Психологическое занятие: » самостоятельность»
Развитие самостоятельности людей
К основным характеристикам зрелой личности относятся самостоятельность в принятии решения и ответственность за сделанный выбор. То есть я делаю в жизни то, что хочу и умею, люди уважают это, и мне за это платят (любыми ресурсами: деньгами, временем, теплотой и так далее). Самореализация – это найти свою любовь и свое дело, реализовать себя в детях и в творчестве. Разным людям в разном возрасте важен свой вариант самореализации: есть реализация себя как мужчины и как женщины, как ученого и как отца.
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своим взглядам и убеждениям. |
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Противоположными качествами является безынициативность и зависимость. Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решения ставит под сомнение. |
Самореализация — реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем жизненном пути. |
ИЗ ЛИЧНОЙ ПРАКТИКИ
У одной моей знакомой в Новосибирске недавно погиб пятидесятилетний муж, у него оторвался тромб. Муж все время был на работе, жил работой. Тромб оторвался и попал на сердце – человек погиб. Если грузишься только одной проблемой, то отнимаешь у себя десять-пятнадцать лет жизни. Все очень жестко в этой жизни.
Например, мне сегодня сказали, что меня выселяют из помещения. Стресс полный, я подумал, что сейчас не знаю, что делать, и подумаю об этом завтра. Я ближайшие шаги себе наметил? Все! Чем я дальше занимаюсь? Готовлю гречку и сериал смотрю. Тогда какого цвета я человек? Желтого! Я – самостоятельно мыслящая личность!
А если я начинаю грузиться, то тогда я – раб своего настроения, я – Зависимый, значит, синий, и мне стоит воспитывать самостоятельность.
К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В России мы доходим до жёлтого уровня, заступаем на зеленый и сваливаемся в красный. Возникает вопрос – вернемся мы или не вернемся обратно к самостоятельности?
Вернемся. Потому что в нас это заложили наши деды. После каждой войны у нас вшито, что мы победители. После войны ставился памятник, и все праздновали. Мы – нация победителей, и мы точно знаем, что мы победим. У нас внутри вшит желтый уровень.
Самое главное для нас – двигаться, используя разные методы развития самостоятельности. Да, есть отдельные сложности, доллар дорожает, нефть дешевеет. Мне даже интересно, хватит ли Путину характера при стоимости бочки в 28. Посмотрим, совершит или не совершит он подвиг.
РЕЗЮМЕ
Итак, мы с вами на уровне формирования самостоятельности. Мне нравится эта аллегория: надо быть не мячиком, надо быть игроком. Надо быть не объектом пинания, а субъектом, который играет в игру.
Для того чтобы воспитать в себе самостоятельную личность, предлагаю следующий алгоритм:
Алгоритм формирования самостоятельности и ответственности
1. Формирование «ромашки» гармонии
2. Постановка целей
3. Достижение целей
Подробней рассмотрим эти темы далее.
Читайте онлайн книгу-тренинг «Энергия Жизни». Она поможет понять все этапы развития самостоятельности, выйти на новый энергетический уровень, развить в себе человека, который создаст жизнь своей мечты. В практической части ЛЕЙС-УРОКА «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ» вы найдете полезные упражнения для развития в себе самостоятельности и личной ответственности. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь, меняйте себя к лучшему!
Вы готовы развить в себе качества самостоятельной личности прямо сейчас и навсегда? Тогда в путь!
-
Пройдите БЕСПЛАТНЫЙ психологический тест на определение степени самостоятельности своей личности
-
Зарегистрируйте свой личный кабинет и получите доступ к ЛЕЙС-УРОКУ «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ». В уроке для Вас доступны все практические задания и упражнения по воспитанию в себе самостоятельности и личной ответственности
-
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ ко всем 23 темам книги-тренинга Ю. ЛЕЙСА «Энергия Жизни»
-
Поделитесь ссылкой на книгу-тренинг с людьми, которым вы желаете перемен к лучшему
-
Желаю вам стремительной и удивительной трансформации!
Всегда Ваш, Юрий ЛЕЙС
Примеры самостоятельности:
- Мальчик пяти лет решил нарисовать пиратский корабль (замысел, инициативность). Он нарисовал его (воля). Смотрит и говорит: «Что-то у меня не все получилось, парус можно было бы лучше нарисовать (адекватная самооценка, критичность), но мне нравится (позитивные чувства для поддержки будущей мотивации)».Итого: человек был в своей деятельности, осуществил свой замысел, как-то к нему отнесся, получил опыт. С точки зрения психологии – это акт самостоятельности.
- Школьник, 13 лет, решает, что на контурные карты по истории он не будет тратить слишком много времени (замысел, инициативность), и он согласен на «3» за них, но будет стараться в устных ответах (адекватная самооценка и оценка ситуации, критичность, чувство личной ответственности, стратегия поведения). Время и силы он готов потратить на тщательное выполнение домашнего задания по физике, желая получить «5» (мотивация, ответственность, воля, инициативность).Итого: поведение можно маркировать как самостоятельное, так как у него есть все признаки такового. Но что могут сказать родители? «Лентяй, с его-то мозгами мог бы на все пятерки учиться».
Самостоятельность в педагогике это. Определение самостоятельности в педагогике
самообслуживание воспитание дошкольный образовательный
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.
Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность — это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.
Дети могут гораздо больше, чем нам кажется
В нашем обществе принято воспринимать детей более слабыми и инфантильными, чем они есть на самом деле. С рождения их предписывают кутать, оберегать от всевозможных микробов, защищать от малейших стрессов. Это путь к формированию тревожного и боязливого ребенка, к сожалению. Детский организм имеет колоссальную способность к адаптации и восстановлению. Дети, на самом деле, могут пить холодное, бегать босиком и самостоятельно преодолевать многие болезни без дополнительного лечения. Главное — замечать эти возможности детского организма и не мешать. Самостоятельность ребенка начинается с самостоятельности его иммунитета, доверия и опоры на свое тело.
Вседозволенность также вредна для самостоятельности, как и сверхопека
Это менее очевидно, но это так. Представьте, что вы проснулись завтра утром, а вы — президент страны. Однако у вас нет ни соответствующих знаний, ни понимания происходящих процессов, которые вы должны контролировать и возглавлять. И при этом есть необходимость решать огромное количество задач.
Ребенок, сталкиваясь со вседозволенностью, чувствует себя аналогично. Он не может руководить взрослыми, корректно принимать решения, строить долгосрочные планы и прочее. Поэтому возложение на ребенка обязанности «главы семьи» и полное подчинение его малейшему желанию формирует тревогу и неуверенность, а отнюдь не самостоятельность. Самостоятельность появляется там, где есть внутренняя уверенность и понимание границ своих возможностей.
6. Не помогайте, не спросив, нужна ли ваша помощь
Речь не идет о тех ситуациях, когда что-то угрожает жизни или здоровью ребенка. Мы говорим, например, о ситуациях, когда ребенок не может справиться с поставленной задачей и ищет пути ее решения.
Так вот пока он ищет, и не просит о помощи, не вмешивайтесь. Дайте ему возможность попробовать еще раз самому. Если видите, что ситуация заходит в тупик, вы можете спросить: «Тебе помочь?».
Для меня было удивительно, что моя на тот момент еще годовалая дочь уже могла выбрать — помогать ей или нет. Она еще не умела отвечать словами, но, например, тянула руку, если нужно было помочь ей подняться. А могла и не тянуть.
7. Принимайте ошибки своих детей
Именно ошибки позволяют формировать опыт. Именно ошибки учат пониманию границ возможностей, чувствованию своих потребностей и желаний. Без ошибок самостоятельность невозможна. А чтобы любить детские ошибки, нужно иметь толерантность к своим!
Подводя итоги, я бы хотела еще раз сказать: дети станут самостоятельными и сами. Лучшая помощь в этом аспекте — это не мешать. И, конечно, подавать пример — заниматься собой, идти вперед, развиваться, ошибаться и обязательно пробовать снова. опубликовано econet.ru
Фото: Джон Вильгельм
Методы формирования самостоятельности
Детей младшего дошкольного возраста необходимо научить самостоятельно одеваться, завязывать шнурки на обуви, застилать постель, убирать игрушки. Для них это посильная работа, которая поможет с гордостью сказать: «Я сам!» и обойтись без капризов и истерик.
