Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?
Косвенные методы достижения просветления
Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.
Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.
Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.
Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.
Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.
Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.
Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.
Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.
Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.
Унижение
Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку
На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.
Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.
Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления
Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике
Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.
Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.
Признаки просветления
Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:
- духовные приоритеты начинают доминировать над материальными;
- периодически появляются измененные сознания, при которых человеку открываются новые истины или их глубина;
- появляются необычные способности к созиданию, творению, исцелению;
- изменяется характер, появляется позитивное мышление, уходят плохие привычки;
- просветленный человек видит во всем божественную мудрость.
Как жить после просветления?
Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности. Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни. После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.
Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.
Самостоятельное достижение осознания действительности
Чтобы обрести просветление, независимо от религиозного или практического подхода к явлению, потребуется кропотливая и сложная работа. Путь развития — это многолетние усилия без гарантии положительного результата. Случаи достижения высшего просветления редки. К этому нужно быть готовым. Просветление стоит представлять в виде процесса, а не какой-то конечной точки.
Как же достичь просветления самостоятельно, без посторонней помощи? Что нужно делать для умственного совершенствования?
Просветление в общеупотребительном понимании — это результат совершенствования своего мышления, ценностного позиционирования, всецелого контроля над эмоциями и поведением. Результат развития мышления и позиционирования — достижение мудрости и нравственности, поведения — дисциплины.
Действия, которые способствуют достижения самопознания:
- йога;
- медитация;
- дыхательные практики;
- правильное питание — отказ от пищи с энергетикой смерти, такая еда порождает негативное мышление;
- физический труд;
- строгое следование распорядку;
- прогулки, созерцание природы.
Низменные устремления возникают от непонимания истинной природы окружающих вещей и процессов. Медитация и иные практики позволяют изменить свои воззрения, укрепить силу духа. Контроль над своим мышлением и эмоциями во время практик позволяет освоить управление своей речью и поведением. Изменение целей и устремлений меняют взгляд на различные виды деятельности. Ценность приобретают действия, которые способствуют личностному развитию, несут благо другим людям.
Трансформации в мышлении, разговоре, поведении, деятельности меняют отношение к своему прошлому. Человек начинает чётко осознавать характер своего существования.
Изменения внутри человека трансформируют отношение к внешнему миру, природе, бытию. Мир видится без эмоционального, чувственного и субъективного искажения. Понимание сути всех вещей приводит к гармонии и спокойствию. Это состояние становится постоянным. Наступает просветление.
Действия и практики позволяют полностью перестроить человеческое сознание. Точка просветления наступит в момент, когда человек научится видеть мир без искажений внутреннего и внешнего характера.
Достижение просветления оказывает огромное влияние не только на мировосприятие. Оно позволяет получить совершенно новые возможности. Человек становится независимым от своих эмоций. Его деятельность и мышление начинает носить созидательный характер. Случаи просветления неизбежно отражаются на состоянии здоровья.
Игры «мастеров»
Сначала лжегуру сам называет себя просветленным. Затем, когда ему начинают подыгрывать наивные искатели, он склонен поверить, что титул просветленного и всеобщие преклонения ему дарованы не случайно, а по воле высших сил. С этого момента он и сам верит в свою величественную уникальность. Пускай у него есть земные потребности, пускай он как и все поглощается снами, пускай он страдает, но в его глазах эти страдания – особенные. Он может поверить, что таким образом сострадательно отрабатывает чужую карму и помогает самому Всевышнему.
Он словно король, снисходительно принявший свою должность, дарованную ему высшей силой. Если сохранена толика здравого смысла, наш недопросветленный «мастер» может понимать, какой цирк ради своей потехи устроил. Это понимание может его пугать и восхищать одновременно. Он подавляет голос совести, или подкупает ее всеми возможными оправданиями своих тщеславных решений.
Его вера в свою божественность выполняет двойную функцию: побуждает принимать дары и преклонения как должное и глушит совесть. Зачем переживать о своей лжи? Ведь раз ты – проводник высших сил, то безусловно достоин тех царственных почестей, которые приносит эта «божественная» ложь. В итоге он использует все возможности, чтобы как бы случайно подчеркивать свою «святую» отрешенность на словах, в жестах и в поведении.
Адепты «мастера» используются как дойные коровы, от которых принимаются все возможные блага – энергия, внимание и деньги. Взамен им поставляется величественная причина, по которой все эти блага должны быть дарованы в пользу мастера
Эта причина – ощущение причастности к высшей реальности, проводником которой лжегуру себя позиционирует. То есть, лжегуру устраивает все таким образом, чтобы поклонники поверили, что за их поклонение он поставляет им самого Бога, или иные высшие нематериальные ценности, в которые адепты верят.
Божественное – удобнейший «товар». Для его создания не нужны заводы и фабрики, для хранения не требуется складских помещений, а сам «товар» легковерными адептами ценится как наивысшее благо. Безумный спрос порождает безумное предложение. Люди не могут найти свое счастье на земле и сбегают к запредельному.
Адепты верят, что мастер устраивает мастер-классы по просветлению, но на деле же эти мастер-классы – по большей части о том, как стать точно таким же «мастером» мастер-классов – то бишь лектором «сатсангов», которые по своей сути зачастую являются простым вольным изложением книжных теорий адвайты.
Песни мастеров спорта по просветлению
Чтобы не проколоться, лжегуру зачастую опасается описывать практику своим языком, и вещает заезженными книжными истинами, которые перемешавшись в его голове в случайном порядке вылетают в виде собственных гениальных прозрений. Избегает местоимения «я», чтобы выглядеть отрешенным. Иногда снисходительно соглашается со своими слушателями, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая ему уже давным-давно известна.
Выражает свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как он велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне. В глазах своих поклонников стремится затесаться где-то между Буддой и Христом. Не любит слушать, но щедро делится своим мнением как великим информационным даром. Уверен, что в роли распространителя духовных знаний заслуживает допуск к небесной халяве, проявленной в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.
Если кто-то отказывается слепо внимать его речам, склонен считать, что этот неблагодарный слушатель просто еще не дозрел до понимания его божественных истин. Старается выглядеть либо раскованно радостным, либо отрешенно угрюмым – в обоих случаях с претензией на выражение одним своим видом глубокой мудрости бытия. Свои неосознанные жесты и упущения оправдывает волей Всевышнего, или равнозначным ко всему принципом недвойственности.
В каком-то смысле такой «мастер» идет на сделку с лукавым – выбирает признание в ущерб истине. Все его слова – о просветлении, но сам-то он просветление променял на самоутверждение. В глубине души лжегуру, конечно, может надеяться, что уж сейчас-то, посвящая жизнь наставничеству, у него будет больше возможностей для практики, и реализация все равно придет как бы между делом..
Свою ложь он оправдывает той полезной информацией, которую поставляет адептам. В качестве информационного товара обычно отдает предпочтение учению адвайты, потому что ее теория, попускающая внешние вольности, как нельзя лучше подходит в качестве прикрытия и оправдания любого личностного свинства, теоретической непоследовательности, и наплевательского отношения к сложившимся духовным традициям.
Титул просветленного мастера решает все его проблемы – дает славу, признание и деньги, позволяет сбежать от жизненных забот, прикрывшись любимым занятием. Круг поклонников для него становится своего рода гарантом легкой и радостной жизни. Легкость жизни осуществляется за счет рабочей силы адептов, а радость – за счет их упоительного внимания.
Исходя из таких бонусов, становится понятным, насколько велико искушение натянуть на себя маску божественного учителя
Именно таким образом эго утоляет максимум своих потребностей – получает славу и всеобщее внимание, граничащее с подобострастным преклонением
Остается лишь удивляться тому, как этот обличающий себя маскарад принимается поклонниками лжегуру за чистую монету. Адепты надеются усмирить свое эго, обучившись этому делу у человека, приложившего максимум усилий, чтобы свое эго как раз таки возвеличить в толпе поклонников самым престижным титулом – просветленного мастера.
Предупреждение
Прежде, чем начать, как бы в оправдание хочу сказать, что речь в этой статье – совсем не о просветленных мастерах, а только о тех обманщиках, которые лишь имитируют просветленных мастеров, словно актеры в кино, постепенно вживаясь в роль. То есть я вовсе не утверждаю, будто все известные просветленные мастера – лжецы. Возможно, в вашем случае жизнь делает свое чудесное исключение. Но это самое «возможно» может стать той соломинкой, потянув за которую, на голову прольется ушат иллюзий.
Все, что я ниже описываю – необязательно характеризует каждого самоназванного мастера. Подразумевается, что цель статьи – вовсе не повальная критика современных учителей человечества, а напоминание о том, каким коварным может быть ум в отношении своего «хозяина», когда гонится за духовным величием.
Если вы испытываете трепетные чувства в отношении какого-либо мастера, то на всякий случай, чтобы лишний раз не травмировать психику, можно, например, эту статью не читать, можно посчитать, что автор статьи – завистливый критикан, или, что здесь речь вовсе не про вашего фаворита, а про иного – чьи поклонники пребывают в неведении, на фоне которого ваш путь – наилучший. В общем-то, именно такую вот процедуру возвеличивания своего любимого учения большинство практиков с завидным упорством и практикуют.
