Глава 1 Введение в психологию
Функции
Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.
Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.
Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Сознательное
Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.
Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.
Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:
- Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
- Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
- Сознательные программы, которые являются произвольными.
Регуляторная
Сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.
Человек с ее помощью выстраивает иерархию движения в действительности:
- определяет свои желания и мотивы в данное время;
- определяет задачи;
- разрабатывает способы достижения цели.
Регулятивная функция обеспечивает неосмысленное реагирование на внешние раздражающие элементы. Чуть позже, когда она зарекомендует себя и крепко осядет внутри личности, будет вырабатываться волевое качество, помогающее человеку принимать решения, отвечая за них.
Немаловажную роль играют эмоции, если организм бурно прореагировал на раздражитель извне и человек удовлетворен результатом, то он будет дальше формировать свои потребности и достигать желаемого.
Процесс психической деятельности
Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:
- Получение информации и ее дальнейшая оценка.
- Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
- Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
- Собственно деятельность с применением выбранных методов.
- Оценка результатов деятельности.
В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.
Таким образом через процесс познания формируется личный опыт – психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.
Психология памяти человека
Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.
Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.
Эмотивная
Функция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.
Однако, чувства иногда сталкиваются с функцией психики, за которую отвечает мышление и первичная эмоция преобразовывается в субъективное отношение с жизненно – важной позиции. Например, картофель, подгнивший и пророщенный в нескольких местах, выглядит неаппетитно и подлежит утилизации
Создает негативную эмоцию с чувством отвращения. Но если взглянуть на проблему под другим углом, если дома нечего есть, а деньги на еду отсутствуют, то этот картофель очень даже неплох, из него может получиться отличное пюре. В мозг поступает иной смысловой ряд, несущий информацию и психика откликается противоположными эмоциями
Например, картофель, подгнивший и пророщенный в нескольких местах, выглядит неаппетитно и подлежит утилизации. Создает негативную эмоцию с чувством отвращения. Но если взглянуть на проблему под другим углом, если дома нечего есть, а деньги на еду отсутствуют, то этот картофель очень даже неплох, из него может получиться отличное пюре. В мозг поступает иной смысловой ряд, несущий информацию и психика откликается противоположными эмоциями.
Группы психических явлений
Психические процессы – динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений.
Психический процесс – это течение
психического явления, имеющего начало,
развитие и конец, проявляющееся в виде
реакции. При этом нужно иметь в виду,
что конец психического процесса тесно
связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как
внешними воздействиями, так и раздражениями
нервной системы, идущими от внутренней
среды организма.
Психическое состояние – относительно
устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности
личности.
Каждый человек ежедневно испытывает
различные психические состояния. При
одном психическом состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно, при другом – трудно и
неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную
природу: они возникают под влиянием
обстановки, физиологических факторов,
хода работы, времени и словесных
воздействий (похвала, порицание и т.
п.).
Психические свойства – устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень
деятельности и поведения, типичный для
данного человека.
Каждое психическое свойство формируется
постепенно в процессе отражения и
закрепляется в практике. Оно, следовательно,
является результатом отражательной и
практической деятельности.
Психические свойства не существуют
вместе, они синтезируются и образуют
сложные структурные образования
личности, к которым необходимо отнести:
-
жизненную позицию личности (систему
потребностей, интересов, убеждений,
идеалов, определяющую избирательность
и уровень активности человека); -
темперамент (систему природных свойств
личности – подвижность, уравновешенность
поведения и тонус активности, –
характеризующую динамическую сторону
поведения); -
способности (систему интеллектуально-волевых
и эмоциональных свойств, определяющую
творческие возможности личности); -
характер как систему отношений и
способов поведения.
Психические образования— это
психические явления, формирующиеся в
процессе приобретения человеком
жизненного и профессионального опыта,
в содержание которых входит особое
сочетание знаний, навыков и умений.
Они представляют собой результат
жизненного опыта и специальных упражнений
человека и позволяют выполнять любую
деятельность автоматизированно, без
особых затрат умственной и двигательной
энергии. Знать специфику содержания и
проявления психических образований —
значит идти по пути дальнейшего познания
мира психических явлений.
Подсознательное
Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения – привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности – желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера личности индивида, которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.
В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.
Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.
Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.
Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.
Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.
Рекомендуемая литература
Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.
Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.
Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.
Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к
очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться
Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.
Дополнения и вспомогательные материалы:
Психологические игры и упражнения
Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.
Книги, учебники, журналы
К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители
Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей
Психологические эксперименты
Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии
При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:
Психологические эффекты
Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:
Психологические тесты
Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.
Видеоматериалы по психологии
К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.
Когнитивная
Эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете.
Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.
Когнитивная функция имеет ряд специфичных черт:
— Она динамична.
Психика никогда не останавливается в своем развитии, она меняется под действием отражающейся реальности, которая окружает человека.
— Имеет несколько образов.
Психика подвержена изменениям под влиянием психологических качеств отдельно взятой личности, ее самочувствия в эмоциональном и физическом плане в настоящий момент времени, и развития в целом ситуации. Если изучать одно и тоже влияние на разных людях, то оно будет заметно отличаться, так как оценка будет транслироваться через свою уже сформировавшуюся психику.
— Реальность отражается с психической стороны.
Вся жизнедеятельность человека наполнена картинками. Это снимки и копии происходящих событий, тех проявлений предметов, которые мы видим вокруг себя.
Отражающийся внешний мир связан с базовыми чувствами: обонятельными, тактильными, вкусовыми, зрительными, слуховыми. Они помогают человеку собрать пазл полного представления мира, почувствовать его со всех сторон.
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
- Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
- Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Коммуникативная
Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.
Коммуникация побуждает индивида к объединению с другими личностями для увеличения усилий по достижению поставленной цели.
Она подразделяется на:
- вербальную (речь);
- невербальную (мимика, жесты).
Индивид, будучи еще первобытным существом, изобрел коммуникацию, чтобы еще больше добить успехов в труде, неосознанно для себя, проходило становление его сознания.
Беря в руки палку, и взаимодействуя в общении, можно было быстрее добыть мамонта, разработав перед этим стратегию охоты, обменяться опытом с собратьями и передать знания подрастающему поколению.
Из животного мира нет подобных человеку, он с помощью невербального общения прошел путь становления от человекоподобного первобытного общества до интеллектуального высокоразвитого социума.
Аналогов речи не существует среди животных
Если только брать во внимание приматов, обменивающихся сообщениями при помощи звуковых сигналов. Но это только базовые эмоции, предупреждение об опасностях, которые не несут никакой смысловой нагрузки, отдаленно напоминая речь человека
Существуют неосновные, но также, несомненно, нужные функции психики.
Информационная
Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.
Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.
На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении:
- азбука Морзе;
- пиктограммы;
- иероглифы;
- пантомимика;
- мимика;
- жестовая символика;
- словесные языки.
Фантазия человека безгранична, а изобретательность поражает. Например, это можно проследить в детских играх, которые наполнены зашифрованным смыслом, оказывающее на неокрепшую еще психику детей положительное влияние.
Информация транслируется посредством сообщения «передача – прием», проходя обработку такими качествами, как восприятие и ощущение.
В процессе ощущения передаются только физические черты знаков, например, фонетика
А с помощью восприятия можно заметить отражение знака в целом виде, содержательно-важное сообщение для общества
Эта наиболее необходимая функция психики из всех, которая рассчитана на долгосрочное хранение запоминающих деталей в памяти. Она преобразуется в знаковую форму, уменьшая размер поступающего материала, кажущийся объемным по размеру, до компактности хранения.
Психофизиологические качества, участвующие в информационной функции помогают личности выражать представление мира со своей точки зрения. Происходит это через уникальные черты, присущие каждому индивиду, преобразовывая их, он делать сообщение доступным для социума.
Во взаимодействии с другими, каждый человек рассматривается с предметно-личностной особенности, где предмет — это само сообщение, а личность – визуализация внешнего облика, преобразующаяся в знаковую систему.
С давних времен, люди акцентировали внимание на своем внешнем виде. Эталон красоты зависит от особенностей социума и этноса, в котором он развивается
Одни пытаются добиться длинной шеи и черных зубов, потому что в свойственном им национальном обществе это означает благосостояние семьи. Другие наоборот, красуются смуглой кожей и белозубой улыбкой.
Все индивидуально в психике, но цель у каждого одна – выделиться из толпы и заинтересовать общество, подать о себе информацию.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и конкретное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Кроме того, проблемам развития воображения посвящен отдельный урок на нашем сайте.
Методы психологического воздействия на людей
Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.
Методы воздействия на человека:
Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить
В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека
Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.
Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.
Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.
Темперамент и характер
Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.
Выделяют следующие основные типы темперамента:
- Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
- Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
- Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
- Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:
Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.
Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:
- Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
- Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
- Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
- Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.
Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке нашего тренинга.
Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем
Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее
Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
- психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
- По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
- Оптимальная работоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в Википедии.