Эмоциональная сфера личности в психологии

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Укажите теорию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий:

  1. биологическая теория эмоций П. К. Анохина
  2. информационная теория эмоций П. В. Симонова
  3. периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге
  4. биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина
  5. теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры

2. Укажите теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем:

  1. периферическая теория эмоций Джеймса—Л анге
  2. теория центрального мотивированного состояния Д. Биндры
  3. биологическая теория эмоций П. К. Анохина
  4. информационная теория эмоций П. В. Симонова
  5. биологическая концепция эмоций Ч. Дарвина

Функциональное назначение эмоций и чувств

Функция биологического индикатора, т. е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций.

Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций).

Функция «эмоционального памятника», т. е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.

Структура волевого действия

Волевое (произвольное преднамеренное) действие включает в себя следующие фазы (рис. 7):

  1. возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
  2. обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
  3. принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
  4. исполнение — достижение цели (выполнение задачи);
  5. анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.

Рис. 7. Структура волевого действия

Неволевое действие, совершаемое без контроля со стороны человека, не нуждается в постоянно осознанном регулировании и включает:

 автоматические действия (отдергивание руки от вредящего раздражителя, поворот головы на резкий звук);

 инстинктивные действия (состоят из ряда простейших автоматических действий);

 приобретенные действия (навыки).

Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.

Современные психологи рассматривают волю с двух философских позиций:

индетерминизма (идеалистическое направление).

— человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены;

— воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия;

— воля не зависит от материальных условий жизни.

детерминизма {материалистическое направление)’.

— механизмы волевых действий зависят от образа жизни и характера деятельности человека, материальных условий его жизни, причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен;

—.воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам.

3.2.3. Волевые качества личности. Перечислим основные из них:

Целеустремленность — способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т. е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение.

Решительность — способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.

Инициативность — способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.

Самостоятельность — способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое качество — самостоятельность. Противоположным по значению качеством является конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.

Дисциплинированность — способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.

Самообладание — способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

Настойчивость — способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.

Энергичность — способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энер­гичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.

Исполнительность — способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.

 Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему «Эмоциональная и волевая регуляция поведения», выполните тест:

Особенности наших чувств

  1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
  2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.
  3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т. д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).
  4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).
  5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.

    д.

  6. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.
  7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.