Как развить интеллект: 10 самых эффективных способов
Йога
Йога помогает повысить продуктивность и развивать интеллект человека. При этом необязательно стоять на голове или медитировать длительное время. Существуют и альтернативные способы, например:
Прасарита падоттанасана является одной из самых устойчивых и доступных поз в йоге. Она заключается в наклоне с широко расставленными ногами. Данная поза улучшает настроение, повышает концентрацию, а также снимает зажимы. Адхо мукха шванасана более известна как поза собаки мордой вниз. Она замедляет сердцебиение и способствует приливу крови к голове, таким образом помогает снять усталость и вернуть силы. Шавасана. Как правило, восточные практики помогают улучшить работоспособность за счет полного расслабления. Для его достижения существует поза шавасана, которая является заключительным упражнением в йоге. Ее можно выполнять и самостоятельно для того, чтобы снять усталость и стресс. Суть позы заключается в полном расслаблении. Для этого нужно лечь на спину и слушать свое дыхание, освободив голову от различных мыслей
Важно сосредоточиться на ощущениях и следить за расслаблением всех мышц: от кончиков пальцев рук и ног до макушки головы. Выделив десять минут на данное упражнение, вы сможете снять усталость, повысить работоспособность и мозговую активность
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
- Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
- Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
- Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
- Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
- Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние
Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.
Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.
Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.
Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.
Основные психологические методики изучения интеллекта
Для диагностики умственного развития
используются тесты интеллекта
Тесты
интеллекта- это группа тестов,
предназначенных для оценки уровня
развития мышления (интеллекта) человека
и его отдельных когнитивных процессов,
таких, как память, внимание, воображение,
речь, восприятие.
Специальный
анализ, проведенный российскими
психологами (работыКонстантина
Марковича Гуревича,Даниила
Борисовича Эльконина,Наталии
Федоровны Талызинойи др.) по проблемам диагностики интеллекта,
привел к формулированию важного вывода
о том, что тесты интеллекта измеряют
главным образом степень приобщенности
испытуемого к той культуре, которая
представлена в тесте, уровень усвоения
достижений этой культуры. При этом сам
тест не показывает, почему один сумел
это сделать лучше, чем другой
Большинство психологов
в настоящее время признает, что тесты
интеллекта измеряют уровень сформированности
некоторых интеллектуальных навыков,
то есть уровень умственного развития,
но не могут диагностировать вклад
природных возможностей (т.е. врожденную
способность, называемую интеллектом)
и обученности индивида в показанный
результат. Тем самым глобальную
прогностичность тестов интеллекта в
масштабе всей жизни нельзя считать
доказанной, так как часто тестируется
не потенциал, а результат развития.
Можно только предположить, что человек
будет адекватнее действовать в тех
ситуациях, которые напоминают задания,
представленные в тестах.
В
настоящее время для диагностики
интеллекта в психологии наиболее часто
употребляются:
-
Тест
диагностики умственного развития
Д.Векслера.
Он включает две шкалы: вербальную и
невербальную (шкалу действия), при этом
предусматривается вычисление IQ для
каждой шкалы в отдельности и суммарного
IQ. Тест предусматривает возможность
установления психиатрического диагноза,
связанного с умственной отсталостью.
По форме проведения тест индивидуальный,
т.е. может проводиться только с одним
испытуемым. В настоящее время имеются
три формы шкал Векслера, предназначенные
для разных возрастов. -
Тест
умственного развития младших школьников
— тест Дж.
Равена,
или «Прогрессивные матрицы Равена».
Тест Равена — тест интеллекта,
предназначенный для диагностики
умственных способностей личности с
помощью цветного и черно-белого вариантов
рисунков, которые надо проанализировать
и найти закономерные связи между ними.
Это невербальный тест был разработан
Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в
черно-белом варианте и в 1949 году — в
цветном. -
Тест
диагностики умственного развития
учащихся 3-6-х классов
— Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
словацкого психолога Дж. Ванды. -
Тест
диагностики умственного развития
учащихся 7-9-х классов
— Школьный тест умственного развития
(ШТУР), разработанный коллективом
Константина Марковича Гуревича. -
Тест
диагностики умственного развития
старшеклассников (8-10-е классы)
— тест структуры интеллекта Р.
Амтхауэр,
созданный в 1953 году и предназначеный
для измерения уровня интеллектуального
развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
Тест разрабатывался в первую очередь
как тест диагностирования уровня общих
способностей в связи с проблемами
профессиональной психодиагностики.
(См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Интеллектуальное развитие ребенка
Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:
- умственные способности;
- эмоциональное мировосприятие;
- физическую культуру.
Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:
- быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
- применять приобретенные знания на практике;
- на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.
Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:
- вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
- логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
- физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
- эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
- социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
- духовный – обогащает внутренний мир человека;
- творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.
Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией
Диагностика интеллекта
Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные диагностические методики. Для малышей — яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.
Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.
Лидерство людей с высоким IQ
Уровень IQ определяется знанием 5 основных принципов социального взаимодействия среди работников:
- морали;
- этики;
- возможности или невозможности проявления эмоций в той или иной ситуации;
- способностью адекватно реагировать на то или иное событие;
- способностью понимать свои поступки, а значит и умело управлять ими.
Основой интеллекта есть определенные группы способностей человека:
- когнитивных,
- эмоциональных,
- адаптационных,
- социальных.
Именно такие способности формируют лидерские навыки, способствуют созданию положительного климата в коллективе и предотвращают возникновение в нем организационных конфликтов. Опыт показывает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от руководителя предприятия, управленческого лидера. Именно интеллектуальное состояние руководителя является самым важным фактором, влияющим на климат в коллективе и тем самым – на эффективность работы сотрудников.
Эмпирическими исследованиями доказано, что чем выше ранг работника, чем выше уровень ответственности за выполнение конечной цели, тем выше должен быть и уровень интеллекта. Люди с высоким уровнем умственных способностей могут выбрать поведение и действия, которые помогут им не только выйти из сложной ситуации, но и решить ее – как внутри себя, так и по отношению к другим. Для таких людей преодоления неудач и сложностей есть опыт, шанс, чтобы улучшить себя и свои отношения с окружающими, препятствия их не останавливают, а помогают развить свой потенциал.
Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста
Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.
Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:
- тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
- программа проверки для школьников К. Ревича;
- тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.
После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.
Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы
Важно правильно определить способности и склонности малыша
Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера
В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира
На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:
- сбалансированное питание;
- условия проживания;
- взаимоотношения с родителями.
Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.
Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:
- Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
- Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
- Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
- Введением традиции совместного чтения.
В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет
Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно
Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.
Игры и упражнения для развития детей
Упражнение 1
Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.
Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.
Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.
Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.
Упражнение 2
В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.
Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.
Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.
Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.
После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.
Упражнение 3
Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.
Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.
Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.
Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.
Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.
Упражнение 4
Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.
Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.
Что у вас получилось?
Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.
Упражнение 5
Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.
Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.
Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.
Образ жизни
Отдых – важное условие
Если человек испытывает дефицит сна, то его организм и мозг не может сконцентрировать внимание на чем-либо, и поэтому оно рассеивается. Согласно результатам проведенных исследований, ученым удалось установить, что усталость способствует многократному снижению уровня IQ у человека
Для активирования умственных способностей перед важными событиями достаточно всего лишь раньше лечь спать и больше времени уделить сну.
Разрываем стандарты
Изменяя ежедневные однообразные, зазубренные и доведенные до автоматизма действия мы не способствуем напряжению мозга, поскольку он в подобных ситуациях работает «на автомате», познавательный процесс сведен к минимуму. Это говорит о том, что необходимо изменить свои повседневные привычки и поведение. Допустим, чтобы активизировать мозговую деятельность и дать толчок новой связки между нейронами мозга, пробуйте открывать двери с закрытыми глазами, переставляйте мебель с одного места на другое и смените свой маршрут из дома на работу и обратно.
