Правило «плюс-минус-интересно»
Работа с неуверенностью
неуверенностьюстрахов
Готовность к работе с неуверенностью
своей жизни менять
Неуверенность — это ваш вопрос?
Если ребенок в свое время выучил неуверенность, то в любом более взрослом состоянии можно учить и осваивать уверенность. Это такой же навык, как и любой другой. Весь вопрос — во времени и усилиях, которые вы готовы этому уделить. А также — умеете ли вы вообще работать, потому что предстоит работа над собой
А если приглядеться, можно разглядеть еще и тайный вопрос: какие ваши выгоды в вашем состоянии неуверенности… Это помогает вам день за днем ничего не делать? Не принимать решения? Избегать напряжений, тихо сидеть в подавленном состоянии, но перед телевизором, а потом привлекать к себе внимание окружающих рассказом о своих трудных личных трудностях?
Стратегическая и ситуативная работа с неуверенностью
Работа с неуверенностью может быть ситуативной, снижающей неуверенность в конкретной ситуации, и стратегической, дающей долговременный эффект в широком круге ситуаций.
Стратегическая работа
- собственно работа с неуверенностью: откуда, какие корни, что с этими проблемами делать. Это в большей степени психотерапевтическая работа.
- развитие уверенности, работа по развитию личности.
Ситуативная работа
Расслабление. Расслабиться, вспомнить состояние спокойного присутствия, спокойно подышать
Переключить внимание на окружающих. Неуверенность в себе предполагает, что человек фокусируется на себе
И пока он занят собой, то при предрасположенности к невротизму он начнет переживать неуверенность. Если переключить внимание на окружающих, заняться их вопросами, неуверенность уходит.
План, видение. Если трудную ситуацию прикинуть заранее в голове — она уже оказывается простой. Трудный разговор лучше прикинуть на бумаге, встречу — либо проиграть вживую с другими людьми, либо прокрутить в голове, увидеть детально: что я буду делать. Если трудно представить себя — представьте героя или кумира на своем месте — что он будет делать?
Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
-
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
-
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
-
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Пример
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает тетрадь. Покупатель – Буратино. 1 группа играет за Буратино, 2 группа – за Мальвину.
(Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
(Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
(Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
(Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму…
и т.д.
4. Принцип свободы выбора.
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
Суть принципа — ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые из них.
Прием «Задание массивом»
Пример. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уровень 1
Спишите, написав проверочные слова
Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.
Уровень 2
К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час.
Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.
Уровень 3
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
.
5. Принцип обратной связи.
Суть принципа — только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
Прием «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
2 этап — Педагогические приёмы для формирования УУД
(В помощь памятка – «Виды универсальных учебных действий»)
Приём “Я беру тебя с собой “
Формирует:
-
умение объединять объекты по общему значению признака;
-
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
-
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
-
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
3. Принцип идеальности.
Суть принципа— максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.