Вопрос 1. Свойства и виды поведения
Почему нарушаются правовые нормы
Существование правоохранительной системы государства можно объяснить тем, что правомерное поведение, признаком которого является его полезность для общества, характерно не для всех граждан. Почему, какие причины могут толкнуть человека на противоправные действия?
В основе многих из них — отсутствие уважения к правам других людей, эгоизм, осознание собственной исключительности. Таких примеров множество можно найти в СМИ, рассказывающих о юридическом рассмотрении наследственных дел, о поведении «крутых» на дорогах и пр.
Причиной неправомерных действий часто называют незнание законов. Но едва ли это может послужить оправданием. По большому счету, каждый гражданин должен хорошо ориентироваться в законах, которые касаются его сфер жизни — семейной, общественной, профессиональной. Ответственность за нарушение наступает, даже если гражданин их не знает.
Психологи одной из причин правонарушений считают то, что у преступников не сформирована общепринятая шкала правил, а ценностные ориентации не соответствуют нравственным представлениям о добре и зле. Образ жизни у них сформулирован в девизе «Кто силен, тот и прав» или «Кто смел, тот и съел».
Опасные последствия имеет систематическое общение человека (особенно юного) с людьми, для которых преступление стало профессией, с представителями радикальных организаций и сект. Пропаганда их взглядов и идей может деформировать правовое сознание человека.
Кризисные периоды в стране рушат не только экономику, но и человеческие идеалы, которые вдруг перестают соответствовать общественным нормам. Как правило, в такие периоды возрастает количество преступлений против гражданских прав личности, растет коррупция, взяточничество.
Можно назвать еще много причин, по которым совершаются нарушения закона. Но верно то, что человек, обладающий развитым правосознанием, ни при каких обстоятельствах не нарушит закон.
12. Социальная роль
Социальная
роль
— образец поведения, признанный правильным
и целесообразным для людей, обладающих
определенным статусом в данном
обществе.
Роль
дает образец, показывающий, как именно
следует действовать индивиду в той или
иной ситуации. Общество ожидает от
человека с определенным статусом
поведения, закрепленного социальной
ролью.
Социальная
роль может быть закреплена за человеком
как формально (например, в законодательном
акте), так носить и неформальный
характер. Каждый человек обладает
набором социальных ролей, который
соответствует его набору его социальных
статусов. Совокупность ролей индивида
называется ролевой системой, ролевым
набором. В процессе достижения
определенного статуса и исполнения
соответствующей социальной роли
может возникнуть ролевой конфликт.
Виды
ролевых конфликтов:
1.
Межролевой:
возникает, если индивид стремится
выполнять несовместимые роли
(например, женщина-мать и женщина-карьеристка)
2.
Внутриролевой:
возникает, если в рамках одной роли
следует поступить нетипично (например,
любящий родитель, наказывающий
нашалившего ребёнка)
3.
Личностно-ролевой:
возникает в случае психологической
несовместимости личности с выбранной
ролью (например, застенчивый человек,
читающий лекции)
Выделяют
основные (базисные) социальные роли:
-
роль
труженика; -
роль
собственника; -
роль
потребителя; -
роль
гражданина; -
роль
члена семьи.
Совокупность
ролей, которые играет конкретный индивид,
называют ролевым набором.
На
выполнение той или иной социальной роли
откладывает отпечаток личность
человека. Чем выше статус личности, тем
ролевые предписания более жёсткие.
Подходы и направления
Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хрисипп, Сократ и Платон, однако, серьёзно научно изучать поведение стало возможно лишь с появлением идеи эволюционизма. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.
Психология
Основные понятия
Индивид, личность, память, восприятие, мышление
Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом бихевиористического направления психологии является поведение человека, однако психология в целом неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения психоанализа, зоопсихологии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии и целого ряда естественных и технических наук.
Зоопсихология
Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе
Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.
Поведение растений
Хотя растения и бактерии обладают способностью к перемещению под действием внешних факторов (таксису), а высшие растения также не лишены способности к движению и обучению, тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них психики. В психологии движения растений часто относят к «допсихическому уровню отражения».
