уязвимым к чужим мнениям и т.д. То есть в данном случае у человека будут преобладать бессознательные реакции, в том числе защитные, а не сознательный выбор действий, опирающийся на активное осмысление действительности.

Психологические проблемы и пути их решения

Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Решение психологических проблем проходит в несколько этапов. Эти же этапы нужны для любого вида задач:

  1. Постановка целей.
  2. Определение условий.
  3. Планирование решения.
  4. Реализация решения.
  5. Проверка результата.

Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах помочь трудно. Поэтому квалифицированная психологическая помощь будет полезной.

Страх поражения 

Немного о понятиях

Страх пораженияСогласно Международной классификации болезней, психические расстройства не совсем тождественны таким понятиям, как психическое заболевание или душевная болезнь. Данное понятие даёт общую характеристику различным видам  разладов психики человека. С психиатрической точки зрения, не всегда возможно обозначить биологические, медицинские и социальные симптомы нарушения психики личности. Лишь в некоторых случаях в основе психического расстройства может лежать физический разлад организма. Исходя из этого, в МКБ-10 используется термин «психическое расстройство» вместо «психического заболевания».

Способность противостоять стрессу

Будучи вне страха зрительник не подвержен слепой вере, а опирается во всех своих заключениях о себе и мире на наблюдаемую действительность, т.е. полученные опытным путем знания. Человек в таком состоянии гораздо менее подвержен как внушению, так и (как следствие) конверсионным расстройствам. Его психика несмотря на все ту же эмоциональность более устойчива к стрессу, у него есть способность реагировать не через захлестнувший его сознание страх, а с учетом всех условий конкретной ситуации.

Страх поражения

Более подробно со свойствами зрительного вектора вы сможете познакомиться на полном тренинге по Системно-векторной психологии

В рамках же рассматриваемой темы важно следующее:

  • Конверсионным расстройствам, в том числе возникновению психогенного паралича, подвержены люди со зрительным вектором с преобладающим состоянием страха.

  • Возникшая защитная реакция – есть следствие недостаточной готовности психики адаптировать стресс, что напрямую связано с недостаточным пониманием своей природы и недостаточной реализацией свойств вектора.

  • Увеличивая степень наполненности (реализации) желаний зрительного вектора, человек перестает нуждаться во вторичной выгоде.

  • Раскрывая природу зрительного вектора, свойственного ему корневого состояния страха смерти и своих реакций на происходящее, человек осознает случившееся, и так называемая первичная выгода психогенного паралича (защитить психику от сверхстресса) перестает быть актуальной. На примере облегчения других психосоматических проблем можно наблюдать, что после осознания их причин психогенные симптомы уходят. Это естественное следствие осознания себя, которое происходит на тренинге Юрия Бурлана.

Полный курс из 14 лекций предназначен для самопознания и изучения психики человека. Точность и глубина получаемых знаний позволяет слушателям не только получить четкое понимание устройства бессознательного, но и решить любые внутренние конфликты, а также облегчить многие психосоматические проблемы. (Речь идет об уникальном позитивном эффекте психоанализа, Портал СВП не оказывает медицинских услуг). Многие слушатели делятся своими серьезными результатами по итогам прохождения тренинга, в том числе в области психосоматики.

Мы предлагаем людям с диагностированными конверсионными расстройствами (психогенный паралич и другие) получить бесплатную психологическую поддержку на полном онлайн тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Анатомия бессознательного

Вектор – это набор психофизиологических характеристик и согласующихся с ними желаний, определяющих сущность человека – его характер, устремления, приоритеты, ценности, тенденции реагирования на различные раздражители, особенности развития и даже жизненные сценарии.

Причем человек — это не простой механизм, состоящий из одного вектора. Каждый из нас несет в себе в среднем от 3 до 5 векторов, комбинация которых является врожденной особенностью. Все свойства, заложенные в векторах, имеют шкалу развития, у детей они представлены в их первоначальном варианте и требуют определенного развития от простого к сложному, этапы которого четко определены и наблюдаемы в жизни.

Так, зрительный вектор обладает всеми теми характеристиками, которые и способны провоцировать вышеописанные психосоматические реакции, и никакой другой вектор больше. Рассмотрим его немного ближе.

Лечение психологической травмы

С психологической травмой справедливо утверждение: время – лучший лекарь. Действительно, со временем пережитое горе утрачивает свою актуальность, человек возвращается в привычный ритм жизнедеятельности. Однако для многих современников процесс восстановления после психологической травмы проходит очень сложно. Или вместо желаемого обретения равновесия человек получает уже реальные невротические либо психические расстройства, требующие лечения.

