Рабочее понятие
Классификация
Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.
Физическая форма
Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.
Интеллектуальная форма
Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.
Формы
У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:
Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения
Участвует в работе остальных процессов.
Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
Воля — уровень выраженности стремления
Необходима для достижения цели.
Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.
Плюсы и минусы машин на производстве
Преимущества. На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Отметим, что технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, кᴏᴛᴏᴩые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:
- машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;
- надежный мониторинг в течение долгого времени;
- быстрое выполнение точных расчетов;
- хранение большого количества информации;
- большая мощь;
- долговременное использование с определенным уровнем эффективности;
- снижение брака выпускаемой продукции;
- никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.
Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства:
- нехватка гибкости;
- невозможность самостоятельных коррекций программы;
- отсутствие импровизации;
- даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;
- отсутствие креативности и новых идей;
- сбои в программе, технические неполадки и др.
История становления эргономики как самостоятельной дисциплины
Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским.
В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, кᴏᴛᴏᴩая полностью посвящает ϲʙᴏи исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.
Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с ϶ᴛᴏго момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.
Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую систему норм и ценностей.
Цель и задачи эргономики
Целью эргономики будет изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.
Исключая выше сказанное, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.
Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.
Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно демонстрируется на производственном процессе и отношениях.
Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.
В основе вышеперечисленных целей можно сформулировать несколько основных теоретических задач:
- разработка специфических категорий эргономики, кᴏᴛᴏᴩые отражают специфику предмета, содержания и методов;
- поиск и описание связи между трудом человека и эргономическими параметрами технических систем и внешней средой;
- разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем;
- исследование закономерностей взаимодействия человека и технических систем и др.
Рабочая поза
При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при кᴏᴛᴏᴩой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некᴏᴛᴏᴩых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.
Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.
Изучим все три типа напряженности поближе:
-
напряженность анализаторных функций. Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:
а) слабые – ниже оперативного порога;
б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
в) раздражающие – выше оперативного порога.Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит по сути в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.
Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;
- эмоциональное напряжение. Эмоциональная напряженность на современных предприятиях будет основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, кᴏᴛᴏᴩые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);
- интеллектуальное напряжение. Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф