Правило «плюс-минус-интересно»

Работа с неуверенностью

неуверенностьюстрахов

Готовность к работе с неуверенностью

своей жизни менять

Неуверенность — это ваш вопрос?

Если ребенок в свое время выучил неуверенность, то в любом более взрослом состоянии можно учить и осваивать уверенность. Это такой же навык, как и любой другой. Весь вопрос — во времени и усилиях, которые вы готовы этому уделить. А также — умеете ли вы вообще работать, потому что предстоит работа над собой

А если приглядеться, можно разглядеть еще и тайный вопрос: какие ваши выгоды в вашем состоянии неуверенности… Это помогает вам день за днем ничего не делать? Не принимать решения? Избегать напряжений, тихо сидеть в подавленном состоянии, но перед телевизором, а потом привлекать к себе внимание окружающих рассказом о своих трудных личных трудностях?

Стратегическая и ситуативная работа с неуверенностью

Работа с неуверенностью может быть ситуативной, снижающей неуверенность в конкретной ситуации, и стратегической, дающей долговременный эффект в широком круге ситуаций.

Стратегическая работа

  • собственно работа с неуверенностью: откуда, какие корни, что с этими проблемами делать. Это в большей степени психотерапевтическая работа.
  • развитие уверенности, работа по развитию личности.

Ситуативная работа

Расслабление. Расслабиться, вспомнить состояние спокойного присутствия, спокойно подышать

Переключить внимание на окружающих. Неуверенность в себе предполагает, что человек фокусируется на себе

И пока он занят собой, то при предрасположенности к невротизму он начнет переживать неуверенность. Если переключить внимание на окружающих, заняться их вопросами, неуверенность уходит.

План, видение. Если трудную ситуацию прикинуть заранее в голове — она уже оказывается простой. Трудный разговор лучше прикинуть на бумаге, встречу — либо проиграть вживую с другими людьми, либо прокрутить в голове, увидеть детально: что я буду делать. Если трудно представить себя — представьте героя или кумира на своем месте — что он будет делать?

Приём “Хорошо-плохо”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Пример

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает тетрадь. Покупатель – Буратино. 1 группа играет за Буратино, 2 группа – за Мальвину.

(Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

(Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

(Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

(Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму…

и т.д.

4. Принцип свободы выбора.

Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Суть принципа — ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые из них.

Прием «Задание массивом»

Пример. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уровень 1

Спишите, написав проверочные слова

Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.

Уровень 2

К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час.

Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.

Уровень 3

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.

.

5. Принцип обратной связи.

Суть принципа — только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

Прием «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

2 этап — Педагогические приёмы для формирования УУД

(В помощь памятка – «Виды универсальных учебных действий»)

Приём “Я беру тебя с собой “

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;

  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

3. Принцип идеальности.

Суть принципа— максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.