Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами Борис Лемберг, 2013
Можно ли повысить эмоциональный интеллект
Простой ответ: можно. Пол, возраст и этническое происхождение не имеют никакого значения. Уровень вашего эмоционального интеллекта меняется и без вашего участия, только это происходит хаотично.
Чем выше уровень вашего эмоционального интеллекта, тем более вы будете успешны как родитель, работник, лидер или друг. Даже если бы вы жили на необитаемом острове, вы нуждались бы в управлении своими эмоциями.
С годами мы становимся мудрее, приобретаем опыт и учимся. И одна из вещей, которую четко и ясно понимаем — равновесие эмоций и разума дает самые лучшие результаты.
Кстати, не стоит путать эмоциональный интеллект с личностью и характером. Черты характера (или темперамента), как правило, фиксированы. Например, вы склонны к преданности, интровертному поведению или прямоте. Психологи называют эти черты характера статическими и утверждают, что они так или иначе сохраняются на протяжении всей жизни человека. В то время как эмоциональные способности являются динамическими, они могут быть приведены в действие по ситуации. Отдельные строительные блоки эмоциональных способностей (и вся их структура) могут быть улучшены при помощи опыта, тренировки и обучения.
Мужчины гораздо более склонны недооценивать важность развития эмоциональных способностей, возможно из-за подозрения, что они сами эмоционально ограничены. Тем не менее, вы заметите, что те мужчины, которые научились справляться со своими эмоциями, достигают намного большего
Другие пренебрежительно относятся к эмоциональному интеллекту, считая его женской прерогативой и считая, что в наше время коэффициент интеллекта IQ притесняется или даже высмеивается. Это тоже неправда: IQ и EQ скорее дополняют друг друга, они способны продуктивно и мирно сосуществовать. Во всяком случае вы должны иметь достаточный уровень IQ для того, чтобы понять, на что способен EQ и какие преимущества может привести его развитие.
В человеке все должно быть гармонично. Если вы делаете упор на понимание эмоций и все время тратите на повышение эмоционального интеллекта, то может быть и станете приятным человеком, но все же не сможете открыть собственную компанию, логически мыслить и анализировать информацию. Если вы развиваете только коэффициент интеллекта, то становитесь подверженным стрессу и не умеете развивать хороших отношений с другими людьми. Словом, вам ничего не мешает развивать эти два интеллекта одновременно — в этом будет несравненно больше пользы, чем делать упор лишь на одном.
В этом уроке мы осознали важность эмоционального интеллекта и сравнили его с коэффициентом интеллекта. Мы выяснили, что только грамотный симбиоз двух этих способностей позволит добиться успеха практически в любой области жизни
В следующем уроке мы говорим об истории эмоционального интеллекта и его моделях. Мы увидим, что разные психологи призывают совершенствовать разные навыки для того, чтобы научиться управлять своими и чужими эмоциями. Тем не менее, у всех моделей есть и похожие черты, которые мы рассмотрим в дальнейшем.
Первый вариант развития событий
Это когда обида заполняет собой человека, и он полностью управляется ею на бессознательном уровне (при этом обида может выплеснуться даже в виде гнева, у представительниц прекрасного пола, зачастую, — в истерике, рыданиях и т. д.).
В представленной оргструктуре это выглядит так: управляет процессом достижения целей (чтобы такое не повторялось) сама Обида (бессознательная обида становится таким образом своего рода начальником). При этом подчиненными, если под влиянием обиды они испытывают чувство вины, выступают в нашей пусть самой упрощенной, но вполне реальной ситуации Петр и Фрося. Но есть и третий подчиненный — это сам Иван — он перемещается в квадрат по стрелке, где подчиняется своему бессознательному («Вы считаете это нормальным, что я за вас отдуваюсь, хотя во всем виноваты вы! — может восклицать Обида, — сам Иван становится безвольным участником в этой ситуационной структуре — внутри него лишь происходят видимые и невидимые и часто вредные физиологические процессы проявления обиды, гнева и др.).
Цитаты известных людей о важности управления эмоциями
«Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции». Айрис Мердок.
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении». Марсель Ашар.
«Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе». Альбер Камю.
«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Лев Толстой.
«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение». Дейл Карнеги.
«Чувство — огонь, мысли — масло». Виссарион Белинский.
«Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты». Вилли Нельсон.
«Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное». Ли Якокка.
«Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций». Норман Казинс.
«Если в трудных ситуациях вы сосредоточитесь на возможностях, вы можете изменить свое отношение, снизить стресс и сконцентрировать внимание на достижение тех вещей, которые раньше могли казаться невозможными». Катерина Пальсифер
«Мы — это то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций». Элизабет Гилберт.
«Эмоции, равно как и заботы, омрачают ясную голову. Все еще сто раз переменится». Эрих Мария Ремарк.
«Если эмоции будут в порядке — обиды и неурядицы исчезнут сами». Нейах.
«Дисциплина важна, но приучите себя к хорошим эмоциям. Это — единственная дисциплина, которая вам необходима». Эстер и Джерри Хикс.
«Эмоции имеют свой запах и привкус; возможно они передаются от человека к человеку посредством каких-то особых волн». Диана Сеттерфилд.
«Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются». Наполеон Хилл.
«Если освободить проблему от эмоций — останется просто ситуация». Неизвестный автор.
«Гнев — это сообщение о наличии проблемы, которую необходимо разрешить позднее». Пол Экман.
Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта!
Планирование
При планировании нужно ответить на три вопроса:
- Где мы находимся?
- Куда собираемся двигаться?
- Как мы собираемся достичь намеченной цели?
Чтобы разобраться в сложной технологии управления эмоциями, рассмотрим условный крайне упрощенный пример (единственный упрек, который я готов принять при рассмотрении представленной ниже ситуации, — что пример недостаточно простой).
Подчиненный (пусть его зовут Иван) не выполнил некоторую задачу в срок. Но виноваты в этом, по его мнению, хорошие знакомые по подразделению Петр и Фрося, которые не выполнили свои части задания в срок, от которых зависело выполнение задачи Иваном.
Однако, когда Иван получил нагоняй от руководителя, ни Петр ни Фрося не сказали, что истинные виноватые в произошедшем они, Иван же не стал указывать на своих хороших приятелей, но обиделся на них. Петр и Фрося, в результате, испытали чувство вины.
Как, согласно модели Юрия Орлова, развивается чувство обиды (продолжим наш условный пример, ограничившись пока только поведением Петра, к Фросе вернемся при рассмотрении функции организации).
Иван строит в своем сознании программу поведения Петра для такого рода ситуации. По сути, он планирует поведение Петра.
Петр должен, будучи истинным виноватым (исходная ситуации), сказать об этом руководителю (конечная ситуация, которая, по мнению Ивана, должна быть достигнута).
Петр может это сделать до того, как руководитель придет с нагоняем, так и во время или после выговора Ивану за невыполненную им в срок задачу (это ответ на вопрос — как Петр должен попасть в конечную ситуацию).
Однако, планирование наблюдается не только со стороны того, кто обижается. Оно присутствует и в поведении того, кто испытывает чувство вины.
Испытывающий чувство вины представляет свой построенный мысленно план поведения, которого от него ждет его партнер — Иван. Эти планы могут не совпадать, если участники взаимодействия не обсудят эти планы желаемого для обеих сторон поведения.
Управление эмоциями на этапе планирования
Кардинальное средство перестать обижаться — это перестать планировать поведение других. Каждый человек является личностью, а личность имеет право на управление своим поведением самостоятельно, не по программе поведения «написанной» другим человеком.
Основные элементы эмоционального интеллекта
В процессе восприятия информации активное участие принимают сенсорные системы. Сначала в работу включаются ключевые области мозга, а затем начинают реагировать нервная, мышечная и многие другие системы человеческого организма.
Эмоциональный интеллект состоит из 4‑х элементов, степень развития которых влияет на взаимодействие не только с получаемой информацией, но и с внешний и внутренним мирами. Элементы EQ, хоть и содержат в себе основные особенности личности конкретного человека, но не являются константой, поэтому могут развиваться.
Первый элемент эмоционального интеллекта – осознанность. Благодаря осознанному отношению к своим эмоциям, мыслям, поведению и физическому телу человек может быстро научиться управлять собой и своими чувствами.
Второй элемент EQ – самооценка. Человек может повысить свою самооценку, если будет смотреть на мир сквозь призму оптимизма, начнет укреплять свою решительность, перестанет зависеть от внешнего влияния и субъективных оценок других людей, научится не только самостоятельно управлять своим поведением, но и нести за него ответственность.
