Сколько стоит психотерапия
Психосинтез
Психосинтез базируется на вовлечение прошлого в контекст пробуждения собственного «я». Психосинтез считается одной из форм экзистенциональной психологии с духовными целями и понятиями и иногда описывается как «психология души».
Психосинтез стремится интегрировать или синтезировать более возвышенный, духовный уровень сознания с уровнем, на котором переживается мысли и эмоции. Посредством рисования, движения и других техник проявляются и выражаются другие аспекты личности. Ассаджиоли использовал термин «сверхсознание» для описания сферы психики, содержащей наши величайшие потенциалы, источник нашего индивидуального пути развития. Он полагал, что подавление этого потенциала может приводить к психологическим расстройствам, таким же болезненным, как при подавлении детских травм. Ассаджиоли настаивал, что психосинтез должен быть включён в опытное понимание психологии, и стремился поддерживать баланс между рациональной и сознательной терапевтической работой наряду с интеграцией духовного опыта.
Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии
Теоретико-методологическая психотерапия – это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:
- лицам различного возраста, в т. ч. детям;
- родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:
- консультирование как влияние (директивная психотерапия);
- консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).
Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса – психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:
- о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
- о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
- о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
- об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
- о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.
Групповой анализ
Групповой анализ сочетает в себе результаты психоаналитического анализа с исследованием межличностного взаимодействия в социальном контексте. Целью терапии является достижение более качественной интеграции клиента в его сети взаимоотношений, то есть в семье, коллективе и социуме
Акцент группового анализа ставится на взаимоотношениях между отдельным человеком и остальной группой, особое внимание уделяется социальной природе человеческого опыта посредством интерактивного подхода. Групповой анализ может применяться во многих сферах человеческих отношений, таких как преподавание, обучение и организационное консультирование.
Теория строится на положении, что в рамках тщательно отобранной группы, общий состав которой отражает общественные нормы, могут проявиться глубокие и длительные изменения. Групповой анализ рассматривает группу как органичное целое, а роль терапевта состоит скорее в том, чтобы поддерживать группу, чем брать на себя активную роль. Группа становится динамическим самостоятельным целым и функционирует в рамках социально-культурного контекста, который в свою очередь воздействует на процесс.
Психодинамическая психотерапия
Психодинамическая психотерапия – это термин, который включает в себя виды терапии аналитического характера. В сущности, это форма глубинной психологии, которая акцентируется на бессознательных и прошлых опытах для определения текущего поведения.
Клиента просят рассказывать о его детских взаимоотношениях с родителями и другими значимыми людьми. Основной акцент ставится на раскрытие бессознательного содержания психики клиента в попытке снизить психическое напряжение. Терапевт старается исключать свою личность из картины, по сути, становясь чистым холстом, на который клиент переносит и проецирует глубинные чувства в отношении самого себя, родителей и других значимых персонажей в его жизни
Терапевт продолжает уделять основное внимание динамике между клиентом и терапевтом.
Психодинамическая психотерапия обычно обладает менее интенсивным характером и более кратковременная, чем психоанализ, а также она больше опирается на межличностные отношения между клиентом и терапевтом, чем другие формы глубинной психологии. Это направление используется в индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии, а также для понимания и работы c организационным и корпоративным окружением.
Особенности биоэнергетики
В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.
Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия рассматривает человека в единстве с природой, анализирует все проблемы, возникающие на границе биологического и социального, все контакты индивида с внешним миром. И прежде всего, физиологические реакции на подавляемые эмоции.
Гештальт-терапия исследует проецируемые в настоящем реакции человека на ситуации из прошлого. Незакрытый гештальт – непроработанный, непережитый опыт. Например, человек, который в детстве страдал от жестокого обращения, не доверяет никому в настоящем. Задача терапии – проработать и закрыть ту ситуацию, научить человека по-новому воспринимать реальность, иначе реагировать на нее. Гештальт-терапия позволяет разобраться со старыми психотравмами, устранить посттравматический синдром.
Кроме названных видов существует еще один востребованный вид психотерапии – психодрама. Подробнее о нем читайте в статье «Психодрама – это метод психотерапии. Как и зачем он используется».
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия
Второе по популярности направление после психоанализа. Альтернативное название – когнитивно-поведенческая психотерапия.
Используются 3 направления:
- Изменение поведения за счет подкрепления желаемого поведения и наказания за нежелаемое, формирования рефлексов. Например, избавить от страха можно, демонстрируя объект страха в сочетании с чем-то приятным для клиента.
- Метод социального научения, проигрывание проблемной ситуации в тренинге.
- Метод конфронтации. Сначала клиент усваивает методы релаксации, а потом представляет себя в стрессовой ситуации, пугающей лично его. Следующим шагом в таком же расслаблении вместе с психологом он погружается в стрессовую ситуацию. Третьим этапом клиент самостоятельно расслабляется и погружается в пугающие условия.
Кроме того, когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает анализ информации. Клиент и специалист разбирают проблему, анализируют условия, в которых она обостряется и, наоборот, сглаживается, составляют список необходимых ресурсов, анализируют имеющиеся возможности клиента, составляют план работы.
Предмет, цель и задачи психотерапии
Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:
- развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
- поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
- усиление произвольной регуляции;
- улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
- стабилизацию личного эмоционального состояния;
- структурирование мышления;
- активизацию памяти;
- развитие вещания;
- регуляцию психомоторных функций и т. п.
Общая цель психотерапии – возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:
- распознавать собственный потенциал;
- использовать его;
- устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).
Задачи психотерапии можно представить в виде списка:
- информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
- обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
- развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
- содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
- коррекция эмоций и поведения;
- оптимизация социальной ситуации развития;
- устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия является разделом психотерапии, предназначенным помогать людям, которые хотели бы улучшить свои способности справляться с жизненными трудностями и проблемами, но в групповой ситуации.
В контексте групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов одновременно. И хотя изначально подобная группа была создана с целью уменьшения стоимости и увеличения продуктивности, вскоре участники осознают положительные терапевтические эффекты, которые не могли бы быть достигнуты в работе с терапевтом один-на-один. Например, межличностные проблемы хорошо разбираются внутри группы. Групповая терапия базируется не на одной психотерапевтической теории, а на многих, и часто вращается вокруг бесед. Также она может включать в себя другие подходы, такие как психодрама, работа с движениями, телесная психотерапия или расстановки.
Целью групповой психотерапии является поддержка решений эмоциональных трудностей и поощрение личностного развития участников группы. Совокупность прошлых опытов и опытов за пределами терапевтической группы плюс взаимодействие между членами группы и терапевтом составляет материал, на основании которого осуществляется терапия. Подобное взаимодействие может быть не обязательно полностью позитивным, так как проблемы, которые клиенты имеют в своей повседневной жизни, будут неизбежно отражаться в рамках общения внутри группы. Однако, это даёт ценные возможности проработки подобных проблем в терапевтической обстановке, где происходит обобщение опыта, который затем может быть интерпретирован в реальную жизнь. Опытный терапевт умеет правильно подобрать членов группы для поддержания группового процесса.
История развития психотерапии
Возможно, пытаясь ответить на подобные вопросы, люди открыли психотерапию. Замечали ли вы, что иногда общаясь с каким-то человеком вы чувствовали себя лучше, повышалось настроение, появлялось желание действовать. А иногда всё происходило в точности наоборот. Думаю, что наблюдательные люди уже в далёком прошлом замечали это, а самые любопытные попробовали понять механизмы, которые повышают эффективность влияния одного человека, через общение, на состояние другого человека. Но все эти знания существовали в рамках медицины или религиозно-философских учений. И только в конце 19 века возникло отдельное направление, которое ставило целью помочь человеку справляться с трудностями посредством специально структурированного общения.
Краткая история термина психотерапия
Слово «психотерапия» впервые прозвучало в конце 19-го века. Его автором стал английский врач-психиатр Дэниэл Хак Тьюк (англ. Tuke, Daniel Hack). В 1872 году он опубликовал книгу «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body). Одна из глав его книги назвалась «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом он называл терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача []. Тьюк описал механизм, с помощью которого «воображение» можно было использовать в качестве посредника между разумом и телом. А отношения между врачом и пациентом, подчеркиваются в качестве ключевой части процесса [].
Фройд и его учение
Однако, наверное, наиболее важной личностью в развитии и популяризации психотерапии стал Зигмунд Фройд. Его учение о бессознательном и психоанализ как метод работы с ним в своё время произвели эффект революции
Он оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство 20-го века. Не смотря на критику и на то, что современные исследования ставят многие идеи его теории под сомнение, для многих психотерапия до сих пор ассоциируется с психоанализом.
В фамилии Фройд нет ошибки. В русскоязычном пространстве закрепилось неверная транскрипция, которая звучит как Фрейд. Правильная транскрипция — Фройд []; так как в немецком Sigmund Freud произносится как: .
Учение Фройда породило много последователей и сторонников, которые продолжили развивать его идеи. Это привело к развитию психодинамического подхода или глубинной психологии.
Часть последователей разошлись во мнениях с Фройдом и начали критиковать психоанализ. Так появлялись новые направления психотерапии, которые, зачастую, имели в своей основе те или иные идеи заимствованные из аналитической терапии.
По мере развития психотерапии, начали появляться другие направления, которые имели всё меньше связи с психоанализом, а основывались на иных представлениях об устройстве психики.
Междисциплинарные связи психотерапии
Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:
- общей, возрастной, детской;
- социальной, клинической и дифференциальной;
- психологии личности;
- психодиагностике (в частности, тестологии);
- консультативной психологии.
Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия – это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.
Психоанализ
Самый древний, первый вид психотерапии. Его базу заложил З. Фрейд в 1895 году. К нашему времени концепция претерпела некоторые изменения, но по-прежнему осталась ведущим направлением в теории и практике психотерапии. Психоанализ стал фундаментом всех остальных учений.
Суть психоанализа:
Основа направления – метод свободных ассоциаций. Основное правило психоанализа гласит: расскажи психотерапевту обо всех своих мыслях, чувствах, воспоминаниях, фантазиях, возникающих во время сеанса.
Специалист в свою очередь интерпретирует ассоциации, чувства пациента относительно этих образов и препятствия на пути ассоциативного потока
Особое внимание Фрейд уделял интерпретации снов клиентов.
Предположения о связи у клиента бессознательного и сознательного психотерапевт проговаривает вслух.
Для того и нужны сеансы психотерапии, чтобы вытащить вытесненные события из подсознания. Однако Фрейд выделял не только сознательное, подсознательное, но и предсознательное. В этой области находятся забытые, но еще не вытесненные воспоминания. Вернуть их на уровень сознания можно самостоятельно, без помощи аналитика.
Трудности психоанализа:
- Сопротивление со стороны бессознательного, препятствующее лечению, выявлению проблем.
- Реакция переноса на психоаналитика со стороны клиента. Происходит перенос на специалиста психических и поведенческих реакций клиента, направленных на людей из бессознательного. Например, злость на родителей или мужа превращается в злость и агрессию в отношении психоаналитика.
- Реакция контрпереноса, то есть перенос из бессознательного специалиста и ответная реакция на перенос клиента.
Метод психоанализа используется для лечения неврозов. Причина невроза – внутреннее противоречие морали, этики и интеллекта индивида. Психоаналитик должен помочь найти этот конфликт и разрешить его.
Во время переноса клиент наделяет специалиста качествами то одной стороны, то другой. Интерпретация переноса позволяет оценить проблему в режиме «здесь и сейчас». Причина конфликта становится очевидна как специалисту, так и клиенту.
Терапия объектных отношений
Терапия объектных отношений строится на базе теории о том, что собственное эго существует только в отношении других объектов, внутренних или внешних. В объектных отношениях самость рассматривается как саморазвивающаяся и существующая в контексте отношений, прежде всего, с родителями, но также учитывая дом, искусство, политику, культуру и так далее. Данная теория базируется на убеждении, что человек является социальным существом. Следовательно, контакты с другими являются базовой необходимостью, и наш внутренний мир является изменчивым динамическим процессом, состоящим из неизменных и подвижных моделей, осознанных и неосознанных. Данная динамика влияет на то, как мы воспринимаем и переживаем реальность.
