Шесть самых опасных сект Москвы
Как распознать тоталитарную секту
Владыка Иоанн привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты:
1). тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и глубокой радостью по этому поводу;
2). каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания, и что Бог поручил ей одной поведать о Нем всему миру;
3). всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты учения сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это то, что в психологии называется эзотерическим разрывом;
4). в секте, по мере посвященности, собственно религиозное начало вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которое всецело определяется интересами ее лидеров. Связь с Богом заменяется на преданность человеку – учителю или группе лидеров, которые действуют от его имени (по работе «Как нам уберечь Россию» СПб., 1993).
В тоталитарной же секте (ибо есть секты и не тоталитарные, не деструктивные, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и пр.) совершается внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие. Это то, что именуется контролем сознания. Контроль сознания всегда присутствует в подобных организациях. Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.
Аскетизм
Аскетизм обусловливается теми же социальными условиями, которые порождают враждебность религии к науке, невежество и мистицизм.
Аскетические настроения превращаются со временем в особую форму религиозно-социального протеста. Уход от мира, разорение в результате обобществления личного имущества сектами — все это до крайности ухудшает положение отдельных членов сект, заставляет их ограничивать себя во всем. В сравнении с ужасными страданиями, подавляющей нищетой тех слоев населения, которые данными социальными условиями обрекаются на прозябание, разложение и гибель, даже самое маленькое жизненное наслаждение вызывает такой же
естественный протест, как танцы на похоронах. К этому прибавляется и социальный протест против чуждого сектантам образа жизни. Христианские секты, как правило, превозносят бедность, простоту, нищету.
Похожее
-
Бог как иллюзия
Ричард ДокинзВ книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».
-
Реконструкция «веры»: психиатрия и религия
Александр Невзоров
Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор. -
Сон разума рождает чудовищ
Александр ПанчинБиолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?
-
Может ли священник быть атеистом?
Александр Марков
Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей. -
Академик Николай Амосов о религии, о Боге и страхе смерти
Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973). -
Как мы творим богов: поведенческая экономика объясняет веру в иррациональное
Вера в необъяснимое вполне объяснима. Почему мы задним умом крепки, верим в духов и легко можем объяснить причины экономического кризиса? С началом когнитивной революции в психологии (и social sciences в целом) многие исследователи стали задаваться вопросом: а нельзя ли использовать открытия в области человеческого сознания для того, чтобы пояснить религиозное мышление? Одно из таких открытий как раз и явилось моментом истины.
-
Сильная вера в бога возникла из-за рака головного мозга
Испанские врачи описали в статье в журнале Neurocase интересный случай из практики. 60-летняя женщина из города Мурсии, что на юге Испании, была одержима религиозными идеями в течение двух месяцев перед тем, как у нее диагностировали агрессивную форму рака мозга. После лечения религиозная одержимость прошла.
-
Почему люди верят во что попало и как с этим бороться
Люди верят в сглаз, теории заговора, превосходство расы, инопланетян и ангелов-хранителей. Почему мы изначально запрограммированы верить? Потому что так устроен человеческий мозг. Неверие, скептицизм и научный подход требуют усилий на преодоление этого врожденного механизма верить. Наука руководствуется принципом «все новое неверно, пока не подтверждено», мозг настроен на обратное: «все, что я заметил, верно, пока не опровергнуто».
-
Каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят
Вера, Надежда, Любовь… Интересно, кто-то когда-либо задумывался, почему эти многозначительные имена мы всегда употребляем в такой, а не в какой-либо иной последовательности? Что это — случайное созвучие, гармоничная рифма или действительно для россиян вера всегда стоит впереди надежды и даже любви? Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы. -
Как появился Homo Sapiens, почему нет Бога, почему есть блондинки?
Александр Марков
Интервью Александра Маркова журналу «Огонёк».
Далее >>>
Богоизбранничество
Богоизбранничество — форма протеста против общественного зла, осуждения общества, в котором господствует зло, отмежевания от него путем создания мира избранных, отделяющего себя от остального мира особой верой, культом, нравственными правилами, созданием особой корпорации.
Идея богоизбранности отражает сектантскую узость чисто религиозного протеста. Она обрекает сектанта на особую жизнь, по законам секты, ставя его в особое положение в обществе и государстве. Прежде всего, сектантское отделение от мира, от общества, а нередко от семьи, друзей обостряет потребность в
принадлежности к религиозной корпорации, группе, секте. Верующий, оторванный от остального мира, дорожит своей принадлежностью к религиозному обществу и поэтому подчиняется его традициям, всячески подчеркивает свою духовную близость («братство») с другими членами этого общества, отстаивает его идеи.
Другой стороной чувства богоизбранности является вражда, ненависть к инакомыслящим как к погрязшим в грехах, обреченным на гибель, человеконенавистничество, с которым мы будем встречаться очень часто, говоря о современных сектах.
Что такое секта
Слово «секта» произошло от латинского sequor — «следовать за кем-то, повиноваться». Изначально так называли все отделившиеся философские, политические и религиозные группы. Когда-то и христианская церковь была сектой, противопоставляющей себя языческому обществу.
В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. В узком смысле секта – это религиозная группа, отделившаяся от основного направления или противопоставляющая свои идеи основной религии общества. Секта имеет своего основателя и свое учение.
На основе рассмотренного определения мы можем сделать вывод, что не все секты носят деструктивный характер. Это общественный стереотип, который выгоден, прежде всего, официальным религиозным направлениям. Когда-то сектантами считали тех, кто вместо церкви выбрал науку. Их называли еретиками и казнили за неповиновение. К счастью, в наше время церковь и наука научились жить более или менее мирно.
Согласно законодательству, любой человек вправе создать свою религиозную организацию или религиозную группу, если ее учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданских обязанностей. На практике большинство сект нарушают эти условия, из-за чего и сформировалось убеждение о том, что все секты опасны и вредны.
Любая секта потенциально может стать религиозным направлением, добиться официального признания. Собственно, за это и борются представители. Каждая секта замкнута и обособлена, убеждена в своей исключительности и претендует на роль ведущей церкви.
Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Тут-то и встает вопрос о том, что предлагает участникам секта. Спасение ли? Давайте дальше поговорим об опасных, деструктивных сектах.
Что такое секта и чем она опасна?
Как уже отмечено, секта – это группа лиц, которые отделились от какого-то вероучения и противостоят ему.
Первая опасность секты заключается в том, что если один из членов семьи вступил в неё, то руководители секты приложат максимум усилий, чтобы отделить человека от его семьи и лишить имущества. И в таких ситуациях, большинство людей делает выбор далеко не в пользу своей семьи.
Очередная опасность сект заключается в промывке детских мозгов, ведь многие взрослые вступают в секты уже совместно со своими детьми. Если же ребенок на протяжении всего детства сталкивается с верованиями «духовных наставников», то их жизненной целью будет только угодить наставникам.
Ещё одной опасностью сект считается отдаленность от общественной жизни. Если человеку каким-то образом удастся выйти из секты, то он просто не сможет адаптироваться в реальной жизни и существует высокая вероятность самоубийства.