Волгоград

Пристройки и транзактный анализ

Понятие «транзактный анализ» Э. Берна рассматривается в исследованиях интерактивной стороны общения, которая связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. При анализе взаимодействия вычленяют структуру взаимодействия, позиции участников, стиль действий, особенности ситуации.
Транзактный анализ — направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций с учётом характера ситуации и стиля взаимодействия. В транзактном анализе выделяют три позиции: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок».

Сходства между положениями концепции транзактного анализа Э. Берна и теории пристроек П. М. Ершова:

  1. Описаны 3 позиции, которые может занять участник взаимодействия.
  2. Позиции транзактного анализа и пристройки имеют много общего в проявлении, поэтому их соотносят следующим образом: «Сверху» — «Родитель», «На равных» — «Взрослый», «Снизу» — «Ребенок».
  3. Оба автора считают, что ни одна из пристроек или позиций не несет негативный или позитивный посыл. Каждая из них в зависимости от ситуации может быть разной.
  4. Фокус внимания в теориях направлен не на сами позиции или пристройки, а на процесс взаимодействия.
  5. В обеих теориях считается, что нарушение соответствия позиций или пристроек приводят к конфликтам между партнерами и нарушениям коммуникативного акта.

Различия между положениями концепции транзактного анализа Э. Берна и теории пристроек П. М. Ершова:

Характеристики Э. Берн П. М. Ершов
Теоретическая и практическая база Опирается на идеи психоанализа и интеракционизма исходит из опыта режиссёра, актёра
Происхождение позиций и пристроек Это неотъемлемые внутренние характеристики человека. В каждом из нас всегда есть «родитель», « взрослый», «ребенок», и только в момент интеракции кто-то из них выходит на первый план Мы просто занимаем ту или иную пристройку во время взаимодействия с партнёром
Функции У каждой позиции есть своя зона ответственности: ребёнок отвечает за импульсивное поведение, некоторую доверчивость, эмоциональность. Родитель отвечает за морально-нравственные нормы, их выполнение, соблюдение правил и т. д. Взрослый отвечает за объективную оценку ситуации, собирает информацию от других двух ролей и выстраивает адекватную модель поведения У пристроек нет конкретной задачи и ответственности за какую-либо из функций
Потеря одной из позиций или пристроек Если какая-то роль — позиция (как часть личностной структуры) не функционирует, то человек теряет и часть характеристик, за которые отвечала эта роль Невозможно потерять пристройку, можно просто её не использовать
Использование Иногда позиции могут выступать как способ манипуляции, доминирования и давления, или механизмом защиты Ершов считает пристройку способом воздействия, но не упоминает о механизмах защиты

Правила психологической подстройки

Разработано также несколько правил, соблюдение которых значительно повысит шансы на успешную подстройку к собеседнику. Не следует слишком явно копировать собеседника, достаточно будет выделить всего несколько мелких движений (рук, ног, мимики и так далее), которые не будут слишком навязчиво бросаться в глаза, и, вместе с тем, будут поддерживать общую тенденцию поведения партнера.

Также не следует слишком точно синхронизировать ритм движений, дыхания и разговора, становясь при этом тенью собеседника. Вполне достаточно, чтобы в Ваших движениях легко угадывался намек на имитируемое движение. Аналогичные требования предъявляются и к отражению особенностей речи партнера – не стоит копировать слишком явные, наиболее подходят лишь тонкие оттенки тембра, темпа и громкости.

Типы психологического присоединения

По уровню воздействия на собеседника подстройка бывает двух типов – первого порядка и второго порядка. К подстройке первого порядка относятся позы, жесты и речь. К подстройке второго порядка относятся следующие шаги: определение основной репрезентативной системы партнера, повторение движений его глаз, синхронизация дыхания, использование языковых средств, характерных для основной репрезентации партнера.

Как понять что психологическая подстройка сработала?

Эффективность «присоединения» можно определить по следующим признакам: при перемене позы собеседник начинает сам невольно подстраиваться (уже под Вас!), а также наблюдается копирование им Ваших жестов и речи. Проявление обоих признаков служит лучшим доказательством того, что собеседник проявил искренний интерес и симпатию к своему партнеру по общению.

09.08.2019624+3

Упражнение № 3. Двойник

«Двойник» – известнейшая техника присоединения, которая заключается в том, что вам нужно будет последовательно повторять и копировать манеру поведения другого человека.

Люди, находящиеся в раппорте, подсознательно начинают копировать манеры друг друга. Когда вы практиковали техники наблюдения и считывания информации, вы это наверняка заметили. Вы тоже неоднократно использовали эту технику, когда общались с человеком, который вам близок и интересен. Просто вы не задумывались о том, что делаете. Все происходило подсознательно, а потому естественно.

Из за привычности этой техники освоить ее легко. Но в этом же заключается и сложность. Когда вы начнете осознавать свои действия – естественность уйдет. А естественность движений – самое главное условие для любой техники присоединения и ведения. Поэтому не пытайтесь сразу присоединиться и вести человека. Тренируйтесь последовательно.

Данное упражнение разбито на несколько этапов. Пока не отработаете до совершенства первый этап, не приступайте ко второму. Двигаясь постепенно, вы добьетесь большего эффекта.

Этап первый. «Отражение»  

Следите за движениями и жестами собеседника и повторяйте их с интервалом в 2–3 секунды.

Ваш собеседник поднимает правую руку – и вы поднимаете правую руку. Он склоняет голову влево – и вы склоняете голову влево. Он кладет ногу на ногу – и вы тоже. Главная тонкость – не повторять движения мгновенно, а делать это чуть выждав. При этом поддерживайте непринужденную беседу и смотрите собеседнику прямо в глаза.

Этап второй. «Косвенное отражение»  

После того как вы освоили прямое отражение, переходите к более сложной технике – косвенному отражению. Это тонкий прием, заметить который ваш собеседник не сможет даже в том случае, если он прекрасно осведомлен о техниках присоединения и ведения. Опытные гипнологи и манипуляторы прибегают именно к косвенному отражению, так как в этом случае практически невозможно заподозрить их в попытке манипуляции.

Техника выполнения. Вы повторяете движения собеседника, но не буквально. Если он скрещивает руки на груди – вы скрещиваете ноги, забрасываете одну ногу на другую. Он покачивает головой – а вы качнете ногой. Он пригладил волосы – а вы сделали поглаживающее движение по рукаву, словно смахнули соринку.

Это очень эффективная техника. Она действует так же, как отражение, но гораздо незаметнее.

Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями.

На самом деле более правильно «сенсорная модальность»

Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание; внутренние ощущения: мышечное напряжение, ощущения в желудке; вкус;запах;мета-ощущения: оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.

Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр. — и на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием.

Полезно знать о том, в какой сенсорной модальности сейчас находится собеседник, потому что

Разбираем на запчасти

Переживания, которые крутятся у вас в голове и привлекают к себе внимание, хотя и не относятся напрямую к текущей ситуации, можно попробовать «разложить по полочкам». Можно использовать инженерное решение, которое называется ментальной картой, диаграммой связей – mind map

Волгоград

Это – древовидная схема, в которой можно проследить связи объектов с центральным элементом и между собой.

Вам понадобится: лист бумаги, карандаш и ластик, время на размышления. Если вам помогает думать музыкальный фон, можете включить любимые мелодии.

Инструкция: чтобы построить ментальную карту, поместите в центр название переживания или сюжет, с которым оно связано. На пространстве листа изобразите блоки с разными деталями, обстоятельствами и подробностями, которые вы считаете связанными с центром. Более «активные» или «напряженные» части карты могут быть больше в размере. Вы можете выделить цветом разные блоки.

Продолжайте наполнять карту, пока не увидите ситуацию целиком: связи между объектами, плюсы и минусы, выгоды и потери, временные и пространственные отношения, причины и последствия, вовлечение других людей и т. д. Подумайте о том, с какими частями этой карты (и стоящего за ней переживания) вам под силу разобраться самостоятельно, а в чем может потребоваться помощь

Какие конкретно ресурсы стоило бы привлечь? За что взяться в первую очередь, а что можно оставить на потом? Как соотносятся между собой описанные вами явления, есть ли между ними причинно-следственная связь? Обдумав карту, вы можете обнаружить, что у тревожащих вас эмоций больше нет «прописки» у вас в голове, зато вместо них появилось достаточно стройное понимание важной для вас ситуации, указанием на которую служили эти переживания

Упражнение № 2. Оперработник

Вам нужно будет посетить публичные места и в течение часа наблюдать за людьми и их поведением. Такими местами могут быть: кафе, библиотека, театр, школа, спортивный клуб, ипподром, стадион, общественный транспорт. Лучше посетить 5 6 разных мест: в этом случае вам удастся понаблюдать за людьми из разных социальных и возрастных слоев.

Выберите группу людей – два или три человека. Постарайтесь, не привлекая к себе внимания, наблюдать за тем, как эти люди общаются между собой, что говорят, как смотрят друг на друга, как жестикулируют. Запоминайте все, что сможете запомнить.

Дома запишите свои наблюдения. Сначала опишите внешность и характер каждого человека:

– пол;

– возраст;

– национальность;

– рост;

– цвет кожи (смуглый, бледный, румяный) ;

– цвет глаз;

– цвет волос;

– тип прически;

– черты лица: овал лица, расположение скул, подбородка; форма носа, губ, разрез глаз, расположение и густота бровей;

– осанка (сутулая, прямая), манера держать спину;

– кисти рук (грубые, тонкие) ;

– одежда: верхняя (пальто, куртка, шуба), что под ней (если есть возможность разглядеть). Длина брюк, юбок, цвета, фактуры ткани, есть ли стиль в одежде; безвкусица, эклектика. Дорогая или дешевая одежда на человеке? Новая или старая? Опрятная или неряшливая?

Уже одно описание внешности позволит вам немало узнать о человеке. Далее продолжайте отвечать на следующие вопросы:

– что делал каждый из участников группы?

– как располагались люди по отношению друг к другу?

– кто стоял, кто сидел?

– опишите позы, в которых находились люди.

– что они делали?

– опишите движения, жестикуляцию.

– о чем они разговаривали?

– как они разговаривали: дружески; сухо, безучастно; эмоционально, горячо; спорили; ругались.

– кто доминировал в группе?

– чувствовалась ли внутренняя борьба за лидерство?

– кто наступал, а кто шел на уступки?

– кем, по вашему мнению, приходятся эти люди друг другу?

– в каких они отношениях?

Охарактеризуйте каждого человека. Какой он: темпераментный, холодный, решительный или трусливый, любящий или ненавидящий, добросердечный или жесткий? Как вы думаете, в каких условиях он живет? Где работает или учится? Постарайтесь определить их базовые потребности и мотивы.

Перечитайте свои записи. Восстановите в памяти обстоятельства и лица людей. Допишите то, что было упущено при первом воспоминании.

5.Подстройки по голосу и речи

Предлагаем исходить из того, что ваши голосовые связки достаточно развиты для того, чтобы без напряжения делать голос более высоким или низким, напрягать тембр стальным цоканьем или добавлять в его окраску бархатные обертоны, играть интонацией от мурлыкающего «И о чем мы будем сегодня разговаривать?» до командного: «Я сказала!» Если это так, то подстройка по голосу и заключается в том, что вы подстраиваете свой голос в тон партнеру, подыскиваете схожий тембр и попадаете в интонацию, в мелодию, а также в ритм и дыхание собеседника.

Это надо отработать так, чтобы все происходило само, автоматически. Звонит телефон, вы поднимаете трубку: «Да!» — и уже полностью в слухе: какой там звучит голос? Отметили: темп, тембр, интонации. Ваш ответ — как музыкальный отзыв, течет уже на заданной собеседником частоте… А самое главное правило: Говорите на выдохе партнёра, вдыхайте на его вдохе.Это даст вам, как минимум, два ценнейших приобретения: во-первых, автоматическую подстройку по дыханию, а, во-вторых, говорить вы станете существенно короче…

www.psychologos.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&action=edit&section=1Когда интонационная подстройка оказывается вредной. Подстройка по речи и голосу создает хороший контакт между вам и вашим собеседником, подстройка обычно создает собеседнику поддержку от вас, но иногда неточная интонационная подстройка может оказаться не только неэффективной, а прямо вредной вещью. Например:

Клиент:

– Я испытываю глубочайшую тоску.

