Образование

Редколлегия журнала

  • Главный редактор —  Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор МГППУ, директор ПИ РАО (Россия)
  • Первый заместитель главного редактора —  Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ (Россия)
  • Заместитель главного редактора — Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ (Россия)
  • Гуружапов Виктор Александрович — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Авдеева Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, научный руководитель Центра возрастно-психологического консультирования факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Айсмонтас Бронюс Броневич — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии дистанционного обучения, декан факультета дистанционного обучения МГППУ (Россия)
  • Басилова Татьяна Александровна — кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, профессор (Россия)
  • Гаврилушкина Ольга Петровна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией «Психология аномального развития», профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ (Россия)
  • Егорова Марина Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогической психологии, декан факультета психология образования МГППУ (Россия)
  • Зиновьева Марина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Карабанова Ольга Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова(Россия)
  • Обухова Людмила Филипповна — доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ, действительный член РАЕН (Россия)
  • Пряжников Николай Сергеевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова(Россия)
  •  Смирнова Елена Олеговна — доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогика и психология факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Филиппова Елена Валентиновна — кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (Россия)

Миссия журнала

Несомненная научная значимость журнала отражается в тех исследовательских, методологических и философских проблемах современной и психологического образования, поднимаемых и решаемых на страницах журнала.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, педагогов, воспитателей, работников в области образования полноценной профессиональной информацией методического, теоретического и организационного характера в области психологии развития, педагогической психологии, психологии образования, семейной, детской психологии, психологии профконсультирования и других актуальных областях психологии.

Научный, прикладной, практический и организационный аспекты психологической службы образования

Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов.

Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т. д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.

Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.

Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.

Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.

Организационный аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.

Текущий выпуск

Том 1 № 3 (2019)

Редактор Н. Л. ТовмачРедактор английского текста О. В. КолотинаОформление обложки О. В. РудневойВерстка Д. В. Лаптухиной

Опубликован:

2019-10-07

Vol. 1, no. 3 (2019)

Статьи

  • Идея интегративного образования

    Владимир Николаевич Панфёров

    197–204

    1-3-1_Panferov.pdf

  • Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в «очеловечивании» психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова

    Владимир Александрович Янчук

    205–216

    1-3-2_Yanchuk.pdf

  • Вклад В. Н. Панфёрова в развитие петербургской психологической школы и антропо-психологической теории Б. Г. Ананьева

    Наталья Анатольевна Логинова

    217–221

    1-3-3_Loginova.pdf

  • Становление интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена

    Светлана Викторовна Васильева, Анастасия Владимировна Микляева, Светлана Александровна Безгодова, Юлия Евгеньевна Гусева

    222–228

    1-3-4_Miklyaeva et al.pdf

  • Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода

    Елена Юрьевна Коржова, Алина Александровна Сбитнева, Елена Николаевна Туманова, Татьяна Сергеевна Могильникова, Владислав Валерьевич Шевелев

    229–239

    1-3-5_Korjova et al.pdf

  • Интегративный подход и принципы психологии развития человека

    Вячеслав Афанасьевич Аверин

    240–248

    1-3-6_Averin.pdf

  • Социальная психология феномена авторитета личности

    Юрий Петрович Степкин

    249–257

    1-3-7_Stepkin.pdf

  • Критика когнитивных теорий происхождения эмоций

    Евгений Александрович Пырьев

    258–265

    1-3-8_Pyrev.pdf

  • Ментальный фактор в интеграции эмоций и коммуникации подростков

    Светлана Тимофеевна Посохова, Маргарита Хаджумаровна Изотова

    266–275

    1-3-9_Posokhova, Izotova.pdf

  • Интегративный подход как психологическое основание исследования социоприродного взаимодействия

    Павел Николаевич Виноградов, Андрей Н. Федоров

    276–283

    1-3-10_Vinogradov, Fedorov.pdf

  • Современная модель подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях

    Татьяна Владимировна Сенько

    284–293

    1-3-11_Senko.pdf

  • Воспринимаемая дискриминация и стратегии аккультурации через призму человеческих отношений

    Юлия Альфредовна Поссель, Полина Витальевна Румянцева

    294–305

    1-3-12_Possel, Rumyantseva.pdf

  • Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников

    Светлана Михайловна Петрова

    306–314

    1-3-13_Petrova.pdf

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Литература

  1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
  2. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. // Вестник практической психологии образования. 2011. №3(28).
  3. Ермолова Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга решаемых ею задач за последние 30 лет. // Современная зарубежная психология. Т. 3, № 4 / 2014, с. 98-111.
  4. Забродин Ю.М. Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования //  Электронный журнал «Психологическая наука и образование. psyedu.ru» 2016.№3, с. 1-15.
  5. Забродин Ю.М. Пахальян В.Э.  Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отечественного высшего профессионального образования. // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. — М., 2008.
  6. Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 63–69.
  7. Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» (опыт Самарской области) // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 61–70. doi:10.17759/psyedu.2017090307
  8. Материалы I съезда практических психологов образования Российской Федерации. М.,1994.
  9. Материалы II съезда практических психологов образования Российской Федерации. Пермь,1995.
  10. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации. Приказ от 22.10.99 №636.
  11. Пахальян  В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии 2002, №6.
  12. Пахальян  В.Э. Практическая психология образования в России: без парадоксов. // Вопросы психологии 2005, №5.
  13. Пахальян  В.Э. Служба практической психологии образования в России 2015: «Куда идем мы с……?» // Вестник практической психологии образования  2015. №2, с. 37 — 42.
  14. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования 2004, №1.
  15. Психология и современное Российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008.
  16. Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции — М., 2014.
  17. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года. // Психологическая наука и образование 2007.№2, с. 69-82.
  18. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда. // Вестник практической психологии образования. 2012, №3, с. 3-13.
  19. Тезисы участников Всероссийского съезда практических психологов образования. Практическая психология в условиях модернизации образования. Материалы. В 2 т. М., 2003.

Факторы развития службы

Психологическая служба — это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае однозначного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает психологическую составляющую образования — его развивающий характер. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями.

Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Если бы меня спросили, с чего бы я начал, получив такое задание, то ответ был бы такой

  • начинать надо с изучения и обобщения опыта специализированных Центров в регионах  — Новосибирск, Москва, Ростов на Дону, Самара, Ярославль и т.п. (внимательно изучить их разработки, предложения, заодно и прочитать комментарии практиков к текстам, в которых выражено общее отношение к возникшей проблеме);
  • стремясь «реформировать», не  забывал бы о том, что некоторые «велосипеды давно изобретены» (см. источники, которые я указал в списке литературы).   

Надеюсь, что еще не поздно сделать все, чтобы судьба развития Службы не зависела от стремления некоторых «далеких от реальной жизни» чиновников «вовремя отреагировать на постановления Правительства», а определялась бы в первую очередь профессионалами-практиками, имеющими большой и результативный опыт деятельности на местах. Если внимательно читать Законы и нормативные акты, то управленцы – те, кто создает условия, обеспечивающие эффективность оказания психологической помощи в соответствии с положениями Статьи 42 Закона об образовании.

Предлагаю всем заинтересованным сторонам объединиться для конструктивного диалога и обеспечить научно-обоснованное и построенное на накопленном позитивном отечественном опыте практики развитие Службы. Начиная от Положения и заканчивая разработкой отдельных технических вопросов, например – требованиями к экспертизе, процессу и т.п.

Принципы, лежащие в основе деятельности психологической службы

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества. Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

3 стр., 1197 слов

Принципы деятельности службы примирения

… педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана … города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий …

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т. д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.