Упражнения на развитие памяти младших школьников план-конспект на тему
Успешная учеба что для этого нужно
Современный обучающий процесс претерпел значительные изменения, что позволило повысить его качество. Ранее для успешного обучения, школьник должен был уметь чисто писать, правильно решать математические задачи, внимательно слушать уроки, однако сейчас появились дополнительные требования: самостоятельная работа с новой информацией и способности памяти к запоминанию объемных данных. При этом акцент ставится на том, что при низком функционировании памяти, успешная учеба не возможна.
Стоит отметить, что человеческая память заключается в трех этапах:
- запоминание;
- хранение данных;
- воспроизведение.
Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы оказать помощь школьнику в систематизации полученных знаний, т.е. сделать их комфортными для хранения и дальнейшего воспроизведения.
Игры на внимание
Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде
Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство. Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку
Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор
Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши. Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним. Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.
Задания для развития слухового внимания
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша
Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу. Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши. Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал. Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы
Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности
А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Как развить двигательную память
Двигательная память является одной из самых важных. Именно от нее часто зависит жизнь человека. Падая при гололеде, человек интуитивно совершает резкие движения, пытаясь восстановить равновесие. При заносе во время езды на автомобиле он не задумываясь выполняет определенные действия – здесь работает двигательная память. Как сделать ее более эффективной и надежной? На такой случай существуют специальные игровые упражнения по развитию памяти для школьников.
Посадите ребенка за стол, завяжите ему глаза, дайте карандаш и чистый лист бумаги. Предложите написать большую букву или цифру. А затем – повторить, стараясь не отклоняться от изначального контура.
Также можно просто поставить точку на бумаге маркером. После этого отодвинуть руку – например, опустить под стол или поднять над головой. Затем – снова поставить точку, стараясь попасть в первую. После нескольких упражнений несложно заметить, что расстояние между точками становится все меньше. Это значит, что координация движений и двигательная память ребенка постепенно улучшаются.
Фоторепортаж
Заранее подготовьте картинку, например такую.
План действий:
- Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
- Через 30 секунд уберите картинку.
- Попросите ребенка ответить на вопросы.
Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:
- Сколько полочек висит на стене?
- Что нарисовано на постельном белье?
- Кто лежит на кровати?
- Какого цвета шкаф и тумбочки?
- Что стоит на подоконнике?
- Сколько времени на часах?
- Где сидит черепаха?
- Сколько ламп в комнате?
- Какого цвета занавески?
- Есть ли в комнате скрипка?
Подобных упражнений очень много в детских журналах.
Как развивать память
Изучив массу информации по этому вопросу, смогла выявить пять таких глобальных рекомендаций:
Используйте память! Для того, чтобы она развивалась, ей нужно пользоваться. Чаще просите своего маленького школьника что-нибудь запомнить и кому-нибудь передать
Просите напомнить вам о чем-то очень важном. По вечерам перед сном обязательно вспоминайте события прошедшего дня
Разговаривайте о книгах, которые уже прочитали, о фильмах, которые уже посмотрели, о местах, в которых побывали.
Используйте врожденные способности. Все мы люди разные. Кому-то легко запомнить то, что он видит, кому-то то, что он слышит. А у кого-то развита двигательная память
Обратите на это внимание, понаблюдайте за ребенком, поймите, что ему легче дается. А потом научите его использовать свои способности для запоминания
Например, если нужно выучить стихотворение, то школьнику с развитым зрительным запоминанием помогут нарисованные по мотивам стихотворения картинки. Если ребенок все лучше воспринимает на слух, то ему нужно читать стихотворение не про себя, а вслух и с выражением. Ну а маленьким обладателям хорошей двигательной памяти можно предложить инсценировку стихотворения. Каждую строчку или четверостишье подкрепить действием.
Выполняйте специальные упражнения. Упражнений, которые способствуют развитию памяти много. Их можно найти в специальной литературе, в детских развивающих журналах. Как понять работают ли упражнения? Для этого советую вам перед началом занятий проверить память. Для этого существуют специальные методики. Через месяц занятий проведите проверку еще раз. Результаты подскажут вам, в правильном ли направлении вы двигаетесь.
Не перегружайте память. Занимайтесь, но знайте меру. Не грузите детей фактами, событиями, материалами, которые им точно никогда не пригодятся. Толку от таких занятий не будет точно, а неудовольствие в ответ получите однозначно. Помните, что занятия требуют регулярности. 25 – 30 минут в день будет достаточно.
Дорогие, друзья, давайте зафиксируем в своей долговременной памяти то, что будущее наших детей в наших руках. Заботливых и любящих. Если мы можем помочь этому будущему стать прекрасным, то давайте это сделаем!
Ну а если эта информация фиксироваться не хочет, то советую вам проверить свою память) Вот прямо сейчас! Смотрите видео)
Занимайтесь, развивайтесь и пусть у вас все будет хорошо!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Развиваем слуховую память
Многие утверждают, что именно слуховая память является самой важной для современного человека, ведь для успешного карьерного роста нужно много общаться с самыми разными людьми. И тот, кто запоминает каждую сказанную собеседником мелочь, автоматически получает определенные преимущества
С таким человеком всегда интересно поговорить, он приятен в общении. Это приводит к увеличению количества друзей, а также к стремительному подъему по карьерной лестнице. Очень полезной слуховая память является и в процессе получения образования. Человек может легко запоминать как интересные рассказы учителя, так и многочасовые лекции в университете или на бизнес-тренингах.
