Эмоциональная сфера личности в психологии
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Укажите теорию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий:
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
2. Укажите теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем:
- периферическая теория эмоций Джеймса—Л анге
- теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
- биологическая теория эмоций П. К. Анохина
- информационная теория эмоций П. В. Симонова
- биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
Функциональное назначение эмоций и чувств
Функция биологического индикатора, т. е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.
Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).
Функция «эмоционального памятника», т. е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.
Структура волевого действия
Волевое (произвольное преднамеренное) действие включает в себя следующие фазы (рис. 7):
- возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
- обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
- принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
- исполнение — достижение цели (выполнение задачи);
- анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.
Рис. 7. Структура волевого действия
Неволевое действие, совершаемое без контроля со стороны человека, не нуждается в постоянно осознанном регулировании и включает:
автоматические действия (отдергивание руки от вредящего раздражителя, поворот головы на резкий звук);
инстинктивные действия (состоят из ряда простейших автоматических действий);
приобретенные действия (навыки).
Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.
Современные психологи рассматривают волю с двух философских позиций:
индетерминизма (идеалистическое направление).
— человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены;
— воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия;
— воля не зависит от материальных условий жизни.
детерминизма {материалистическое направление)’.
— механизмы волевых действий зависят от образа жизни и характера деятельности человека, материальных условий его жизни, причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен;
—.воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам.
3.2.3. Волевые качества личности. Перечислим основные из них:
Целеустремленность — способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т. е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение.
Решительность — способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.
Инициативность — способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.
Самостоятельность — способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое качество — самостоятельность. Противоположным по значению качеством является конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.
Дисциплинированность — способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.
Самообладание — способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Настойчивость — способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.
Энергичность — способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энергичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Исполнительность — способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему «Эмоциональная и волевая регуляция поведения», выполните тест:
Особенности наших чувств
- Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
- Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.
- Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т. д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).
- Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).
- Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.
д.
- Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.
- Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.