Метод позитивной психотерапии
Психотерапевт
Мастер-курс по Позитивной Психотерапии (продолжительность — 885 часов):
Мастер-курс, 18-20 (тренер: Иван Кириллов)
МОДУЛЬ 6. 20-22 сентября 2019МОДУЛЬ 7. 6-8 декабря 2019МОДУЛЬ 8. 17-19 января 2020МОДУЛЬ 9. 13-15 марта 2020МОДУЛЬ 10. 22-24 мая 2020
Мастер-курс, 17-19 (тренеры: Павел Фролов и Полина Ефремова)МОДУЛЬ 10. 12-15 сентября 2019
Мастер-курс, 19-21 (тренер: Полина Ефремова)МОДУЛЬ 1. 25-28 октября МОДУЛЬ 2. 6-9 декабря МОДУЛЬ 3. 7-10 февраля МОДУЛЬ 4. 27-30 марта МОДУЛЬ 5. 15-18 мая
ПРОГРАММА МАСТЕР-КУРСА
ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
- 300 часов теории минимум в течение двух лет
- 100 часов личной терапии и самораскрытия (групповой и/или индивидуальной)
- 150 часов практической работы, минимум 5 индивидуальных случаев
- 60 часов супервизий
- 240 часов домашней работы с литературой по позитивной психотерапии и другим методам (модальностям)
- 60 часов регулярных групп интервизии
Каждый модуль включает 3 дня обучения (10 академических часов).
МОДУЛЬ 1. Ресурс-ориентированное консультирование и психотерапия – введение
МОДУЛЬ 2. Продвинутые концепции позитивной и транскультуральной психотерапии
МОДУЛЬ 3. Динамика конфликта, психодинамика и развитие человека, салютогенез, совладание и устойчивость.
МОДУЛЬ 4. Терапевтические отношения, факторы эффективности в психотерапии и консультировании
МОДУЛЬ 5. Первое интервью, диагноз и техники
МОДУЛЬ 6. Психотерапевтические школы
МОДУЛЬ 7. Специфические расстройства: психические, поведенческие, психосоматические
МОДУЛЬ 8. Позитивная семейная психотерапия, консультирование по супружеским проблемам
МОДУЛЬ 9. Методы терапии травм. Культуральные особенности консультирования, кризисные интервенции.
МОДУЛЬ 10. Применение позитивной психотерапии в образовании, тренингах и коучинге
По итогам обучения проводится экзамен, состоящий из трех частей:
- Устный тест в присутствии минимум двух экзаменаторов.
- Письменный реферат минимум 20 страниц на теоретические или практические темы.
- Описание терапевтических 5 терапевтических случаев.
Звание: Сертифицированный позитивный психотерапевт
Требования для прохождения мастер-курса позитивной психотерапии
- Высшее образование (не ниже бакалавра) в области психологии, консультирования или психиатрии и оконченный базовый курс позитивной психотерапии.
- Личные качества и способности, позволяющие работать в качестве психотерапевта в методе позитивная психотерапия. Ведущий мастер-тренер по итогам первого модуля оценивает возможность продолжения обучения для каждого участника.
Основные понятия
Модель баланса — описывает развитие и проявление базовых и актуальных способностей в четырёх областях жизни: тело, достижения, контакты/отношения и будущее/фантазия/идеал,
Модель идентичности — описывает формирование четырёх видов отношений: Я- отношение к себе, Ты — отношения с партнёром, Мы — отношения с группой, Пра-мы — отношения с будущим и смыслом
Пять ступеней управляемой динамики развития — динамика осознанного оптимального развития новых навыков, отношений и самой терапевтической интервенции описывается пятью ступенями:
- наблюдение
- инвентаризация/понимание
- ситуативное поощрение
- вербализация, решение и действие
- расширение целей
Мы рассматриваем все проблемы и симптомы психологических и/или физических расстройств как проявление внутреннего конфликта человека. Это проявление само по себе является неосознанной попыткой адапрации к меняющимся условиям.
Таким образом, каждый человек в любой момент времени поступает наилучшим из доступных ему в этот момент способов.