Всем людям без исключения, которые пережили психотравмирующую ситуацию, необходимо обратиться за врачебной помощью, если переживания психотравмы одолевают более трех месяцев. Однозначными сигналами о необходимости лечения являются:

  • угнетенное состояние и тоскливое настроение;
  • раздумья о бесполезности жизни и идеи о смерти;
  • навязчивый страх одиночества;
  • тотальная боязнь смерти;
  • иррациональная тревога, предвкушение неизбежной катастрофы;
  • бессонница или инсомния;
  • неконтролируемые вспышки агрессии;
  • хронические болезненные ощущения при отсутствии органического заболевания;
  • упадок сил и иные проявления астении;
  • сексуальная дисфункция;
  • приступы панических атак;
  • признаки анорексии или булимии;
  • психосенсорные расстройства: деперсонализация и дереализация;
  • ярко выраженные провалы в памяти;
  • двигательное возбуждение;
  • нарушение социальной адаптации;
  • появление навязчивых форм поведения.

Необходимо экстренно приступить к лечению психологической травмы, если у человека демонстрируется суицидальное поведение, развились пагубные зависимости: алкоголизм, токсикомания, неконтролируемый прием фармакологических средств.

В зависимости от сути психологической травмы, демонстрируемых симптомов, стадии развития невротического расстройства избирается метод психотерапевтического лечения. Хорошие результаты в лечении последствий психотравм показывают:

  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • гештальттерапия;
  • нейролингвистическое программирование;
  • психоссугестивная терапия;
  • методы провокативной терапии.

Следует учитывать, что в состоянии стресса индивид не может оказать себе необходимую помощь. Поэтому в кризисные часы крайне важна адекватная, компетентная, целенаправленная помощь опытного специалиста. Коварство психологических травм состоит в том, что их следствия могут быть заметны не мгновенно, а через десятилетия. При этом глубина воздействия стрессовых факторов может лежать вне пределов сферы сознания, и наличие реальной проблемы может быть незаметным взгляду неспециалиста. Психологическая помощь, а при необходимости лечение, позволит преодолеть психологическую травму более быстро и сведет к минимуму риск развития опасного психического расстройства.

Виды психологических травм

В психологии существует несколько классификаций психотравм. В зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия негативных факторов на психику рассматривают следующие типы.

  1. Шоковая психологическая травма (невроз испуга). Характеризуется спонтанностью, кратковременностью. Возникает в ответ на внезапные, абсолютно непредвиденные события. Смерть родственника после длительной серьезной болезни воспринимается иначе, чем его неожиданный уход из жизни. В результате резкого эмоционального возбуждения наступает помутнение сознания, блокировка большинства физических и психических функций. На первый план выступают инстинктивные побуждения к бегству, защите или нападению, характерные для всех млекопитающих. Могут наблюдаться всякого рода аффекты, делирии, припадки. Вместо нервного возбуждения и повышенной двигательной активности, может возникнуть эмоциональный ступор и паралич воли. При этом никакие призывы, уговоры, пощечины не выводят человека из состояния дезориентации.
  2. Острая психологическая травма. Также носит сравнительно краткосрочный характер. Развивается под влиянием негативно окрашенных переживаний вследствие разрыва отношений, морального унижения. Унижение является серьезным ударом для психики, поскольку сохранение чувства собственного достоинства в глазах других людей или своих собственных является глубинной ценностью любого индивида.
  3. Хроническая психологическая травма. Развивается долго — порой несколько лет или даже десятилетий. Формируется, когда психика человека подвергается длительному воздействию негативных факторов (неблагоприятный климат в семье, пребывание в тюремном заключении, заболевание или травма, приведшая к физической неполноценности или инвалидности).

В зависимости от характера травмирующих событий выделяют следующие виды психологических травм.

  1. Экзистенциональная. Происходит по причине острого осознания своей смертности, но эмоционального неприятия этого факта. Возникает после переживания событий, которые угрожали жизни (опасное заболевание, авария, нахождение в зоне боевых действий, стихийное бедствие, несчастный случай).
  2. Травмы утраты (близкого, значимого человека). Особенно тяжело переживается в детском возрасте.
  3. Психологическая травма отношений. Трудно поддается диагностике. Формируется, когда человек долгое время находится в нездоровых, разрушающих его психику отношениях. Например, родитель, супруг или ребенок годами, ведет себя непредсказуемо, так как имеет психические отклонения, страдает от алкоголизма, наркомании. Травма отношений может также возникнуть в результате предательства близкого человека.
  4. Травма собственных ошибок. Возникает из-за неспособности человека принять факт, что он совершил действия, которые привели к непоправимым последствиям. Например, водитель сбил пешехода, хирург допустил ошибку, которая стоила жизни пациенту.

Привет из прошлого

Многие современные психологи видят корень болезней в прошлом пациента. Нерешённые проблемы становления индивида, личности, взаимодействия с родителями на ранних этапах развития могут оставить глубокий след в психике ребёнка и отразится на его здоровье в будущем. Так, например, постоянное подавление гиперактивности ребёнка может привести к формированию психосоматического расстройства в зрелом возрасте.