Сравнительная психология
Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.
Бихевиоризм и необихевиоризм
Основные понятия
Оперантное научение, чёрный ящик,инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»
Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин.
Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.
Этология
Основные понятия
ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение
Этология в современном понимании — наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» — научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты.
Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николас Тинбергенс.51-52.
Правила
Правовые правила поведения – это правила, которые устанавливаются государством. Делается это в зависимости от различных условий и возможных поведений общественности. Можно также выделить несколько правил правового поведения, характерных для общества. Прежде всего, это:
- Принудительность. Правовые нормы правила поведения допускают, что их исполнение добровольно. Но в случае нарушений этих правил, будут применены санкции. Например, вы вольны соблюдать либо не соблюдать уголовный кодекс, но в случае нарушения к вам будут применены санкции, которые предусмотрены за ваше нарушение.
- Социальность. Правовые правила поведения предусмотрены лишь между людьми, то есть эти правила никак не могут регулировать отношения между человеком и, например, животным.
Нормы права предлагают лишь абстрактные правила поведения, но устанавливают конкретное наказание за несоблюдение, то есть эта абстрактность формальна.
Виды девиантного поведения
До сих пор не составлено единой типологии поведенческих отклонений. Прежде всего, стоит сказать о социологии девиантного поведения, положительных и отрицательных девиациях (теория Н.В. Барановского). Первые обеспечивают прогресс общества. Вторые вызывают его регресс.
Положительное девиантное поведение, примеры из жизни:
- гениальность,
- героизм,
- суперспособности;
- самопожертвование;
- трудолюбие;
- обостренное чувство жалости.
Трудолюбие как пример девиации.
Отрицательное девиантное поведение, примеры из жизни:
- преступность;
- терроризм;
- проституция;
- алкоголизм;
- наркомания;
- вандализм;
- самоубийство;
- экстремизм;
- живодерство.
Преступность как пример девиации.
Деление на деструктивные и продуктивные формы не единственная классификация
Рассмотрим подробнее еще две классификации, обратим особое внимание на отрицательные девиации
Виды девиаций в социальной психологии
Отечественный психиатр В.Д. Менделевич выделил следующие формы отклонений (девиантное поведение, его виды, типы, формы проявления):
- Криминальное, или делинквентное. Человеком движет недовольство миром, желание бороться с ним, уничтожить его.
- Психопатологическое. Из-за психических нарушений и патологий мозга человек воспринимает мир как враждебный, появляются маниакальные идеи борьбы с ним. Как правило, такие индивиды оказываются в руках полиции, но позже их признают невменяемыми.
- Аддиктивное. Это зависимости. Человек не хочет мириться с реальностью, но и бороться с ней не может, а потому он предпочитает уйти от нее при помощи психоактивных веществ, игр, прочего.
- Игнорирование реальности. Пример – трудоголизм. Человек увлекается каким-то узким видом деятельности. Он как бы адаптирован к миру, но в то же время отдален от него. Этот вид девиации наиболее приемлем для общества.
Если говорить о девиациях в частном порядке, то можно назвать такие формы: алкоголизм, игромания, шопоголизм, трудоголизм, наркомания, хулиганство, преступления, опасный образ жизни, распутный образ жизни, сексуальная распущенность, вандализм, суицидальные наклонности.
Зависимости как пример девиации.
Виды девиантного поведения в социологии
Социология представила свою структуру отклонений. Типология девиантного поведения в социологии (типология Мертона):
- инновация (девианты согласны с целями общества, но не согласны с методами их достижения);
- ритуализм (девианты не признают общественные цели, но пытаются пользоваться теми же методами, что общество);
- ретритизм (девиант отрицает цели, способы их достижения, выбранные обществом);
- бунт (девианты отрицают общественные цели, способы, но предлагают свои).
Виды девиаций детей и подростков
Клиническая психология выделяет такие формы детского девиантного поведения (виды, их характеристика):
- антисоциальные или агрессивные поступки внутри семьи, по отношению к близким людям;
- агрессивные или асоциальные поступки в отношении других детей;
- агрессивность внутри группы детей, где ребенок хорошо адаптировался;
- оппозиционная, вызывающая модель в стенах дома, за его пределами.