Воспитывая в ребенке самостоятельность, относитесь к нему как к взрослому. Спрашивайте, где уместно, его мнение, договоритесь о его домашних обязанностях (собирать игрушки, поливать цветы, складывать свою одежду, кормить хомячка).
Для развития детской самостоятельности по возможности предоставляйте ребенку выбор.
Малыш в раннем детстве уже сам может выбрать из предложенного вариант по своему желанию (зеленую майку надеть или голубую, играть в прятки или догонялки, съесть на завтрак кашу или молочный суп), и это имеет особое значение в старшем возрасте (сейчас сходишь в магазин или по окончании телепередачи, помоешь посуду или пропылесосишь в комнате).
Предоставление выбора ребенку способствует доверительному общению и взаимопониманию, у него появляется ощущение, что его мнение имеет значение, с ним считаются и уважают наравне с взрослыми.
В том случае, когда вы не можете предложить ребенку выбор, спокойно предлагайте ему то, что имеется. Если ребенок не согласен и требует что-то другое, то можно сказать ему, что в следующий раз он сможет выбрать сам, а сейчас только так.
Часто в таких случаях необходима помощь логопеда. Родителям следует проявлять терпение и спокойствие, доброжелательно переспрашивать ребенка, задавать ему наводящие вопросы, чтобы понять, о чем речь.
Постепенно ребенок на такие ситуации перестает реагировать истерикой и, чувствуя, что взрослые его поддерживают, пытаются понять, говорит уже спокойно, ищет новые слова и способы объяснить. В этом случае преодоление капризного поведения помогает ребенку почувствовать себя увереннее и способствует развитию речи и самостоятельности.
Детям более старшего возраста помогают в развитии самостоятельности и уменьшении склонности к капризам и конфликтам занятия по интересам.
Это поможет ему выявить и развивать свои способности, развиваться гармонично в целом, меньше докучать родителям капризами и шалостями. Чтобы развить в ребенке самостоятельность как можно быстрее, полезно посещать спортивные секции, это многих детей делает более организованными и дисциплинированными.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПЕРЕКРЕСТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)
1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
- 1.1. Методика определения социальной направленности
- 1.2. Методика определения ориентации субъектного контроля
- 1.3. Методика определения акцентуированных свойств личности
- 1.4. Опросник Басса — Дарки
- 1.5. Определение характеристик социальной адаптации
2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.1. Экспертная опенка самостоятельности учащихся (ЭОС)
- 2.2. Оценка учащимися своей самостоятельности (СамОС)
- 2.3. Показатели самостоятельной активности учащихся
- 2.4. Диагностика сформированности умений саморегуляции деятельности
- 2.5. Модификация методики «Теппинг-тест» для оценки возможностей саморегуляции действий
- 2.6. Корректурное задание
- 2.7. Образцы бланков
- 2.8. Тест для профессионального, ориентирования и определения соответствия своих возможностей требованиям профессии
3. ПСИХОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
- 3.1. О субъектном опыте и субъектности
- 3.2. Диагностика развития самостоятельности как субъектной активности в профессиональном самоопределении учащихся
- 3.3. Особенности регуляции активности учащихся в процессах обучения и воспитания
- 3.4. Специфика регуляции активности подростка и средства ее постижения
Самостоятельность это в психологии. Самостоятельность
Если человек живет один, это вовсе не означает, что он самостоятельный. Человек может жить один, потому что он очень ленив, ему комфортно одному и не нужно тратить свои силы, свою энергию на кого-то еще. Может жить один, потому, что он жаден, копит деньги и лишние расходы ему не нужны. Может жить один, потому, что он боится, что кто-то его не поймет, не оценит, обманет. Наконец, может жить один, потому что не желает иметь ни перед кем обязательств, а хочет отвечать только за себя самого.
Все эти качества не относятся к человеку самостоятельному.
Самостоятельность – это независимость и свобода. Свобода от кого-то – это не свобода, потому что невозможно быть полностью независимым, живя в социуме. Пока человек живет среди людей, он зависим от множества внешних факторов, иначе выжить ему будет невозможно. Он должен где-то жить, что-то есть, вынужден общаться с себе подобными и пользоваться хотя бы некоторыми благами цивилизации.
Самостоятельный человек не считает себя отдельным от других, понимая, что все, он сам и окружающий его мир составляют единое целое. Как может быть независима одна рука, например, от всего человеческого организма? Более того, качество самостоятельности может проявить в себе только человек, не отделяющий себя от других.
Поэтому самостоятельность – это ответственность за себя и за других, понимание того, что все, независимо от цвета кожи, формы носа, климатических условий и достатка, хотят быть счастливыми. Самостоятельный человек узнал себя настолько, что видит другого, как самого себя: все страхи, надежды, желания, которые в основе своей одинаковые.
Только самостоятельный человек, обладающий целостным взглядом на мир, может стать индивидуальным: неповторимым, уникальным. В переводе с латыни individuum – неделимое. Целостный взгляд на мир – это качество человека с развитым, расширенным сознанием, который настолько углубился в себя, что видит этот мир с космической высоты.
Уникальность самостоятельного человека в том, что он настолько прост и естественен, как сама природа, что Вселенная принимает его, живет через него, проявляя через него все, что имеет сама. Сила такого человека – это сила всего Существования, которая дает ему уверенность, спокойствие и вселенское бесстрашие.
Самостоятельность – это единение со всем миром, сохраняя при этом полную осознанность себя, а значит свою индивидуальность. Только наблюдатель, который просто смотрит, как зеркало отражает окружающий мир, наблюдатель, который просто есть, как есть истинная реальность вечная и постоянно изменяющаяся, может стать самостоятельным, а потому неповторимым и уникальным.
Как стать самостоятельной
Учитесь правильно распоряжаться финансами, даже если живете с родителями. Проанализируйте свои расходы и доходы. Изучите кредитные обязательства. Если их нет – прекрасно, постарайтесь, чтобы и не было. Кредиты необходимы исключительно в сложной ситуации, когда нет другого выхода, а также, если есть высокая вероятность, что его использование позволит увеличить доходы, например прибыль от бизнес-проекта. В любом случае, размер долговых обязательств не должен превышать 25% от размера доходов.
После 25 лет проживать с родителями, значит, подвергать психику лишнему напряжению, что явно не способствует тому, чтобы стать самостоятельнее. Пока человек живет рядом с родителями, он так и остается ребенком, как бы ни пытался отстоять свое право самому решать с кем общаться, куда ходить и когда возвращаться.
Поэтому очень важно найти возможность заработать достаточно денег, чтобы снять самое доступное жилье. Лучше снять квартиру или дом с друзьями или подругами, чем выслушивать поучения и родительские наставления
Человек не сумеет стать независимым и самостоятельным, если подсознательно будет знать, что ему есть на кого надеяться и куда бежать.
Не сидите на шее у родителей. Ищите работу, которая позволит оплачивать ваши счета и потребности. Маленькая зарплата? Подумайте о дополнительном заработке, раз нет возможности найти другое место работы. При решении этой задачи помогут дополнительные курсы или пришло время сменить профессию, чтобы улучшить качество жизни, либо переехать в другой город или страну.
Тот, кто хорошо учится, может попытаться подыскать программу, позволяющую получить грант на бесплатное обучение за границей. В любом случае подумайте о получении дополнительных навыков, например: знание иностранного языка повышает шансы на получение более высокооплачиваемой работы и расширяет круг специальностей, на которые сможете претендовать. Да и в Интернете всегда есть работа для переводчиков, что станет хорошим дополнительным заработком.
Фото: как стать самостоятельной
Для тех, кто уверен в себе, но знает, что пришло время перемен, а работать на кого-то больше нет никаких сил, стоит продумать все варианты открытия собственного бизнеса. Изучайте имеющиеся варианты, попробуйте найти свою нишу, собрать первоначальный капитал за счет других проектов, поищите варианты с предоставлением грантов или помощи от центра занятости, а может ваше знание английского даст возможность получить финансирование за границей.
Не помешает также постоянное чтение книг и полезной информации в интернете. Чем больше человек знает, тем он увереннее в себе. Но помните, знания надо уметь применять. Теория не поможет спасти человека, когда ему будет нужна первая помощь, а вы не сумеете её оказать. Теория должна подкрепляться практикой.
И самое главное, никогда не подстраивайтесь под других. Важным является исключительно ваше мнение и желания. Помните о своих мечтах и целях. Идите к ним, не отступайте, кто бы что ни говорил.
Препятствия, трудности, нерешенные внутренние проблемы оставляют немного шансов получить желаемое. Да и те, кто находится рядом, вряд ли столь легко расстанутся с возможностью влиять на вас и дальше, постоянно контролируя и, управляя. Поэтому будьте готовы к непростым временам, никогда не забывая, что ваша свобода стоит того, чтобы за неё бороться. И вы не хуже остальных, чтобы жертвовать своим здоровьем, жизнью, интересами и желаниями ради них.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.
Теги: как стать самостоятельной,
качества самостоятельного человека
Вернуться в начало раздела Любовь и сексВернуться в начало раздела Красота и Здоровье
Самостоятельный ребенок
Тема детской самостоятельности — одна из лидирующих в запросах к детскому психологу. «Мой ребенок не хочет учиться», «Он совсем отказывается отпускать меня», «Мой сын не может ничего делать сам», «У дочери никакой ответственности, если я не стою над душой и не повторяю по 150 раз, она не делает ничего…»
Эти и многие другие фразы я слышу очень часто. Родители переживают, тревожатся и злятся, когда в какой-то момент обнаруживают, что их ребенок так и не становится самостоятельным.
И действительно, почему получается так, что у одних дети сами прекрасно спят и учатся, а у других — многочасовые укладывания и уроки со слезами? Как же помочь ребенку стать самостоятельным? И нужна ли ему в этом наша помощь?
1. Самостоятельность в детях не нужно воспитывать
Это основное правило, из которого вытекают уже все последующие. Самостоятельность — это качество, которое формируется в результате естественного процесса развития ребенка.
Просто в какой-то момент он начинает делать сам то, что раньше делал только с чужой помощью: держать голову, стоять, бегать, ходить по ступенькам, сам засыпать, оставаться с другим взрослым, оставаться один на один со сверстниками. И тут главное — увидеть его готовность переходить на новый уровень и не помешать, руководствуясь своими страхами или другими эмоциями.
2. Дети могут гораздо больше, чем нам кажется
В нашем обществе принято воспринимать детей более слабыми и инфантильными, чем они есть на самом деле. С рождения их предписывают кутать, оберегать от всевозможных микробов, защищать от малейших стрессов. Это путь к формированию тревожного и боязливого ребенка, к сожалению.
Детский организм имеет колоссальную способность к адаптации и восстановлению. Дети, на самом деле, могут пить холодное, бегать босиком и самостоятельно преодолевать многие болезни без дополнительного лечения. Главное — замечать эти возможности детского организма и не мешать. Самостоятельность ребенка начинается с самостоятельности его иммунитета, доверия и опоры на свое тело.
3. Ребенок формирует свое самоощущение, опираясь на то, как воспринимают его родители
Поэтому замечайте посыл, который вы транслируете своему ребенку о нем самом. Проведите эксперимент и записывайте те слова и выражения, которые вы чаще всего говорите: «Аккуратнее, там можно упасть» или «Не ходи туда, ты упадешь», «У тебя не получится, ты еще маленький» или «А давай ты попробуешь вот так, вместо …»
Можно записывать на диктофон свою прогулку или игру с ребенком, а потом проанализировать. Сам факт наличия включенного диктофона позволит вам сосредоточиться на том, что именно вы говорите.
4. Самостоятельность ребенка может пугать, и ей можно неосознанно сопротивляться, если материнство — это самая главная или даже единственная сфера реализации
В таком случае будут бороться два противоположных спектра чувств: радость за ребенка и гордость от его взросления, и страх потери контроля, потери смысла жизни и ощущения собственной значимости. Мама может радоваться сепарации и самостоятельности, если ей понятно, на что потратить освободившееся время так, чтобы чувствовать при этом глубокое удовлетворение.