Теория разумного эгоизма
Этика долга и категорический императив и. Канта.
Долг
не может быть выведен из личного опыта,
так как эмпирический субъект всегда
эгоистичен. Долг не может быть определен
и коллективным опытом, так как общность
людей всегда испытывает столкновение
противоположных интересов. Поэтому
Кант рассматривает морально-должное
как априорное свойство человеческого
сознания как автономное и ничем не
обусловленное. Согласно Канту существует
некий нравственный закон, обладающий
самоочевидным свойством императивности,
т.е. обязательности для любого человека.
Кант различает два вида императивов:
гипотетические, т.е. требования,
обусловленные какими-то внешними
соображениями (цель, интерес, полезность)
и категорические, которые предписывают
должное поведение вне зависимости от
каких бы то ни было условий. Первые не
имеют никакого отношения к морали,
только категорические императивы
выражают должное как таковое, неизменный
и всеобщий нравственный закон. Первая
формулировка категорического императива
гласит: «Поступай только согласно
такой максиме, руководствуясь которой
ты в то же время можешь пожелать, чтобы
она стала всеобщим законом». Вторая
формулировка: «Поступай так, чтобы
ты всегда относился к человечеству и в
своем лице, и в лице всякого другого так
же как к цели, и никогда не относился бы
к нему как к средству. Таким образом,
если долг человека состоит в том, чтобы
осознать, применить к конкретному
положению, в котором он находится,
моральные нормы, и практически осуществить
их, то вопрос о том в какой мере эта
задача выполняется или в какой мере
человек виновен в ее невыполнении — это
вопрос о личной ответственности.
Следовательно, ответственность — это
соответствие моральной деятельности
личности ее долгу, рассматриваемое с
точки зрения возможностей личности.
Понятие
категорического императива
«…не
делай людям того, чего не желаешь себе
и тогда в государстве и семье к тебе не
будут чувствовать враждебность»
Категорический
императив (от лат. imperativus — повелительный),
термин, введенный И. Кантом и обозначающий
основной закон, или правило, его этики.
Имеет две формулировки: «… поступай
только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в то же время
можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим
законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965,
с. 260) и «… поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице,
и в лице всякого другого также как к
цели и никогда не относился бы к нему
только как к средству» (там же, с. 270).
Первая формулировка выражает характерное
для Канта формальное понимание этики,
вторая ограничивает этот формализм.
Согласно Канту, категорический императив
является всеобщим общеобязательным
принципом, которым должны руководствоваться
все люди независимо от их происхождения,
положения и т.д.
Категорический |
Правило |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
|
В
этих предложениях можно выделить четыре
типа логических объектов, упоминаемых
в суждении. Это
—
сам субъект;
—
его максимы, основания, правила;
—
его поступки, суждения;
—
всеобщие нормы поведения, законы.
Соответственно,
для анализа этих предложений нам
необходимо прежде всего установить
точный смысл всех этих терминов, и прежде
всего прояснить понятия закона и максимы.
Мораль,
по мнению Канта, это сфера свободы
человека, воля которого здесь автономна
и определяется им самим. Для придания
этой воле нравственно-положительного
значения необходимо согласование ее с
высшим нравственным законом категорическим
императивом, поскольку только добрая
воля способна осуществить правильный
выбор. Наиболее известная формулировка
категорического императива выглядит
так: «Поступай только! согласно такой
максиме, руководствуясь которой, ты в
то же время можешь пожелать, чтобы она
стала всеобщим законом». Фиксируемая
в данном случае всеобщность нравственных
требований является, несомненно,
специфической характеристикой морали,
но весьма проблематична в качестве
критерия различения добра и зла в
реальной жизненной практике, поскольку
любой субъективный выбор можно при
желании. представить в виде общей нормы.
Примеры разумного эгоизма
В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.
- Нужно дополнительно поработать. Начальник настаивает на том, чтобы вы сегодня задержались на службе для завершения работы, которую выполняли не вы, и оплата за нее не предусмотрена. Можно согласиться, отменив планы и испортив отношения с близкими, но если воспользоваться принципом разумного эгоизма, преодолев чувство страха и неловкости спокойно объяснить боссу, что нет никакой возможности перенести (отменить) свои планы. В большинстве случаев, ваши объяснения будут поняты и приняты.
- Жене нужны деньги на очередное новое платье. В некоторых семьях стало традицией, что супруга требует деньги на покупку нового платья, хотя шкаф ломится от одежды. Возражения категорически не принимаются. Она начинает обвинять мужа в скупердяйстве, отсутствии любви, обливаться слезами, по сути, шантажировать супруга. Можно уступить, но только прибавится ли от этого любви, благодарности с ее стороны?
Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.
Старый знакомый в очередной раз просит занять денег. Он обещает вернуть через неделю, хотя известно, что отдаст их не раньше чем через полгода. Отказать неудобно, но таким образом можно лишить своего ребенка обещанной путевки в детский центр. Что важнее? Не стыдите и не «воспитывайте» приятеля – это бесполезно, но объясните, что нельзя оставить ребенка без отдыха, тем более, что он давно ждет этой поездки.
Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:
- тот, кому что-то нужно, настаивает, требует, шантажирует, кричит, обвиняет в жадности;
- тот, к кому обращаются, оправдывается, объясняет, слушает в свой адрес нелицеприятные слова, испытывает чувство вины.
Принцип разумного эгоизма в деловом общении
Известно, что деловое общение строится на своих правилах, диктуемых личной или корпоративной выгодой. Оно предусматривает выгодное решение вопросов, позволяющих получить наибольшую прибыль и установить долговременные отношения с наиболее полезными бизнес-партнерами. Такое общение имеет свои этические нормы и принципы, которые бизнес-сообщество сформулировало и выделило пять основных:
- позитивность;
- разумный эгоизм;
- предсказуемость действий;
- статусные различия;
- уместность.
В соответствии с рассматриваемым вопросом, обращает на себя внимание принцип разумного эгоизма. Он подразумевает уважительное отношение к партнеру и его мнению, при этом четкое формулирование и отстаивание собственных (или корпоративных) интересов
Такой же принцип может действовать на рабочем месте любого сотрудника: делай свое дело, не мешая другим делать свое.
Мир строится на эгоизме
Настоящих альтруистов за всю историю человека вряд ли наберется десяток. Нет, мы ни в коем случае не умаляем достоинств и заслуг многочисленных благотворителей и героев нашего вида, но, если быть до конца честным, альтруистические поступки тоже исходят из желания удовлетворить свое эго. Например, волонтер получает удовольствие от работы, повышает свою самооценку («я делаю доброе дело»). Помогая родственнику деньгами, вы снимаете собственное беспокойство за него, что тоже является отчасти эгоистичным мотивом. Этого не нужно отрицать или пытаться изменить, ведь это не плохо. Здоровый эгоизм присущ каждому разумному и развитому человеку, он является двигателем прогресса. Если вы не становитесь заложником своих желаний и не игнорируете потребности других, этот эгоизм вполне можно считать разумным.
Кто такие эгоисты
Прежде чем рассматривать вопрос, является ли эгоизм плохой или хорошей чертой характера, необходимо определить, кто такие эгоисты. В словаре слово эгоизм трактуется как черта характера, формирующая тип поведения, при котором человек нацелен на удовлетворение собственных нужд и потребностей и ставит свои интересы выше интересов других.
То есть, эгоисты – это люди, которые живут, как хотят, и делают, что хотят, не учитывая при этом желаний окружающих. Эгоизм в простонародье часто путают с эгоцентризмом, однако на самом деле эти понятия не тождественны.
Эгоцентризм – это , характеризующийся неспособностью человека воспринимать любое мнение, расходящееся с его точкой зрения. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что эгоцентризм может быть присущ эгоисту, но не всегда, ведь многие люди, ставящие свои интересы выше потребностей других, все же могут прислушиваться к окружающим, воспринимать их аргументы, признавать ошибки и менять свою точку зрения.
Полной противоположностью эгоизму является альтруизм – готовность совершать бескорыстные поступки на пользу другим людям, не учитывая при этом личные интересы и желания.
Альтруизм и эгоизм являются, на первый взгляд, полными противоположностями, однако на самом деле обе эти черты характера в той или иной мере присущи практически всем людям, так как в некоторых ситуациях даже самые добрые и бескорыстные могут вести себя эгоистично, а в некоторых и эгоисты способны на альтруистичные поступки.
Эгоизм это плохо или хорошо
Природой задумано так, что все живые существа в первую очередь руководствуются инстинктами, направленными на выживание и на сохранение вида,
и в этом правиле не исключение. И животные, и люди на инстинктивном уровне стремятся к реализации собственных потребностей и готовы конкурировать с представителями своего и других видов за право обладать ресурсами. Поэтому эгоизм является врожденной чертой характера человека,
так как именно он позволяет реализовывать потребности, связанные с обеспечением жизнедеятельности и установлением собственного статуса в обществе.
Однако люди являются социальным видом, и в изоляции от социума развитие личности человека невозможно. Именно для того, чтобы сделать комфортным проживание каждого индивидуума в обществе, и были сформированы так называемые социальные договоры – неписаные правила и нормы, регулирующие взаимодействие членов общества между собой. Альтруизм, взаимопомощь, опека и защита самых слабых и решение конфликтов посредством компромисса являются важными составляющими социального договора
в человеческом обществе, так как они обеспечивают комфортную и безопасную жизнь каждого члена социума в отдельности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что эгоистическое поведение – это норма для человека, однако каждый член общества должен сдерживать свои эгоистические порывы
, чтобы
И самое важное для каждого человека – уметь находить баланс между эгоизмом и альтруизмом так, чтобы иметь возможность реализовывать свои потребности и цели и в то же время не ущемлять окружающих
Перекосы в поведении как в сторону эгоизма, так и в сторону альтруизма всегда чреваты отрицательными последствиями для личности
. Человек, всегда придерживающийся эгоистичной линии поведения и ущемляющий при этом интересы других, рано или поздно рискует стать изгоем в обществе и растерять всех друзей и близких, так как никто не станет долго терпеть рядом отъявленного эгоиста. А люди, которые всегда готовы отказаться от собственных интересов в угоду окружающим, очень быстро могут оказаться , так как их добротой начнут пользоваться, ничего не отдавая взамен. Ярким примером, к чему ведет излишний альтруизм, являются женщины, состоящие в отношениях с тиранами, алкоголиками и наркоманами. Эти женщины тратят свое время и жизненные силы на то, чтобы угодить партнеру и спасти его, но в итоге имеют только покалеченную психику и подорванное физическое здоровье.
Очевидно, что эгоизм является необходимой каждому человеку чертой характера, так как именно он позволяет людям реализовывать свои потребности,
достигать своих целей и находить свое счастье. Но все же каждый человек должен вести себя так, чтобы, удовлетворяя свои желания, не ущемлять других членов общества. И именно такую линию поведения современные психологи называют разумным эгоизмом.
Взгляды Чернышевского
Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:
- Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
- Разум и идея являлись движущими силами развития.
- Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.
В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.
Маркс о морали
Маркс вообще не
создавал теории морали. Он не ставил
перед собой такой задачи – не в том
смысле, что он этим не занимался, а в том
смысле, что такая задача, с его точки
зрения, по существу фальшива. Маркс
предлагает критику морали. Он считает,
что мораль – превращенная форма
общественного сознания, она не отражает,
не выражает, а искажает и прикрывает
действительное положение вещей.
Суть марксовой
позиции состоит в том, что мораль
недостойна теории. Ведь теория какого-либо
предмета есть вместе с тем признание
его необходимости, законного существования
– именно в этом К.Маркс и отказывает
морали.
Так как бытие есть
общественная практика, то его возможно
преобразовать по человеческим меркам.
Можно создать моральное бытие. Морали
незачем замыкаться областью познания
внутренних мотивов, индивидуального
опыта, незачем искать места где-то помимо
реального мира. Сам реальный мир может
быть совершенным, принципиально
дружественным по отношению к человеку.
Идею моральной
переделки действительности К.Маркс
воплотил в учении о коммунизме. Здесь
он столкнулся с труднейшей проблемой
субъектности морали. Она состояла в
следующем: как несовершенные люди могут
построить совершенное общество, или,
выражаясь словами самого К.Маркса, как
воспитать самого воспитателя.
Разумный эгоизм: понятие
Прежде всего, давайте определимся, что отличает разумный эгоизм от неразумного. Последний проявляется в игнорировании потребностей и комфорта других людей, сосредотачивая все действия и стремления человека на удовлетворении его, зачастую, сиюминутных потребностей. Разумный эгоизм также исходит из эмоциональных и физиологических потребностей человека («хочу уйти с работы прямо сейчас и лечь спать»), но уравновешивается разумом, который и отличает гомо сапиенс от существ, действующих исключительно инстинктивно («доделаю проект, а завтра возьму выходной»). Как видите, потребность в будет удовлетворена, без ущерба для работы.
От Гегеля — к Фейербаху
Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.
В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.
И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.
С точки зрения психологии
С точки зрения психологии, эгоизм присущ всем психически здоровым людям так как является следствием инстинкта сохранения . Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом — умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.
Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:
- отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
- понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
- умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
- имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
- готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
- не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
- никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
- уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
- не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
- любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.
Что такое разумный эгоизм
По мнению психологов, разумный эгоизм – это такая стратегия поведения, при которой человек прикладывает активные усилия к саморазвитию и достижению своих целей, не ущемляя интересов окружающих и не вступая в конфликт с социумом. И основными отличиями разумного эгоизма от чрезмерного является следующее:
Разумный эгоизм является идеальным балансом между врожденным эгоизмом и приобретенным в процессе социализации альтруизмом. И все больше психологов рекомендуют своим клиентам вырабатывать именно эту стратегию поведения, а не отрицать собственный эгоизм. Как считают специалисты, разумный эгоизм – это именно та форма мышления и поведения, которая позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовать свои цели и найти свое место в социуме.
Разумный эгоизм
Разумный эгоизм
— термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско -этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.
Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм ». Если под эгоистом
(без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе
и/или пренебрегающего интересами других людей
, то сторонники «разумного эгоизма
» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно
для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами
, не противореча интересам других.
Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм ».
Эгоизм и эгоцентризм разница
Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.
Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эгоцентрик, значит он «застрял» в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.
Эгоизм примеры из жизни.
У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других
Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели
У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.
Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.
Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.
Ссылки
-
Николай Нарицын .
Разумный эгоизм (разумный эгоизм как рекомендация профессионального психоаналитика и психотерапевта) -
Андрей «Варракс» Борцов.
Разумный эгоизм (сатанизм и разумный эгоизм)
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Разумный эгоизм» в других словарях:
Разумный эгоизм
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к рых… … Русская философия: словарь
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из… … Тематический философский словарь
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия
эгоизм
— а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия
Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия
Эгоизм
— это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.
Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.
Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.
Проблема эгоизма
Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.
Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.
Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.
Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.
Эгоизм и альтруизм.
Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.
Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.