Как общаться с язвительными людьми: 6 полезных стратегий
Притворное смешное
То, что вызывает притворный смех, в жизни не принято называть юмором.
Однако, взяв для нашей модели буквальное значение слова «смешное», мы,
что называется, вырыли себе яму. И теперь вынуждены рассматривать
притворный смех наравне с непритворным. Давайте все же не отмахиваться
сразу от такой разновидности смеха. А вдруг выяснится что-то полезное?
Притворный смех по данному определению является сознательным. То есть,
сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а
потом, как говорится, «исполняется номер». И человек хорошо помнит о том,
что он принял такое решение.
В противоположность притворному смеху, обычный смех является
бессознательным. Это значит, что после того, как человек начал смеяться,
он не может вспомнить, чтобы непосредственно перед этим думал что-нибудь
вроде: «а теперь надо посмеяться». Память о своем решении смеяться —
является строгим критерием для различения сознательного и бессознательного
смеха. При этом не имеет значения, помнит ли человек, что именно ему
показалось смешным. Последовательность мыслей во время притворного
смеха может выглядеть так: «это не смешно… но надо посмеяться,
потому, что… ха-ха». Последовательность мыслей во время непритворного
смеха может выглядеть так: «это смешно… ха-ха…».
Думаю, не будет слишком смелым предположением сказать, что разницу
можно определить не только мысленным самоанализом, но даже с помощью
биохимических или биофизических измерений. Для эксперимента можно взять
разные удачные и неудачные варианты аникса. В случае притворного смеха
не будет неожиданности и не будет реакции нервной системы на неожиданность
— легкого выброса адреналина, резкого изменения показаний полиграфа и
тому подобное. Своеобразная идея для диссертации, так сказать
J.
Естественно, если мы просто упомянем оба возможных случая: смех
сознательный (притворный) и смех бессознательный, то это будет
совсем неинтересной тавтологией. Поэтому мы укажем конкретные
обстоятельства, которые ведут к смеху притворному (сознательному) и
совершенно другие вполне определенные обстоятельства, которые приводят
к непритворному смеху.
Приведем примеры притворного смеха.
Артист играет роль, где полагается смеяться.
Политик «натягивает» на свою кислую рожу дежурную улыбку. Вполне
осознанно: это полагается по протоколу. Если он делает это по привычке,
то см. главу о рефлекторном смешном.
Подхалим хихикает, вторя смеху начальника. Если начальник считает, что
сказал что-то смешное, и сам первый смеется собственной шутке, то надо
его поддержать. Даже если бессознательная реакция отсутствовала, надо
ее сымитировать сознательно, дабы не разочаровывать шутника.
Человек, который выслушал, но не понял анекдот, смеется на всякий случай,
когда видит, что смеются другие. Он не хочет, чтобы окружающие догадались
о том, что до него «не дошло». То есть, не желает демонстрировать
недостаток собственной сообразительности.
Другой человек слышит бородатый анекдот из уст своего друга, и ему не
смешно. Но он все же улыбается для того, чтобы не разочаровывать друга, а
подбодрить его.
Должны ли мы продолжить это исследование, и решить задачу юмора для
притворного смешного? Мне кажется, что нет. Трудно утверждать, что
притворный смех действительно интересует исследователей в области
искусственного интеллекта или психологии. Не видно никаких сложностей
в том, чтобы научить человека притворно смеяться. А роботов научили
притворно смеяться много сотен лет назад — когда сделали первую игрушку
типа «чертик в коробочке». Таким образом, мы оставляем эту тему, чтобы
больше к ней не возвращаться.
Предисловие
Internet и юмор неразделимы. В условиях Сети ваши способы воздействия на
собеседника весьма ограничены. Вы не можете ему угрожать, не имеете над ним
никакой власти, у вас нет взаимных обязательств. В этих условиях смех и
ирония становятся единственным эффективным средством воздействия. Остроты в Сети могут
быть намного язвительнее и обиднее, чем в жизни. С другой стороны, хорошая
незлая шутка способна
разрядить накалившуюся обстановку или расположить к вам собеседника. В
общем, умение придумывать смешное, оказывается в Сети очень важным — важнее,
чем в обычной жизни.
Первоначальный вариант был написан для виртуального клуба
Берег Семи Воплощений и назывался
«Ворчание старого хомяка. Про стеб». Там
много ссылок на ситуации и лица, понятных только членам клуба.
В «ворчании» в шутливой форме изложены юмористические приемы, которые я
сам в жизни применял интуитивно, а потом смог осознать и сформулировать
явно.
Развлекательная форма несколько маскировала тот факт, что в «ворчании»
была сделана попытка строгой научной формализации такого понятия, как юмор.
Эта же форма маскировала и другой факт: формализация была в чем-то разумной,
но в чем-то неудачной. Постепенно, я обнаруживал новые приемы и
закономерности остроумия. Стало ясно: вырисовывается модель, к которой
можно отнестись гораздо серьезнее. Серьезная модель несерьезности
J
В какой-то момент я увлекся психологией и услышал о том, что смех
связан с процессами в подсознании и о том, что на эту тему существует
книга у Фрейда. Но я сознательно избегал ее читать до того, как у меня
получится достаточно хорошая модель.
Разумеется, я напрашивался на то, что во многих отношениях изобрету
велосипед. Зато я получил и несомненную выгоду: когда модель была готова,
я мог применить книгу Фрейда для того, чтобы испытать ее на прочность.
Я хотел проверить, насколько анализ Фрейда сходится с моей формальной
моделью, не напутал ли я чего. Признаюсь, я был ошеломлен с первых строк.
Посудите сами. Вот так звучала одна из замеченных мной закономерностей:
Юмор — это неожиданность, резко превращающаяся в понимание.
А вот место из работы Фрейда, где он цитирует одного из своих
предшественников:
Heymans (Zeitschr f. Psychologie. XI. 1896) показывает, как осуществляется эффект остроумия последовательной сменой непонимания и внезапного уяснения.
Каково? И хотя позже мы покажем, что обе эти формулировки не годятся и
нуждаются в серьезном уточнении, но для меня такое совпадение стало
отрадным сигналом того, что я вступил на верный путь. Коль скоро такие
древние зубры со мной согласны почти дословно. J
Я постарался последовать хорошему примеру, наглядно продемонстрированному
Фрейдом: не отбрасывать пренебрежительно старое, а развивать его и
добавить свое новое. Я плохо отношусь к людям, которые ругают
«ортодоксальную науку», постоянно путая слово «ортодоксальное» со
словом «плохое», а слово «оригинальное» со словом «хорошее».
Вы можете заметить, что теории, относящиеся к юмору, не исчерпываются
одной лишь работой Фрейда, и следовало бы ознакомиться еще с той или другой
монографией. На это справедливый упрек я могу ответить так.
Во-первых, в своей работе Фрейд попытался подытожить мнения своих
предшественников, так что фактически мы имеем дело с совокупным мнением
науки того времени
Во-вторых, обратите внимание, что эта
работа почти сто лет спустя является наиболее известной в данной
области. В-третьих, занимаясь какой-то задачей, приходится рано или поздно
прекращать этап сбора данных и, наконец, начинать делать что-то свое
А
изучение всего, что имеет хоть какое-то отношение к теме, разумно только
в том случае, если вы хотите, что называется, блистать эрудицией. То есть,
способностью запоминать чужие идеи.
Психология человека: почему шутки бывают злыми?
Юмор в компании, на работе или семье — это замечательное средство поднять настроение себе и окружающим. Доказано, что к людям, с искрометным чувством юмора, тонко подмечающим смешные моменты, тянутся окружающие. Общаясь с тем, кто весело шутит, можно надолго зарядиться позитивом, хорошим расположением духа, разогнать тоску и апатию.
Однако у юмора существует еще и другая сторона — когда он является злым, неприятным, обесценивающим психологию и личность. Подвергшись таким шуткам, человек ощущает себя, уязвимым, с выставленными напоказ недостатками, может испытывать чувство обиды, и заработать комплекс неполноценности. Злой юмор указывает на промахи и ошибки, часто довольно жестоко, не щадя чувства и состояние. Ирония и сарказм обесценивают достоинства, которые есть в каждой личности, и указывают на отрицательные стороны характера. Возможно, тот, кто пользуется ими, считает это действительно смешным. Однако, испытывая на себе злой юмор со стороны, можно с уверенностью утверждать, что он доставляет боль, дискомфорт, вгоняет в состояние неловкости, неуверенности и стыда — так проявляется личная психология.
Почему люди зло шутят? Специалисты отмечают, что привычки иронизировать, обесценивая личность, в большей части присущи людям активным, грамотным и обладающим блестящим умом и мышлением. Часто они пользуются сарказмом в адрес другого, чтобы прикрыть собственные недостатки характера, комплексы и травмы. Как правило, человеку, если у него все в порядке с самооценкой, не придет в голову прилюдно оскорбить другого, даже если завуалированное унижение имеет форму безобидной шутки.
Как правило, в таких шутках почти всегда проскакивает критика и осуждение. Человек, указывая на промахи другого, проецирует на него недовольство собственным поведением. Проще говоря, люди раздражаются на других за то, что присутствует в них самих. Об этом следует знать тем, кто вынужден строить отношения с людьми, склонными к сарказму.
Другой причиной является желание самоутвердиться за счет других людей. Внутреннее переживание низкой самооценки не позволяет признать этот факт самому, отсутствуют ресурсы, чтобы ценить себя, быть нужным и полезным окружающим таким, какой ты есть — эти глубокие личностные раны провоцируют агрессию и раздражение на окружающих людей. На подсознательном уровне происходит следующее: человек считает себя заметным для других, только когда может унизить партнера. Тогда, на фоне того, кто выставлен в неудачном и смешном свете, он может ощущать свою значимость. Этот печальный факт часто приводит к тому, что общение между людьми заканчивается скандалом или прекращается совсем.
Как строить отношения с ироничными людьми?
Что делать с теми, кто пользуется во время встреч и взаимодействия злыми шутками? Понимая причину такого поведения, следует начать работать над своими реакциями, особенно, когда прервать токсичное общение нет возможности, например, если над вами зло шутит близкий родственник, друг или начальник.
Помните, что поколебать можно только пространство, которое изначально не является стабильным, то же самое относится к душевному равновесию. Подумайте, что именно «цепляет» вас в словах шутника? Что происходит в этой сфере вашей жизни, что она становится предметом шуток? Выстроите правильные отношения с собой — только вы можете знать, кем вы являетесь, как живете и что происходит в вашей жизни. Обижаться на иронию другого человека — это значит подпустить его слишком близко к личным границам. Каждый человек свободен думать и говорить, что он хочет. Вопрос освобождения от чужой иронии состоит в понимании того, почему вы позволяете смеяться над вами и зачем принимаете то, что вас обесценивают или унижают?