Гармоничная личность статья по психологии на тему

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

Гармоничная личность статья по психологии на тему

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.                Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий наравне с неуверенностью и рассеянностью.Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется самооценка личности.Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, остается в одиночестве. Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Привычка откладывать на потом

Безобидная на первый взгляд привычка откладывать важные дела на потом, может свидетельствовать о наличии серьезных комплексов. Часто они мешают добиваться более эффективных результатов в работе, пользоваться большими благами в личной и общественной жизни, ценить свои усилия и не давать пропадать им зря. Причиной такого поведения служит вовсе не лень, как может показаться вначале, а страх. Также она может касаться боязни потерпеть неудачу, выглядеть смешно в глазах окружающих или являться подтверждением собственной несостоятельности, что является для человека привычной и усвоенной с детства установкой.

Избавиться от этой привычки поможет составленный план, в котором человек должен прописывать все важные дела, сроки и сделанные шаги. В конце плана отметьте — чем вы наградите себя за его успешное выполнение. Это должно быть желаемое и долгожданное событие. Стремление к своей мечте позволит побороть страхи и сомнения, взглянуть на себя с новой стороны и понять, что все могут выйти из сценария неудачных дел, главное — желание и усилия.

Что такое развитие личности

Гармоничная личность статья по психологии на тему

Каждый человек рождается похожим на чистый лист бумаги — об этом писали древние. То, что появится на нем, зависит от воспитания, окружения, навыков и привычек, которые привьют ему другие люди. Повзрослев, люди самостоятельно выбирают деятельность, которой хотелось бы заниматься, людей, с которыми интересно общаться, место, в котором жить и условия для жизни. Бывает так, что этот выбор за них делают другие люди. Тогда у человека есть выбор — принять это или пойти своим путем.

В любом случае, человеку удается создать себе жизнь, которой он остается доволен и которая радует его, чаще улыбаться, чувствовать себя счастливым и понимать, что он на свое месте благодаря развитию собственной личности. Как ее можно развивать?

Вначале этим занимаются родители. Именно они решают, что полезно ребенку, а что вредно, к чему у него есть способности, а к чему нет. Также они могут выбирать ему друзей, школу, предпочтения и хобби. Позднее, если человек не чувствует в себе силы заявить о своих желаниях или проявить протест, родители могут продолжать контролировать его выбор и влиять на него.

Такая судьба свидетельствует о том, что, скорее всего, человек отказался самостоятельно развивать свою личность — у него были свои причины для того, чтобы отдать это право родителям. Однако ему не удастся почувствовать себя счастливым настолько, насколько может человек, который имеет возможность заниматься развитием своей личности сам.

Вместе с тем, человек всегда может взять ответственность за свою жизнь на себя и заняться развитием собственной индивидуальности самостоятельно. Это поможет ему больше успевать, заниматься любимым делом, ставить правильные цели и достигать их, ценить свои усилия, способности и таланты по достоинству, и многое другое. Часто в таком случае он сталкивается с рядом трудностей. Что они представляют собой и как их следует преодолевать, можно узнать из этой статьи.

С чего начать

Саморазвитие — это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью — заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это — лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью теста. О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем в этой рубрике.

Технология саморазвития:

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: достижение финансового изобилия без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. Здоровье: привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во взаимоотношениях с близкими людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир — не враг, а союзник.

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Гармоничная личность статья по психологии на тему

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное — начать, и верный способ — это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек — достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий на пути саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Привычка не ценить себя

Сложно добиваться целей и заниматься своим развитием, когда все усилия, которые совершаются, сводятся на «нет»

Обычно так бывает, если люди не обладают достаточной уверенностью в себе, высокой самооценкой, им кажется, что все, что они делают — неважно, неинтересно, малозначимо. Ценность для них часто представляет то, что делают другие, а свои собственные старания они привыкли обесценивать и не замечать.

Избавиться от такой привычки помогает умение объективно посмотреть на себя со стороны, и понять — действительно ли, все что я делаю, ничего не стоит или я не замечаю своих достоинств? Помогает также сравнение себя с другими — не оценивая, представьте достижения людей и свои. В большинстве случаев, человек, проведя такой анализ, приходит к тому, что недостаточно ценил и уважал все, что делал, соответственно, это мешало развитию его личности.

Особый вид саморазвития

Гармоничная личность статья по психологии на тему

В условиях современного процесса гуманизации общественной жизни и самого общества одна из главных ролей отводится творчеству. Несмотря на общую картину образовательной системы, в которой творческим дисциплинам практически не осталось места, само творчество продолжает развиваться на уровне индустрии и сферы обслуживания, и человеку не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к творческому саморазвитию.

Под термином «творческое саморазвитие» скрывается несколько понятий:

  1. Процесс познания, творческого преобразования, развития и совершенствования самого себя.
  2. Особый вид деятельности, конечным итогом которого является некий творческий объект.
  3. Развитие личности как целостности во всей совокупности присущих ей качеств и потребностей.

В большинстве случаев употребления термина подразумевается второе понятие, поэтому стоит чуть подробнее рассмотреть именно его. Чтобы развиваться творчески, необходимо:

  • Настроиться на творческое мышление, то есть поставить перед собой цель достижения совершенно нового результата.
  • Создавать что-нибудь, привносить в деятельность что-то новое.
  • Посещать курсы для развития собственных навыков.
  • Наблюдать за творческим процессом детей, поскольку детское творчество свободно от излишних условностей и восприятия взрослого человека.
  • Активизировать мышление путём полного использования всех органов чувств.
  • Придумывать новое применение и предназначение для вещей.

Но самое главное, что необходимо сделать на пути саморазвития, — разрушить стандарты и границы в собственной модели поведения.

Тренинг для преодоления трудностей

Гармоничная личность статья по психологии на тему

Полезное упражнение, которое поможет лучше понять себя и сформировать привычку заниматься своим развитием постоянно. Ответьте на вопросы:

  1. В какой сфере, области я хотел бы развиваться?
  2. Зачем мне это нужно?
  3. Что я получу от этого?
  4. Какой я жду результат?
  5. Как я пойму, что добился желаемого?
  6. Какие чувства у меня возникают сейчас?
  7. Что мешает мне двигаться к цели?
  8. Как я могу помочь себе преодолеть личностные трудности?
  9. Что я готов делать для этого (какие усилия прилагать)?
  10. Как я пойму, что преодолел их?
  11. Какие чувства я ощущаю прямо сейчас?

Такой подробный анализ позволит лучше понять себя и приобрести привычки не только для развития личной эффективности, но и понимания собственных внутренних психических процессов, таких как мотивация, целеустремленность, уверенность в себе и способность преодолевать препятствия.

Отсутствие необходимой мотивации

Гармоничная личность статья по психологии на тему

Иногда развитию препятствует непонимание человека — для чего ему это нужно

Когда нет мотивации, то и выполняемое дело становится совсем другим — не таким интересным, более будничным, не представляющим важности.. Мотив сложно придумать или создать из ничего

Гораздо лучше и эффективней браться за дело, к которому изначально лежит душа, а значит, подсознательно имеется представление, зачем человек его планирует и хочет получить результат.

Мотив сложно придумать или создать из ничего. Гораздо лучше и эффективней браться за дело, к которому изначально лежит душа, а значит, подсознательно имеется представление, зачем человек его планирует и хочет получить результат.

Мотивация может появиться, если письменно ответить на несколько вопросов:

  1. Зачем мне надо делать то, что я запланировал?
  2. Какие чувства я испытываю, когда представляю себе процесс?
  3. Какой результат я вижу по завершении дела?
  4. Что я получу от того результата?
  5. Какие чувства при этом появляются во мне?

Высокая мотивация будет иметь место в случае появления положительных эмоций, в частности, радости, удовольствия, желания поскорее увидеть или почувствовать результат. После выполнения упражнения нужно закрыть глаза и почувствовать, «закрепить» в себе это состояние — так, словно дело уже успешно завершено и желаемая цель достигнута. К этим приятным чувствам победы и радости стоит возвращаться каждый раз, когда что-нибудь будет идти не по плану — они позволят подпитывать высокую мотивацию, а значит, стремиться к развитию личности и достижению цели.