Если конфликт своевременно не замечен его причина не распознана и продолжает существовать (реально или как травматичное воспоминание, убеждение), механизмы адаптации истощаются. Тогда проявляется открытое противостояние или органические/психические нарушения и хронические расстройства.
Внутренний конфликт предопределяется базовым конфликтом и активируется
актуальной ситуацией, проявляясь реактивным поведением.
Только события, резонирующие с эмоционально заряженным базовым конфликтом, вызывают внутренний конфликт.
Актуальный конфликт возникает при столкновении человека в его актуальном здесь и сейчас состоянии с актуальной меняющейся реальностью. События, вызывающие конфликт можно условно разделить на:
Макротравмы — значительные происшествия и изменения, вызывающие сильную эмоциональную реакцию при столкновении с ними в реальности и/или в воображении и Микротравмы — небольшие, но повседневно аккумулирующиеся эмоциональные реакции на несовпадение ожидаемого («правильного») и реально существующего («позитивного», но воспринимаемого как «неправильное») развития и проявления своих или чужих, актуальных способностей.
Содержание актуального конфликта может быть описано с помощью вторичных способностей (конфликт ожидаемого и реального поведения): пунктуальность, точность, чистоплотность, аккуратность и порядок, послушание, вежливость, честность, прямота, искренность, справедливость, прилежание, работоспособность, бережливость, надёжность, точность, добросовестность
Реактивное поведение обычно не осознаётся в момент реакции и по сути представляет различно сложности условный рефлекс приобретённый ранее. Реактивное поведение может быть удобно описано с помощью модели баланса.
Базовый конфликт формируется в процессе развития на основе удовлетворения и/или угнетение базовых потребностей. Отношение окружающих к конкретным способностям в прямом или зеркальном отражении интернализируется (начинает восприниматься как своё), за ним фиксируется сильная эмоция (радости поощрения, воодушевления победой и/или разочарования, страха и т.д.) сопровождавшая базовый опыт. Рассмотрение базового конфликта наиболее целесообразно в четырёх видах отношений модели идентичности:
Содержание базового конфликта может быть описано с помощью первичных способностей (конфликт ожидаемого и реального отношения): вера, время, сомнение, надежда, доверие, терпение, уверенность, любовь, единство, подражание.
Ключевой конфликт – искренности как способности декларировать и добиваться своих желаний и учтивости как способности подавлять свои желания в угоду желаниям других людей или условиям реальности
ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД
История о вороне и павлине
В парке дворца не ветки апельсинового дерева опустилась черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволить такой странной птице входить в этот парк
Он выступает так важно, что можно подумать — это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела
Он тянет за собой свой шлейф, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне такого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки. А на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумываешься над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне» (по П. Етессами).
Эта история не означает ничего другого, как только то, что мы исходим из положения, во всем можно найти позитивные и негативные стороны. Если в происходящем видеть только негатив — это значит смотреть только на ужасные ноги павлина, а не на его способности и позитивные качества, которые у него есть. Таким образом, с нашей помощью пациент учится видеть у спутника жизни, у мачехи, у соседа не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».
Слово позитив иногда неправильно понимается, поэтому я хотел бы его уточнить, позитив происходит от латинского «positum», что означает действительное, данное, имеющееся.
Действительным, данным являются не только нарушения в конфликте, которые имеются у личности или в семье, но и возможности справиться с этими конфликтами. В то время как большая часть психотерапевтических направлений исходит из нарушений, болезней и тем самым из негативной стороны, мы в позитивной психотерапии исходим из человеческих возможностей как из основного и первичного. Подавленные и односторонне развитые способности проявляются как потенциальные источники конфликтов и нарушений в области духовного и межчеловеческого.
В то время как в традиционной, применяемой сегодня, медицине между врачом и пациентом на переднем плане стоит лишь болезнь пациента, в позитивной психотерапии между врачом и пациентом находятся способности пациента, особенно способность стать здоровым, справиться с болезнью.
Смотреть позитивно, конечно, не значит смотреть на все через так называемые «розовые очки» и не замечать конфликтов, но мы начинаем нашу терапию с позитивного и затем, позднее подходим к негативному. Это значит, мы не забываем об ужасных ногах, но начинаем с прекрасных перьев.
Позитивно означает, что с пациентами, коллегами, в семье мы начинаем общение с позитивного, а потом переходим к проблемам.
Исходя из концепции позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими проблемами.
Как раз и повседневном общении с нашими пациентами и окружающими нас людьми, чаше всего дело не в том, что мы говорим, а, скорее, в том, как мы это выражаем.
Король и сон.
Одному восточному королю приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя слов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщая королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, так же одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневано короля. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь». Король был счастлив и богато наградил толкователя снoв. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой бедный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».
д) Ступень 5: расширение системы целей
Развитие способности вкладывать энергию не только в проблемы, но и в другие жизненные сферы. Что бы Вы сделали, если бы у Вас больше не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Чему бы Вы могли научиться у людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?
Умный торговец не станет вкладывать весь свой капитал в один-единственный проект. Он вложит его в различные проекты. Нарушенные коммуникации обычно приводят к ограничению контактов. Партнера наказывают тем, что ему что-то запрещают или отстраняются от него. Следствием этого становится охлаждение или отчуждение в межличностных отношениях. Этот процесс мы называем служением цели. Основным принципом расширения цели является то познание, что наши партнеры обладают еще целым рядом возможностей, помимо тех областей, которые в настоящий момент конфликтны. Основой для расширения цели служит контрконцепция, или концепция расширения. Уже сама по себе каждая встреча с партнером, который представляет иные концепции, является по крайней мере потенциальным расширением цели: что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Что бы Вы хотели сделать, если бы Вы однажды смогли позволить себе стать неразумным? Чему Вы можете научиться у других людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?
Направление используют
|
Проект Анастасии Трошутиной (Москва), Центр «Воздух» (Москва), Школа «Колокол» (Москва), Школа Позитивного Развития (Москва), Азалия Идрисова (Москва), Международный образовательный проект «Живая жизнь» (Москва), Проект Eva Mind (Москва), Центр Позитивных Технологий Unity (Москва), Центр позитивной психологии Наталии Алман «Душа девица» (Москва), Центр психологической помощи «Радомира» (Санкт-Петербург), Центр психологической помощи «Психоклассники» (Екатеринбург), Центр психологической помощи «Миссия» (Челябинск), «СтильАнтиСтресс» (Португалия), Центр психологии и развития человека «Путь к себе» (Омск), Центр Позитивной психотерапии в Уфе (Уфа), Центр позитивной психотерапии Positum Life (Киев), Центр позитивной психотерапии (Пятигорск) (Кавказские Минеральные Воды), Центр позитивной психологии и коучинговых технологий (Краснодар), Центр психологии Анны Вагнер (Краснодар), Центр развития личности Positum (Киев). Ещё организаторы 43 |
||
|
Алексей Владимирович Михальский (Москва), Анастасия Трошутина (Москва), Галина Алиулова (Москва), Галина Ивановна Кочергина (Москва), Ирина Гулина (Москва), Ирина Журавлёва (Москва), Кристина Романова (Москва), Лейла Мамедовна Мамедова (Москва), Максим Гончаров (Москва), Марта Смелова (Москва), Ольга Лебедева (Москва), Полина Ефремова (Москва), Светлана Венингер (Москва), Светлана Дубровина (Москва), Татьяна Владимировна Агабалаева (Москва), Тиана Артемьева (Москва), Юлия Викторовна Дрёмина (Москва), Арина Владимировна Чунаева (Манторова) (Москва), Архана Ра (Москва), Валерия Андреевна Ступак (Москва). Ещё тренеры 252 |
||
|
Алексей Владимирович Михальский (Москва), Галина Алиулова (Москва), Галина Ивановна Кочергина (Москва), Георгий Владимирович Шишов (Москва), Ирина Гулина (Москва), Кристина Романова (Москва), Лейла Мамедовна Мамедова (Москва), Марта Смелова (Москва), Светлана Венингер (Москва), Светлана Дубровина (Москва), Татьяна Владимировна Агабалаева (Москва), Тиана Артемьева (Москва), Юлия Викторовна Дрёмина (Москва), Андрей Катаев (Москва), Андрей Коновалов (Москва), Антонина Владимировна Мартыновская (Москва), Арина Владимировна Чунаева (Манторова) (Москва), Архана Ра (Москва), Валерия Андреевна Ступак (Москва), Василий Смирнов (Москва). Ещё консультанты 238 |
Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана
Сначала нужно сказать несколько слов о преимуществах метода Пезешкиана. Они заключаются в следующем:
- Метод применим к любым проблемам
- Метод интернационален
- Инструментом терапии могут служить притчи, метафоры и т.п.