Поэтому именно с упражнений для развития слуховой памяти у младших школьников и начнем.
Одним из простых, но в то же время интересных упражнений является «Сбор чемодана». Подходит для небольших групп (4-6 человек), а также для пар (родитель и ребенок). Первый игрок произносит условную фразу наподобие следующей: «Собираясь в путешествие, я возьму с собой…», и добавляет к этому предмет, который хочет взять, например, книгу. Второму предстоит продолжить цепочку: «Я возьму с собой книгу и зонтик». Третий (или же опять первый) должен добавить еще один предмет: «Я возьму с собой книгу, зонтик и телефон». Цепочка продолжается до тех пор, пока кто-то из участников не ошибется или не забудет об одном из упомянутых предметов – он считается проигравшим. Если участников больше двух, желательно иметь ведущего (взрослого – он же организатор), который бы записывал все упомянутые предметы, чтобы избежать конфликтов и споров между детьми.
Еще одно эффективное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников – «Слушай сказку». Это подходит уже в основном для больших групп – например, целого класса. Учитель или другой организатор начинает читать интересную книжку, заранее озвучив какое-то слово, упомянутое в ней (желательно в первых предложениях). Дети должны не только слушать и воспринимать сказку (это еще и развитие логической памяти), но и постоянно следить – не произнесет ли учитель ключевое слово. Как только он сделает это, все присутствующие должны хлопнуть в ладоши. Дети, пропустившие его, выбывают из игры, после чего учитель выбирает новое слово и продолжает чтение. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Как правильно подходить к вопросу
Многие родители и учителя искренне желают добра своим детям и ученикам. Поэтому готовы сделать все, чтобы обеспечить им разностороннее развитие. Не забывают они и про память. Какими же принципами нужно руководствоваться, чтобы добиться здесь максимального эффекта?
В первую очередь все должно подаваться в игровой форме. Все-таки дети, особенно в возрасте 6-7 лет, не отличаются особой усидчивостью. Они с удовольствием занимаются интересным делом на протяжении многих часов. Но как только оно им наскучивает, дети готовы немедленно забросить его
Бессмысленно пытаться взывать к их здравому смыслу, рассказывать, почему это важно и как поможет в жизни. Помните, что дети и взрослые – совершенно разные люди
Первые не имеют жизненного опыта и не способны действительно серьезно задумываться о своем будущем. Большинство не готово прикладывать к чему-либо серьезные усилия, чтобы получить какой-то плюс в далекой перспективе.
А любые попытки надавить авторитетом приводят обычно к тому, что ребенок занимается через силу. С одной стороны, это просто снижает эффективность занятий. С другой – может вызвать ненависть к упражнениям, смысл и польза которых непонятны детям.
Поэтому подавать обучение нужно в игровой форме. Тогда большинство детей с удовольствием будут выполнять самые разные упражнения на развитие памяти у школьников, подолгу не отрываясь от них. Разумеется, при таком подходе эффективность будет самой высокой.
Старайтесь чередовать их, чтобы не возникало ощущения монотонности, скуки. Благо, специалисты сегодня создали множество самых разных упражнений, которые позволяют задействовать и, соответственно, развивать различные виды памяти. О них теперь и расскажем.
Рекомендации по выполнению упражнений
Очень важный момент! Перед тем как ребенок приступит к выполнению задания, напомните ему, что нужно закрыть глазки и вызвать мысленный образ того, что он только что видел
Это очень важно! Именно этому мы и пытаемся научиться.
Для выполнения упражнений потребуются карточки, которые нужно менять время от времени. Примеры карточек я привела в статье
Сделать их вполне реально самостоятельно, можно нарисовать или распечатать картинки на принтере.
Для того, чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.
Ну и теперь позвольте представить вам эти волшебные упражнения!
Упражнения на развитие зрительной памяти
Очень важной является зрительная память – она может пригодиться в самых разных сферах жизни, начиная от легкого запоминания большого количества новых знакомых в лицо, заканчивая выслеживанием добычи на охоте. Поэтому рассказать об упражнениях для развития зрительной памяти у младших школьников обязательно следует
Для начала можно использовать разноцветные карточки, например, три штуки. Покажите их в определенной последовательности и попросите воспроизвести. После нескольких повторов, когда успех будет стопроцентным, количество карточек нужно увеличить до четырех, а потом до пяти, шести и так далее. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не допустит ошибку. После этого можно вернуться на один шаг назад или же сделать перерыв. Данное упражнение подходит для парных занятий
Конечно, очень важно, чтобы наставник сам обладал хорошей памятью и не запутался
Еще одно интересное и эффективное упражнение на развитие памяти у школьников – рисование. Подходит как для одного ребенка, так и для группы. Дети получают картинку или же им демонстрируется одно изображение, содержащее большое количество деталей. Например, человек в одежде определенных цветов с разными предметами в руках. Чем больше деталей – тем лучше. Ребенок должен запоминать картинку 10-20 секунд, после чего она убирается, а он должен воспроизвести изображение максимально точно. Качество рисовки здесь отходит на второй план – нужно быстро набросать картинку, пусть и символично, воспроизведя как можно большее количество деталей. Такое интересное упражнение положительно влияет на развитие внимания и памяти школьников и детей дошкольного возраста.
Память младших школьников
Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.
Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:
- флаг;
- ложка;
- птица;
- колбаса;
- кактус.
Чем такую:
- верность;
- творчество;
- смелость;
- испуг;
- прелесть.
Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.
Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.
Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.