Терапевтическая группа «автор моих отношений». тренинг отношений искусство общения

Тренинги

Тренинги — групповой метод обучения, позволяющий участникам развить различные навыки и умения, либо получить теоретические знания в определенной сфере. Тренинг бывает направленным на развитие определенного навыка общения и поведения.

Современные люди неизбежно сталкиваются с понятием «тренинг». Одни получили собственный опыт действенности психологического тренинга, другие – не погружались в детали, но есть общее представление, поэтому подробнее расскажем о групповой психотерапии.

Групповая психотерапия высокоэффективна для решения ряда проблем. В частности, она помогает:

  • преодолеть депрессии и различные страхи;
  • избавиться от панических атак и повышенной тревоги;
  • наладить отношения с людьми противоположного пола и избавиться от одиночества;
  • нормализовать проблемные отношения в семье и на работе;
  • эффективно бороться с булимией, анорексией и другими подобными нарушениями;
  • лечить заболевания психосоматического характера;
  • победить вредные привычки и зависимости: алкоголизм, наркоманию, пристрастие к азартным играм и табакокурению;
  • выйти из кризисных состояний разного характера и природы.

Групповая психотерапия и тренинги используется для преодоления проблем, решаемых в рамках индивидуального приема, оба метода имеют свои приемущества. Несколько аргументов «за» групповую терапию:

  • Групповая психотерапия выгоднее финансово, один час работы специалиста с группой дешевле индивидуальной консультации, не уступая ей в терапевтическом эффекте, а иногда – превосходя.
  • На групповой психотерапии, при желании, можно быстрее избавится от своих психологических проблем и болезненных состояний, т.к. группы проходят в интенсивном режиме по 5-9 часов в день, в течение нескольких дней.
  • Лечение в группе позволяет познакомиться с ситуациями других людей, воспользоваться их опытом решения проблем, увидеть собственную ситуацию глазами других.
  • В рамках занятий в группе приходится решать поведенческие задачи или «кейсы», аналогичные ситуациям, возникающим в реальной жизни в отношениях с коллегами, родными и близкими. Приобретенные навыки легче усваиваются и успешно применяются.
  • Работа в группе развивает навык общения и выстраивания коммуникаций с другими людьми, помогает проанализировать свои действия и поведенческую стратегию, при необходимости внести в нее коррективы, поэтому, социофобия — прямое показание на групповую психотерапию.
  • Групповая психотерапия ярко эмоционально окрашена, все составляющие лечения воспринимаются глубже, часто оказываются эффективными благодаря поддержке и сопереживанию.

Безопасность в психотерапевтической группе является одним из приоритетов врача-психотерапевта: он следит за обеспечением безопасности и соблюдением определенных им границ. Если клиенту сложно взаимодействовать с людьми, психотерапевт поддерживает его и помогает преодолеть барьер.

III. По типу объекта психологического воздействия:

1) работа с индивидом — психотерапевтический Т., Т. личностного роста;

2) работа с искусственной экспериментальной группой — разновидность группового Т., когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе Т. (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину);

3) работа с реальной группой — как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п.;

4) работа с организацией:

а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, организационно-деловых игр и проч.;

б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях;

в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах;

г) работу с представителями разных функциональных уровней;

5) работа с учебно-тренировочной группой — представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса.

V. По числу ведущих (тренеров):

1) без ведущего — форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи);

2) с одним ведущим;

3) с несколькими ведущими;

VI. По временному режиму:

1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов);

2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач);

3) долговременный («марафон») — круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней;

4) длительный — ведётся в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия)

VII. По типу руководства:

А. Общестратегический подход: 1) директивный Т., в определенной степени манипулятивный, поскольку участники Т. обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах; 2) недирективный Т. — часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения.

VIII. По техническому обеспечению:

1) безаппаратурный Т.;

2) аппаратурный Т. — ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др.

IX. По составу (контингенту) объекта воздействия:

А. По однородности состава: 1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой; 2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой.

Б. — По возрасту: детские и взрослые группы.

В. — По полу: женские, мужские и смешанные группы.

Г. — По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых.

Д. — По состоянию психического здоровья: 1) работа со здоровыми клиентами; 2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации); 3) работа с пациентами (больными).

Е. — По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи): Е-1: По внутренним связям: 1) Т. семейных отношений; 2) Т. межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.); 3) профессиональные Т.; 4) Т. с лечебными группами; 5) Т. с неспецифическими группами. Е-2: По внешним связям: 1) открытые группы; 2) закрытые (корпоративные) группы.

Ж. — По роду ведущей социальной деятельности участников: 1) работа с предпринимателями; 2) работа с руководителями и менеджерами; 3) работа с государственными служащими; 4) работа с политиками и общественными деятелями; 5) работа с учащимися; 6) работа с педагогами; 7) работа с врачами; 8) работа с торговыми работниками; 9) работа по связям с общественностью (public relations — PR); 10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д. Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней.

Можно выделить также группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; собственно терапевтические группы.

Важнейшим психотерапевтическим фактором в групповой работе, как утверждает Р. Кочунас, являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом.

8

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

I. По ведущей цели:

А. Психокоррекционный Т, направленный «на изменение психической сферы человека, совершенствование самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп». К этому виду Т. относятся:

1)психотерапевтический Т., нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания);

2) Т. личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию;

3) обучающий Т., нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека;

4) организационный Т., направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.).

Б. методический Т. — направлен на подготовку профессиональных тренеров.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии

Гласс проанализировал данные 375 исследований, опубликованных за последние 20 лет. Он сравнил, результаты наблюдений за 25 000 человек, подвергавшихся психотерапии и 25 000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не получали. Ученый пришел к выводу, что 75% больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя лучше, чем те, кто обходился без лечения.

В процессе происходящих в группе взаимодействий участники могут

  • идентифицировать себя с другими,
  • использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая ОС оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я — концепции.
  • Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.

По оценке Рудестама, «группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции.

Когда попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.

И. Ялом (1970) выделил механизмы лечебного действия группы:

(1) сообщение информации: в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами клиент получает разнообразные сведения об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, нервно-психическом здоровье и пр.;

(2) внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений; успешные, продвинутые в психотерапии клиенты служат остальным в качестве позитивной модели;

(3) универсальность страданий: понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, переживания; такое понимание повышает самооценку;

19 стр., 9125 слов

Разновидности групповых методов работы с кризисной личностью

Бывают динамические и тренинговые группы.

Динамические группы — целенаправленное использование групповой ждинамики. Направленность на осознание. Позиция ведущего более директивная

Тренинговые группы — заранее определен план, упражнения имеют цели и задачи. Этарпвы работы: информирование, мотивация, прповерка навыка. Рабочий цикл состоит из разминки, инф. основных упражнений, обратной связи. Направленность на поведение. Позиция ведущего недирективная.

Используется для обучения, коррекции поведения (уверенности в себе, проф. навыков, продаж, проф. коммуникации).

В группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.

Психологический тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии. В самом общем виде он направлен на повышение общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого участника группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п.

Появились теоретические работы, позволяющие классифицировать психологические тренинги по ряду оснований. В. В. Никандров предлагает группировать тренинги по следующим критериям:

Причины, обусловившие развитие и успех групповых форм работы

Групповая психотерапия — метод, заключающийся в целенаправленном психотерапевтическом использовании всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений, возникающих между участниками в группе, включая и психотерапевта.

Практически все психотерапевтические системы адаптировали свои методики для использования в формате группы.

Понятие «групповая психотерапия» применяется в двояком смысле:

  1. в более узком — как использование группового метода в лечебных целях, для лечения различных психических расстройств,
  2. в более широком — как психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

С более широким пониманием групповой психотерапии связано и содержание понятия

Психотерапевтическая группа — это группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, например, улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т. п.

В этом смысле:

  • к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей,
  • но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения и т. п., а также разного рода учебные и профессиональные группы.

Цели групповой психотерапииможно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий.

14 стр., 6967 слов

Место групповой работы в общей системе консультирования

… . Однако группы нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем. Эта форма консультирования имеет определенные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит … для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе …

Существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии

1. Объединяясь в различного рода психотерапевтические группы, люди пытаются найти утерянные социальные чувства.

2. Вторая причина заключается в том, что групповая терапия стихийно превратилась в средство воздействия на людей, в способ организации их поведения. Сегодня социальные психологи рассматривают эти группы как своего рода школу, в которой люди развивают «внутреннюю и социальную чувствительность», интернационализируя приобретенный опыт и перенося его в свою повседневную жизнь в реальных социальных группах.

Психологические тренинги и группы в Тольятти и Самаре

Психологические тренинги в медицинском психотерапевтическом центре «ФЕНИКС» проходят по расписанию. При удаленном от психотерапевта проживании, можно заранее запланировать время на посещение групповой психотерапии для решения своих проблем.

Опытные специалисты из города Тольятти систематически проводят психологические тренинги и групповую психотерапию по таким направлениям:

  • Психотерапевтический интенсив;
  • Холотропное дыхание и телесно-ориентированная психотерапия;
  • Исцеление «внутреннего ребенка».

Перед началом терапии вам необходимо предварительно проконсультироваться со специалистами — руководителями групп, помогающих:

  • определить цель и задачи групповой терапии;
  • понять правила работы в группе;
  • выяснить, подходит ли вам данный тренинг или психотерапевтическая группа;
  • заранее узнать о возможных сложностях и способах их эффективного преодоления.