Родители, демонстрируя адекватное поведение по отношению к потребностям ребёнка, добиваются снижения рисков возникновения психосоматических расстройств. Если же они (в основном мать) проявляют в присутствии ребёнка «небезопасное поведение», то тем самым идёт программирование его на заболевание. К «небезопасному» относятся следующие стили поведения:

  • тревожно-амбивалентный (непостоянность в реагировании, поведении, отношении к ребёнку);
  • избегающий (отстранение от ребёнка);
  • дезорганизованный (хаотичность реакций с применением насилия).

Теория Фрейда

Продвинуться в понимании причин психосоматических расстройств помогла конверсионная психоаналитическая теория З. Фрейда. Зацепкой для современных специалистов стало его открытие механизмов вытеснения сознательных процессов в бессознательное, подавления или цензурирования конфликтующих с социумом внутренних установок. Эти механизмы, а также любые нереализованные желания, по мнению учёного, напрямую относятся к возникновению неврозов – расстройств психики.

Неврозы, кроме психической, имеют и физическую симптоматику:

  • головные боли;
  • колики в животе;
  • панические атаки;
  • и др.

Психологическая травма: симптомы и последствия

В отличие от физических повреждений тела, психологическую травму не так легко распознать. Посторонний наблюдатель может догадаться о ее наличии лишь по косвенным признакам — изменениям в поведении, мимике, манере речи, идеомоторике.

Ключевым симптомом психологической травмы точно так же, как и физической, выступает боль. При этом душевная боль может переноситься так же тяжело, как и физическая. По субъективным ощущениям интенсивные эмоциональные страдания буквально раздирают тело части. Воспоминания о психотравмирующем происшествии с годами не теряют свою актуальность и болезненность в отличие от событий, не имеющих травматического содержания. Иногда человек готов даже пойти на самоубийство, чтобы избавиться от психологических страданий, вызываемых этими воспоминаниями. Увы, вкладывая огромные денежные ресурсы в развитие хирургических служб и травматологических пунктов, мы все еще не придаем должного значения организации помощи при психологических травмах.

Стоит отметить, что психологическая травма не всегда находит свое отражение в психике как болезненное переживание или непроизвольное воспоминание. Переживания, которые не смогли переработаться и усвоиться сознанием, находят разрядку в телесной сфере. Происходит то, что в психологии носит название «конверсия».

У подавляющего числа конверсионных расстройств легко обнаруживается символическая связь с характером психологической травмы. Так, гинекологические заболевания развиваются у женщин в результате травматического сексуального опыта или на почве чувства вины после аборта. События, которые человек не смог «переварить», приводят к заболеваниям органов пищеварительной системы; слишком близко «принятое к сердцу» проявляется в виде кардиалгического синдрома.

Психологическая травма приводит к потере здорового сна. Человек может страдать от бессонницы, прерывистого сна или повторяющихся кошмарных сновидений, в которых он заново переживает шокировавшие его происшествия. В дневное время травматическое событие проигрывается в сознании в виде навязчивых фантазий и мыслей. Все это повторяется до тех пор, пока человек не войдет в контакт с вытесненными эмоциями и не интегрирует болезненный опыт.

И как бы неприемлемые для Эго психические содержания ни вытеснялись в бессознательное, они все равно остаются в психике и находят свое выражение в периодических с трудом контролируемых приступах тревоги и гнева, возникающих без особых на то внешних причин.

В качестве признака психологической травмы отдельного внимания заслуживают различные формы ограничительного и избегающего поведения — определенных ситуаций, мест, отношений. Ведущим мотивом личности с травмированной психикой становится мысль: «Это никогда больше не должно повториться!». Тяжелые психологические травмы приводят к развитию социальной фобии, агорафобии, паническим атакам. Одной из форм избегающего поведения (в частности, мыслей и воспоминаний) является алкоголизм и наркомания, а также игровая зависимость.

Форма психопатологии зависит не только от характера психологической травмы, но и от возраста, на который пришлось стрессовое воздействие. У детей до 12 лет чаще всего наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство с выпадением из памяти информации о травмирующих событиях, энурез, неврологические нарушения, тики, расстройства речи. Почти в 50 процентах случаев начиная с подросткового возраста также диагностируется большое депрессивное расстройство или дистимия (хроническая депрессия). Переживание психологической травмы способно также выступить провокатором ухода человека от норм социальной жизни (пренебрежению социальным престижем, потере значимости уважения со стороны близких людей).

Выраженность симптомов может колебаться в диапазоне от легкой до очень тяжелой степени страдания, вплоть до инвалидности. Разрушительная сила психологической травмы зависит от уровня стрессоустойчивости человека, значимости произошедшего события. Но все же большинство травмированных находят в себе силы вести полноценную жизнь, особенно если им была своевременно оказана квалифицированная помощь.