Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Как перерасти «слезы тщетности»

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».

У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)

Обстоятельства беспомощного состояния потерпевшего в 2020 году

В уголовном праве выделяют субъективные и объективные обстоятельства беспомощности человека, в отношении которого было совершено преступление:

  • субъективные обстоятельства – это индивидуальные особенности организма потерпевшего. Сюда можно включить малолетний возраст жертвы, престарелость, наличие у потерпевшего психической или физической патологии, заболевания;
  • объективные обстоятельства – это такие ситуации, при которых в момент совершения преступником злодеяния жертва находилась в беспомощном состоянии. Например, во время изнасилования потерпевшая находилась в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, жертва была обездвижена – привязана подвешена придавлена, закрыта и т. п.

Убийство лица в беспомощном состоянии

Так, в п. 2 «в» указано, что если преступник совершил убийство в отношении лица, которое находилось с беспомощном состоянии (например, малолетний ребенок, человек, которому были перевязаны руки и ноги, поэтому никакого сопротивления он не мог оказать убийце), тогда ему грозит одно из следующих наказаний:

  • тюремное заключение сроком от 8 до 20 лет с ограничением свободы сроком 1-2 года;
  • пожизненное лишение свободы.

Беспомощное состояние при изнасиловании

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личностьВ Уголовном кодексе есть статья 131, регламентирующая ответственность преступника-насильника.

Так, в п. 1 этой упомянутой статьи говорится, что изнасилование с использованием беспомощного состояния жертвы влечет за собой такое наказание для виновного:

тюремное заключение сроком 3-6 лет.

Женщина, девушка признается беспомощной при изнасиловании в том случае, если она в силу своего физического или психического состояния не могла оказать сопротивление виновному.

Например, 11-летняя девочка вообще не понимала происходящего, не знала, что с ней делают, зачем раздевают. Или, к примеру, девушка, страдающая ДЦП, в силу своих особенностей организма, не могла дать отпор насильнику.

В 14 лет девочки уже понимают, что такое насилие сексуального характера, поэтому к беспомощной категории лиц их не относят. За изнасилование несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет предусмотрена другая ответственность по той же 131 статье УК РФ.

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личностьЕсли насильственные действия сексуального характера были совершены в отношении женщины, которая находилась в состоянии алкогольного опьянения, то не всегда такое состояние может быть расценено судьей, как беспомощное.

Беспомощным состоянием может быть признана только та степень опьянения жертвы, при которой женщина уже лишилась всякой возможности понимать значение происходящего либо она уже не может оказывать сопротивление насильнику.

Является ли сон беспомощным состоянием при убийстве?

При определении беспомощного состояния законодатель имел в виду, что в случае если лицо, находящееся в беспомощном состоянии, испытывает особые страдания, он как бы понимает, что его хотят убить, однако ничего не может предпринять, чтобы противостоять преступнику.

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личностьИменно поэтому считается, что в этом случае жертва испытывает особые страдания, ведь даже на помощь она не может никого позвать. Если же говорить о жертве, которая была убита во время сна, то здесь нет отягчающих обстоятельств.

Поэтому убийство человека, который в момент совершения преступления спал, нельзя отнести к преступлениям с отягчающими обстоятельствам.

В таком случае виновный будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 105 УК РФ, где максимальный срок наказания – 15 лет лишения свободы (при умышленном убийстве 1 человека).

Лечение

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.

Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.

Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.

Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.

Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.

Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль.

Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:

  • Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
  • Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
  • Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.

Примеры приобретенной беспомощности

Пример первый: ученик забрасывает учить математику, потому что раньше у него что-то не получалось. Он не поднимает руку, застенчив и избегает любой активности, связанной с этим предметом. Проблема усугубляется тем, что ребенок не умеет рефлексировать, то есть не понимает, что предыдущие неудачи могли быть связаны с методом обучения, учителем или конкретно взятой темой. В дальнейшем беспомощность может распространиться и на остальные предметы.

Пример второй: слоненка привязывают цепью к дереву на некоторое время. Несколько раз он пытается освободиться, но безуспешно. В конце концов, он покоряется своей судьбе и прекращает сопротивляться. Этот ранний жизненный опыт оставляет слона беспомощным на всю жизнь.

Пример третий: работник пытается повлиять на коллег и начальника, чтобы компания стала работать эффективнее. Он вносит предложения, рисует графики повышения продуктивности, пытается объяснить всем, почему так будет лучше. Однако компания государственная и ее начальство совершенно не заинтересовано в том, чтобы что-то менять. В итоге человек настолько разочаровывается в своих попытках и самом себе, что покоряется судьбе и становится частью системы.

