Индивидуально-психологические особенности личности (стр. 1 из 2)
Ролевые игры и новообразования
Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.
Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:
- повторяет за взрослыми;
- воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
- реальности присуща символичность;
- игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.
Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:
- способность образного решения задач;
- намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
- формирование самооценки;
- активное становление речевого аппарата;
- сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
- подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.
К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.
Темперамент
История возникновения
В V веке до нашей эры в Древней Греции жил и трудился Гиппократ. Так вот, однажды он пришёл к мысли, что здоровье и активность человека зависят от, так называемых, соков, которые вырабатываются в организме. Это лимфа, жёлтая желчь, черная желчь и кровь. Именно от их пропорций зависит его поведение.
Например, высокий уровень лимфы свидетельствует об уравновешенности, жёлтая желчь – об импульсивности и вспыльчивости. Чёрная желчь – характеризует людей как печальных, склонных к меланхолии, а кровь – это жизнерадостность.
Клавдий Гален, опираясь на идеи Гиппократа, предложил первую классификацию типов темперамента, а учёный Иван Павлов слегка ей модернизировал, доказав, что он является врождённым и изменить его просто невозможно.
Классификация
Давайте рассмотрим кратко каждый из этих типов. Более подробную информацию вы сможете получить, нажав на эту ссылку.
Сангвиник
Такие люди достаточно активны, неусидчивы и жаждут новых ощущений. Поэтому дома вы их редко застанете, они обычно где-то на выставках, в музеях, путешествиях. Любят общаться и это им отлично удаётся.
Профессию чаще всего выбирают такую, чтобы постоянно находиться среди людей. Разговаривают быстро, громко, используя мимику и жестикуляцию. Их считают жизнерадостными, порой наивными, но искренними.
Вы всегда будете точно знать, как они к вам относятся. Скрывать эмоции не умеют. Если им приходится длительно находиться в одних и тех же условиях – угасают от однообразия и скуки.
Холерик
Холерик, как и сангвиник, достаточно активный и подвижный. Только совершенно нестабильный и неуравновешенный. К примеру, может вспылить «как спичка», а через минуту уже будет спокойным, испытывая удивление от того, почему вокруг все расстроенные и прочее.
Эта особенность нередко является причиной разрыва отношений, как дружеских, так и семейных, любовных. В работе достаточно ответственны и организованны, им можно доверить какую-то сложную и важную задачу.
Наиболее подходящая деятельность – руководство. Тут уж наверняка можно положиться на их честность и справедливость.
Флегматик
Основная характеристика – сдержанность. Он никогда не позволит себе необдуманных слов и поступков. Его практически невозможно вывести из равновесия, чтобы он потерял контроль и проявил эмоции.
Надёжный, ответственный, он может долго и монотонно заниматься одним и тем же делом, не бросая его на полпути, даже если сил продолжать уже не будет.
Флегматик обычно не амбициозен и предпочитает, чтобы власть была у партнёра. Ему лучше выполнить чей-то приказ, чем принимать решение самостоятельно. Недоверчив, но уж если впустил в свою жизнь – то в его верности можете не сомневаться.
Меланхолик
Медленный и печальный. Уровень энергии практически всегда низкий. Он обычно погружён в свои мысли, которые совсем не оптимистичны.
В случае возникновения какой-то сложности надолго потеряет интерес к жизни, погрузившись в тоску и грустные размышления о том, как всё плохо.
Такая замедленность и пассивность из-за чрезмерного подавления остальных чувств. Они тяжким грузом «висят на шее», отчего радоваться и веселиться достаточно непросто.
Тетраверт
Симбиоз нескольких типов темперамента. «Чистый тип» встречается очень редко, в основном у каждого из нас в определённые моменты дают о себе знать различные особенности и виды поведения, реакции на раздражитель.
Темперамент
Уникальные способности людей зависят от вида темперамента — совокупности психологических качеств. Их взаимодействие влияет на поведение субъекта в разных ситуациях, его отношение к окружающим, предпочтения, привычки.
История открытия
Еще в далекой древности, ученые заметили, что люди имеют как схожие, так и различные черты характера.
Первым придумал классификацию темперамента Гиппократ.
Этот ученый объяснил различия людей, зависимо от количества жидкостей в организме. На основе своих учений, он выделил 4 группы темперамента.
Классификация
Типы темперамента по Гиппократу:
- Флегма. В организме таких людей преобладает слизь. Из-за этого они медлительны, терпеливы, невозмутимы. Избегают конфликтов, не любят резких изменений.
- Мелан холи. Организм таких субъектов переполнен черной желчью. Из-за этого они мрачные, неразговорчивые. Любят находиться в одиночестве, плохо справляются с проблемами. Гиппократ описывал их мрачными неудачниками.
- Сангва. В теле таких людей преобладает кровь. Она дает им силы справляться со сложностями, достигать поставленных целей. Часто такие личности становятся лидерами, полководцами, которые могут повести толпу.
- Холь. Преобладающая жидкость в организме — желчь. Суетливы, не умеют долго сидеть на одном месте. У них часто изменяется настроение, что негативно отражается на общении с окружающими.
От этой классификации произошли понятия флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Учение, придуманное Гиппократом в далекой древности, актуально и сейчас.
Ученые изменяли классификацию, зависимо от новых открытий, полученных данных в результате проводимых исследований. Например, русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что темперамент — динамическая характеристика психики. Его различия связаны с торможением, возбуждением. Его классификация темперамента основана на учениях Гиппократа, но имеет некоторые отличия:
- Сангвиники — люди, наделенные высокой скоростью, активно развивающимися нервными процессами. Сангвиники не суетливы, но проявляют повышенную активность если заинтересованы в чем-либо. Имеют устойчивое настроение, показывают высокие показатели в работе.
- Меланхолики имеют слабые процессы возбуждения, торможения. Иногда кажется, что такие люди не умеют радоваться мелочам.
- Холерики демонстрируют высокую скорость благодаря большой силе нервных процессов. У таких людей не наблюдается устойчивого настроения, из-за чего скорость быстро утрачивается под воздействием внешних факторов.
- Флегматики — для них характерна инертность, из-за низкой скорости нервных процессов, высокой силе возбуждения. Это тормозной тип темперамента. Павлов называл таких людей тугодумами, хотя по жизни они трудоголики.
Свойства темперамента
Чтобы было удобнее изучать индивидуально-психологические особенности личности, нужно учитывать характеристики, составляющие темперамент:
- Активность — определяет степень работоспособности, возможность поддерживать возбужденное состояние.
- Пластичность — умение подстраиваться под новые обстоятельства, менять сферу деятельности.
- Сензитивность — определяет реакцию нервной системы на раздражители.
- Интроверсия, экстраверсия — определяют возможности субъекта налаживать контакт с обществом или оставаться замкнутыми.
- Ригидность — упрямство, привычки, устойчивость к происходящим изменениям.
- Темп психических процессов — определяет скорость речи, мышления, смены настроения.
В большей степени темперамент обуславливается набором факторов от рождения. На протяжении жизни он изменяется незначительно.
