Развитие мышления: способы тренировки мозга
Этапы развития пространственного мышления
Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:
- Анализ — разделение предмета на составные части.
- Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
- Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
- Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
- Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.
Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:
- Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
- Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
- Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
- Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.
Упражнения для детей
Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.
Лучшие упражнения:
- Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
- Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
- Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
- Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
- Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
- Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
- Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
- Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
- Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
- Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.
Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.
Как развить логическое мышление другим способом
Попробуйте ввести дневник, или займитесь стихосложением, или попробуйте в письменном виде рассказать о чем-то
Неважно, рассказ получится, или заметка, или зарисовка, или стихотворение (белый стих тоже приветствуется!). Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий
Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий.
Что делать, если творчество – «не ваш конёк»?
Во-первых, стоит всё-таки попробовать, а если не хочется даже пробовать, можно пойти и по другому пути. Для этого назовите наугад три любых объекта, например: слон, стул, веер. А теперь придумайте предложение, в котором логически можно уместить все три выбранных объекта. Например:
На стуле стояла тарелка с нарезанными фруктами, а Тимка сидел на ковре, смотрел мультик про слона, жевал ломтик яблока и помахивал бабушкиным веером.
Или проявите фантазию, сочетая в предложении слова молоток, рыба, гейзер. Например, так: «Зашвырнул дед молоток в гейзер, а из глубины на самую верхушку фонтана взлетела самая настоящая рыба, да не простая, а золотая, и погрозила деду плавником.»
Как развить абстрактное мышление у ребенка
Некоторые люди считают, что абстрактное мышление либо есть, либо нет. По принципу врожденного дара, как музыкальный слух. И развить его практически невозможно, как нельзя стать композитором без слуха. В крайнем случае, упорные занятия могут принести временный результат, который постепенно угаснет. Только мало кто знает, что все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом, и, если вовремя начать его развитие, можно вырастить успешного музыканта.
Таким образом, абстрактное мышление также изначально присутствует у всех детей.
Если вы будете заниматься с маленьким ребенком по специальным методикам и выполнять упражнения для развития мышления, постепенно малыш начнет проявлять неординарные мыслительные способности. Только от вас зависит, насколько широко будут мыслить ваши дети.
Упражнения для детей
Для развития абстрактного мышления у детей существует много упражнений, игр и методик. Выбор делается в соответствии с индивидуальностью и возрастом ребенка, а также на основе исходных способностей. Ниже я подобрала наиболее результативные упражнения, которые будут интересны большинству детей.
Облака
Данная игра является самым известным, бесплатным и простым способом для развития абстрактного мышления. В нее можно играть в любом месте, где видно небо. Суть упражнения — объяснить, на что похоже облако. Так ребенок может фантазировать на тему клубов дыма, сахарной ваты, драконов, птиц и множество других вариантов, постепенно развивая свое абстрактное мышление.
Театр теней
Игра, которая не может надоесть. Тень сама по себе абстракция, поскольку является не предметом, а только его символом, с которым можно весело играть. Для упражнения потребуется лампа, набор фигурок, белая стена или простыня. С помощью таких простых вещей можно разыгрывать целые пьесы, сценарием для которых послужит любая из сказок. Также для развития подойдет упражнение — тени на стене. Вам необходимо создать какой-то образ с помощью рук, а ребенок по тени должен угадать, кого вы изображаете.
Ментальная арифметика
Серьезная методика для развития детей с 4-5 лет, т.к. с этого возраста ребенок в состоянии воспринимать заданное количество информации и концентрировать внимание на определенное время. Ментальная арифметика является особым видом счета, который помогает задействовать одновременно оба полушария
Упражнение позволяет гораздо интенсивнее развивать абстрактное мышление у ребенка по сравнению с другими методиками, при этом сохраняя гармонию между полушариями мозга. Ментальная арифметика повышает скорость восприятия, обработки информации, а также увеличивает скорость устного счета.
Конструктор
Какие книги нужно читать для развития интеллекта и словарного запаса
Как улучшить работу мозга: продуктивные способы и рекомендации
Беседа
Обсуждение с детьми любых повседневных дел или предметов помогает им эффективнее развиваться. Обсуждение данных событий позволяет ребенку учиться представлять идеи, мысли и управлять символами в своей голове.
Постоянные разговоры со взрослыми помогают малышам сформировать правильную речь.
Попросите детей обдумать будущий день и спланировать его, представить свои мысли, идеи разными способами.
Задачи и задания на пространственное мышление
Постепенно переходите от простых задач к более сложным.
Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет
Основная цель игровой деятельности, начиная с 3 лет – формирование новых навыков и развитие уже полученных
Важно предоставить ребенку как можно больше знаний о существующих геометрических фигурах, их возможном расположении в пространстве
- Игра «Помести кошку». Суть: попросите ребенка представить любое насекомое или животное и предложите подумать, куда оно может поместиться (коробка, кружка, шкаф и так далее).
- Игра «Расставь правильно». Положите перед ребенком предметы и попросите расставить, исходя из ваших указаний – левее, правее, дальше или ближе. Можно взять для этой игры.
«Метаморфозы». Суть проста: нужно нарисовать круг за квадратом, прямоугольник за треугольником и так далее. Задание можно усложнить, перейдя к объемным фигурам (кубам, цилиндрам, сферам).
- «Спецагент на задании». Ребенку нужно внимательно посмотреть на комнату, в которой он находится, чтобы запомнить предметы в окружении. Затем нужно задавать ему вопросы, пока ребенок, с закрытыми глазами, пытается воспроизвести в уме то, что увидел.
- «Рисунок на спине». Игра проста: вы рисуете на спине ребенка фигуры, он пытается отгадать их.
- «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение.
- «Маршрут движения». С помощью карты вы показываете ребенку начальный и конечный пункт, он, в свою очередь, называя каждый поворот, рассказывает свой маршрут из пункта А в пункт Б.
- «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек нужно сложить разные объемные фигурки, чтобы затем ребенок на ощупь смогу угадать, что находится внутри.
- Простые задания с бумагой. Так как перечисленные выше игры требуют определенные расходные материалы и время, можно воспользоваться максимально простым вариантом – взять бумагу и ручку и придумать свои простые игры:
- Фигуры из точек по образцу
- Повторение узоров из линий
- Дорисовывание зеркальной половинки картинки
- Математические диктанты и так далее
Упражнения для детей среднего дошкольного возраста
- Сюжетные игры:
- «Дом игрушек»: в шкафу располагают игрушки, затем детям предлагают поиграть с ними (мол, игрушки устали и хотят развлечься), после игры нужно поставить игрушку на то место, где она стояла до этого.
- «Кто где живет?»: создается дерево, на котором располагаются животные, нужно попросить детей рассмотреть внимательно изображение и ответить на вопросы, кто и где живет.
- На подобный манер можно придумать множество сюжетов.
- Игры в прятки. Прятки развивают пространственное мышление в форме игры. Для того, чтобы победить, нужно хорошо спрятаться, а для этого требуется найти выгодное место, уметь ориентироваться на месте, чтобы избежать ведущего.
- Подвижные игры. Активные игры основаны на умении ориентироваться в пространстве. Догонялки – хорошее ориентирование на месте и скорость позволяют победить в игре. Также этот вид активности поможет избавиться от информационной перегрузки у детей.
Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления
Целый набор развивающих настольных игр для детей и взрослых
- Графический диктант – одна из развивающих игр, направленная на детей в возрасте 6-11 лет. Диктанты помогают развить не только мелкую моторику с координацией, но и пространственное мышление.
- . Тренируют навык концентрации, стратегическое и пространственное мышление.
- Игра «регулировщик». С помощью карты вы показываете ребенку начальную и конечную точку, а он, называя каждый поворот маршрута, описывает свой маршрут до пункта назначения.
- Лабиринт. Ребенок с закрытыми глазами следует за инструкцией, чертя на листе бумаги путь со слов ведущего.
- Зеркало наоборот. Правила просты: вы показываете определенные действия, ребенок повторяет, как бы становясь вашим отражением.
- Словесные игры. Существует множество различных словесных игр (города, две правды и одна ложь, ассоциации и многие другие). Все они используют воображение и умение воспринимать информацию на слух. Также важна внимательность, чтобы соблюдать правила игры.
Формы абстрактного мышления
При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.
Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.
Понятие
Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.
И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».
Суждение
Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.
Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.
Умозаключение
Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.
Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.
Нарушения расстройства
Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.
Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.
Формы количественного расстройства:
- задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
- Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
- Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.
Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:
- Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
- Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
- Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
- Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
- Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
- Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
- Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
- Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
- Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
- Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.
Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.
Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.
При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности
Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая)
Характерные для абстрактного мышления признаки
Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.
-
Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного)
. Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома. -
Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира.
Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами. -
Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей.
Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.
Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.
Абстрактное мышление
Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.
Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.
Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.
Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.
• Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».
• Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».
• Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».
Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:
— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.
— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.
— Умение формировать причинно-следственные связи.
Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.
Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника
Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.
Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью игровых тренажёров онлайн
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Bill Gracey
Развитие абстрактного мышления
Мысли не могут быть у каждого индивида одинаковыми. Одни склонны к живописи, другие к музыке, остальные предпочитают поэзию, но некоторые могут абстрактно мыслить
Но такое мышление необходимо формировать и делать это важно с самого раннего детства. Нужно давать возможность ребенку фантазировать, думать и размышлять
У взрослых оно уже развито и воспринимать новую информацию им крайне сложно. Мысли способны с течением времени терять свою гибкость. Ниже указаны упражнения, которые помогут бороться с таким процессом. Они способны развить внутри себя креативность и широту мыслей:
У себя в голове нужно представить такие эмоции, как страх, радость, восторг либо сомнение. Как будет выглядеть удовольствие? Или, например, каким будет интерес, если не привязывать его к отдельным объектам.
Вообразить какой-либо образ идеи. Как человек может представить гармонию? Будет ли при этом возникать ассоциация либо символ? Рекомендуется потренироваться с такими образами, как бесконечность, испытание, порядок, религиозность.
Перевернуть книгу и читать ее сверху вниз. В этом случае читать нужно в иной последовательности. Нужно установить логическую связь воспроизводимого сюжета.
Закрыть глаза и мысленно представить всех людей, с кем было общение сегодня
Обратить внимание на одежду и выражение лиц, мимику, жесты. Нельзя упустить ни одной детали
Что получает человек при общении.
Заняться рисованием.
Также есть упражнения и для детей:
- Придумывать со своим малышом новые необычные наименования. В сети найти интересную картинку и попытаться выбрать к ней не менее 3 наименований.
- Попробовать делать инсценировки. Костюмы сделать из подручных средств.
- Решать различные головоломки и ребусы.
- Взять чистый листок и пролить на него чернила. Вместе с малышом сделать из пятна какую-нибудь рожицу.
Оно помогает решать очень многие задачи. Необходимо эффективно и креативно мыслить. Это поможет оперативно принимать решения и делать выводы
Поэтому очень важно самосовершенствоваться и уделять внимание своим абстрактном мыслям. Но упражнения проводить необходимо регулярно. Только приложив усилия и время можно получить хороший результат
Только приложив усилия и время можно получить хороший результат.
https://youtube.com/watch?v=C3RC5D-pn4c
Примеры абстрактного мышления
Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.
То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.
Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.
Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.
Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.
Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.
Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.
Развитие пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пазл из нескольких уровней, который помогает изучать строение человеческого тела
Полученная база пространственного мышления требует дальнейшего развития. Для этого стоит продолжать складывать оригами и пазлы, играть в тетрис, разгадывать загадки, ребусы
Важно уделить внимание прогулкам, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве
Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет
Интересные и недорогие оригами книги и пазлы подойдут для детей 5-7 лет
- прогулки, на которых необходимо помогать ребенку ориентироваться в пространстве,
- играть в игры, связанные с различными образами (загадки, ребусы, оригами, аппликации),
- онлайн-тренажеры на пространственное мышление, настольные игры
Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше
Конструктор, с помощью которого ребенок сможет возвести в пространстве шедевры мировой архитектуры
Дети в возрасте 7-11 лет получают уже более конкретные знания о формах, длине, расположении предметов в пространстве на уроках математики. Однако, информация ограничена, геометрических задач в школьной программе немного. Ученые пришли к выводу, что увеличение количества информации, которая дается на уроках математики в первые годы в школе, необходимо, так как именно на этих уроках происходит формирование:
- Представления о геометрии и простейших понятиях в ней;
- Воображения на плоскости и в пространстве;
- Навыка применения фигур для решения задач;
- Навыка размышления через математические методы;
- Базового навыка конструирования.
Рекомендуем также почитать Дедуктивное мышление
Множественные исследования показывают, что уроки математики способствуют развитию всех видов мышления. Эти задачи и упражнения помогут развить пространственное мышление у ребенка:
- Все задания, связанные с изучением свойств объектов и их положения в пространстве: рисование, аппликация, оригами;
- Математические диктанты, основанные на графике;
- Изготовление многогранных предметов, например, с помощью .