Что любопытно, приобретенная беспомощность может касаться и целой страны. Предвыборные обещания, нарушенные несколько раз, приводят к общему разочарованию. Граждане прекращают попытки изменить что-то к лучшему, начинает торжествовать мнение, что ничего не поменяется, как «воровали, так и будут воровать» и т.п.

Социальное болото

Выученная беспомощность и подсознательное желание подчиняться авторитетам не единственные причины многих неудач.

Влияние окружения на поведение людей, в том числе даже в отношении «родители-дети», просто огромно!

Бывает так, придёт в голову какая-то классная идея, ты вынашиваешь её, долго думаешь над ней, она тебя заряжает, поднимает настроение и т.д.

Что происходит дальше? Ты бежишь поделиться этой идеей с друзьями, родственниками и знакомыми. Весь такой воодушевлённый и в приподнятом настроении.

И что, как правило, слышишь в ответ?

«Да зачем тебе это надо?», «Ты, правда, считаешь эту ерунду хорошей идеей?», «Не высовывайся, живи как все», «Так можно и прогореть, не стоит того всё это», «Хватит заниматься ерундой, лучше займись делом» и т.д.

Всё… Человек поник… Начинает думать, что его идея и вправду полнейшая ерунда, что у него не получится, что он сделает в другой раз.

Я уже писал об этом в классной статье: «Самые опасные воры». Почитайте.

А представьте, если человека всегда окружают такие люди? Которые ни к чему не стремятся, которые всего боятся, которые не способны брать ответственность за свои поступки на себя.

Это болото затягивает его… Давит и не отпускает. Именно поэтому ВСЕГДА САМЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ ШАГИ В САМОМ НАЧАЛЕ! Сложно вырваться из этой трясины. Сложно идти своим путём. Сложно не обращать внимания на упрёки и критику.

В 1939 году был проведён один ЧУДОВИЩНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Именно под таким названием он, к сожалению, и вошёл в историю.

Два сотрудника университета штата Айова, учёный Уэнделл Джонсон и его ассистентка-аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент в области речевого развития.

При этом они взяли для эксперимента двадцать два ребёнка из интерната Дэвенпорта.

Детей разделили на две группы.

Первой группе повезло гораздо больше, т.к. экспериментаторы говорили им, что они говорят очень чисто и правильно.

Вторая группа несчастных сирот очень сильно пострадала…

Мэри Тюдор жестоко и язвительно высмеивала любое, даже самое незначительное отклонение их речи. Со временем, дети из второй группы действительно приобрели очень серьёзные дефекты речи и начали проблематично вступать в контакт.

Почти все из них стали заикаться, наблюдались ярковыраженные неадекватные и ранее отсутствующие комплексы, которые СОХРАНИЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИХ ЖИЗНИ!

Подобные эксперименты проводили на заключённых концлагерей в Германии во время Второй Мировой Войны.

Многие дети, попавшие во вторую группу, покончили жизнь самоубийством.

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Остальные до конца жизни остались с сильнейшими психологическими травмами, дефектами и комплексами, приобретёнными ими когда-то в детстве во время этого бесчеловечного эксперимента.

Было проведено множество социологических и психологических экспериментов, которые все как один приводили учёных к одному и тому же выводу.

Признаки возникновения беспомощности

Признаками феномена обреченности являются:

  • Заниженная самооценка, неуверенность в себе и своих способностях;
  • Застенчивость, робость;
  • Тревожность, суетливость, нарушения в эмоционально-волевой сфере, агрессивность;
  • Пессимистический настрой, отказ от активности, необходимой для изменения ситуацию в лучшую сторону;
  • Замедленность реакций, неправильное толкование происходящего, равнодушие;
  • Приземленное мышление, неспособность к творчеству;
  • Четкое следование однажды усвоенным стереотипам поведения;
  • Склонность переформулировать цель деятельности или отказываться от нее при возникновении осложнений в процессе ее достижения;
  • Хроническая усталость, апатия;
  • Прокрастинация.