Третий элемент эмоционального интеллекта – мотивация. Данный элемент EQ раскрывается через стремление человека к детерминации и самоактуализации. Развить эмоциональный интеллект сможет только тот человек, который открыт к восприятию всего нового, обладает крепким целеполаганием и умеет переживать неудачи объективно.
Четвертый элемент EQ – адаптивность. Адаптивным можно назвать человека, который умеет легко находить общий язык с окружающими людьми и осознанно сопереживать другому человеку, обладает хорошо развитой эмпатией, высоким уровнем стрессоустойчивости и легко принимает важные решения.
Как обучаться менеджменту эмоций
Я давно решил свои проблемы, опираясь на представленную модель Юрия Орлова — как не обижаться и не терзать себя понапрасну чувством вины. Теперь ваша очередь. Мои рекомендации топ-менеджеру и тем, кто планирует им стать.
Классический процесс познания нового происходит примерно так: мы запоминаем новую информацию. Но глубокое понимание приходит только тогда, когда вы начнете применять новые для себя модели. Но и это еще не все. Вам придется развивать новые знания, поскольку вы будете встречаться с ситуациями, которые в книгах еще не прописаны, в этом сложность работы руководителя.
И, конечно же, радуйтесь, что ваши конкуренты продолжают рассуждать о какой-то там специфике русского менеджмента. Если она и есть, то только в одном — в оправдании вашими конкурентами нежелания обучаться научному менеджменту ссылкой на эту специфику.
Однако со своими старыми привычками вам придётся очень серьезно и достаточно долго поработать. Старые автоматизмы — например, когда вы обижаетесь (или испытываете необоснованное чувство вины), не исчезнут сами собой. Для начала нужно за ними понаблюдать.
Вы увидите, что попытки скрыть (сдерживая) эмоцию обиды, либо переключиться на что-то, для того, чтобы на время ее забыть, не утолив эмоцию, не позволят вам перестать обижаться (эмоция вернется к вам из памяти).
Затем попробуйте взять под свой контроль свое бессознательное поведение — вспомните про алгоритм развития обиды. Подумайте о том, что поведение близкого вам человека не должно строиться по вашей программе — признайте своих подчиненных и партнеров личностями, не стройте в отношении их нереалистичные ожидания.
Но если это обосновано, сделайте вид, что вы немного обиделись (но не по-настоящему). Используйте видимость эмоции для коррекции поведения вашего партнера, если это требуется.
Но тренироваться не обижаться лучше сначала на своих домашних. Им это должно понравится. И тогда вы сможете сформировать у себя новые автоматизмы — умения подчинить своему сознанию ваши эмоции: в число ваших ситуационных подчиненных добавьте свои эмоции и управляйте ими на благо себя, своего окружения и бизнеса.
Как развить эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.
Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о медитации
Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля
В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.
Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.
Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе
Если вы помните свой выпускной класс, то наверняка интересовались успехами своих бывших одноклассников. Что случилось с самыми умными учениками? Достигли ли они больших высот? Возможно вы также вспомните одноклассника, который не блистал высокими оценками и теперь открыл собственную компанию. Даже если у вас нет примеров из жизни, вы наверняка слышали подобные истории от своих друзей. Никто не мог представить, что этот отпетый троечник через десять лет будет успешным и приятным человеком.
Мы все знаем, что сложно выявить настоящий талант в примитивной школьной модели измерения достижений. Мы также подсознательно понимаем, что существует большая разница между сообразительностью в классе и сообразительностью в реальной жизни. Мир постоянно меняется (современный мир особенно), но кто или что учило нас быть гибкими? Мы приобретали знания, которые казались незыблемыми, а спустя несколько лет понимали, что они не помогают ни заработать, ни быть счастливыми.
В книге Томаса Стэнли «The Millionaire Mind» приведены результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Их попросили оценить факторы, которые обеспечили им успех. Вот первые пять лидирующих факторов:
- Честность перед другими людьми.
- Дисциплина.
- Умение ладить с людьми.
- Поддержка супруга\супруги.
- Высокая трудоспособность.
Все пять факторов являются отражениями эмоциональных способностей.
Есть еще один вопрос, на который нужно найти ответ.
Что такое успех?
Давайте определим понятие успеха как «способность ставить и добиваться личных и профессиональных целей». Однако разумеется все не так просто.
Персональное определение успеха совершенно естественно и изменяется со временем. Мы преследуем разные цели в связи с возрастом, набираясь все больше опыта. Юношеский идеализм переходит во взрослое осознание реальности и необходимости компромиссов. Став более мудрыми, мы понимаем, что успех лишь тогда является таковым, когда приходит к нам в разных сферах. Разные аспекты жизни ставят свои условия.
