Школьные вопросы

Как правильно искать дельную информацию в Интернете

Важный вопрос, поскольку всем в той или иной степени присуще слабоволие: человеческая природа склонна каждую «свободную» минутку использовать для развлечения — заглянуть в Инстаграмм, социальные сети, новостную ленту. Так улетают незаметно минуты, которые складываются в часы, и, в конечном итоге, уходит значительное количество времени, и мечты нашей жизни остаются нереализованными. Именно по причине иллюзорного представления, что свободного времени у нас много.

Приучите ребенка отдыхать продуктивно. Пусть он получит максимум удовольствия от просмотра прекрасного фильма — за счет бездумного серфинга в сети. А как вести себя, если хочешь получить определенную информацию в интернете?

  • Поисковый запрос должен быть сформулирован максимально точно.
  • В поиске среди предложенных вариантов не забывайте себя мысленно направлять.
  • Не позволяйте себе уходить в сторону — иначе «там интересная ссылка, тут посторонняя вкладка» и опять, как в анекдоте «я вчера опять легла спать сегодня».
  • Отсекайте сплетни, слухи и непроверенные источники. Слишком скандальная манера изложения, провокационные выводы — признак преувеличения фактов журналистами. Качественная информация «обитает» лишь на проверенных сайтах — личных страничках квалифицированных специалистов, университетов, ассоциаций ученых и международных сообществ.
  • Вовремя остановитесь. Дома не прозвенит звонок, приглашая на перемену. Подсказать себе, что пора заканчивать поиски и довольствоваться найденным, можете только вы сами. Ребенку для этого нужна самодисциплина, которую следует постепенно вырабатывать.

Виды и свойства внимания

Различают непроизвольное и произвольное внимание. Успех в учебе связан с развитием произвольного внимания

Непроизвольное внимание свойственно детям дошкольного возраста. Оно не зависит от воли и желания ребенка, возникает само по себе под действием раздражителей

Раздражителями могут выступать:

Внешние свойства предметов (яркие краски, свет, все новое, неожиданное, удивительное, красивое, контрастное).
Нечто интересное и важное только для этого ребенка (новая модель машины привлечет внимание того малыша, который разбирается в машинах).

Можно сказать, что предметы сами овладевают вниманием ребенка. А вот когда ребенок сделает над собой усилие, чтобы оторваться от интересного занятия, переключить внимание на что-то другое и удерживать его некоторое время, говорят о произвольном внимании

Дети младшего школьного возраста слабо владеют произвольным вниманием. Хороший учитель начальных классов использует непроизвольное внимание для привлечения к предмету изучения, возбуждает интерес ребенка, подогревает его положительными эмоциями, а затем мотивирует продолжить работу, подключая произвольное внимание

В таких условиях произвольное внимание развивается очень быстро. К девятилетнему возрасту внимание детей улучшается минимум в 2 раза (по сравнению с возрастом поступления в школу).

Важно знать — не все свойства внимания можно развить одинаково хорошо

Сосредоточенность, или концентрация внимания – связана с глубоким, обязательно деятельным интересом к объекту внимания. При высокой концентрации внимания человека сложно отвлечь от объекта посторонними раздражителями.
Устойчивость внимания – способность удерживать его на одном предмете долгое время

Чем сильнее мотивация, тем выше устойчивость внимания.
Объем – количество предметов, на которые внимание направлено одновременно. У взрослых он колеблется от 4 до 6 объектов, у детей – от 2 до 5

Объем зависит от знания предметов и их связи между собой.
Распределение внимания – способность выполнять несколько дел одновременно. При этом одно из них обычно связано с наработанным навыком и доведено до автоматизма.
Переключение внимания – способность сознательно, усилием воли переключаться от одной деятельности к другой.

Объем внимания меньше всего поддается тренировке, при этом он очень важен для занятий математикой

Свойство распределения внимания особенно важно для успеха в обучении языку, свойство устойчивости — при обучении чтению. Эти свойства отлично тренируются

На концентрацию и переключение внимания сильно влияют индивидуальные особенности ребенка, но их тоже можно улучшить.