- Человек рассматривается как целостная система
- Клиент принимает в терапии активное участие
- Метод краткосрочен и рассчитан на 15-20 сеансов
- Метод ориентирован на будущее клиента
Одним из наиболее важных достоинств позитивной психотерапии является то, что она доступна любым возрастным и социальным группам, а также то, что для неё характерны обучение самопомощи, системный подход и простота языка. Благодаря универсальности и принципу простоты существует возможность применения метода в повседневной жизни без каких-либо специализированных знаний абсолютно каждым человеком. Позитивную психотерапию можно рассматривать как указатель для человека на верный путь гармонизации его чувств и мыслей.
Фундаментальной особенностью метода Пезешкиана также является использование специалистом в своей работе различных пословиц, притч, необычных интересных историй. Наполненные мудростью Востока, они способны помочь человеку посмотреть на свои проблемы под другим углом, отстранённо, абстрагироваться от субъективных переживаний и обсудить свои трудности со специалистом, будучи независимым от него.
Основной упор в позитивной психотерапии делается на возможностях человека как главнейшем способе его исцеления от страданий и недугов. Причиной возникающих проблем, согласно терапии, являются неразвитые или подавленные области духовного взаимодействия между людьми – из-за них появляются нарушения в жизни и различные конфликты.
Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:
- Тело/здоровье
- Работа/успех
- Контакты/семья
- Фантазии/будущее
Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер. Позитивная психотерапия делает акцент на здоровой части организма человека, в которой содержится всё необходимое для его выздоровления, и из которой можно черпать энергию для конструктивного взаимодействия со свои недугом и создания в жизни благоприятных перемен. Сама терапия вкупе с умением собственными силами выйти из сложившегося положения – это инструменты для восстановления естественного баланса.
Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.
Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.
Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.
Позитивная психотерапия — техники
Благодаря имеющимся алгоритмизированным действиям техника позитивной психотерапии дает возможность использования разнообразных методологических решений из сопредельных направлений:
- вопрос-ответ;
- проговаривание;
- визуализацию;
- анкетирование насущных умений, многие другие.
При этом, среди свойственных исключительно позитивной психотерапии техник, могут быть упомянуты:
- стандартизированное первое интервью;
- активное использование в практике историй, сказаний, притч, былин;
- мультикультурный подход;
- комплиментарное, символ ориентированное истолкование;
- выборка образца конфликта для понимания сущности имеющихся проблем;
- равновесные шаблоны способности к любви, нахождению в состоянии постижения.
В практикуемой технике позитивной психотерапии присутствуют пять уровней:
- дистанцирование от ситуации, провоцирующей конфликт;
- проработка такой ситуации;
- ситуационное согласие с избранным подходом;
- вербализация ситуации;
- расширение границ постановки целей.
Что интересно, так это возможность использования техники без пиковых усилий и значительной траты времени, хотя без наличия специальных знаний и особой чувствительности у психотерапевта не обойтись.
Личностные конфликты, межличностные неурядицы, вплоть до психосоматических заболеваний, все это доступно для разрешения и устранения с применением рассматриваемой техники позитивной психотерапии, предлагающей индивидууму рассмотреть имеющиеся в его жизни ситуации с совершенно иной точки зрения, часто диаметрально противоположной той, на которой он стоит собственнолично.
Услуги и объявления6
50 минут 1–2 раза в неделю |
Психологическое консультирование и гештальт-терапия Скидка 2500Р |
|
1 час. |
Консультации психологов Центра «Разумный путь» Александра Свияша Скидка 1400Р |
Ещё 1 тренер… |
1 час |
Бесплатная консультация по взаимоотношениям Подать заявку |
1 час — 1,5 часа. |
Уникальная услуга «Комната комплиментов! Пришло время хвалить!» Подать заявку |
|
1 час. |
Индивидуальные консультации, чтобы помочь вам сделать свою жизнь успешнее и счастливее Подать заявку |
50 минут. |
Психологические консультации, арт-терапия Скидка 5% |
|
Позитивная психотерапия
Позитивная психотерапия – это популярный и общепризнанный метод психологического воздействия, в котором есть два направления – научное и житейское.
