История расизма

Культивирование неравенства

Расизм делает неравенство легитимным. Если мы спокойно относимся к мысли, что какая-то национальность должна быть хуже нашей и это нормально, то мы спокойнее отнесемся и к тому, что наша профессия (учитель, водитель, рабочий и так далее) должна быть хуже, чем сотрудник ФСО, владелец игровых автоматов и так далее, и это нормально. Кто-то скажет, что, скажем, организатор производства должен получать больше денег, чем рабочий – возможно, что и так. Лично автор статьи с этим не спорит. Но совершенно ненормально, когда этот рабочий считает, что он хуже организатора производства, и не должен поэтому стремиться к равенству с ним. Он перестает бороться за свои права, становится ленивым и аморфным, и это приводит к обнищанию общества в целом, мешает добиваться сокращения социального неравенства – ведь зачем это нужно, когда неравенство – это норма? Проблему неравенства (и к каким катастрофам оно может привести) мы уже рассматривали в статье с критикой свободного рынка.

История

См. также: Расовая теория

Появление расизма связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство. Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Густав Бадин (1747 или 1750—1822) — шведский политик, первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины. В XVIII веке появляется теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, хотя и была опровергнута, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм.

Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считатьфранцузского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.

Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счёт эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовало появлению и усиление экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия». Последние в свою очередь служили новыми «доказательствами» «неравноценности» рас.

До конца XIX века «классический расизм» прямолинейно заявлял о превосходстве «белых людей». В XX столетии характерным примером рецидива таких взглядов являлись воззрения нацистов, которые инспирировали уничтожение миллионов людей во время Второй мировой войны. Во второй половине XX века расизм был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально (например, апартеид в ЮАР) или неформально. В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов.

Исламский мир

Йемен

В Йемене веками проживает расовое меньшинство — ахдамы, которые являются такими же арабоязычными мусульманами, как и остальные йеменцы, однако отличаются по расовым признакам — в частности, более темным цветом кожи. Ахдамы находятся на самом низу социальной иерархии. Браки между ахдамами и остальными йеменцами жестко табуированы.

Ирак

В современном Ираке проживает около 1,5-2 миллионов афро-иракцев — потомков чернокожих рабов-зинджей, вывезенных из Африки в IX-XIX веках. Афро-иракцы являются мусульманами, однако имеют низкий социальный статус: прислуживают в домах знатных белых иракцев и не имеют ни одного представителя в органах законодательной и исполнительной власти, а смешанные браки с ними считаются среди белых иракцев нежелательными.

Мавритания

В Мавритании до сих пор сохраняется рабство. Белые мавританцы владеют харатинами- чернокожими арабоязычными рабами-мусульманами. Рабство и расовая дискриминация обосновываются с помощью специфических трактовок ислама.

Судан

В провинции Дарфур на западе Судана в 2003 году вспыхнул межэтнический конфликт между арабским населением и негроидными народностями, исповедующими ислам. В ходе конфликта действия суданской армии и арабской военизированной группировки «Джанджавид» по отношению к чернокожему населению были охарактеризованы президентом США Джоржем Бушем-младшим как геноцид, а генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном — как представляющими реальную опасность геноцида.

Шиитские страны

В странах со значительной долей шиитского населения (Иран, Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Кувейт, Азербайджан) почитается шестой шиитский имам Джафар ас-Садик, который предостерегал своих последователей от вступления в брак с чернокожими.

Что такое расизм простыми словами

На общечеловеческом уровне понять, что такое расизм можно рассматривая его через систему сложившихся исторических и социальных предрассудков, основанных на расовых различиях. Считается, что в зависимости от происхождения люди изначально отличаются не только внешне, но также степенью развития физических способностей (северяне устойчивы к холоду, негроидная раса более быстрая и сильная), интеллектуальных возможностей (европейцы более склонны к научному труду и развитию высокого социального строя), а также моральных и культурных устоев. То, что в одном населении принято недостойным или слабым в другом будет считаться противоположным. Сюда же можно отнести различные уклады, как в воспитании детей, так и ведении всей жизни. Могут включаться порицания многоженства или общинного строя, как изживших себя понятий или недостаточно социальных (архаические формы).

В итоге такого стереотипа о недостойности чужого способа жизни и антинаучных идей о разнице между людьми даже на биологическом уровне разжигается большой конфликт, направленный на угнетение (запрет на качественное образование, низкая оплата труда, недоступность правящих должностей) и истребление (полное уничтожение отличающихся народов).

Расизм вместо признания отличий и предоставления возможности учиться у других, приобретать опыт новой культуры замыкает всё развитие общества и приводит к вырождению. Идеи нацизма – это наиболее деструктивная форма развития расизма, когда говорится не только об отличиях, но о недостойности других.

Присутствует не только политика расизма на высоких уровнях, но и бытовые проявления, когда учеников отличающихся от большинства, дети не принимают в свой круг или когда студентов из других стран оценивают строже, а весь акцент делается на ошибках. Существует настолько въевшееся стереотипное поведение, что видя кого-то из других представителей, люди могут переходить на другую сторону, ожидая кражи или агрессии. Это обусловлено не личным поведением человека, а не понимаем особенностей национальной культуры и неприемлемости для них каких-то форм поведения.

История расизма

Страх перед цыганами и южными народами обусловлен более спокойным темпераментом европейцев, воспринимающих их поведенческие проявления не как эмоции, а уже как акт агрессии. Размеренность финнов или безрассудство русских не воспринимается как отдельное проявление традиций развития, а причисляется к не достоинству всей нации, точно также как цвет кожи может накладывать своё восприятие. Стоит отметить, что расизм часто употребляется именно в негативном ключе, когда речь идёт об ущемлении, но есть и превозносящий (например, что японцы умны, немцы дисциплинированы и т.д.).

Заблуждения расистов

Часто расисты считают свои предубеждения и стереотипы безобидными. Например, многие из них говорят: «Причем здесь какой-то геноцид или погромы? Я против этого, я просто за то, что люди разные!»

Если вы просто за то, что люди разные – это не расизм. Но если вы за то, что национальность или раса что-то определяют в поведении, или за то, что они к чему-либо обязывают – вот это расизм. Поддерживая его, вы поддерживаете риторику и фразеологию расистских движений. То есть помогаете этим движениям расти и усиливаться, являетесь разносчиком их идеологии. Эти движения, конечно, до пиковых точек своего усиления (прихода к власти) тоже против геноцида и погромов. Геббельс писал: «Если бы мы до захвата власти показали бы подробно все то, что станем делать после того, как добьемся власти, мы никогда не добрались бы до нее». Политики-расисты не могут открыто высказывать свои настоящие цели, поэтому им приходится обходиться как раз умеренным расизмом, который и поддерживается теми, кто считает, что в нем нет ничего плохого.

Сейчас вы можете не воспринимать проблему расизма всерьез, но перед Второй мировой войной люди мыслили похоже, и заплатили за это очень высокую цену. Так, узник концлагерей Третьего рейха Симон Визенталь вспоминал:

Вы не заметите, как лозунги «мы просто за то, что люди разные» поменяются на «мы просто настороженно относимся к другим национальностям», а потом на «мы просто не любим (ненавидим) другие национальности». Такие вещи всегда происходят незаметно. Если вы поддерживаете расизм, то вы помогаете усилению его политических движений.

«Значит, я должен одобрять, как режут русских?» Если русских режут из-за национальности – то это как раз расизм, с которым мы боремся. Если их режут по другой причине – значит это преступность, с которой мы также боремся. Вы не должны это одобрять. И во всяком случае это не причина, чтобы одобрять расизм.

«Значит, я должен одобрять, как они в автобусах взрываются, лезгинку на улице танцуют или из автоматов в воздух палят?» В автобусах взрываются религиозные экстремисты. Социал-демократы ведут просвещение, направленное против религиозного мракобесия, и борьбу с экстремизмом. Палят в воздух из автоматов дикари, чувствующую свою безнаказанность – с этим явлением также следует бороться. Со многими адекватными людьми той же национальности они имеют мало общего. А в танцевании лезгинки мы не видим ничего плохого. Напротив, если вы увидите танцующих лезгинку – присоединяйтесь: скорее всего, весело проведете время.

«Вы что, хотите, чтобы евреи нами управляли?» Социал-демократы добиваются осознанной демократии. То есть того, чтобы любой человек, независимо от его национальности, имел возможность эффективно влиять на свою судьбу в своих интересах. И мы не делаем различия между национальностями в политическом и повседневном плане – в этой статье показано, почему. Сам вопрос «хотите, чтобы евреи управляли» для нас звучит так же нелепо, как «хотите, чтобы нами блондины управляли?».

Мы будем разбирать также и другие расистские стереотипы в будущем.

Расы: что это такое и почему расисты несостоятельны

В русском языке этот термин получил известность с середины XIX века. Он имеет европейские корни, восходя к французскому «race», немецкому «rasse», испанскому «raza» и итальянскому «razza», означает происхождение, породу, начало.

История расизма

Тем не менее выделяют как минимум 3 общие группы (их еще называют «большие расы»):

  1. Европеоидная – самая многочисленная, объединяет около 40 % населения. Ее представители отличаются прямыми или волнистыми, чаще мягкими волосами, тонкими или в меру утолщенными губами, выступающий носом с высокой переносицей. Глаза имеют широкий разрез, их цвет, как и цвет волос, бывают светлых и темных оттенков. У европеоидов кожа светлее, чем у представителей других рас. Самые светлые оттенки отмечаются у обитателей северных регионов. Чем южнее районы проживания, тем темнее кожа.
  2. Негроидная. Ее представители выделяются очень темным цветом кожи, волос и глаз. У них курчавые и жесткие волосы, широкий и плоский нос с широкими ноздрями, крупные зубы, толстые губы, вытянутое телосложение с удлиненными конечностями. В XIX веке вошло в обиход слово «негр» (от испанского «negro» — черный), но во второй половине XX века его официальное употребление сократилось.
  3. Монголоидная. У людей этой расы иссиня-черные, жесткие и прямые волосы, широкие лица с заметно выступающими скулами и плоскими носами, темные глаза, смуглая (желтоватая) кожа. Монголоиды отличаются особым строением глаз: они узкие, их внутренние углы располагаются ниже внешних. Верхнее веко как бы нависает на глаз. Во внутреннем углу есть «третье веко» (по-научному эпикантус). Резцы зубов спереди имеют вид совковой лопаты.

История расизма

Внутри больших рас выделяют многочисленные подвиды и ветви – классификация непростая и запутанная. Факт существования человеческих рас сегодня признается не всеми исследователями.

Негроиды исторически были расселены в условиях яркого солнца. Для защиты от ультрафиолета природа предусмотрела защитный пигмент. Широкий нос с большими ноздрями, большие губы – это адаптация к жаркому климату, так организму легче остывать в условиях высоких температур. Курчавые волосы, напоминающие шапку, защищают голову от перегрева.

Специфическое строение глаз у монголоидов снижает риск попадания пыли при сильном ветре. Люди со светлым цветом кожи более восприимчивы к воздействию ультрафиолета – так природа решила вопрос недостатка солнечных лучей и витамина D.

Отличия рас друг от друга второстепенны, поскольку независимо от этого все люди относятся к одному биологическому виду Homo sapiens.

Раса – это еще и устоявшийся термин в жанре фэнтези.

История расизма

Главным «законотворцем» здесь стал Джон Рональд Руэл Толкин. С его легкой руки появились эльфы, хоббиты, орки, т.д., по сути скорее виды разумных существ, нежели расы в классическом понимании.

США

Основная статья: Расизм в США

См. также: Расовые волнения в США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители — индейцы.

Американские негры

Основная статья: Афроамериканцы

Расистский предвыборный плакат, использовавшийся во время выборов губернатора Пенсильвании в 1866 году

Впервые африканские негры-невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым негры не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Негры всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права была законодательно запрещена расовая дискриминация.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение негров возник «чёрный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы всё это скрыть.

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Основная статья: Антирасизм

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества».

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в .

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

Положительная дискриминация

Основная статья: Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Европа

Основная статья: Нордицизм

Британия

Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль.

Германия

Третий рейх

Основные статьи: Нацистская расовая политика, Расовая гигиена, Расовая теория Гюнтера и Главное управление СС по вопросам расы и поселения

Объединённая Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.

Италия

  • 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами
  • 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами
  • 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе

Отменены после падения фашизма в 1943 году.

Швеция

  • В -1971 годах шведское правительство проводило сегрегационную политику в отношении саамских детей, обучение которых проходило в отдельных школах.
  • В -1937 годах саамы подвергались принудительному переселению.
  • В -1976 годах действовал евгенический закон о принудительной стерилизации. В числе прочего, программа стерилизации была направлена на пресечение потомства от лиц смешанной расовой принадлежности.
  • В 1937 году государственной церкви была дана рекомендация при заключении браков между шведскими и немецкими гражданами руководствоваться Нюрнбергскими законами, и до конца Второй мировой войны большинство священников следовало этой рекомендации.

Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира, переселившиеся в Европу.

Нарциссизм в психологии

Нарциссизм в психологии рассматривается как патологическое расстройство личности. У человека, страдающего нарциссизмом, нарушена аутентичность, то есть нет собственного «Я», а есть «Я», сформированное под влиянием внешних обстоятельств, навязанное из вне.

Человек-нарцисс внутри себя ощущает пустоту и одиночество. Эта личность противоречива. С одной стороны, ее распирает неоправданно высокое самомнение, чувство превосходства над другими людьми. С другой стороны, нарцисс очень завистлив, постоянно смотрит на успехи и недостатки окружающих и сравнивает их с собой.

Такой человек никогда не признается в наличии чувства зависти, напротив он станет кричать о том, что это именно ему все завидуют из-за его уникальных качеств личности.

Особенностью нарциссизма является еще один парадокс: личность осознает себя либо как нечто великое и превосходное, либо как полное ничтожество. Понимания того, что люди при всей уникальности каждого, похожи друг на друга в базовых характеристиках, у нарцисса нет. Собственная личность возводится на уровень культа. Существует только две ипостаси для само восприятия: «Я либо Бог, либо червь».

Желание быть «самым-самым» провоцирует возникновение у личности острого чувства стыда, в ситуациях, когда она полагает, что недостаточно хорошо смотрится со стороны. Нарциссы постоянно переживают по поводу своего имиджа, поэтому среди них очень много перфекционистов, т.е. людей, старающихся выглядеть и делать все безукоризненно.

Несколько мыслей о расизме

Этот текст был написан в рамках круглого стола, где психологов просили высказать мнение о расизме. С позиции психологии, естественно, но и не избегая личного мнения. Вот что получилось.

История расизмаРасизм — это показатель незрелости общества, как в целом, так и отдельных индивидов. Условно, чем общество и человек более зрелые, тем меньше шансов на то, что они будут подвержены расизму, и наоборот — чем более инфантильным сознанием обладает нация в целом и отдельные люди, тем больше шансов возникновения расизма.

Строится это на простом факте. Человек с развитой личностью, тот, кто в достаточной мере осознает свою индивидуальность, способен в целом доверять себе, миру, вырабатывать собственное мнение по многим вопросам, и главное — способен взять на себя ответственность за свою жизнь, хорошо понимает, что все зависит не от нации, а от личности. И измерять каждого человека зрелый индивид будет исходя из его личности, а не каких-либо общих признаков с группой людей.

Если же у человека не развита личность, если он не готов вырабатывать свое мнение, если он чувствует (как правило, неосознанно), что он сам по себе ничего не может, то ему всегда нужна группа, всегда нужно чувствовать себя по многим пунктам причастным к какому-то сообществу. «Мы — такие-то, у нас — так-то, у нас есть ценности, у нас есть мнения».

Такой человек с инфантильным сознанием не может на самом деле строить отношения, основанные на свободном выборе, ему тяжело поддерживать как интерес других к себе, так и свой интерес к другим. Он чаще связан с людьми страхами — одиночества, отсутствия поддержки, страхом внешней угрозы и ощущением беспомощности перед жизнью. Поэтому объединение в группы людей против любого внешнего врага дает иллюзию единства, поддержки, общности и защищенности. И это прикрывает их личностную несостоятельность.

Расизм — это страх инаковости. И он создает иллюзию того, что знакомое, привычное (и следовательно — безопасное) — рядом, и принадлежит известной, твоей национальности, а непохожее — принадлежит чужой нации, оно страшно и должно быть изгнано.

В действительности же все мы непохожи. И тот, кто рядом, даже если он одной с тобой национальности, вовсе не гарантирует ни понимания, ни настоящей близости, ни поддержки, ни единства. Но у большинства ее на самом деле нет, все родственные отношения построены на долге и взаимных манипуляциях, все действия наполнены страхами, есть постоянное ощущение жертвы, чувство несправедливости и ожидание, что кто-то должен решать твои проблемы.

А если этого не происходит, то необходимо, чтобы было кого наказать за то, что проблемы не решаются. И это хотя бы отчасти снимает внутреннее напряжение по поводу собственной беспомощности. Такова печальная жизнь большинства расистов.

Других, на самом деле счастливых, свободных внутренне, зрелых, делающих то, что они хотят — расизм не касается. Если грубо, счастье и расизм — вещи несовместные. Как, впрочем, счастье и любая нетолерантность.

Я всегда довольно много путешествовал, а сейчас уже 2 года живу в разных странах, в каждой по нескольку месяцев. И этот опыт прекрасно позволяет понять, что разница между зрелыми и незрелыми людьми куда разительнее, чем отличия в цвете глаз, кожи и культурных традициях.

Со зрелыми внутренне людьми всегда можно построить отношения, в любой стране. С незрелыми — невозможно даже в собственной. Их, увы, можно только избегать или давать им жесткий отпор, если они нарушают твои границы.

И периодически я вкладываю силы в борьбу с такими явлениями, по крайней мере в том формате, который мне по силам. И буду продолжать это делать.

Антон Несвитский

Автор |Разное: публицистика, очерки|

Об авторе: Антон Несвитский

У человека невозможно отнять его свободу. Даже в очень узких рамках у человека есть возможность выбирать свои реакции, отношение к ситуации и то, как он будет обращаться с самим собой. Этот источник всегда есть в глубине нас, нужно лишь помнить о его существовании. Подробнее…