- Какую роль вы исполняете в данный момент? Работника, лидера, родителя?
- Хотите ли вы получать больше денег, продвигаясь по служебной лестнице, или наслаждаться семейной жизнью?
Нельзя обойти вниманием и о понятиях общества об успехе. Долгое время финансовое положение человека считалось показателем успешности в жизни
Мы все знаем вопрос «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Такой подход к успеху не мог принести ничего хорошего. Мы снова возвращаемся к колесу жизни: современный человек все отчетливее понимает, что понятие успеха искажено и понимается неправильно. Счастье формирует не только заработная плата и дорогая машина, но и (и скорее в первую очередь) личные и семейные взаимоотношения, физическое здоровье, всеобщее признание, ощущение значимости своей деятельности.
Эмоциональный кукловод методы борьбы с 6 отрицательными эмоциями
Я приготовил самые лучшие способы борьбы с 6 основными отрицательными эмоциями.
Гнев и ярость
Когда я лезу на стены от злости и хочу рвать и метать, то стараюсь:
- Посмотреть на ситуацию с позитивной точки зрения. Если я угрохал 500 рублей на таргетированную рекламу и ничего не получил взамен — то хотя бы набрался опыта.
- Погулять на улице или покататься на велосипеде.
- Заняться чем-нибудь успокаивающим. Чтением и просмотром видосиков на Youtube.
- Заняться спортом. Сделать 5 подходов отжиманий. Покачать пресс.
Беспокойство
С беспокойством справиться несложно:
- Подумай о самом худшем варианте. Если ты вложишь в биткоин 2000 рублей, то в худшем случае потеряешь их, но точно не умрёшь.
- Примирись с этим вариантом развития событий.
- Займись трудотерапией. Поработай в огороде, побегай 10 минут, уберись в комнате.
- Вспомни Закон больших чисел. Вероятность, что самолёт разобьётся — 1 к 12 000 000, что ты попадёшь в автокатастрофу —1 к 5000.
- Не реагируй на пустяки. Если ты в очередной раз поссорился с другом, есть ли смысл беспокоиться о том, что он больше никогда не будет с тобой разговаривать?
- Отдохни. Поспи или поваляйся на кровати.
Обида
- Осознай, что обидчивость вредит только тебе. Ты лежишь и страдаешь, а тому, кто тебя обидел, без разницы.
- Пойми, что тебя могут обидеть, лишь когда ты обижаешься сам.
- Подумай, зачем человек тебя обидел. Каковы были его мотивы. Может быть, ты его довёл.
Нерешительность, скромность и слабохарактерность
Единственный способ борьбы с этими проблемами — выйти из зоны комфорта. Причём выйти не один раз, а выходить регулярно.
Если раньше ты боялся купаться на виду у всех, потому плаваешь, как топорик, то после нескольких раз стеснительность пройдёт.
Зависть
Я часто ловлю себя на том, что кому-то завидую. Например, Ричарду Брэнсону, Александру Чипижко, известному ютуберу, бизнесмену.
Зависть — мерзкое чувство, которое отравляет жизнь. Ты начинаешь думать, что хуже других, падает самооценка и накапливаются отрицательные эмоции.
Есть 3 способа борьбы с завистью:
- Пойми, что всегда будет кто-то лучше тебя. Необязательно в твоём деле. Возможно, в чём-то другом. Если ты лучший в компьютерных играх, другой будет лучше в баскетболе.
- Подумай, мешают ли тебе его успехи. Если да, то переходи к следующему способу.
- Напиши на листочке и повесь перед глазами: «Удача — это следствие упорного труда». Лионель Месси забил гол не потому, что ему повезло, а потому, что он с 5 лет занимался футболом.
Конфликтность
Если ты конфликтный по натуре и не можешь прожить не дня без ссоры, попробуй следующие методы:
- Подавляй желание ссориться и критиковать. Используй советы из раздела о гневе.
- Прочитай книгу Дейла Карнеги «Как приобретать друзей».
2 Сферы, зависящие от уровня EQ
Умение управлять эмоциями отражается на нескольких сферах жизни.
Физическая сфера:
- во время отдыха происходит более полная отрешенность от умственного напряжения;
- восприимчивость к малейшим проявлениям тела позволяет предотвратить надвигающееся заболевание;
- наслаждение от естественных ощущений становится более выраженным;
- появляется возможность повысить КПД организма за счет согласования физических нагрузок и ощущения биоритмов.
Сфера внутреннего мира:
- улучшается способность понимать себя, реагировать и вести себя осознанно, а не беспомощно перебирать факты;
- повышается интуиция относительно событий жизни;
- развивается умение оставаться сбалансированным в стрессовых ситуациях.
Сфера деятельности:
- развитие бизнес-интуиции: способность предсказывать тенденции в экономической деятельности;
- умение принимать взвешенные решения;
- умение ориентироваться в причинно-следственных связях поведения партнеров, сотрудников, клиентов;
- предотвращение эмоционального выгорания в процессе труда.
Сфера контактов:
- способность контролировать раздражительность и достигать большего согласия в сложных вопросах;
- умение не поддаваться манипулированию;
- умение конструктивно решать конфликты;
- эмоциональная устойчивость в ситуациях, провоцирующих нервное истощение.
Как было подтверждено психологами, в большинстве случаев мышление человека стартует с эмоций, а не является продолжением интеллектуальных способностей.
3 Наиболее популярные модели EQ
Компоненты модели Майера – Сэловея:
- осознание своих и чужих эмоций по словам, мыслям, поведению, внешнему виду, обеспечивающее точность оценки;
- выражение эмоций, используемое для передачи его другим;
- использование эмоций в процессе мышления, что повышает эффективность генерации идей, продвижение к целям;
- понимание эмоций: определение причины, идентификация, классификация, интерпретация значения, осознание переходов и развития, что отразится на управлении деятельностью;
- управление: информация, содержащаяся внутри эмоций, характеризующих прошлое, настоящее и будущее, позволяет руководствоваться ею для принятия решений, формировать поведение, способствующее нужным тенденциям.
Модель Гоулмана включает:
- самосознание, обеспечивающее способность определять личные ресурсы, эмоции, желания, цели;
- приемы саморегуляции, позволяющие контролировать эмоции, менять состояние, принимать решения, действовать;
- мотивация – определение эмоционального напряжения и сконцентрированности, помогающие в достижении целей;
- социальные качества: эмпатия, умение слушать и вызывать определенную реакцию.
При этом самоосознание служит саморегуляции, а умение управлять собой предупреждает мотивацию и переход в определенное состояние.
Что такое эмоциональный интеллект
Если сказать коротко, то это способность управлять своими чувствами адекватно ситуации. Но это только один из его компонентов. Если трактовать шире, то эмоциональный интеллект – способность человека понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также уметь регулировать свои эмоции и эмоции других людей.
Такая эмоциональная компетентность позволяет выстраивать более открытые отношения с окружающими в социуме. Это не означает «доброе» поведение, а говорит о высокой эмоциональной гибкости и умении действовать по обстоятельствам, в зависимости от ситуации, характера людей, с которыми мы взаимодействуем, а также с учетом собственных целей и задач.
Что дает развитый эмоциональный интеллект?
- Успешность в социальной сфере – эффективное выстраивание взаимоотношений с другими людьми.
- Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
- Хорошее владение собой, более высокую стрессоустойчивость.
- Повышение уровня удовлетворенности жизнью.
- Защиту от развития психосоматических заболеваний.
- Повышение мотивации.
Главные навыки – умение различать эмоции других, понимать и управлять своими – закладываются в детстве. Родители, которые озвучивают свои чувства, проговаривают с ребенком то, что он испытывает в разных ситуациях, закладывают фундамент его соматического и психического благополучия.
Подростковый возраст часто сопровождается сменами настроения, бурными полярными реакциями. Некоторые могут подолгу «застревать» в таких эмоциях, как обида, грусть, стыд, гнев
Это одна из многих причин, почему развивать и укреплять эмоциональную компетентность подростков особенно важно
А начинается все с умения наблюдать и задавать себе правильные вопросы.
Из чего складывается эмоциональный интеллект
Развитый эмоциональный интеллект включает следующие составляющие:
- самопонимание – различение, принятие и называние своих эмоций;
- саморегуляция – выбор способа реагирования на основе анализа эмоционального состояния;
- понимание чувств других – осознание и принятие многообразного эмоционального мира окружающих;
- регуляция взаимоотношений – налаживание и выбор оптимального пути взаимодействия с окружающими.