Чтобы не утомлять вас обилием терминов, обратимся к более простому, житейскому варианту.
Идеи Пезешкина, основателя этого метода, настолько просты и понятны, что их легко может реализовать любой человек, отчего они так популярны в разных ответвлениях, в том числе и в позитивной семейной психотерапии.
Принципы позитивной психотерапии
В основе метода позитивной психотерапии лежат всего три принципа, каждый из которого соответствует какой-то из частей методики.
- Принцип надежды. Этот принцип представляет собой позитивный подход к тому, чтобы видеть и выделять потенциальные возможности и способности человека.
- Принцип баланса. Этот принцип призван проанализировать особенности человека и привести в гармонию все актуальные способности человека.
- Принцип самопомощи. К этому принципу относится специальная стратегия адаптации и гармонизации личности, которая задействована не только в ходе терапии, но должна и помогать человеку в его дальнейшей жизни самостоятельно решать проблемы.
Краткосрочная позитивная психотерапия уникальная тем, что рассматривает любую проблему как попутку решения проблемы и соединяет в себе многовековую мудрость восточной философии и практический подход запада.
Позитивная психотерапия — утверждения
Самое главное, что дает нам позитивная психотерапия – это представление о том, какой должна быть жизнь человека. Счастье видится не в отсутствии проблем, а в возможности справляться с ними. Рассмотрим утверждения этого метода:
Важная идея позитивно психотерапии состоит в том, что основные способности человека – это познанию и любовь. Они взаимосвязаны, и от уровня одной всегда зависит уровень второй. Отсюда выводит значимое утверждение о том, что каждый человек добр по своей природе.
Метод позитивной психотерапии зиждется на утверждении – каждый человек от рождения одарен всем, что ему нужно для счастья
Каждый способен бесконечно расти духовно и развиваться физически, и единственное, что важно – это отыскать в себе этот внутренний источник, который кроется в развитии талантов и способностей. Именно в том, чтобы определить свою миссию через самопознание и реализовать себя видится жизненное удовлетворение.
Позитивный подход универсален, он подходит абсолютно любому человеку из любой страны и вероисповедания
Специалист, который работает по этой методике, должен обладать широкими познаниями в области культур, поскольку в этом случае они все равны и все достойны уважения. Такой подход ставит основной акцент не на разницу между людьми, а на их сходства. В этой методике признается тело, дух, душа, целостность этого всего в каждом человеке.
Этот подход не ставит акцент на заболевание или проблемы, здесь в центре – возможности каждого человека, которые и являются путем решения всех затруднений.
Благодаря третьему принципу – принципу самопомощи – человек после курса способен не только поддерживать внутреннее гармоничное состояние, но и помогать близким и родным.
Еще одна важнейшая сторона метода – это обучение человека влиять на собственное будущее поступками настоящего. Именно признание личной ответственности за все, что происходит в жизни, а значит для изменения судьбы нужно просто начать действовать.
Важнейшее положение позитивной психотерапии – утверждение о том, что нужно извлекать удовольствие из того, что есть, а не из того, что могло бы быть, но не получилось. Метод учит принимать себя и свою жизнь такими, какие они есть, и помогает сделать их лучше.
Особенностью такой методики является то, что она адаптирована не только для консультирования, но и для тренингов и даже бизнеса.
Позитивное представление о человеке
Позитивный подход предполагает ответ на два основных вопроса:
- Что у всех людей общего?
- Чем они отличаются?
Позитивная психотерапия исходит из того, что каждый человек без исключения: взрослый или ребенок, рабочий или академик, капиталист или коммунист — от природы обладает двумя основными способностями — способностью к познанию и способностью к любви.
Обе способности относятся к существу каждого человека. В зависимости от своих физических данных, своего окружения и времени, в котором он живёт (дух времени), эти две способности дифференцируются, и это приводит к неповторимым комбинациям основных черт личности.
Способность к познанию определяет рациональную, интеллектуальную часть человека. Она расположена в левом полушарии головного мозга и определяет способность человека заниматься точными методами, математикой, медициной, химией, физикой, электроникой и другими сферами.
Способность любить, которая преимущественно локализована в правом полушарии, занимается больше фантазией, интуицией, эмоциональностью, душевными и духовными вопросами.
С межкультурной точки зрения очень интересно, что способность к познанию особенно ярко выражена в западных странах. В таких странах, как Америка и Зап. Европа большее значение придают мышлению, логике, развитию наук и тому подобному. Способность к любви развита на Востоке, здесь на первом месте стоят контактность, религия, вопрос смысла, фантазии и сущности
И также, как целью политики является сотрудничество Запада и Востока, так и мы должны говорить о том, что очень важно, чтобы каждый человек научился сочетать своё правое и левое полушарие мозга, значит, соединять в себе самом запад и восток.
Эта гипотеза двух основных способностей человека привела нас к определенному представлению о человеке и позитивной психотерапии. Чтобы лучше понять терапевтический метод и представление о человеке, заложенное в нем, необходимо познакомиться с основателем этой методики.
Если, например, хочешь понять психоанализ, нужно изучить жизнь Зигмунда Фрейда, нужно знать, из какой он семьи, что в основном он жил в Австрии, происходил из евреев, жил на рубеже веков и т
д.
В позитивной психотерапии представление о человеке, естественно, тесно связано с представлением о человеке, основателе этого направления докторе Носсрате Пезешкиане. В связи с этим особенно важны два аспекта: во-первых, его семья происходят из Ирана (Персии), в то же время она в течение многих десятилетий живет в Германии и, таким образом, хорошо знает и западную, и восточную культуру. Собственный опыт дает материал для исследования вопросов межкультурной проблематики.
Вторым аспектом, который играет важную роль, является его вера, его религия Баха и Положения веры Баха, и, что человек, по сути своей, хороший, что каждый человек — «гора, полная драгоценностей», означает, что он рождается со множеством способностей которые могут быть развиты лишь в процессе социализации и воспитания, что привело к позитивному представлению о человеке в позитивной психотерапии. Позднее мы еще остановимся на большом значении представления о человеке, так как именно при общении с больными это играет большую роль, как я воспринимаю пациента и какое у меня вообще представление о человеке. Вижу я, например, у шизофреника лишь его болезнь или исхожу из того, что он, по сути своей, добр, что у него множество способностей, которые, однако, скрылись, как солнце за облаками. Облака, как болезнь: они закрывают солнце, но оно, несмотря ни на что, все ещё есть.
Психосоматика и позитивная психотерапия
Каждый жизненный путь очерчен рядом эпизодов, которые окрашены персонифицированной к ним причастностью индивида, его восприятием, расцениванием, рефлексией. Обычно это совокупность поступков, обусловленных определенной ситуацией, с переживанием произошедшего.
Любые события жизни сопряжены со столкновением с модифицирующимися обстоятельствами, новыми формами взаимоотношений, отступлением от установленных целей и жизненных стратегий, как следствие – неудовлетворенность из-за нереализованных желаний и неудовлетворенных потребностей.
В результате перемещения внутри стрессовых ситуаций, постоянном нахождении в состоянии жизненного кризиса, индивид оказывается в ловушке образа жертвы, что сказывается через социальную дезатаптацию. А ввиду целостности души и тела, телесные болезни зачастую поражают именно тех, кто психологически деморализован, то же самое можно сказать и при рассмотрении обратной связи, болезни тела напрямую влияют на психику индивида.
Стремительность действительной жизни приводит к развитию психосоматических расстройств, устраняемых исключительно через осознание силы телесного языка психики. Уныние или радость, боязнь или отчаяние выражаются на уровне процессов, протекающих в человеческом теле, например, через покраснение лица, дрожь, боли в спине.
Пезешкиан в своей методологии психического воздействия определил связь между психосоматикой и позитивной психотерапией, между психосоматическими и соматическими недугами, с указанием на возможность корректировки динамики протекания болезни за счет соответствующего стимулирования индивидуума.