Физкультура
Благодаря физическим нагрузкам в организме человека происходит формирование белка (нейротропный фактор мозга). Именно белок отвечает за развитие нейронов, являющихся базисом интеллектуальных способностей.
Оздоровительная физкультура будет полезна не только для мозга, но и для всего организма.
Есть еще много факторов, влияющих на интеллект, и способов его развития. Мы лишь коснулись некоторых из них. Однозначно можно сказать: активная жизненная позиция и здоровый образ жизни помогут вам как в развитии интеллекта, так и для достижении жизненных целей.
Этапы развития интеллекта
Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.
Когда малыш подрастёт до двухлетнего возраста, лучше как можно активнее заниматься с ним играми на развитие логического мышления, счёта и обобщения, речи. Уже можно начать обучать кроху чтению: так будет активизироваться развитие мышления, формироваться и увеличиваться словарный запас.
Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра — великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.
Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.
Выводы
Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша
Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу
Стать умнее в один миг невозможно. Быть умным — это образ жизни, постоянный поиск и преодоление себя. Это довольно сложный, но вместе с тем приятный путь. И вы можете выбрать, как его начать.
1. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями
Это улучшает кровоток и насыщает мозг кислородом, а хорошее физическое состояние способствует хорошему психическому здоровью. Выберите программу, комфортную для своего возраста и физических способностей. Главное здесь — регулярность.
2. Убедитесь, что вы спите достаточно
Многочисленные исследования показали, что недостаток сна снижает концентрацию внимания, краткосрочную и долгосрочную память, скорость решения проблем, остроту зрения и слуха, замедляет реакцию. Особенно для поддержания хорошего психического здоровья важна правильная комбинация глубокого и быстрого сна. Здесь вам снова помогут физические упражнения и от Лайфхакера.
3. Придерживайтесь здорового, сбалансированного питания
Ваш мозг нуждается в определённом количестве питательных веществ для оптимальной работы. Разнообразьте своё привычное меню, чтобы получать достаточно витаминов, аминокислот и углеводов. Для этого не обязательно покупать пищевые добавки! Ранее мы писали .
5. Снизьте употребление алкоголя
Алкоголь в небольших количествах, особенно в сочетании с общением, может быть полезным для некоторых функций мозга. Но чрезмерное употребление может привести к острым и хроническим нарушениям его деятельности и вызвать необратимые когнитивные расстройства.
6. Регулярно изучайте новое
Обучайтесь чему-то новому, например иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Научитесь чему-то, что давно хотели попробовать! Это способствует пластичности и гибкости мозга. Изучение математики является отличной тренировкой логики и абстрактного мышления, а также улучшает концентрацию, психическую выносливость и гарантированно поднимет ваш IQ на несколько пунктов. Используйте , чтобы научиться чему-то новому.
7. Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми
Сделайте встречи с ними регулярными и обсуждайте широкий круг вопросов — сложные интеллектуальные дискуссии подарят вам новые идеи и перспективы. Вы поймёте, как думают и выражают себя умные люди и что, возможно, стоит изменить в себе.
8. Читайте хотя бы одну серьёзную книгу в неделю и разнообразьте своё чтение
Это улучшит словарный запас и вербальный интеллект, а также повысит ваши знания и разговорный репертуар. Чтение должно быть !
9. Играйте в сложные компьютерные игры
Шутеры и гонки в лучшем случае развивают скорость реакции, но не дают вам умственной стимуляции. Выберите игру, которая включает в себя сложные правила, стратегию и требует определённых психических навыков. Такими являются, например, игры-головоломки Braid и Portal.
В многопользовательских онлайн-играх самым высоким порогом вхождения обладает, пожалуй, Eve-online .
10. Откажитесь от ограничивающих представлений о собственном интеллекте
Многие действительно квалифицированные люди склонны занижать свои способности и страдают от недостаточной уверенности в себе. Часто мнение родителей, чересчур критично настроенных (или даже некомпетентных) преподавателей значит больше, чем упрямые факты ваших успехов. Поверьте в себя и начните жить полноценной жизнью!
Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.
Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.