Отклонения у подростков, детей (часто встречающиеся формы, виды):
- самоповреждение;
- саморазрушение;
- рискованность;
- сексуальная распущенность;
- бродяжничество;
- зависимость от социальных сетей;
- участие в деструктивных группах;
- наркомания;
- пьянство;
- нарушение школьной дисциплины;
- побеги из дома;
- суицидальные наклонности.
Суицидальные наклонности как пример девиации.
Таким образом, можно выделить три модели отклонений у детей: направленные на самого ребенка (подростка), направленные на других людей, нейтральные (уход от реальности).
Справедливости ради стоит отметить, что встречаются положительные отклонения. Они направлены на изменение мира, преодоление застоя, консерватизма. Примеры: участие в музыкальной группе, увлеченность изобретательством.
Определение понятия
Психология поведения — это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.
Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.
Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.
Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее
Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.
1. Что говорят нам жесты и мимика?
Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.
Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.
Скрещенные ноги или руки – эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.
Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, — и это все для того, чтобы самоутвердиться.
2. Что говорит нам речь и интонация?
Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:
- Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
- Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
- Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.
3. Часто слова не так важны, как интонация.
Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.
Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.
Загрузка культуры человека
В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.
Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.
К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.
Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.
Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.
Нехимические зависимости
К развитию аутодеструктивного поведения приводит патологическая интернет-зависимость и страсть к азартным играм (гэмблинг). При зависимости от интернета происходит изменение мотивации и потребностей человека. Особенно актуальна сегодня зависимость от компьютерных игр, что действует разрушающе на личность. Обычно виртуальный мир в играх агрессивен, разрушителен и беспощаден, а сам играющий должен противостоять этому злу. При нахождении в такой обстановке большой период времени у человека увеличивается уровень тревожности, которая выступает фактором деструктивного поведения. Интернет-зависимость приводит к нарушению мотивации и потребностей, воли, коммуникации, изменению характера, развитию аутизма.
Зависимость от азартных игр является расстройством контроля над своим поведением, что приводит к деструкции личности. У человека нарушаются потребности и мотивация, воля, самооценка, развиваются иррациональные убеждения и так называемая иллюзия контроля. Следствием гэмблинга выступает развитие аутизма, что часто приводит к аутодеструкции.
Правомерное поведение и его виды
Правомерное
поведение — единственный социально
полезный вид правового поведения.
Правомерное поведение — это цель
законодателя, правоохранительных
органов. Обеспечению правомерного
подведения подчинена вся система
государственного аппарата.
В научной литературе
существует несколько понятий правомерного
поведения:
1. Правомерным
считается то поведение, которое
соответствует предписаниям юридических
норм.
2. Правомерным
считается любое поведение, не запрещённое
юридическими нормами.
Оба эти понятия не
являются верными в силу следующих
причин:
Первое:
* Учитывая
существование пробелов в законодательстве,
можно сказать, что это определение не
верно.
* Не всякая юридическая
норма является выражением права, есть
нормы, не имеющие отношения к
правоприменению, т.е. и поведение,
вытекающее из таких норм, тоже не является
правомерным.
* Поведение должно
соответствовать не всей структуре
юридических норм, а лишь гипотезе (в
регулятивных нормах) или диспозиции (в
охранительных нормах).
Второе: право не
является единственным и универсальным
регулятором общественных отношений —
оно охватывает не все сферы жизни и
существует такое поведение, которое
является юридически нейтральным, но в
то же время отрицательным для общественной
жизни.
Правомерное
поведение — это деяние, которое входит
в предмет правового регулирования и
соответствует либо принципам права,
либо основанным на этих принципах
юридическим нормам и диспозициям
охранительных норм.
Признаки правомерного
поведения:
1. Правомерное
поведение всегда выступает в форме
деяния (действия или бездействия).
2. Правомерное
поведение является поведением общественно
полезным, т.е. способствует прогрессивному
поступательному развитию общества и
индивидов.
3. Правомерное
поведение является наиболее массовым
видом поведения в правовой сфере.
