Саморазвитие

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

  1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
  2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
  3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Основные качества педагога

  • Доверительные отношения;
  • Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
  • Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
  • Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
  • Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
  • Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться

Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы

Как развить личность человека

Фактически развитие личности сводится к укреплению имеющихся и развитию новых положительных качеств, формированию новых навыков

Также важно определиться со своими целями по жизни и найти оптимальные способы их удовлетворения

Успех – это дорога, а не конечный результат

При этом важно не впадать в зависимость от своих целей. Такой человек становится невротиком, что является полной противоположностью самоактуализированной личности

Движущие силы развития личности

Можно выделить следующие движущие силы развития личности:

  1. Цель. Нужно ставить конкретные цели, которые можно достичь.
  2. Сила воли. Без этого качества успеха не достичь. Рано или поздно мотивация пропадает, поэтому надо научиться действовать, когда не хочется.
  3. Рефлексия. Это умение трезво посмотреть на себя со стороны. Нужно учиться понимать, насколько цель получается достичь, в чем основные сложности, и как их можно исправить.

С чего начать личностный рост

Рекомендуется начать с использования уже имеющихся достоинств. Нередко человек о них просто не знает, следовательно, не может применять. Если их осознать, то это уже будет мощным шагом на пути к развитию.

Слагаемые успеха в развитии личности

Чтобы добиться успеха в развитии личности, необходимо:

  1. Четкое стремление к успеху.
  2. Целенаправленные действия.
  3. Общение с мотивирующим окружением.
  4. Умение анализировать ситуации с положительной точки зрения и видеть возможности там, где другие их не замечают.
  5. Независимость от результата. Нужно двигаться к целям, развивать в себе положительные качества. Но, если этого не получается делать, не стоит себя корить. Если человек предъявляет к себе завышенные требования, он превращается в невротика.

Признаки остановки личностного роста

  1. Неумение принимать новое. Человек старается окружать себя только привычными вещами (книги, музыка, фильмы), не пуская в свою жизнь новых знакомств и идей.
  2. Непринятие себя. Попытка самообмана, желание подстроиться под чужие ориентиры.
  3. Отсутствие гармонии. Нет умения соответствовать среде проживания и попыток как-то ее изменить.
  4. Отсутствие гибкости. Способность действовать только по выверенным шаблонам, малейшее отступление видится невозможным.
  5. Внутриличностный конфликт. Есть несоответствие реального положения своему идеальному «Я».
  6. Нет ответственности за свою жизнь. За наступивший кризис личностного роста несут вину другие люди и неблагоприятные обстоятельства, а не сам человек.
  7. Неадекватная оценка себя. Люди впадают в самобичевание или возносят себя над другими. Для любой из реакций хватит самой незначительной причины.

Методики личностного роста

На сегодняшний день существует много способов и методов, направленных на всестороннее развитие личности, приобретение нравственных качеств и достижение успеха. Большая часть работы в этом направлении должна быть осуществлена самим индивидуумом. Но в начале этого сложного пути всегда лежит осознание того, что «Я» настоящее очень сильно отличается от «Я» желаемого (идеального) и желание достичь этого идеала.

Наиболее доступным методом является изучение специальной литературы и просмотр видеофильмов. На первый взгляд этот способ кажется достаточно простым и даже немного банальным. Но в реальности, данная методика является одной из самых эффективных. Большое количество специалистов изучают проблемы личностного роста, благодаря их работе появилось большое количество обучающих материалов. Многие из них широко доступны, в том числе, и в Интернете.

Для повышения эффективности саморазвития можно посещать различные тренинги. Главным их достоинством является то, что занятия идут в группах. Для решения индивидуальных задач можно обратиться к психотерапевту или психологу.

Начиная осознанное движение по пути личностного роста, следует помнить, что на любом жизненном этапе важно иметь конкретные цели и четкое понимание, как их достичь. Все методики, существующие на сегодняшний день, а также индивидуальные занятия с психотерапевтом, позволят освоить стандартные пути развития личности

Их эффективность будет высокой лишь на начальных этапах — дальнейшее развитие и совершенствование личностных качеств возможны лишь при наличии собственного желания и стремления к достижению идеала.

Топ-3 секрета успешных людей

Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.

Например, в книге психологаНиколая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:

Секрет №1

Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.

Секрет №2

Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.

Секрет №3.

Делиться своими знаниями с другими. Например, при помощи тренингов личностного роста. Передача информации и её обсуждение — это лучшие способы развития. К тому же, и ученики могут поделиться чем-то новым и взглянуть на любую проблему с другой стороны.

Личностный рост: мотивация

Без желания ничего не получится, и в процессе самосовершенствования его наличие тоже необходимо. Мотивация, как условие личностного роста, разделяется на следующие виды.

  1. Самоутверждение. Желание выглядеть лучше перед близкими людьми, повысить самооценку и статус.
  2. Подражание. Стремление быть похожим на успешного человека.
  3. Власть. Получение удовольствия от управления другими людьми толкает на улучшение своих навыков в этой области.
  4. Работа ради работы. Удовлетворение от выполнения своих обязанностей, человек увлечен своей деятельностью.
  5. Саморазвитие. Покорение каждого этапа может приносить радость, это ощущение и является мотивацией к дальнейшему движению.
  6. Совершенство. Желание достигнуть высот в определенной сфере.
  7. Компания. Потребность стать частью какой-то компании, увлеченной тем же процессом.

Личностный рост что такое

Личное развитие – это увеличение количества достоинств, избавление от недостатков, а также формирование полезных привычек.

Личностный рост очень часто изображают, как подъем вверх по ступенькам

Понятие личностного роста исходит из гуманистической психологии, основанной Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом. Далее эти идеи стали развиваться и в других психологических школах. Изначальное значение личностного роста заключается в процессе раскрытия своего потенциала и талантов, а также осознания своей ценности. Модальность этого понятия сильно отличается в зависимости от разных концепций и делится на четыре категории:

  1. Безусловно позитивная. Это классическая гуманистическая психология, подходы Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Суть личностного роста заключается в самоактуализации личности. Этот процесс естественен, чтобы его стимулировать, достаточно убрать тормоза в виде негативного окружения и страхов самого человека.
  2. Условно позитивная. Это экзистенциальный подход, в рамках которого для человека саморазвитие не является естественным, но эту способность в нем можно выработать. Самоактуализация личности в конечном итоге может быть достигнута, но она не гарантируется. Все зависит от выбора человека, он несет ответственность за саморазвитие.
  3. Нейтральная. К этой позиции склоняются когнитивно-поведенческий, деятельностный подходы. Ее сторонники считают, что у человека нет природной сущности, она формируется под влиянием окружающей среды. В когнитивном подходе немаловажную роль играет и то, как человек интерпретирует окружающие его условия и ситуации, в которые он попадает. При этом возможность личностного роста все равно предусмотрена, просто подход к его обретению другой: обучить человека нужным моделям поведения и включить его в среду и деятельность, в которых личностный рост будет возможен.
  4. Поврежденная. Согласно этой парадигме, человек – изначально греховное существо, его самость является скорее преградой для общения с людьми и Богом, чем помощью. Сюда относятся классический психоанализ и христианская психология. То есть здесь личностный рост в представлении западной психологии в общественном плане даже вредный. Определение этого понятия в христианской системе самосовершенствования такое: личностный рост – это усилия человека, направленные на то, чтобы жить по заповедям, исповедоваться и причащаться, чтобы удостоиться Царствия Небесного.

Единственный подход современной психологии, в котором понятие личностного роста не используется, – НЛП. Оно вообще не пытается найти ответа на вопрос, какая человеческая природа. НЛП просто аккумулирует в себе эффективные техники и принципы описанных выше подходов.

Человек достиг успеха

С чего начать личностный рост?

Тренировки любого рода начинаются постепенно, чтобы не перегрузить организм слишком большим напряжением. Личностный рост и саморазвитие не будут исключением, прежде чем взяться за обучение, нужно хотя бы понять, что планируется изучать. Начинать рекомендуется со следующих последовательных действий.

  1. Понимание. Если нет осознания необходимости дальнейшего развития, но ни одно хитрое упражнение или умная книга не поможет.
  2. Свое мнение. Ошибаются даже признанные авторитеты, поэтому все суждения желательно рассматривать через призму собственного опыта и разума.
  3. Фронт работ. Необходимо без скромности и сожаления определить свои сильные стороны и черты, которые требуется улучшить. Сюда относится и личная привлекательность.
  4. План. На следующем этапе нужно наметить способы работы на своими недостатками.

Тренинг личностного роста

Цель тренинга — развитие самосознания, развитие умений и навыков самоанализа, рефлексии, активности, умение преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

Тренинги личностного роста – реальная возможность приступить к воплощению желаний в жизнь. Перестать винить внешние обстоятельства и найти ответы на вопросы внутри себя.

Вы можете спросить: «Почему именно на тренинг, а не к профессиональному психологу?», но одно другое не отрицает, только тренинги хороши тем, что в группе вы чувствуете, что не одни с подобными проблемами. Ну и вместе не страшно 🙂

Тем не менее даже если собрать вместе людей с очень похожими проблемами, нюансы всё равно будут разные у всех. Но и это тоже хорошо именно потому, что помогает рассмотреть больше различных вариантов, их причин и методов преодоления.