Тип 7:»Как бы чего не вышло»
Основные психологические особенности данного типа
испытывают постоянное беспокойство, тревогу, волнение, страх
боятся всего нового, даже одежды, – всегда ходят в одном и том же
одеваются в темные, неброские цвета, стараясь изо всех сил не выделяться, «сливаться с фоном»
украшений не любят, макияжа стесняются, но боятся отказаться от них совсем, ибо это может привлечь внимание
предметы интерьера приемлет блеклые, темные, нарочито заурядные
жизненное пространство безлико, там все чисто и опрятно, нет ничего лишнего, – в отличие от военно-армейского типа не расширяет границы занимаемого им пространства, а наоборот суживает до «прожиточного минимума»
мимика и жесты сдержаны, невыразительны, нередко вообще отсутствуют
ведут они себя тихо и незаметно, говорят мало, негромко, монотонно
в общении с окружающими проявляют избирательность и постоянство
долго присматриваются к человеку, прежде чем пойти на постепенное сокращение межличностной дистанции, но тем, кого «подпускают поближе», остаются преданными долгие годы, нередко — на всю жизнь
круг общения очень узок и состоит из одного-двух, максимум трех друзей детства
крайне нерешительны, склонны к сомнениям и колебаниям
истинные консерваторы, хранители традиций, верны своему поприщу
исполнительны, пунктуальны, организованны, но при этом всячески пытаются минимизировать степень своей ответственности и требуют мельчайших инструкций «на все случаи жизни»
от начальнических должностей отказываются
Воля
Воля – это умение человека контролировать и регулировать своё поведение. Её сущность заключается в том, чтобы помогать достигать успеха, реализовывать свои планы и намерения, преодолевать препятствия.
Характеризуется такими свойствами, как целеустремлённость, настойчивость, уверенность, выдержка и терпение. Если волевой человек что-то задумал, то несмотря ни на что, он упорно будет идти к своей цели, даже если весь мир будет настроен против него.
Он не нуждается в поддержке, когда принимает какое-либо решение
Да, ему важно признание других людей, но уступать своим принципам ради получения их одобрения не будет
Волевая личность дисциплинированна, вынослива, смелая и энергичная. Она не боится тяжёлой работы и готова трудиться чуть ли не без отдыха, если благодаря этому удастся реализовать свои мечты.
Исследования специалистов показывают, что воля толкает человека на решительные действия, он даже готов жертвовать собственными интересами ради интересов общества.
Если вы хотите повысить уровень собственной целеустремлённости, ознакомьтесь с этой статьёй.
Чувства и эмоции
Эмоция – это переживание, которое возникает впоследствии удовлетворения, или наоборот, неудовлетворения какой-либо потребности. Это реакция на любой раздражитель, которая способна формировать первое впечатление, что нередко бывает устойчивым.
Чувство – это более глубокое и сложное переживание, чем эмоция. Оно может ощущаться длительное время, порой даже годами, если не «работать» с ним.
Например, человек, совершив преступление, порой испытывает вину до конца жизни, пока не решится со специалистом избавиться от неё, осознав свои ошибки и признав их.
Более подробно о том, какие существуют чувства, вы узнаете, нажав на эту ссылку.
Классификация видов
- Моральные. Появляются как отношение к собственному поведению, или поступкам других людей. Например, в обществе существует масса негласных и даже гласных правил, такие как, нарушение личного пространства, этики…
- Интеллектуальные. Связаны с познавательными процессами и являются продуктом умственной деятельности. То есть, это любопытство, сомнение, удивление, уверенность, воодушевление и так далее.
- Эстетические возникают как следствие восприятия предметов. Они отображают отношение к ним. Допустим, когда человек любуется природой или предметом искусства, он проживает восторг, счастье, удивление, воодушевление…
Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника
Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
- слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
- личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
- проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
- коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
- неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).
Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.
Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.
Характер
Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.
Классификация по отношению к окружающим и самому себе
Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:
По отношению к себе индивид бывает:
- самокритичным;
- высокомерным;
- самовлюбленным;
- гордым;
- стыдливым;
- неуверенным;
- стеснительным.
По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:
- правдивость;
- доброта;
- общительность;
- тактичность;
- открытость;
- справедливость;
- доверчивость;
- вспыльчивость;
- верность;
- заботливость.
По отношению к работе индивид проявляет:
- исполнительность;
- ответственность;
- трудолюбие;
- недобросовестность;
- надежность;
- неусидчивость;
- амбициозность.
Если говорить о личной собственности, выделяется:
- жадность;
- ревность;
- щедрость;
- аккуратность;
- бережливость;
- неряшливость;
- чистоплотность.
Акцентуации
Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:
Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли
Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
Тревожный
Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.
Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.
Дошкольники младшего возраста
Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.
В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.
Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.
Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает