Лекции по психогенетике
Введение
Психогенетика является обязательной дисциплиной в государственном стандарте подготовки психологов
Почему изучение этого предмета столь важно для базового образования современного психолога? На наш взгляд, тому есть две причины. Во-первых, психогенетические исследования ведутся в основном психологами
Профессиональные генетики часто почти не осведомлены о достижениях в этой области. Психогенетика за последние годы значительно обогатила психологию множеством фактов, касающихся, в частности, изучения различных аспектов влияния среды на ход развития. Поэтому общее образование психолога должно включать в себя и знания по психогенетике. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, знакомство с психогенетикой помогает в формировании мировоззрения будущего психолога. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа биосоциального и позволяет не только обогатить теоретические основы психологии, но и заложить фундамент для применения знаний из области психогенетики в практической работе психолога. Практический психолог, работая с клиентом или с группой, манипулирует различными средствами среды, формируя или корректируя те или иные психологические качества человека, т.е., выражаясь языком генетики, его поведенческий фенотип. Фенотип же есть результат взаимодействия генотипа и среды. Таким образом, работая со средой, психолог должен учитывать и наследственность человека. Человек — это сложная, самоорганизующаяся, живая система, которая, в отличие от других живых организмов, включена, кроме биологического, еще и в социальный контекст. Это означает, что формирование индивидуальности человека происходит в контексте сложных многоуровневых взаимодействий. Чтобы лучше представлять себе, как на каждом этапе развития возникает тот или иной конечный результат этих взаимодействий, необходимо уметь оперировать основными понятиями и фактами психогенетики. Поэтому полноценное образование психолога обязательно должно включать и знания из этой области науки.
Определение видов исследований
Настало время поговорить на такую тему, как методы психогенетики. Психогенетика как развитая отрасль генетики и психологии разработала свои методы, с помощью которых выявляет различия между людьми:
1. Метод близнецов. Имеет большую популярность в психогенетике. Смысл его заключается в несовпадающей идентичности генотипа у однояйцевых и двуяйцевых близнецов.
Также ученые проводят исследования, анализируя и сравнивая наследственно одинаковых людей, но выросших в разной среде обитания. Однако использование одного вида исследования не дает полного анализа.
Рекомендуем: Одаренность — это
2. Генеалогический метод. Достанем генеалогическое древо семьи. Ради интереса вы и сами можете проследить отличительные черты среди членов своей семьи, сравнив по фотографиям внешность представителей разных поколений.
Однако он более широко применяется в медицинской генетике и антропологии, но в психогенетике как отдельный инструмент даст неполный ответ. Почему? Потому что перенимание психологических признаков может быть обусловлено социальной преемственностью, а не только генетикой.
3. Популяционный метод. В основу метода положено изучение преемственности отдельной группы генов. Метод психогенетики, который можно использовать для выявления каких-либо семейных патологий.
4. Анализ наследуемости нормальных психологических признаков. Этот метод неточен, и до конца никогда нельзя понять, существовали ли эти признаки с рождения или же были привиты со временем посредством влияния окружающего мира, традиций.
5. Метод приемных детей. Сравнение ребенка с двумя семьями. Берется интересующий нас признак и соотносится с настоящими родителями и приемными.
После проведения всех видов исследования результаты подвергаются тщательной обработке.
Далее рассмотрим проблемы психогенетики:
- Изучение причин возникновения человеческой личности. Каким образом зарождаются те особенности, которые отличают нас друг от друга?
- Точное определение структуры человеческой индивидуальности. Из чего она складывается и из каких механизмов состоит?
- Измерение и определение местонахождения в характере и темпераменте личности отдельно взятых признаков.
- Выделение определенных внешних факторов, оказывающих влияние на отдельную личность.
- Закономерности индивидуального развития личности, а также состояние генотип-средовых взаимодействий.
В наше время
Сейчас психогенетика обрела свою независимость и продолжает самостоятельно развиваться наряду с другими науками. Созданы международные ассоциации, где собраны ученые со всех уголков мира для изучения и развития психогенетики. Издаются журналы, выходят научные статьи, пишутся книги, посвященные этой науке.
Популярным и гораздо более тщательно исследуемым вопросом являются генотип-средовые взаимосвязи в изменении уровня развития, то есть интеллекта человека. Большая часть работ связана с изучением влияния на формирование характера, темперамента за счет тех или иных факторов. Двигательная сфера человека отходит здесь на второй план.
Сейчас в психогенетике появились две новые ветви:
- Генетическая психофизиология. Это направление занимается исследованием как внешнего, так и генетического определяющего фактора активности головного мозга.
- Генетика индивидуального развития. Здесь проводятся исследования для определения роли среды и наследственности в преемственности стадий индивидуального развития человеческой личности.
Благодаря исследованиям в этом направлении можно сделать вывод, что изначально в геноме уже есть первичная индивидуальность, которая впоследствии получает развитие и проявляется в ребенке и во взрослом человеке. Но следует правильно понимать значение данного вывода.
Данные психогенетики показывают факторы, влияющие на различия между разными людьми, а не то, как влияет фактор на одного и того же человека. Также соотношение изменений любых признаков не является постоянным, оно может меняться в течение жизни у разных людей. Отсутствие ошибок по какому-либо признаку напрямую зависит от инструмента, которым он измеряется.
Рекомендуем: Что такое человеческий потенциал?
К тому же если в измерении психологического признака учитываются разные факторы, то «генетически заданное» не обязательно будет неизменным.
Благодаря активным исследованиям психогенетика может выделять все новые среды, в которых происходит развитие личности, – непосредственно в них и проводятся психогенетические исследования:
- Общесемейная среда. Среда, которая является единой для всех членов семьи и чужой для остальных семей.
- Индивидуальная среда. Все члены семьи имеют свою личную среду, и она не совпадает у них.
Вебинары6
23 марта |
Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» 2 часа |
|
23 марта |
Онлайн-курс клеточной трансформации Living your Design. Проживая свой Дизайн. Система Дизайн Человека 7 дней |
|
24 марта |
Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения» 2 часа |
|
28 марта |
Вебинар «Трансплантация сознания совершенного здоровья и процветания. Метальная защита от эпидемий» 2 часа |
|
11 апреля |
Вебинар «Стратегии и принципы по управлению жизнью». Актуальные решения с научным подходом 2 часа |
|
Методы психогенетики
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
Метод близнецов является одним из наиболее информативных.
- Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.
- При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
- Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
- Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников.
- Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.
- Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
- Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приёмных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
- Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Кафедра психогенетики
Телефон: 629-58-72
Заведующая кафедрой — доктор
психологических наук, член-корреспондент РАО М.С.
Егорова
Кафедра психогенетики создана в сентябре 2003
года, является новым подразделением на факультет
психологии, но ее коллектив имеет многолетний
опыт работы в этой области знания и прочно связан
с традициями отечественной психогенетики.
Направления научной работы
- Дифференциальная психология – изучение
структуры психологических функций, а также
различий между группами людей (по полу, возрасту
и т.д.). - Психогенетика – изучение роли генотипа и среды
в формировании различий между людьми по
психологическим признакам. - Психология уникальности – описание
конкретного человека и анализ многообразия его
психологических проявлений.
Основной вопрос при исследовании
индивидуальных различий – это их происхождение.
Почему люди отличаются друг от друга? Почему
человек меняется с возрастом? Почему в каких-то
ситуациях человек не похож «на самого себя»? Как
на психологические особенности человека влияют
разные источники индивидуальных различий –
обусловленные эволюцией нашего вида,
определяемые генотипом человека, формируемые в
социально-культурных условиях? С тем, как
современная наука отвечает на эти вопросы, и
знакомит студентов кафедра психогенетики.
Наши проекты
- Московское лонгитюдное исследование близнецов
- Дети нового века: социально-педагогические
аспекты формирования образа мира у детей
старшего дошкольного возраста - Генотипические и средовые детерминанты
агрессивного поведения у подростков - Социально-педагогические аспекты воспитания
подростков в изменяющемся обществе - Отличники: условия формирования ориентации на
образование - Молекулярно-генетическое исследование
компонентов психологической адаптации - Ассортативность как фактор формирования
индивидуальных различий - Близнецы и одиночнорожденные: сравнительный
анализ когнитивного развития - Формирование индивидуальных различий в
школьной успеваемости: влияние общей среды,
индивидуальной среды и пренатальных гормонов - Роль общей и индивидуальной среды в
формировании психологических характеристик
(сиблинговый анализ) - Природа вариативности показателей Темной
триады и личностных свойств
Курсы лекций
Преподавателями кафедры разработаны курсы
лекций, знакомящие с современным состоянием
дифференциальной психологии, психогенетики и
смежных с ними дисциплин.
Основные из них:
- Психогенетика
- Основы дифференциальной психологии
- Психология уникальности: теория и методы
идиографического анализа - Генетика развития (онтогенетика)
- Генетика психических нарушений и основы
генетического консультирования - Воспитание и развитие детей из нетрадиционных
семей (близнецы, дети из многодетных семей, из
семей мигрантов, ЭКО-дети) - Динамические системы в психологии
- Эмоциональный интеллект: теория, диагностика,
формирование
Сотрудники кафедры
-
Егорова Марина
Сергеевна – зав. кафедрой, профессор, доктор
психол. наук, чл.-корр. РАО -
Зырянова Надежда
Михайловна – доцент, кандидат психол. наук - Пьянкова Светлана Дмитриевна – доцент,
кандидат психол. наук -
Черткова Юлия
Давидовна – доцент, кандидат психол. наук - Паршикова Оксана Викторовна – старший
преподаватель, кандидат психол. наук -
Панкратова Алина
Александровна – старший научный сотрудник,
кандидат психол. наук
Возникновение новой отрасли науки
История психогенетики началась в Англии. Основоположником психогенетики является английский ученый Френсис Гальтон. Как основоположник психогенетики Гальтон первым начал проводить исследования в области изучения индивидуальности. Ему удалось собрать огромный материал, он создал измерительные процедуры и анализы.
Гальтон стал первым, кто поставил вопрос для всего ученого сообщества: «Каким образом, посредством чего появляются индивидуальные особенности?» Первым же и попытался его решить.
Его мысли заинтересовали и других ученых, которые тоже стали проводить исследования и анализировать окружающих их людей. Какими были их результаты и выводы?
Генетический код, заложенный в нас, еще до нашего с вами рождения определяет наш жизненный путь! Все предопределено: и модели поведения в тех или иных ситуациях, и наши перспективы развития – все это уже есть в нас изначально! Весь многовековой опыт предков, их признаки и характерные черты хранит молекула ДНК.
Рекомендуем: Персонализация: определение понятия
То есть у каждого из нас есть свой жизненный путь, который уже проложен и вымощен наследственностью, независимо от наших сознательных реакций. Вектор нашего направления оказывает влияние на:
- Успех.
- Поведение.
- Здоровье.
Прикладная польза и методы исследования
Конечно, точного процента или гарантии гениальности психогенетика не дает. Более того, наука не позволяет манипулировать генами, чтобы «улучшить породу». Зато помогает решать задачи в разных сферах жизни:
- Трудности в обучении, чтении, письме.
- Проблемы психоэмоциональной сферы (возможность проявления психических расстройств).
- Толерантность к алкоголизму, ожирению и другим зависимостям.
- Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям.
- Наследуемость успехов в образовании.
- Возможности изменения учебной среды для того, чтобы ребенок мог выбирать и развивать свои таланты.
Методы для изучения уникальной взаимосвязи, взаимовлияния, корреляции биологического и социального в конкретной личности:
- Генеалогический. Метод исследования семей основан на простой логике: чем ближе родство, тем больше признаков наследуется. Применяется в основном в медицине и антропологии.
- Популяционный. Изучает распространение хромосомных аномалий в человеческих популяциях с учетом миграции, мировых катаклизмов, финансовых кризисов.
- Приемных детей. Этот социальный эксперимент изучает развитие детей, принятых на воспитание в чужие семьи. Исследуется генетическое сходство с биологическими родителями и с приемными – как показатель влияния среды.
- Близнецовый. Этот своеобразный биологический эксперимент оценивает соотношение роли среды и наследственности в формировании нормальных и патологических признаков. Помогает выявить наследственность таланта, черт характера, привычек, а также отследить влияние внешних факторов (воспитание, обучение, лечение).
Кроме перечисленных используют статистические, математические, молекулярно-генетические, цитогенетические методы.
Психогенетика доказывает: генетика и среда играют огромную роль, но сами по себе не бывают приговором. Все, что с нами происходит – учеба, смена работы, ссоры, расставания, – не пассивные события. Это все наша среда, которая взаимодействует с генетическим кодом. Знания о конкретном коде ДНК, отвечающем за вредные привычки, не позволяет его скорректировать. Зато возможно спрогнозировать проблемы, изменить среду так, чтобы предотвратить появление вредной привычки. И в этом сила знаний науки психогенетики.
Постановка задач
Какие задачи стоят перед учеными? Что в себе таит психогенетика? Основной и главной задачей психогенетики является отслеживание и выявление причин как генетических, так и тех, которые возникли из-за воздействия окружающего мира, в результате чего формируются отличия людей.
Современные психогенетические исследования в большей степени акцентируют свое внимание на зависимости итогов тестирования интеллекта детей от качества уровня среды, где обитает ребенок, и того, насколько качественное образование он получает. Какой фактор все-таки оказывает большее влияние на развитие ребенка? Психогенетика изучает, каким образом книги, компьютерные игры, музыка оказывают влияние на формирование темперамента и уровень развития интеллекта
Рекомендуем: Выбор жизненного пути
Таким образом, предметом исследования психогенетики является не что иное, как характер человека, который формируется посредством влияния внешней среды и наследственности. Это и есть главный предмет психогенетики.
Индивидуальные различия являются также предметом психогенетики. Ученых особенно интересуют различия людей в отдельно взятой семье, они сравнивают не разные расы, а именно людей, в чьих жилах течет одна и та же кровь.
Литература
- Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
- Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
- Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
- Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
- Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
- Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.