Психотерапевт:

– Вы испытываете глубочайшую тоску.

Клиент:

– Моя жизнь не имеет ни малейшего смысла, я проваливаюсь в какую-то черную дыру

Психотерапевт:

– Ваша жизнь не имеет ни малейшего смысла, она вся окрашена в черный цвет.

Клиент:

– Сплошная пустота. Мне остается лишь покончить с собой.

Психотерапевт:

– Сплошная пустота. Вам остается лишь покончить с собой

Клиент молча встает, медленно направляется к окну, открывает его и выбрасывается наружу.

Психотерапевт:

– Бац.

Теперь перейдем к вербальным приемам.Первое – это смягчающие обороты и интонации речи. Сюда относятся использование сослагательного наклонения, вежливые слова, извинения за возможные беспокойства, спрашивание разрешения и т.д. Вот некоторые примеры:

· Не могли бы Вы мне сказать…

· Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы еще раз повторили

· Не могли бы Вы подробнее описать, как Вы себе видите желаемый результат? Это поможет спланировать конкретные шаги для его достижения.

· В частности, если вы будете невнимательны и среди прочего, возможно невербально и неосознанно, совершите подстройку к ошибочному, ненужному вам поведению, вы по факту его подкрепите.

6. Подстройка под модальность

Все люди по-разному воспринимают окружающий мир. Одни считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, для других слушать все равно лучше, а третьим нужно все потрогать, пощупать, почувствовать. По этому принципу люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. И логичнее всего разговаривать с каждым на своем языке. Для визуалов характерны такие слова как: глаголы типа «вижу», «смотрю»; прилагательные, обозначающие цвет, размер. Для аудиалов: глаголы, обозначающие звук – «слышу», «звенит», «грохочет». Для кинестетиков: глаголы ощущения – «чувствую», «ощущаю». Научиться распознавать эти признаки легко, но научиться говорить не в своей модальности – достаточно сложно.

Характерные восприятия сенсорных каналов для визуала:

Руки вверху, глаза смотрят относительно вверх, кожа почти бесцветная, быстрое, высокое дыхание в плечах, слабый пульс, относительно громкий голос, быстрая речь.

Характерные восприятия сенсорных каналов для аудиала:

Руки двигаются вперед и назад и часто касаются ушей, равномерное дыхание, одинаковый ритм и тон голоса

Характерные восприятия сенсорных каналов для кинестетика:

Рука двигаются ниже пояса, вес тела находится на правой ноге, двигаются пальцы рук и ног, глаза и голова наклонены вправо вниз, глубокое дыхание, голос глубокий, медленный.

А вот пример того, как их можно использовать для подстройки:

– Сара, ты слышишь, как жасмин пахнет?

– Слышу, слышу, я не глухая.

Примечания

  1. В реализации определенного типа пристроек задействуется также вербальная коммуникация, но она имеет очень малый вес. Чаще всего это те или иные обращения к собеседнику.
  2. ↑ Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М. : ЧеРо, 1997. — 344 с
  3. ↑ Ершов П. М. Технология актерского искусства. — 2-е изд. — М., 1992.
  4. ↑ Ершов П. М. Искусство толкования. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. — Дубна, 1997.
  5. ↑ Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М. : Знание, 1988. — С. 5—37.
  6. ↑ Андреева Г. М. Социальная психология — М., 2009. — 376 с.
  7. Ершов П. М. Технология актёрского искусства, 1992.
  8. Коммуникация, которая способствует достижению целей коммуникатора
  9. Хараш А. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. — 1977. — N 4. — С. 52 — 63.
  10. Коммуникация, которая направлена на изменение мнения собеседника или на стимулирование какого-либо действия.
  11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. — М. : Эксмо, 2010. — 352 с.

4.Подстройка по словарю

У каждого из нас есть свой словарный запас, есть слова чужие и есть словечки любимые. А самое главное, каждый из нас убежден, что его слова, его язык и его произношение — самые правильные, и чтобы ему не противопоствляться и без нужды не подчеркивать свою инаковость, имеет смысл соблюдать следующие простые правила, а именно:

· говорить на языке его парадигмы, на языке привычных ему понятий. (А если он фанфаронское слово «парадигма» не употребляет, то и вам его произносить не пристало),

· произносить слова с его ударением и в его транскрипции.

Вот как правильно: мАркетинг или маркЕтинг? — Верно, маркетинг, если только партнер не убежден в обратном.

КАтарсис или катАрсис? — А как партнеру больше нравится?

А вот еще вопросы на засыпку: Фрейд или Фройд? Эн-эл-пи или Эн-Эл-Пэ? — Как собеседник говорит, так и правильно…

Главное — помнить, что несоответствие по профессиональному словарю раздражает, и если для вас нормально говорить на английском языке с англичанином, то и с профессионалом надо говорить на том языке, который привычен и естественен ему.

Что касается слов, подстраивайтесь по предикатам. Если ваш партнер использует, главным образом, визуальные слова, вам также следует использовать визуальные слова (аналогично для аудиальных, кинестетических и аудио-дигитальных). По возможности вам также следует использовать те же слова, что и другой человек. Например, я могу сказать, что нечто является «потрясающим». В вашей модели мира вы можете интерпретировать «потрясающий» как «выдающийся» и использовать это слово при разговоре со мной. Для меня «выдающийся» может иметь другое значение или вызывать иное чувство, чем «потрясающий». В этом случае вы не подстроились, а отстроились от моих слов.

(Как пример можно рассмотреть фильм”Джентльмены удачи” когда заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин(Леонов)должен втереться в доверие сокамерникам, и по совместительству “бывшим товарищам”он подстраивался по их сленгу, входит в “доверие и уважение”)

Переключаем волну и уменьшаем громкость

Метод подходит для «радиопереживаний». Один из способов – обнаружить внутреннюю тишину и безмятежность. Дорога к этому гармоничному состоянию пролегает через тело, через дыхание.

Вам понадобится: пять – семь минут свободного времени и возможность уединиться в тишине. Хорошо, если на вас удобная одежда.

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени. Вы можете сидеть на стуле (в этом случае ваши ноги должны устойчиво опираться на землю, а спина быть выпрямленной) или на полу, скрестив ноги. Вы можете выполнять эту практику, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Закройте глаза, расслабьте лоб и область вокруг глаз. Проверьте, чтобы зубы не были сжаты. Сконцентрируйтесь на дыхании: вдох на четыре счета, затем задержка дыхания с полными воздуха легкими в течение двух счетов, выход на четыре счета и задержка дыхания с пустыми легкими на два счета. Вы можете считать быстрее или медленнее – как вам удобнее. Может оказаться, что вам больше подойдет схема не 4-2-4-2, а 4-4-4-4 – это станет понятно после первых проб

Пока вы сопровождаете вниманием свое дыхание, вам могут приходить в голову разные мысли – постарайтесь на них не переключаться, продолжайте считать. Если почувствуете, что сбиваетесь с ритма, поставьте себе метроном (можно скачать мобильное приложение)

Если эта практика окажется «вашей» – легко войдет в привычную рутину, вы обнаружите, что можете управлять своим внутренним радио даже в шумных местах, посреди толпы. И научитесь заменять тревожные мысли на легкий шум леса или размеренный плеск волн.

www.psychologos.ru/index.php?title=%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA&action=edit&section=1Памятка на память

· Раппорт полезен при знакомстве с новыми людьми. Он позволяет ускорить процесс построения доверительных и эффективных отношений, облегчает взаимопонимание. При этом он влияет как на другого человека, так и на вас самих. Изменяется и его, и ваше отношение друг к другу. В лучшую сторону.