4. Правомерное
поведение иногда неправильно оценивается
в рамках массового характера. Например,
в случае массового неправомерного
поведения законодатель пересматривает
те или иные нормы.
Виды правомерного
поведения
По объективной
стороне правомерного поведения (по
внешней форме проявления правомерного
поведения):
1. Действия — активное
правомерное поведение.
2. Бездействия —
пассивное правомерное поведение.
По субъективной
стороне правомерного поведения
(психическая сторона):
1. Активно-сознательное
правомерное поведение — основано на
внутреннем убеждении субъекта поступать
правомерно.
2. Положительное
(привычное) поведение — осуществляется
в рамках сформировавшейся привычной
деятельности личности по соблюдению и
исполнению правовых норм, т.е. человек
поступает так в силу привычки, в силу
воспитания.
3. Конформистское
правомерное поведение — такое правомерное
поведение, которое основано не на
глубоком внутреннем убеждении субъекта,
а на том, что так поступают все окружающие.
4. Маргинальное
правомерное поведение — когда субъект
поступает правомерно из-за боязни
неблагоприятных последствий за
неправомерное поведение.
По сферам общественной
жизни, в которых реализуется правомерное
поведение:
1. Правомерное
поведение в экономической сфере.
2. Правомерное
поведение в политической сфере.
3. Правомерное
поведение в культурной сфере и т.д.
По субъекту,
осуществляющему правомерное поведение:
1. Правомерное
поведение личности (индивида).
2. Правомерное
поведение организаций.
3. Правомерное
поведение государства, его органов,
должностных лиц.
По отраслевой
принадлежности юридических норм,
регулирующих правомерное поведение:
1. Конституционное
правомерное поведение.
2. Уголовное
правомерное поведение.
3. Гражданское
правомерное поведение и т.д.
Золотое правило поведения
Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности
Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого
Источники
- Определение дано по Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9.
- Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9-10. — 1 000 экз экз.
- ↑
- Рейхольд Вайнар. Движения у растений / перевод А.Н. Сладкова. — Москва: Знание, 1987. — С. 75, 122-125. — 174 с. — (Переводная научно-популярная литература).
- З. А. Зорина, И.И. Полетаева. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0588-1.
- ↑ Frank B. Gill. Ornithology. — 3d. — N.Y.: W. H. Freeman and Company, 2007. — P. 377. — 758 p.
- Smith, Robert L. Evolution of Exclusive Postovulatory Paternal Care in the Insects (англ.) // Florida Entomologist. — 1980. — Т. 63, вып. 1. — С. 67-68.
- на сайте «Питерский охотник»
Заключение
В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу. Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность
Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению
Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность
Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению
А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его личности. Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки
И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью самопознания. Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот здесь.
Заключение
Психологи и социологи очень много внимания уделяют основным типам поведения людей. Их интерес привлекают те разновидности поведенческих реакций, которые способны повлиять не только на положение в обществе и судьбу конкретного человека, но и задать тенденцию развитию целого социума. Извечно рассматривается проявление в человеке добра и зла, насколько он доброжелателен или враждебен, стремится ли он к власти или проявляет беспомощность. Очень актуальны в наше время альтруизм и просоциальное проведение. Если рассматривать интерес к асоциальному поведению, то особое место, по мнению ученых, занимает агрессивность человека.
Многие психологи считают, что агрессивность и враждебность невозможно исключить из поведения социума, поскольку оно является основой инстинкта выживания. В любом случае, у каждого типа поведения есть свои преимущества и недостатки. Таким образом человек может занять свою социальную нишу в обществе и проявить себя как личность. Для достижения успеха многие стараются компилировать несколько поведенческих линий и применять их в конкретных ситуациях. Такая тактика позволяет быстро и эффективно решать сложные и простые проблемы на уровне взаимосвязей между разными типами людей.
Изучение поведенческих характеристик позволяет лучше понять не только определенного человека, но и целые общественные группы. Социум в целом очень гармоничен и в нем есть самые различные элементы, позволяющие этой системе быть цельной и упорядоченной, где во всем есть противовес, например, враждебность и доброжелательность, власть и подчинение и тому подобное.