Важно! Вынужденная беспомощность может стать причиной формирования различного рода зависимостей и привести к психосоматическим нарушениям

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Выученная беспомощность

Определение синдрома в психологии

В психологии беспомощность – это феномен, который был описан З. Фрейдом, механизм его образования был изучен М. Селигманом. М. Селигман проводил эксперименты с участием животных, где для них создавались безвыходные условия. Уверившись в том, что попытки справиться с раздражающим фактором ни к чему не приводят, животные не пытались спастись, когда появлялась такая возможность. Усвоив то, что все усилия бесполезные, основной формой их поведения становилась выученная беспомощность, эффект не пропадал даже в случае изменения условий и обстоятельств. При этом животные без опыта негативного научения быстро находили возможность контролировать ситуацию.

Аналогичное исследование провел Ю. Куль. Он предлагал студентам сложные интеллектуальные задачи. Задания не имели решения, но участники эксперимента об этом не знали. После многократных безуспешных попыток справиться с заданиями студенты получали нелестный отзыв о своих способностях, что ранило самооценку участников эксперимента. В результате этого студенты впадали в отчаяние. После этого участникам предлагалась простая задача, однако они не могли ее решить – в результате первой серии эксперимента у них выработалась обученная беспомощность.

В более поздних исследованиях было доказано наличие связи между заученной беспомощностью и развитием злокачественных образований, а также с депрессией.

Таким образом, в психологии выученная беспомощность – это нарушение способности человека справляться с возникшими трудностями или отказ от активности в результате нескольких неудачных попыток в аналогичных ситуациях.

Синдром выученной беспомощности возникает, когда в ситуации одновременно присутствуют 3 психологических составляющих:

  • Субъективное мнение человека о том, что самостоятельно он не сможет справиться с заданием;
  • Ощущение того, что человек беспомощный, а ситуация выходит из-под контроля;
  • Объяснение неуспеха своими личностными качествами: глупостью, отсутствием необходимых навыков, неповоротливостью.

Если ситуация все же благополучно разрешается, человек объясняет это удачным стечением обстоятельств, сторонней помощью, а не собственными стараниями.

Беспомощный человек

История

Мартин Селигман, отец позитивной психологии, провел в 1964 году эксперимент. Он разделил собак на три группы:

  1. Собаки из первой группы были просто привязаны к упряжкам в течение долгого периода времени.
  2. Собаки из второй группы были также привязаны. Еще их били легким электрическим током, но они могли избежать ударов, нажимая носами на панель.
  3. Третья группа собак была привязана и испытывала удары электрическим током, но не могла этого избежать.

Позже все три группы отпустили: с них сняли упряжки и они могли перепрыгнуть через перегородку в комнате, где проходил эксперимент. Первые две группы убежали, а собаки из третьей легли на пол и начали скулить.

Из этого Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Можно сказать, что собаки обучились быть беспомощными.

Разумеется, над людьми таких экспериментов никто не ставил, но мы и без этого понимаем, что человек может себя вести подобным образом. Получив несколько ударов судьбы, он не пытается исправить ситуацию. Его психика надломлена, сила воли практически отсутствует.

На самом деле, собаки считали, что беспомощны. Мы ведь понимаем, что физически они могли перепрыгнуть через барьер и вырваться на волю. Но верили, что не контролируют ситуацию, потому что много раз до этого безуспешно пытались избежать наказания.

Чтобы вы могли выяснить, привили ли себе беспомощность в каких-то ситуациях, внимательно посмотрите на следующий список. Это главные ее признаки:

  • Ступор: непонимание происходящего.
  • Отказ от деятельности: потеря интереса, апатия, капитуляция.
  • Симуляция деятельности: много действий, не несущих особой ценности.
  • Деструктивное поведение: агрессия и злость, направленные на себя или окружающих.
  • Псевдоцель: когда вы выбираете достижимую цель попроще, чтобы не чувствовать себя бесполезным.

Подобные типы поведения включаются автоматически, поэтому если у вас есть приобретенная беспомощность, вы сможете безошибочно ее выявить, «порывшись» в своем прошлом опыте.

Как выявить и нейтрализовать Беспомощную Личность?

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Вы уже поняли, дорогой мой читатель, что этот вампир все время требует советов, но не следует им. Их игра — «Почему бы вам не?…» — «Да, но…». Поэтому, чтобы нейтрализовать Беспомощную Личность, не давайте советов, не становитесь на позицию Родителя! Тогда беседы с ней будут протекать следующим образом:Беспомощная Личность: Посмотрите, в каком состоянии у меня квартира! Нужен срочный ремонт! Ума не приложу, что делать?Донор: Да, это проблема сложная. И что же вы собираетесь предпринять?ИЛИБеспомощная Личность: Мой сын совсем не хочет читать.Донор: Да, это очень плохо!Беспомощная Личность: Что вы мне посоветуете?Донор: Ума не приложу!
Следует отметить, что игроки довольно часто меняются местами. Этим тоже можно воспользоваться для защиты. Но тогда донор становится вампиром.
Вот пример (ответ — защитно-нападающий).Беспомощная Личность: Мой сын совсем не хочет читать. Не знаю, что и делать!Донор: Что за проблема! Вот мой сын ушел жить к тридцатилетней женщине, а ведь ему всего 16 лет!