· В некоторых случаях бывает полезным отсутствие раппорта, точнее – отстройка, когда вы, напротив, рассогласовываете свои действия и действия другого. Такое состояние может оказаться полезным для завершения ненужной коммуникации и в случаях, когда необходимо отказать собеседнику. А также во всех случаях, когда нежелательно взаимное влияние разных людей.

· Передача состояния при прямой подстройке хорошо помогает «подзаряжаться энергией» от хорошего настроения окружающих. Вы просто подстраиваетесь к ним и начинаете чувствовать то же самое. Это относится к переносу любого ресурсного состояния.

· Подстройка и ведение – это достаточно общий принцип. Так, с помощью подстройки и ведения можно управлять собственными переживаниями: ощущениями, чувствами и эмоциями. Для этого необходимо снять характеристики переживания и постепенно их менять, наблюдая за изменениями, происходящими в теле.

· Ведение можно использовать как способ мягкого и незаметного влияния на другого человека. Начиная от использования его собственного напора в собственных целях, заканчивая буквальным изменением деталей его поведения. В том числе – настроения.

· Раппорт действует как на уровне формы общения, так и на уровне его содержания. Подстройка начинается с буквального согласия

Далее проявляется ведение в виде уточнения и прояснения позиции собеседника – мы знакомимся с его моделью мира и признаем ее важность. Этим мы обеспечиваем возможность аналогичного принятия нашей точки зрения

Алгоритм психологического присоединения к собеседнику

1. Требуется принять позу собеседника, а также постараться скопировать его основную жестикуляцию

Делать это надо осторожно, чтобы Ваши действия не выглядели как обезьянничество

2. Постараться понять эмоциональное состояние партнера и отразить его в своем поведении. Таким образом моделируется ситуация, при которой собеседники оказываются «в одинаковом положении», что неосознанно подтолкнет партнера к поддержке собеседника.

3. Рекомендуется приспособиться к громкости и темпу речи партнера.

4. Во время общения проанализировать частоту употребления собеседником различных слов и выражений, выбрать из них самые частотные и постараться их употреблять в своей речи. Но, не следует копировать речевые ошибки, а также различные изъяны речи (заикание, назализацию, диалект и прочее).

5. Для наиболее успешного проведения «присоединения» рекомендуется с первых же минут разговора постараться установить ритм дыхания в унисон с ритмом дыхания собеседника.

Области применения

Пристройки изучаются социальными психологами, психологами-практиками и всеми специалистами, которые работают с людьми и для которых важно умение наладить взаимодействие с собеседником.

Впервые о пристройках заговорили в театре и использовали их в рамках программ обучения актёрскому мастерству. Актёров учат правильно пристраиваться ко всему, что есть на сцене, начиная от стола или картины, заканчивая другими актёрами и зрителями

Именно такое внимание даже к неодушевленным предметам делает игру актёров красочной и эмоциональной.

В рамках разных школ практической психологии, пристройки используются и понимаются по-разному. Например, в рамках школы эффективной коммуникации пристройку изучают как технику для успешного вхождения в контакт, достижения взаимопонимания между партнёрами. Сбои в общении в основном связаны с рассогласованием выбора пристроек: например, использование пристройки «сверху», в то время как партнёр пристраивается «на равных». Для достижения открытого и комфортного диалогического общения, которое характеризуется проявлением взаимного интереса, дружелюбия, доверия, больше всего подходит использование пристройки «на равных» со стороны обоих собеседников.

В школе убеждающей коммуникации и в психологии манипуляции пристройка используется как техника влияния на партнёра по общению для достижения собственной цели.. В качестве партнёра может быть как один собеседник, так и большая группа людей: любая аудитория слушателей (например, в рекламе — это потребители) и т. д. В ряде исследований было показано, что не существует «наиболее действенной пристройки» для успешного манипулирования мнением или действиями аудитории, все зависит от ситуации взаимодействия и от того, с кем конкретно происходит общение.

Пристройки активно используют практические психологи в тренингах публичных выступлений, переговоров и т. д.; здесь пристройки выступают в качестве иллюстрации возможных вариантов взаимодействия с публикой или собеседником. В тренингах отрабатывают умение распознавать пристройки и правильно «пристраиваться» к партнёру.