Терапевт, работающий в данной сфере, активно взаимодействует с клиентом, поддерживая его в разборе иррациональных идей посредством активного переживания реальных отношений между терапевтом и клиентом. Это предоставляет возможность пройти заново необходимые вопросы об отношениях, таких как потери, близость, контроль, зависимость, самостоятельность и доверие. Хотя могут возникать различные трактовки и конфронтации, основной целью является проработка исходных иррациональных компонентов эмоционального мира клиента.
Гуманистическая интегральная психотерапия
Гуманистическая интегральная психотерапия работает с полным спектром воздействий, которые способствуют развитию человека и его взаимоотношений с другими людьми и обществом.
Во время проведения гуманистической интегральной психотерапии и клиент, и психотерапевт активно заняты формированием процессов оценивания, коррекции и анализа результатов
Данный подход фокусируется на важности наличия у клиента способностей к саморегуляции, самореализации, ответственности и выбора, способствующие процессу изменений. Психотерапевт помогает клиенту реализовать его потенциалы
Психотерапевт также учитывает воздействие внешнего мира на внутренний мир клиента при оценке важности социальной, культурной и политической сфер опыта.
Гуманистическая интегральная психотерапия доступна в различных сферах публичного, личного и добровольного секторов и подходит для отдельных людей, пар, детей, семей, групп и организаций.
История становления психотерапии
В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии – возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:
- как обычный человек познает окружающий мир;
- как личность планирует свои действия;
- как она реально действует.
Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они – предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг – включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).
Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде «консультант – клиент» поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.
Методы психотерапии
Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:
- помочь клиенту понять свои проблемы
- создать эмоционально комфортную среду
- использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
- дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
- помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления
Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:
- особенности личности и степень критики к своему состоянию
- причины расстройства
- возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия
Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:
- Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
- Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
- Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
- Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама
Драматерапия
Драматерапия подразумевает под собой намеренное использование театральных техник, таких как разыгрывание ролей, театральные игры, пантомима, кукольные представления, речевые приёмы, мифы, ритуалы, выдумывание историй и другие техники, основанные на импровизации и способствующие развитию творческих способностей, воображения, навыков обучения, интуитивного понимания и личностного роста. Этот чрезвычайно разнообразный подход обеспечивает экспрессивный вид терапии, который может быть использован в широком разнообразии обстановок, включая больницы, школы, психиатрические клиники, тюрьмы и организации.
Драматерапия предоставляет возможности отдельным людям или группам исследовать личные и/или общественные проблемы в творческой обстановке, спокойно обдумать существующие убеждения, отношения и чувства, а также найти альтернативные способы действий. Терапевт побуждает в клиентах самоанализ, размышление над и выражение чувств в отношении самих себя и других людей.
Направления психотерапии
В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия – направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.
Когнитивная психотерапия – направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.
Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.
Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.
Клиническая психотерапия – дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь – здоровье».
Юнгианский анализ
Юнгианский анализ является специализированной формой психотерапии, которая работает с бессознательным. Аналитик, работающий в этом направлении, и клиент работают вместе над расширением сознания клиента с целью движения в направлении психологического баланса, гармонии и целостности. Юнгианский анализ оценивает глубинные мотивации в психике клиента, мысли и действия, которые находятся за пределом сознательного понимания. Аналитик стремится достичь более глубоких и более длительных изменений в личности клиента. Они делают это посредством акцентирования того, что происходит во время сессий, а также во внутреннем и внешнем опыте жизни клиента. Юнгианский анализ стремится синхронизировать сознательные и бессознательные мысли, чтобы выстраивать новые ценности и работать с психологической болью и страданиями.
Гипнотерапия
Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи.
В сфере гипнотерапии бессознательное считается ресурсом для достижения благополучия и развития творчества. При оценке данной сферы разума посредством гипноза открываются возможности для выстраивания в теле направленности к здоровью.
Гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, а также для лечения болей, беспокойств, заболеваний, вызванных стрессами, и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию.
Британский Совет по вопросам психотерапии считает гипнотерапию подразделом гипнопсихотерапии. Это означает, что любой специалист, зарегистрированный в Британском Совете по вопросам психотерапии, имеет право работать с проблемами, которые находятся в компетенции гипнотерапевта, но для работы на более глубоком уровне с более сложными эмоциональными и психологическими проблемами требуется дополнительное обучение.