Ближайщие мероприятия Вы можете узнать здесь.

Изменения, происходящие с участниками психологических групп

Главное в групповой психотерапии — ее влияние на последующее поведение у участников, уже вне группы.

  1. У участников групповой психотерапии менялось их представление о себе, когда в обстановке понимания и заботы они раскрывали свои чувства и встречали понимание и участие слушателей.
  2. Многие коренным образом меняли свою жизнь под влиянием группы: ломались прежние представления и принципы, менялись образ жизни, мыслей.
  3. Для некоторых участие в группе прошло бесследно, без существенных изменений.
  4. У других же сначала изменений как будто не наблюдалось, но они проявлялись позднее.
  5. Наблюдаются изменения и взаимоотношениях. В семейных отношениях, на пример, взаимоотношения с супругом (супругой) и детьми порою углублялись, становились более откровенными.

Ярче и сильнее всего изменения проявились у тех из участников, кто на ночь уходил домой, или же при участии в группах супружеской пары и всей семьи. По мере сознания своих чувств они начинают обмениваться впечатлениями, мыслями, постепенно осмеливаясь выражать эмоции открыто, как положительные, так и отрицательные. Мужчины, отцы семейства, впервые за много лет находят общий язык с сыновьями, матери — со своими детьми. С полным основанием можно заявить, что чаще всего во взаимоотношениях людей происходят значительные изменения, в большинстве случаев — положительные.

Итак, групповая психотерапия может вызвать глубокие изменения в отдельных людях и их поведении, в различных видах межличностных отношений, в методах работы и структуре целой организации.

Групповая работа нашла широкое применение на промышленных предприятиях. В ряде случаев в организациях:

  • менялась практика работы с подчиненными,
  • появлялась система обратной связи, при которой во взаимоотношениях появлялись взаимопонимание и человечность.

Церкви довольно быстро приняли на вооружение метод групповой психотерапии. Широкое применение в духовных семинариях. Были сформированы группы из церковнослужителей, из членов религиозных общин католической церкви, а также из прихожан. Главная задача церкви — воспитание чувств единения, развития у прихожан истинной внутренней веры, укрепление связи между священниками и паствой, старшим и младым поколением верующих.

Для предотвращения или разрешения конфликтов в семье.

Услуги и объявления17

4 месяца, встреча раз в неделю, вечернее время с 18:30 до 21:30

Терапевтическая группа личностного роста
Москва

  Скидка 5%

Марина Владимировна Бякова
Татьяна Николаевна Трифонова

По воскресениям в 14:00

Групповая психотерапия «Психологический детокс»
Москва

  Скидка 3000Р

Психотерапевтический центр «Практика»

55 минут.

Индивидуальная и групповая психотерапия, супервизия
Москва

  Подать заявку

Роман Викторович Литкевич

От 1 встречи (60 мин.).

Арт-терапия, работа с метафорическими картами, игротерапия. Индивидуальное и групповое консультирование
Москва

  Скидка 200Р

50 минут, с понедельника по субботу с 11:00 до 22:00.

Консультация психолога. Психотерапия
Москва

  Подать заявку

Услуга

Семейная и индивидуальная психотерапия. Консультация психосексолога Набиуллиной Ольги Юрьевны
Москва

  Подать заявку

Ольга Юрьевна Набиуллина

Услуга

Психологические услуги в центре «Пазл» в Зеленограде
Зеленоград

  Подать заявку

Услуга

Психологические консультации Елены Виноградовой «Психоаналитическое ателье»
Москва

  Скидка 100Р

1,5 часа

Группа для будущих мам
Москва

  Скидка 200Р

Услуга

Ищу психолога (бизнес-партнёра)
Москва

  Подать заявку

1,5 часа.

Индивидуальные консультации психолога
Москва

  Скидка 1000Р

Услуга

Индивидуальная и групповая психотерапия
Москва

  Подать заявку

Юлия Николаевна Евсюкова (Сургут)

Услуга

Индивидуальная психотерапия. Групповая психотерапия. Женская идентичность
Москва

  Подать заявку

Мария Геннадьевна Малышева

Услуга

Профессиональная супервизия
Москва

  Скидка 100Р

Ольга Николаевна Заводилина

55 минут

Психологические консультации. Семейный и индивидуальный приём. Группы
Москва

  Скидка 100Р

Анжела Александровна Демидова

40–50 минут.

Услуга «Доступная психологическая помощь»
Москва

  Подать заявку

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Анастасия Чебан

1–2 часа.

Консультация «Терапия творческим присутствием» (ТТП, присутственная арт-терапия) Виктора Ляшенко
Москва

  Подать заявку

Арт-группа — 2020″
Виктор Владимирович Ляшенко