Прошлым летом на progressman.ru уже публиковалась статья «любимые песни эго», которая по сути представляет собой сборник типичных эго-тенденций на духовном пути. Ниже перечисляются основные песни эго, свойственные «типичному» лжегуру.
Психология просветления
Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней. Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это — лишь начало пути. Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.
Просветление или шизофрения?
Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:
- Деперсонализация – избавление от собственного Я.
- Дереализация – восприятие окружающего мира как нереального, размытого.
- Психическая анестезия – снижение силы эмоциональных переживаний.
Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:
- Причина. Причиной шизофрении нередко являются негативные эмоции и чувства. Причиной просветления является стремление сделать мир лучше, стать более духовным человеком.
- Голоса. При шизофрении человек слышит голоса, призывающие к агрессивным или неадекватным поступкам. Просветленный человек слышит голос свыше, призывающий к добру или совершенствованию.
- Миссия. При шизофрении интересы человека вращаются вокруг своего Я, даже если больной видит себя кем-то другим. Просветленный человек стремится помочь окружающим.
Услуги и объявления5
1,5 часа |
Консультация «Ищу Мир» Подать заявку |
|
2 часа |
Встреча «Безмолвие ума через массаж» Подать заявку |
|
Услуга |
Практика медитации для начинающих и продвинутых практиков Подать заявку |
|
Ежедневно с 11:00 до 20:00. |
Целостная система прокачки организма: мощный эффект после первого занятия! Скидка 500Р |
|
Услуга |
Бесплатное обучение духовному развитию, проблемам семейных отношений Подать заявку |
Направление используют
|
Академия медитации (Москва), Ангельская Академия (Москва), Благотворительный фонд «Сознание» (Москва), Буддийский центр «Рипа» (Москва), Дети пророков (Москва), Йога-ашрам «Самадхи» (Москва), Наталья Кирюшкина (Москва), Проект «Объединённое Сознание Человечества» (Москва), Федерация универсальной йоги просветления (Москва), Центр Просветления (Москва), Центр Развития «Золотой век» (Москва), Центр духовного развития и совершенствования «Академия Духа» Мастера Авесты (Москва), неприкаянный буддист (Москва), Клуб «2K» (Москва), Алексей Джеронимо (Москва), Духовный центр «Эдем» (Москва), Живи Сей-Час (Москва), Загородный центр практик «Корабль СВами» (Москва), Мастерская Духовного Развития Ольги Трифоновой (Москва), Московский Центр Развития Внимания (Москва). Ещё организаторы 87 |
||
|
Август Ваал (Москва), Александр Небеснов (Москва), Армен Гегамян (Москва), Артур Сита (Москва), Артём Исайкин (Москва), Вера Зотова (Москва), Дарья Коник (Москва), Евгений Багаев (Москва), Екатерина Александровна Блинова (Москва), Леонид Воробьёв (Москва), Мастер Авеста (Москва), Надежда Вести (Москва), Оксана Пелипенко (Москва), Парапар (Москва), Самир Сам (Москва), Степан Кочкин (Москва), Яна Пискорж (Москва), Аватар Кальки (Индия), Аида Асланян (Москва), Александр Александрович Пинт (Москва). Ещё тренеры 152 |
||
|
Август Ваал (Москва), Александр Небеснов (Москва), Артём Исайкин (Москва), Вера Зотова (Москва), Евгений Багаев (Москва), Леонид Воробьёв (Москва), Надежда Вести (Москва), Оксана Пелипенко (Москва), Степан Кочкин (Москва), Аида Асланян (Москва), Александр Александрович Пинт (Москва), Александр Волосков (Москва), Виктор Луговой (Москва), Дан Смирнов (Москва), Дмитрий Жиляев (Москва), Екатерина Прохорцева (Москва), Елена Крымская (Москва), Елена Мельян (Москва), Игумен Евмений (Перистый) (Москва), Мария Авдеевна Карпинская (Москва). Ещё консультанты 50 |
Сущность просветления
С точки зрения психологии просветление ума — это достижение особого уровня мышления и мировосприятия, при котором открывается истинное, целостное и полное видение природы, мироздания. Состояние можно сравнить с пробуждением, когда человек словно просыпается и видит мир в его объективном состоянии.
Определение
Просветление обозначается словом «бодхи». В прямом переводе с санскрита термин обозначает угасание трёх пороков — жадности, ненависти и заблуждений. Явление занимает одно из центральных мест в буддизме. Под бодхи стоит понимать единение со всем окружающим, преодоление субъективно-объективного расхождения во взгляде на мир, переход к целостному ясному и осознанному восприятию. Просветление достигается путём ухода от эмоционального восприятия действительности.
Бодхи часто сравнивают со следующими состояниями:
- освобождением от тяжёлых оков искажённого мышления, обременённого страданиями и страстями;
- пробуждение от сна субъективного сознания;
- осознание объективного устройства мира.
На уровне самосознания бодхи является состоянием, когда на человека перестаёт влиять собственное эго. Он прекращает смотреть на себя и окружающий мир с позиций собственного «Я». С достижением бодхи происходит полное освобождение сознания. Жизнь становится чистым свидетельствованием, где отброшены иллюзии, эмоциональные и субъективные аспекты мировосприятия.
Признаки духовного роста
Но как определить, что человек достиг умственного совершенства? Для состояния просветления свойственны следующие признаки:
- нейтральное эмоциональное состояние;
- благородное воззрение на жизнь;
- мышление, не связанное с собственным эго;
- умение контролировать все сферы своей жизни;
- вся деятельность ориентирована на пользу для себя и окружающих;
- умение избегать негативных мыслей;
- глубокая осознанность действий;
- взгляд на мир со стороны, объективность при оценке любых событий;
- чёткое понимание своего жизненного опыта, умение использовать его при необходимости.
Просветленный человек испытывает симптомы лёгкости и ясности. В его жизни нет соблазнов и страхов, т. к. он понимает сущность всех жизненных процессов. Человек, достигший высшего развития ума, не совершает действий под влиянием эмоций, его суждения лишены оценочных и категорийных суждений, он понимает суть бытия и всех процессов, происходящих во Вселенной.
Секрет «божественности»
Есть один секрет, благодаря которому любой человек в наших глазах может выглядеть божественно прекрасным. Дело в том, что вера – это истинный источник возвышенных переживаний. Кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – посланник божий, сама эта вера подключит все необходимые возвышенные переживания, которые помогут в этой вере укрепиться. С таким же успехом можно поверить в божественность камня, и простираться перед ним с неподдельным благоговением.
Так работает приятие. Когда нам что-то нравится, будь то приятная музыка, или красивый человек, включается спонтанная вкушающая созерцательность. При этом мы ощущаем опьяняющую легкость и радость, потому что в этот самый момент принимаем себя и свою жизнь
Красивые образы нам нравятся именно потому, что глядя на них, внимание становится непрерывным, и таким образом происходящее здесь и сейчас принимается. В этом и есть суть медитации – быть сейчас, и эта практика приносит возвышенные ощущения
А если это не просто красивый образ, но образ, которому силой веры приписывается божественность… тогда приятие включается на полную катушку, извлекая из подсознания самые качественные проекции. Иными словами, кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – сам Бог, или его посланник, будут включаться те самые возвышенные переживания.
Нечто родственное ощущают всевозможные фанаты, поклоняющиеся звездам шоу-бизнеса. А духовному мастеру в этом отношении, чтобы впечатлять поклонников, совершенно не обязательно быть просветленным. Достаточно быть мастером красивых презентаций просветления.
Не каждый «мастер» знает об этом принципе, и когда ему описывают мистический опыт, пережитый в его присутствии, он начинает укрепляться в иллюзии своей божественности, и думает, что не зря выбрал такой путь.
В отношении мистических переживаний своих адептов, мастера духовных презентаций, как правило, практикуют двойную мораль – если тебя прет от радости – это заслуга «мастера», а если колбасит – то вот это уже отработка твоей личной кармы. То есть все самое светлое такие учителя склонны приписывать своему светлому образу, а негативные черты – личным проекциям адептов и проискам завистников.
Явления, которые здесь описываются совершенно необязательно тут же проецировать на первого попавшегося на глаза «мастера»
Как уже говорилось в статье о чувстве собственной важности, при ознакомлении с подобной теорией, начинающий практик склонен отыскивать горделивые химеры в ком угодно – только бы не в себе. Будто сама эта концепция для того и существует – чтобы уличать во лжи всех вокруг
Истинная практика – видеть все как есть, быть честным прежде всего в отношении своей персоны. Как там у других – это их личное дело. Иными словами, цель статьи – не разоблачение конкретных мастеров, а напоминание о личном выборе, который каждый на своем пути делает. А выбираем мы, упрощенно говоря, либо самоутверждение, либо истину.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Роль учителя на пути
- Секта
- Смирение и сила
- Разоблачение ума
П.С. Откуда столько нелестных выводов о гурствующих? Будучи психологом, консультирующим в том числе и по вопросам духовности, у меня есть классная возможность – говорить с людьми по душам, и наблюдать за сходными тенденциями в тех самых случаях, когда устремление к очищению уступает самоутверждению. Как и прежде, я ничего против вышеописанной деятельности не имею. Каждому – свое.
П.П.С. А год назад на сайте проходил такой вот опрос: