план-конспект занятия Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать план-конспект урока 2 класс
Как развить аналитический склад ума
Чтобы , необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.
Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:
- уровень развития навыка до начала занятий;
- потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.
Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?
Шаг 1. Используйте любую возможность для урока
В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.
Что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.
Шаг 2. Тренируйтесь
с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».
Шаг 3. Стройте логические цепочки
Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.
Возможные варианты решения:
- численность населения города;
- процент детей дошкольного возраста;
- процент детей, не посещающих ДДУ;
- среднее количество детей в группе;
- среднее число групп в детском саду;
- число детских садов в городе.
Преимущества структурного мышления
Структурировав свое мышление, человек получает ряд преимуществ. Обобщая пользу от такого мышления, можно выделить следующие плюсы.
Вместе со структурным мышлением приходит возможность держать под контролем свою жизнь. Управляя всеми аспектами своего существования, человек контролирует свою профессиональную деятельность, финансовое состояние, личную жизнь и т.д.
Возможность эффективнее решать проблемы. Создаваемая стратегия мышления будет более действенной.
На решение проблем нужно будет тратить гораздо меньше усилий. Пытаясь справиться с трудностями, мы напрягаемся в основном не при решении проблемы, а при поиске нужного решения. Если мышление структурированное, то выход из проблемной ситуации обнаруживается практически сразу.
Мышление становится более четким. Способность оценить картину происходящего полностью помогает детально понять суть проблемы и найти четкое решение.
Человек избавляется от необходимости поисков вины. Так как подобные действия не приносят никакой пользы, структурированное мышление отказывается выполнять бесполезные действия.
Становится гораздо проще управлять самим собой и окружающими
Такое качество очень важно для бизнесменов или для людей, которым необходимо командовать коллективом.
Развитие аналитического мышления упражнения для тренировки
Развитие аналитического мышления – это довольно интересный процесс. В этом помогают решение задач по физике, математике, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, головоломок, игра в шахматы, маджонг, компьютерные игры на логику (прохождение квестов, стратегии), чтение книг детективного характера.
Психологами разработаны специальные упражнения для его развития, которые необходимо выполнять ежедневно. Они помогают развивать способность к анализу, систематизировать жизнь и достигнуть успеха в определенных областях.
Вот некоторые из них:
-
Решение проблемы.
Следует придумать не очень сложную проблему и поставить для себя цель быстро и эффективно решить ее. Для этого нужно придумать несколько вариантов решения, проанализировать их, определить самые понятные и близкие для себя. Для этого нужно задать себе множество вопросов (истоки возникновения проблемы, свое отношение к ней, что будет, если решить проблему конкретным способом, как отреагируют на это окружающие, какие будут для них и для вас последствия). На основании ответов на эти вопросы нужно сделать вывод, стоит ли развивать такой вариант решения проблемы. Из всех вариантов нужно выбрать самый лучший и проанализировать его. -
Перенос.
Стоит учиться анализировать поступки других людей, ситуацию в мире, свои действия. Для этого необходимо потренироваться сначала на любимых книжных или киногероях. Следует поставить себя на их место и подумать, поему они поступили так или иначе в определенной ситуации, как можно было бы сделать лучше и что получилось бы в итоге. Со временем склонность к анализу закрепится, будет намного проще анализировать любые ситуации, если понимать, почему они произошли в жизни. -
Моделирование ситуации.
Можно придумать как реальную, так и нереальную ситуацию. Например, нужно развить свой бизнес с нуля. Следует подумать, с чего начать свое дело, куда обратиться за первоначальной информацией по этому вопросу, каков будет стартовый капитал, где его найти и так далее. Затем продумать, какие препятствия не позволят начать свой бизнес. В конце решить, нужно ли вообще начинать свое дело и если да, то подробно составить шаги по достижению цели, основываясь на анализе всей полученной информации. -
Антипозиция.
