Эмоциональное развитие подростков (л. в. тарабакина, 2011)

Диагностика когнитивной сферы

Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.

Методики для диагностики когнитивной сферы

Процесс когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы
Внимание
Методика Кольца Ландольта

Методика «корректурной пробы»

Методика «Мюнстенберга»
Память
Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу

После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе.

Субтест Векслера

Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь.
Воображение
Тест «Мыслитель-Художник»

Тестирование Торренса

Тест Тулуза-Пьерона

Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы

Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Укажите теорию эмоций, рассматривающую эмоцию как продукты эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира:

  1. периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
  2. биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
  3. информационная теория эмоций П. В. Симонова
  4. теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
  5. биологическая теория эмоций П. К. Анохина

6. Какое телесное проявление эмоций характеризуется жестами и позой?

  1. мимика
  2. пантомимика
  3. тон голоса
  4. вегетативные явления
  5. биохимические изменения в организме

7. Назовите вид эмоционального состояния, характеризующийся кратковременным бурнопротекающим состоянием сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации:

  1. страсть
  2. стресс
  3. аффект
  4. настроение
  5. чувство

8. Назовите состояние чрезмерно сильного и длительного психологического потрясения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку:

  1. стресс
  2. страсть
  3. фрустрация
  4. аффект
  5. неудовольствие

9. Назовите эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели:

  1. аффект
  2. стресс
  3. перцепция
  4. фрустрация
  5. страсть

10. Как называется сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека)?

  1. фрустрация
  2. аффект
  3. страсть
  1. стресс
  2. удовольствие

11. Назовите свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками:

  1. самосознание
  2. воля
  3. эмоции
  4. чувства
  5. сознание

12. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью действовать творчески, активно, смело, гибко:

  1. исполнительность
  2. инициативность
  3. энергичность
  4. решительность
  5. целеустремленность

13. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью подчинять свои действия целям:

  1. решительность
  2. энергичность
  3. исполнительность
  4. целеустремленность
  5. инициативность

14. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками:

  1. исполнительность
  2. целеустремленность
  3. энергичность
  4. решительность
  5. самообладание

15. Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности:

  1. решительность
  2. настойчивость
  3. энергичность
  4. исполнительность
  5. инициативность

16. Укажите последовательность фаз волевого, т. е. произвольного преднамеренного действия:

  1. принятие решения
  2. стадия обсуждения и борьбы мотивов
  3. возникновение, побуждение и постановка цели
  4. исполнение — достижение цели

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер

Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.

Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.

Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.

Примеры когнитивных процессов

У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.

Например:

  1. Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
  2. Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
  3. При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
  4. При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.

Например:

  • благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
  • человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
  • различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
  • слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.

Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.

Например:

когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.

Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.

Эмоциональное развитие подростков (л. в. тарабакина, 2011)

Что изучает когнитивная психология