Свойства внимания зависят от общих свойств нервной системы

Дети с подвижной и сильной нервной системой имеют более устойчивое, легко переключаемое и распределяемое внимание, чем дети с инертной и слабой системой. Инертная и сильная нервная система дает высокий показатель концентрации внимания

На основе глубокого интереса, погружения в предмет может развиться так называемое послепроизвольное внимание. Для решения задачи, продолжения дела уже не нужно будет прилагать волевое усилие

Спадет напряжение, внимание будет сосредоточено на предмете как бы «само собой».

Кислород, сон, сахар и питьевой режим

Эти 4 фактора должен знать каждый человек. Мозг нуждается в них для оптимального уровня производительности.

Кислород

Открытое окно помогает не поддаваться сонливости во время учебы. В то же время оно может обеспечить более прохладную среду. С другой стороны, вас  могут отвлекать некоторые звуки извне. Поэтому кислород может быть доставлен в организм с помощью аэробных упражнений во время паузы. Не нужно тренироваться с большой нагрузкой – достаточно сделать несколько приседаний.

Сон

Во сне происходят процессы сохранения информации в долговременной памяти. Несмотря на недостаток времени, поспите около 30 минут, чтобы дать мозгу возможность изменить содержимое памяти. Исследования показали, что долгосрочное отсутствие сна значительно снижает способность концентрироваться. Помимо сна, помогают релаксационные методики упражнений, такие как аутогенные тренировки, прогрессивное расслабление Джейкобсона.

Школьные вопросы

Сахар

Мозг – это большой «потребитель» глюкозы, поэтому способы концентрации внимания обязательно включают питание. Это не означает, что следует поглощать сахар и сладости в больших количествах. Такое питание быстро увеличит количество сахара в крови, но за короткое время его уровень снизится, что вызовет легкую гипогликемию в сопровождении усталости и чувства голода. Хороший выбор – банан или другой фрукт, овсянка, рис, но лучше всего будет натуральный мёд. Целесообразно избегать тяжелых продуктов, вызывающих усталость.

Питьевой режим

Жидкость ускоряет регенерацию клеток головного мозга, обеспечивает поставку питательных веществ, положительно влияет на химические процессы, происходящие в мозге во время обучения. Было показано, что дети младших и старших классов, соблюдающие питьевой режим, имели лучшие результаты в школе, чем школьники, употребляющие мало жидкости.

Школьные вопросы

Развивающие игры

Многие родители, интересуясь вопросом о том, как повысить внимательность и концентрацию у ребенка, забывают о важном моменте. Детский возраст — это период игр

Игровая деятельность наиболее присуща именно этому периоду жизни. Ребенку покажутся скучными монотонные «взрослые» задания для сосредоточения. Поэтому улучшить внимательность малыша поможет развивающая игра.

Школьные вопросы

«Какого цвета это слово?»

Суть в том, чтобы правильно назвать цвет, которым напечатаны слова. Механизм действия таков, что сосредоточение происходит на цвете букв, а не на слове, обозначающем цвет.

«Запомни игрушку»

Перед ребенком разложено несколько игрушек или других предметов, которые ему нравятся. Для 5-6 лет достаточно 6-7 небольших объектов. Малыш должен внимательно посмотреть на них и запомнить. Далее он отворачивается и называет увиденные игрушки, указав их расположение. Затем он поворачивается и проверяет правильность названых предметов.

«Запрещенное действие»

Выбирается одно движение, которое нельзя делать. Дети стоят лицом к ведущему и повторяют те действия, которые им показывают. Ведущий показывает обычные движения, среди которых должно быть запрещенное. Тот, кто случайно повторил запрещенное, проигрывает. Побеждает тот, кто остался.

«Где чей дом?»

Задание для маленьких детей, возрастом 3-5 лет. Предлагается рисунок, на котором изображено 7 разных животных, каждый из которых бежит в свой домик. Линии соединяют зверюшек с их жильем. Задача в том, чтобы указать на домик каждого животного, не проводя пальцем или ручкой по линиям.

Школьные вопросы

Для улучшения сосредоточения актуальны и уже готовые развлечения для детей: паззлы, мозаики, настольные бумажные игры, кроссворды, игра «найди отличие». Все перечисленные варианты помогают детям повысить способность концентрироваться на более длительное время, ставить перед собой цель деятельности, составлять мысленный план действий. Такие веселые и увлекательные развлечения не воспримутся как сложная работа.

Игра Красно-черные таблицы Шульте

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры «Анаграммы»

Анаграммы — слова с перепутанными буквами

Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных

Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра «Зоркий глаз»

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра «Прокликай в правильном порядке плюс»

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Игра «Задача Струпа, революция»

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра «Сравнение объектов»

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра «Космос»

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра «Поиск цифр и букв»

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения.

Игра «Пятнашки»

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки.

Что такое сосредоточенность и концентрация

При изучении свойств внимания становится понятно, что его качество зависит от уровня сосредоточенности. В психологии сосредоточенность определяется как умение концентрироваться, фиксироваться на главном с отвлечением от второстепенного. Проще говоря, если человек хочет стать внимательным, надо научиться отвлекаться от мешающих раздражителей. Такое действие дается с трудом, если плохо развита произвольность психических процессов

Например, маленькому ребенку непросто удержать внимание длительное время на объекте, нужно его постоянно контролировать. Взрослый, говоря про себя, что он ужасно невнимательный, оправдывает свое нежелание усилием воли сконцентрироваться на работе

Улучшение памяти и повышение концентрации внимания

Расстройством внимания и плохой памятью страдает немало людей во всем мире. Если вы читаете эту статью, то определенно ищете решение для себя или близких.

Не стоит думать, что плохая память и рассеянное внимание – непоправимое дело. Тренировки не займут много времени, но они должны быть продуктивными и регулярными, только в этом случае Вы сможете исправить ситуацию

Игры для концентрации внимания и памяти

Упражнения — это хорошо! Но, не всегда хочется их выполнять, нужна самодисциплина и сильное желание. Однако, есть очень простой и захватывающий выход — развивающие игры для фитнеса мозга

Эти игры не только помогут решить вопрос с мотивацией, но и отлично тренируют память, концентрацию, внимание и многие другие качества. А самое интересное, что в этих играх ведется статистика достижений, можно бить не только свои рекорды, но и соревноваться с другими игроками:)

Анаграммы

Анаграммы развивают мышление, внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова

В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Пятнашки

Пятнашки – это отличный способ развить мышление! Вам нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа

Игра поможет вам развить логическое мышление, внимание, память. Также Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок

Сыграем?

Игра «Космос»

Игра «Космос» станет не плохим тренажером вашего внимания. На картинке будет нарисована ракета, а вам надо будет указать, куда летит она

Игра ограничена по времени, в этом и есть суть, потому что вам надо будет как можно скорее ответить, чтобы набрать наиболее количество баллов! Сможешь ли ты натренировать свое внимание и выбиться в топ игроков?

Игра «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» похожа на «Космос», но будет чуть посложнее. На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше, ведь это уже начало развития внимания. Ну что, поехали?

Игра «Числовой охват: Революция»

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память. Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Игра «2 назад»

Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга, это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Стадии формирования

Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения

Школьные вопросы

Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.

Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.

Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.

Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет

В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.

Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка

На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.

Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.

Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.

Школьные вопросы

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности

Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители

Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания

Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли

Старайтесь хвалить ребенка — это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка

Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие

Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Эффективные упражнения

Желая повысить внимание школьника, часто обращаются к таблицам Шульте. Они представляют собой таблички с цифрами, которые специально располагаются вразброс

Задача ребенка – отыскивать все числа по порядку, переключая внимание как можно быстрее.

Количество ячеек таблиц Шульте варьируется от 9 (в таких табличках лишь 3 столбика по 3 ячейки, и предназначены они для младших школьников, которые только начали изучать цифры) до 256 (такие таблицы имеют размер 16Х16, они наиболее сложные). Самыми распространенными являются таблички на 25 ячеек (5Х5), соответственно, в них находятся числа от 1 до 25.

Помимо стандартных, существуют также буквенные таблицы. Занимаясь с ними, ребенок должен искать буквы, вспоминая алфавит. Кроме того, есть цветной вариант, который называется таблицами Горбова-Шульте. В отличие от стандартных, в них цифры напечатаны на красном и черном фоне. Второй вариант – фон белый, но сами цифры красные или черные.

Есть еще несколько интересных упражнений на концентрацию внимания.

  • «Слова». Выбирается определенная тематика, затем взрослый называет одно слово, ребенок повторяет его и называет еще одно слово, взрослый повторяет уже 2 слова и добавляет третье, и так далее. К примеру, если выбрана тема «Фрукты», один участник говорит «апельсин», второй – «апельсин-киви». Следующий – «апельсин-киви-банан», следующий – «апельсин-киви-банан-яблоко», и так далее. Задача – запоминать последовательность слов. Игра станет еще интереснее, если участников будет несколько.
  • «Буквы». Ребенку дают лист с текстом и задание: внимательно все прочитать, вычеркнув определенную букву, скажем, «и». Буквы также можно подчеркивать или просто подсчитывать. Для усложнения задания можно загадать сразу несколько букв, например, «а» надо зачеркнуть, а «е» – подчеркнуть.
  • «Поиск спрятанного». Первый вариант такого упражнения – это поиск слов, вписанных в беспрерывные ряды букв. Второй вариант – искать определенную комбинацию чисел в рядах многочисленных цифр.

Школьные вопросыШкольные вопросы

Влияние семьи на развитие ребенка

Школьные вопросыМаленькие дети познают мир через своих родителей. Справедливо предположить, что невнимательность ребенка может быть копированием поведения взрослого. Если родитель рассеянный, неорганизованный, подобное поведение воспринимается ребенком как норма. Отсюда и возможные проблемы с концентрацией у малыша.

Но родители могут стать и положительным примером для ребенка. Например, собираясь на работу, комментировать свои действия вслух. «Сейчас я собираю свою сумку. Я кладу в нее блокнот, ручку, телефон — все это мне нужно для работы. Проверяю, есть ли ключи в карманчике сумки». Такую же игру может попробовать ребенок. Например, проговаривать вслух свои действия, собираясь в школу. Это поможет развить концентрацию малыша.

Любую свободную минутку можно провести с пользой, помогая ребенку улучшить его внимание. Прогуливаясь по улице, родитель может обращать внимание школьника на различные объекты и просить их описать

«Видишь тот дом, опиши его. Какой цвет у дома, крыши? Сколько окон у здания?». Такие нехитрые способы помогут ребенку стать более сосредоточенным.

Наши невнимательные гиперактивные дети и как с ними бороться как им помочь

Итак, мы убедились, что корень проблем — именно трудности с концентрацией внимания. Теперь пришло время разобраться в том, как же помочь ребенку концентрироваться лучше. Рассмотрим основные причины проблем с концентрацией у детей.

 Почему могут возникать проблемы с концентрацией? 

  • Вы слишком давите, ребенок перегружен, у него не хватает ресурсов для сосредоточения.
  • Занятие, на котором вы требуете сосредоточится, ему неинтересно.
  • Неправильно выстроенные взаимоотношения между ребенком и родителем. Возможно, вы выбрали неверный подход, недостаточно слушаете или говорите.
  • У ребенка не хватает мотивации, он не понимает, зачем нужно сосредоточиться на занятии.
  • Слабое здоровье — утомляемость, плохое самочувствие.
  • Индивидуальные особенности, требуется другой подход.
  • Завышенные требования, — возможно, никакой проблемы нет, и вы просто требуете от ребенка навыков и усилий, которые не соответствуют его возрасту.

Школьные вопросы

Прежде чем приступить к способами борьбы с невнимательностью, вам нужно точно определить эти причины. Для этого, в большинстве случаев, не нужны ни анализы, ни врачи, ни специальные пособия. Лучший инструмент для взаимодействия с ребенком — разговор.

 Вам помогут 6 простых вопросов. 

  1. Ты не хочешь этого делать? Расскажи, почему?
  2. Как ты думаешь, почему у тебя не получается?
  3. Что именно тебе мешает?
  4. Чем я могу помочь тебе?
  5. Тебе это не интересно? Расскажи, почему? А что будет интереснее?
  6. Давай попробуем делать это иначе? У тебя есть идеи, как тебе будет проще?

Если вы выстроите с ребенком доверительные отношения, и он ответит вам честно и искренне, а вы сумеете выслушать, картина быстро станет ясна. Когда вы понимаете, что именно мешает вашему малышу, победить проблему будет гораздо проще.

Не получается выстроит диалог, или вы не понимаете, что делать с полученной информацией? Стоит посоветоваться с детским психологом, обсудить проблему с преподавателями. Все понятно? Тогда на помощь придут специальные упражнения для детей, направленные на улучшение концентрации внимания.

Школьные вопросы

Упражнения для концентрации внимания

Развитие внимание у младших школьников и дошкольников происходит не только в процессе занятий, но и в весёлых и забавных играх и элементарных упражнениях. Можно начинать учить малыша концентрировать внимание с самого рождения, для этого периодически показывайте ему чёрно-белые картинки

Это может быть изображения животных или просто орнаменты, такие как круги, клетки и так далее. Картинки должны висеть на расстоянии не ближе чем 40 см до уровня глаз. Их можно прикрепить к кроватке, стенке в комнате или в ванной

Можно начинать учить малыша концентрировать внимание с самого рождения, для этого периодически показывайте ему чёрно-белые картинки. Это может быть изображения животных или просто орнаменты, такие как круги, клетки и так далее

Картинки должны висеть на расстоянии не ближе чем 40 см до уровня глаз. Их можно прикрепить к кроватке, стенке в комнате или в ванной.

Всем известно, что новорождённый не может различать цвета. Только спустя какое-то время дети начинают видеть жёлтые, красные и оранжевые оттенки.

Вот примерные упражнения, которые способствуют улучшению концентрации внимания детей.

«Графические диктанты». Данные упражнения подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Они требуют максимальной сосредоточенности и усидчивости.

«Запомни и назови». Покажите ребёнку картинку, на которой изображены несколько предметов или животных, после чего, спрячьте картинку и попросите малыша назвать все, что он запомнил.

«Заколдованная буква». Это упражнение для тех детей, которые уже знают буквы алфавита. Хотя, его можно использовать и при разучивании конкретной буквы.

Дайте ребёнку небольшой фрагмент печатного текста и карандаш. Пусть он представит, что это волшебная палочка, а он волшебник. Попросите его «заколдовать» — зачеркнуть в тексте, например, все буквы «А». Потом проверьте, не пропустил ли он ненароком.

Как распознать проблему

Рассмотрим виды проявления проблем с концентрацией внимания у малышей. Буквально «по-детски» простым способом: на примере монстров. Монстров, которые пугают родителей, заставляют иногда злиться, отчаиваться, кричать. Они показываются в разных образах, и кажется, что этих монстров много, а на самом деле все очень просто. Давайте с ними познакомимся. Если вы узнали хоть одного, у вашего ребенка трудности с умением концентрироваться. Это совсем не страшно и вполне поправимо.

Школьные вопросы

Монстр №1: «Сколько раз тебе говорить?!»

Вспомните, доводилось ли вам задавать ребенку подобный вопрос? Например, когда он забывает о своих обязательствах, повторяет те же ошибки, не помнит о собственных обещаниях. Нет, это не ужасный характер, это просто наш первый «монстр».

Монстр №2: «Юла» или «шило в попе»

Он наседает на родителей в виде, казалось бы, полной неспособности малыша усидеть на месте. Не спешите ставить своему чаду диагноз «гиперактивный ребенок». Как минимум, потому что существование подобного заболевания не доказано и не опровергнуто, и психиатры со всего мира годами спорят о его природе, существовании и, тем более, методах лечения.

Монстр №3: «Эх, как заставить ребенка учиться

Ваш умный, чудесный малыш почему-то напрочь отказывается учиться, не хочет делать домашние задания, плохо ведет себя в школе, не проявляет интереса к знаниям или испытывает трудности с изучением определенных предметов? Не спешите ругаться и пугаться. Это все поправимо.

Монстр №4: «Мама, а что ты просила принести из комнаты?»

Нет, ребенок это спрашивает не нарочно. И, нет, не надо спешить скупать в аптеке все доступные средства для улучшения памяти. Это просто очередной «монстр» из семьи проблем с концентрацией внимания.

Монстр №5: «Маша-растеряша»

Вы удивитесь, но ребенок теряет и ломает кучу вещей не нарочно и не потому что не ценит ваш труд и заботу. Скорее всего, он просто забывает о вещах и их хрупкости.

Нашли своего монстра, или даже нескольких? Отлично, теперь можно переходить к практической — победе над проблемами с концентрацией внимания.

Школьные вопросы