Хорошо помогает анализ противоположной позиции. Для этого потребуется напарник и небольшое жюри из 2-3 человек. Цель тренинга заключается в споре двух людей на заданную тему. Сначала один высказывает свои аргументы за или против предложенной ситуации. Другой должен проанализировать полученные данные и построить свою речь таким образом, чтобы никто из жюри не смог понять, кто является автором аргументации. -
Игры.
Развить навыки аналитического мышления можно в игровой форме. Хорошо помогает собирание пазлов, которые помимо аналитического развивают еще и творческое мышление.
Самые обычные настольные игры помогаю развить мышление аналитика. Для этого прекрасно подходит игра «Монополия», в которой нужно не просто бросать кубики, а делать сложные расчеты по ведению своего бизнеса, следить за действиями своих конкурентов, анализировать их, предполагая, как будет развиваться ситуация и что нужно сделать. То есть вырабатывать тактику и стратегию.
Умение анализировать мысли вполне возможно выработать. Для его развития стоит выполнять небольшие упражнения в повседневных условиях.
А именно:
- систематизировать свою жизнь на основе анализа ежедневных событий;
- стараться усмотреть закономерность в каждом событии;
- считать в уме, делать выводы, искать причины событий, происходящих вокруг;
- воспринимая любую информацию, нужно выделять из нее только важные факты, сопоставлять их, стараясь не отвлекаться на эмоции.
Постепенно можно будет заметить, что мышление становится более гибким, склонность анализировать развилась, стало легче понимать, что происходит в жизни и почему это случилось.
Считается, что его развить труднее, чем способность к творчеству. Умение анализировать подразумевает способность разделять информацию на части, анализировать части информации и всю ее в целом, недостающие звенья дополнять путем логических умозаключений. Без этого невозможно рационально построить свое будущее, основываясь на опыте, анализе своей жизни, общей ситуации в стране и мире.
Игры
Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.
Какие игры будут эффективны:
Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
Пазлы
Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
Настольные игры
Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.
Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.
Как развить аналитический склад ума
Аналитический ум, как и другая природная особенность или талант человека не должен оставаться в определенной «точке» — необходимо развивать то, что дано от рождения. Знаменитое высказывание: «Успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда» применимо и к развитию аналитических способностей. Когда личность ставит цель «прокачать» аналитическое мышление важным правилом являются постепенность. На первом этапе это:
- решение кроссвордов, сканвордов;
- чтение детективов с размышлениями о поступках, мотивации, мотивов героев;
- игры в слова;
- шашки или шахматы – отличный способ для развития анализа.
Упражнения для аналитического мышления
Аналитические способности начинают развивать с детства. Для ребенка с «математическим» складом ума будет полезным совместное времяпрепровождение с родителями за решением головоломок, ребусов, заданий с нахождением отличий в рисунках, поиск недостающих предметов. Как развить аналитическое мышление взрослому человеку, если возникает ряд обстоятельств, когда способность к анализу очень важна (продвижение по службе, тяга реализовать потенциал)? Развивать левое полушарие и аналитические способности можно в любом возрасте, выполняя упражнения:
- Анализ любой поступающей извне информации: политической, экономической. Какие доводы приводят политики, экономисты, что вызывает сомнение, как в этом случае человек сам бы поступил.
- Каждый день придумывать различные ситуации с непредвиденными событиями (организация бизнеса, полет в космос, публичное выступление) и продумать несколько вариантов решения, какое из них самое лучшее и почему.
- Решение логических задач.
- Изучение программирования.
- Создать цель и реализовать ее с помощью алгоритма:
- сбор полной информации;
- определение первичных связей;
- варианты решения и развития, постановка гипотез;
- достижение цели: действия на основе принятых решений.
Что такое критическое мышление
Но сначала немного об авторе. Дайана Халперн – американский психолог, преподаватель, в одно время президент Американской психологической ассоциации. Автор и соавтор нескольких успешных книг, среди которых «Психология критического мышления» и «Интеллект: знания и незнания».
В интересующем нас труде Д. Халперн обращается к механизмам функционирования критического мышления. Под ним она понимает тип мышления, основанный на когнитивных навыках и стратегиях и позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью
Что важно – автор заверяет, что критическое мышление не является врождённой способностью, а значит, его можно развивать. И не просто можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку выявлять и противостоять попыткам манипулирования, приучает к чёткости мысли, структурированности, корректной интерпретации информации
Как развить способность мыслить критически: с чего начать
Отправная точка тренировки – метапознание. Чтобы не пугать вас сложной научной терминологией, сразу оговоримся, что под этим термином понимается знание человека о его собственных мыслительных процессах или знаниях более глобально. Как их получить? Путём самопознания – нужно стараться наблюдать за собой со стороны, оценивать и анализировать свои решения, выявлять ментальные ошибки. Для начала достаточно просто «прокручивать» свой день в воображении перед сном, пытаясь не просто вспомнить происходящее, но и характер ваших мыслей, влияние эмоций на сказанное и подуманное, логичность доводов и рассуждений. Именно так можно оценить их по достоинству (не зря же самые лучшие решения приходит уже после того, как что-то случилось).
Очевидно, что данная склонность развивается в совокупности с памятью. Д. Халперн пишет: «Наша память – это не точная «копия» произошедших событий. На то, что мы запомним, влияют предварительные знания, то, что мы узнали впоследствии, стереотипы и содержательность материала». Таким образом, без памяти метапознание напоминает гвоздь без молотка. Память даёт вам совокупность материалов, необходимых для работы над собой, позволяет оперировать доступной информацией, перенося известные данные и сравнивая их со своим опытом. Так вы можете избежать распространённых ошибок и не попасться на крючок того, что может казаться правдивым в силу своей общепринятости.
Развитие упражнения для тренировки
Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.
Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить
Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:
- Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
- При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
- Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
- Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
- Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.
Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).
Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.
В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:
- Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
- Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
- Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
- Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.
Для каких специалистов важны аналитические способности
Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос — достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте сайт.
Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями
. Более всего это ценится в таких профессиях, как:
Специалисты по программному обеспечению.
Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль — прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.
Тренировки в повседневной жизни
Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.
Как можно тренировать аналитические навыки:
- Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
- Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
- Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
- Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
- Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.
Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.
В резюме
все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также — личностные особенности. Популярный пункт — наличие аналитического склада ума
или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:
Аналитические способности
— это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.
Аналитический склад ума
— это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть — обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.
Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:
Врожденными;
Приобретенными.
Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое — дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума.
Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.
Коммуникабельность без анализа
Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества,
как коммуникабельность и аналитические способности
, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.
Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден — развивать их
Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!
В повседневной жизни – как в работе, так и в личных делах – мы часто сталкиваемся с трудностями. С некоторыми ситуациями совладать бывает легко. Другие же могут быстро выбить почву из-под ног. На решении отдельных проблем мозг может зациклиться на достаточно долгое время. Именно здесь нам поможет аналитическое мышление. Первичными целями анализа любой ситуации – это выяснение корня проблемы, предсказание ее влияния на повседневную реальность, а также развитие стратегии, направленной на решение.
Итак, в целом аналитическое мышление является способностью представить данную ситуацию, рассмотреть ее с разных углов и разбить на более мелкие составляющие. Как развивать аналитическое мышление? Давайте рассмотрим несколько методов, позволяющих это сделать.
- Конечно, первым шагом в развитии аналитических навыков будет непосредственная работа над развитием логики. Это может быть все, что угодно – начиная от шахмат и разгадывания головоломок и заканчивая решением задач из учебника по алгебре для седьмого класса. Различные задачи для развития логики можно найти в специальных изданиях, на просторах сети Интернет.
- Второй шаг – обеспечить регулярность занятий. Нужно понять, что в развитии умения мыслить аналитически не может быть поблажек и легких путей. В особенности для тех, кто с юности считает себя «гуманитарием». Решение логических задач подобно тренировке мышц. Занятия необходимо проводить дозированно, но регулярно. Помимо того, что при постоянных занятиях математикой или шахматами вы все больше будете развивать аналитические навыки, вы обнаружите, что также эти занятия развивают силу воли. Ведь заставлять себя ломать мозг над очередной задачей, когда в этом отсутствует прямая надобность – занятие не для лентяев. Поэтому, помимо аналитического мышления, будет разрабатываться и «мышца» воли.
- Третье – обеспечьте разнообразие когнитивных нагрузок. Учеными был проведен следующий эксперимент. Взрослым людям, которые никогда не держали в руках «Тетрис», давали задание играть в эту игру. После некоторого времени в областях мозга, ответственных за выполнение сопутствующих игре умственных операций, количество нервных связей увеличилось.
Это происходило в тот момент, когда в умении играть у испытуемых наблюдался значительный прогресс. Но после этого увеличения нервных связей не происходило. Люди продолжали играть на автомате, не хуже, чем делали это ранее. Однако они уже не делали никакого прогресса. Развитие их аналитических способностей в рамках этой игры останавливалось на этой точке.
Вывод может быть только один: чтобы развивать умение анализировать ситуацию, нужно постоянно снабжать мозг новыми задачами. При этом они должны нести более-менее серьезную нагрузку для мышления, так как развить аналитический склад ума невозможно, обучая мозг действовать на автомате.
В той или иной стратегии решения проблемы всегда будет иметься несколько плюсов и минусов. Чтобы понять, какой подход будет наиболее эффективным, необходимо оценивать «вес» каждого из них, степень и глубину его эффективности. А также во время анализа ситуации может оказаться, что ее составляющие могут попадать в одну из категорий – «важные» или «срочные». В таком случае, с каждыми из них стоит работать по отдельности. Так или иначе, развив способность к аналитическому мышлению, решение различных проблем будет происходить быстрее и успешнее.
Существует большое количество видов мышления, которыми человек пользуется ежедневно. Одним из самых важных является аналитическое. Если обладать развитым мышлением такого типа, то добиться достижения целей и стать успешным будет намного проще. Однако оно не появляется само по себе. Нужно старательно тренироваться, применяя знания того, как правильно развить в себе аналитические способности.
Процессы
Процесс мышления — это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.
В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.
Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:
- подготовка;
- нахождение решения;
- вдохновение к его достижению;
- проверка результатов.
Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.
Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.
Приемы мышления:
- анализ — это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
- синтез — это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
- сравнение — это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
- классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
- обобщение — это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
- конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
- абстрагирование — это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.
Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество
В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления
Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.
Как улучшить свои аналитические навыки
Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения — не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий. Попробуйте найти связь между двумя совершенно разными объектами, например, стол и стул. Что общего? Какие отличия?
Для развития математических навыков попробуйте сделать графики разных тенденций за несколько месяцев или лет. Практикуйтесь ежедневно с помощью приложений, игр, книг, чтения специализированных статей с графиками и анализами и др.
Для улучшения стратегических способностей можно попробовать играть в игры, развивающие стратегическое мышление, знакомые каждому с раннего возраста. Это пазлы, наборы конструкторов, задачи со схемами, планированием, речевые стратегии, направленные на развитие сюжета. Включите в свой список хобби шахматы, маджонг или другие стратегические игры, требующие аналитической деятельности. Квесты и головоломки могут быть включены в этот список. Мало того, что они помогут вам улучшить свои навыки аналитического мышления, но играть их в одиночку или с друзьями — это весело.
Научитесь быть более наблюдательными — используйте каждый подходящий момент для наблюдения за ситуацией и вашим окружением. Такие возможности могут представиться в парке, магазине, на светских мероприятиях, концертах и т. д
Когда вы читаете, обращайте внимание на самые тонкие детали, упомянутые в книге или газете. Наблюдая за поведением и реакциями человека, подумайте, что именно служило предпосылками такого поведения, как другой человек среагировал бы в подобной ситуации, какой был бы исход
Когда мы смотрим на вещи за гранью видимого, мы используем наблюдательность и улучшаем наши аналитические способности. Помните, что анализировать — значит использовать возможности мозга по максимуму.
Иван Петров, BBF.RU
Как мыслить нестандартно и креативно
Креативное и нестандартное мышление — это не только мышление сугубо творческое, которое присуще писателям, художникам, дизайнерам и т.п. Это мышление может быть характерно и для математиков, представителей точных наук. Нестандартный тип мышления присущ людям кинематографа, которые специализируются на артхаусе. Это зачастую непонятный многим жанр, однако благодаря такому мышлению можно достигнуть большого успеха в работе. Примерами таких людей являются Элон Маск (основатель Тесла Моторс), режиссер Дэвид Линч и другие. Для развития такого типа мышления нужно:
- Позволять своей фантазии выходить за рамки, даже если это кажется абсурдным.
- Стремиться к невозможному. Если раньше фотонный двигатель, который позволяет покинуть космическому кораблю пределы солнечной системы, считали фантастикой, то теперь это уже реальная теория (существует теоретический прототип).
- Возвращаться к задаче и искать иные пути решения, даже если они кажутся заранее невыгодными.
- Заниматься таким хобби, которое направлено на развитие творческой жилки.
- Чаше гулять и общаться, чтобы мозг мог работать активнее.
Тренируем мозг
Многие люди стараются активно работать над собой и развивать свои умения. Но не все понимают, что в первую очередь все усилия необходимо направить на улучшение работы мозга. Ведь именно он оказывает влияние на весь организм.
Никто не может сказать точно, насколько используется человеческий мозг, но достоверно известно, что не все его ресурсы задействованы. Но люди научились определять, какое полушарие развито сильнее. Определить это несложно, достаточно сделать тест:
— скрестить руки и пронаблюдать, какое предплечье будет сверху;
— сплести пальцы рук и посмотреть, большой палец какой руки будет сверху.
За аналитические способности, логику, письмо и чтение, умение обрабатывать информацию отвечает левое полушарие. Чтобы его развивать, необходимо давать нагрузки на правую часть тела – это могут быть как физические упражнения, так и силовые. Также следует посвящать некоторое время решению задач, где требуется логическое и математическое мышление.
Правое полушарие связано с интуицией, оно отвечает за эмоции, воображение, обработку невербальной информации. Чтобы развивать эту часть мозга, необходимо выполнять задания, в которых требуется задействовать все мыслительные блоки.
Упражнение для развития аналитического мышления:
Подумайте, какую из текущих проблем Вы могли бы решить без особых усилий (или придумайте несложную проблему). Поставьте перед собой цель найти самое простое и эффективное решение. После этого выполните ряд последовательных действий:
Шаг 1. Найдите варианты решений и выделите те из них, которые кажутся наиболее приемлемыми для Вас.
Шаг 2. Определите вопросы к выбранной проблеме и постарайтесь найти ответы, рассматривая ситуацию с разных сторон: причины возникновения, реакция других людей, ощущения, перспективы, худший и лучший варианты развязки (что будет, если решить проблему не удастся; что Вы выиграете, если сумеете её решить; есть ли смысл Вам этим заниматься).
Ответив на все вопросы и рассмотрев разные варианты, сделайте следующий шаг:
Шаг 3. Примите решение.
Шаг 5. Проанализируйте своё решение.
Попробуйте сделать такое упражнение сначала игрой, а потом – и любимой привычкой.
Аналитическое мышление помогает пониманию и осознанному восприятию информации, благодаря ему легче делать выводы и принимать на их основе решения. Благодаря ему мы устанавливаем причинно-следственные взаимосвязи и получаем общую картину на основе объективных фактов, то есть с минимальной погрешностью.
Желаем Вам успехов в освоении навыков аналитического мышления и других направлениях саморазвития!
Фото: David Amaya
Интеллектуальные тренировки
Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.
Основные методики:
- Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
- Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
- Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
- Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.
Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.