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Ощущение беспомощности

Однажды, в 1964 году в университете Пенсильвании был проведён эксперимент с участием американского учёного Мартина Селигмана.

Эксперимент заключался в том, чтобы выработать у собак условный рефлекс на звук высокого тона.

Собак ДЕРЖАЛИ В КЛЕТКЕ и после того как раздавался звук высокого тона, собак били не сильным, но ощутимым зарядом электрического тока. Собаки, естественно, выбраться из клетки не могли.

После многих повторений этих действий (звук + ток), учёные решили проверить, как будут реагировать на звук собаки после открытия клеток.

Клетки открыли, и снова раздался громкий звук, но, на удивление учёным, собаки не устремились бежать кто куда. Они скулили, лежали на полу, и по внешнему виду было понятно, что они ожидали удара током.

ОНИ НЕ СТАЛИ БЕЖАТЬ ИЗ ОТКРЫТЫХ КЛЕТОК, А ПРОСТО ЖДАЛИ СЛЕДУЮЩЕГО УДАРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ.

Учёные назвали это «Теорией выученной беспомощности». Собаки не стали бежать из клеток, потому что уже неоднократно пытались это сделать в закрытых клетках, но потерпели неудачу. Они поняли, что от них ничего не зависит.

Психологические вампиры. часть 1. беспомощная личность

Есть похожее явление в Индии, когда они выращивают слонов.

С детства слонов привязывают верёвкой к колышку, который втыкают в землю. Слонёнок не может вырваться или выдернуть колышек, т.к. ещё слишком мал. Он пробует сотни раз, но всегда терпит неудачу.

Именно поэтому, когда слонёнок вырастает до огромных размеров и становится взрослым, он не совершает попыток сбежать и сорваться с привязи, хоть и с лёгкостью бы выдернул колышек из земли.

Так работает теория выученной беспомощности.

Но только это ли влияет на наши неудачи?

Причины состояния

Психологи к основным причинам возникновения этого феномена относят:

  • Негативный опыт пребывания в ситуации, где решающим является воздействие обстоятельств, возможность управления которыми минимальна. Многократные неудачи снижают самооценку и уверенность в собственных силах.
  • Пребывание в состоянии стресса в результате трагедии с близкими, из-за последствий кризисной ситуации, стихийного бедствия. Анализируя произошедшее, человек убеждает себя в том, что от него в этой жизни ничего не зависит.
  • Жизнь в тоталитарном режиме. В таких условиях люди привыкают к тому, что их жизнью управляют, нужно смириться с этим.
  • Пессимистическое мышление. Оптимист, столкнувшись с неудачей, объясняет ее внешними обстоятельствами и принимает решение попытаться выполнить задание в другой раз. Пессимист уверен, что не справился потому, что не обладает нужными талантами, вернуться к заданию позже у него не возникает желания.

Чем это кончится для меня?

Вы знаете, что первый месяц медовый, и влюбленные снимают с себя не только обычную, но и психологическую одежду, т. е. стараются рассказать о себе как можно больше. И вот мой приятель в момент откровенности говорит М., теперь уже своей жене, примерно следующее: «Ты знаешь, любимая, до свадьбы я спрашивал совета у Л., стоит ли на тебе жениться, и он мне такое о тебе понарассказал! Хорошо, что я его не послушался!». И кого я приобретаю в лице М.? Врага! Вы можете возразить: «Неужели он такой дурак, что будет об этом рассказывать?». А я отвечу вам: «Конечно! Был бы умным, не советовался бы по этому вопросу!».

А теперь второй вариант. Я ему говорю: «Женись! М. — достойная женщина и может дать счастье мужчине!». Первый месяц, вы знаете, медовый, а второй — полынный. Наш герой узнает всю правду о своей супруге, и я опять приобретаю врага, но теперь в его лице. Надеюсь, я убедил вас в том, что тот, кто любит советоваться, просто хочет переложить ответственность за неудачное решение на другого, т. е. он и есть настоящий психологический вампир!

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.