Так что тренинги личностного роста оптимально подходят для всех, кто хочет проработать и решить такие проблемы, как:

  • Неадекватное понимание некоторых событий
  • Негативные установки
  • Низкая самооценка
  • Тяжелые жизненные ситуации в прошлом и настоящем
  • Отсутствие необходимых знаний

Для чего нужен личностный рост?

Прежде чем начать движение в этом направлении, нужно понять, в чем польза личностного роста. Многие поколения наших предков ни о чем таком не думали, растили детей и были счастливы, а современные люди постоянно усложняют свою жизнь. Рассмотрим, что толкает их на этот шаг.

  1. Остановок нет. Можно или двигаться вперед, или катиться вниз. Связано это и с утратой навыков из-за их неиспользования, и с развитием окружающей среды. Даже для поддержания своего уровня придется трудиться.
  2. Цели и мечты. Чтобы достичь успеха необходимо постоянно учиться, приобретать новые профессиональные навыки и оттачивать личные качества.
  3. Жизнь. Существование без самосовершенствования возможно, если загрузить себя тяжелой работой и неподъемными обязательствами. Только в момент отдыха будут проскакивать мысли об упущенных возможностях, которые в конечном итоге приведут к затяжной депрессии.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях. В ходе саморазвития человек постоянно анализирует самого себя, создает новые стратегии, которые с его точки зрения помогут достичь индивидуальных целей.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Слагаемые успеха в развитии личности

Психология развития включает в себя несколько аспектов. Вот основные слагаемые личностного роста:

1) Цели личностного роста:

  • развитие осознанности и отказ от механических привычек,
  • соответствие современному времени и ритму жизни,
  • развитие интеллекта и обретение всесторонних знаний.

2) План личностного роста:

  • определение отправной точки,
  • визуализация желаемого результата,
  • разработка стратегического плана решения поставленных задач.

3) Мотивация – определение движущей силы для саморазвития:

  • «движение от» — недовольство текущей жизнью,
  • «стремление к» — действие к улучшению положения вещей.

4) Тренинги по личностному росту. Темы тренингов по личностному развитию весьма разнообразны и только опытные коучи могут точно сказать, с чего начать личностный рост именно вам. Незаменимы в процессе развития человека и Физические упражнения как пособники в укреплении самоконтроля, силы воли и уверенности в себе.

5) Креативность – двигатель прогресса, развивающий:

  • творческое отношение к жизни,
  • способность быть собой,
  • спонтанность и свободу самовыражения.

6) Совершенствование – формирование трёх, связанных между собой, сторон жизни человека:

  • развитие тела,
  • развитие ума,
  • духовное развитие.

7) Дальновидность, или мудрость – способность объективно оценивать настоящее и планировать будущее, исходя из возможностей.

8) Приобретение знаний – путь к самореализации.

Принципы: где взять

Принципы — основа личностного роста. Как видно из приведённых выше примеров без наличия чётких принципов, а также их понимания, легко пойти не в ту сторону.

Поэтому в основу любого своего начинания положите принципы. Но иногда, как с билетами или бумагой в офисе, очень сложно заметить за собой места, где отходишь от своих же принципов, и личностный рост останавливается.

Это происходит потому, что понятия честности, доброты, отсутствие эгоизма могут сильно отличаться у разных людей. Светское общество не устанавливает каких-либо строгих стандартов в соблюдении морали. Есть законы, но их недостаточно для того, чтобы развить в себе человечность и иметь нравственный стержень, на котором держится личность.

Что из себя представляют моральные ценности хорошо разобрано во всех основных религиях мира. С чего же начать их изучение?

  1. Можно для выработки нравственного стрежня изучить материалы наиболее близкой религии, читать книги, слушать лекции, посещать службы.
  2. Тем, кому совсем неприятна мысль об изучении материалов религиозной тематики, можно читать книги по личностному росту, например, Стивена Кови. В них хорошо разобраны человеческие ценности, но при этом нет упоминаний, связанных с религией. Этот автор взял все самое лучшее из основных религий и смог донести до читателя в таком виде, в котором даже самый закоренелый атеист легко сможет все прочесть в его книгах.

Современные теории

На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я»

Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам

Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения. Такой нейтральный подход характерен для советской психологии. В то время считалось, что у человека нет никакой сущности — он рождается нейтральным субъектом, а формирование его личности происходит благодаря влиянию общества.

Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.

Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.