Упражнения для развития долговременной памяти
Виды памяти
Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.
Память бывает:
- Долговременная
- Кратковременная
- Оперативная
Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.
Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.
Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.
Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!
Методика развития памяти и запоминания
В уроках данного раздела вы сможете найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания (запоминания нужной вам информации). Методика обучения способам запоминания, используемая на данном сайте, очень проста. Она заключается в системном развитии навыков запоминания по четырем основным направлениям:
Урок 1
Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы
Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.
Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.
Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.
Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом уроке будут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.
А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:
Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.
Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.
В результате прохождения уроков, при условии следования всем рекомендациям, а также при правильном выполнении заданий и упражнений, вы овладеете специальным навыком целенаправленного запоминания большого количества любой информации. А выполнив предложенные упражнения, вы сможете существенно повысить возможности вашей памяти.
Упражнения для развития памяти у детей
В период с 3 до 7 лет у детей происходит бурное развитие непроизвольной памяти, мозг находится в активной фазе «поиска пищи». В этот период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Благодаря развитой непроизвольной памяти, ребёнок легко «схватывает» всё яркое, привлекательное, запоминающееся, необычное, поэтому легко запоминаются сказки, стихи, считалочки. Как только ребёнок сам поставит перед собой задачу на запоминание – начинается работа, а с ней и развитие произвольной памяти. Нужно всячески поощрять желание ребёнка запоминать, потому что это станет залогом успешного развития всех познавательных способностей. В дальнейшем память ребёнка будет усиливаться с помощью специальных приёмов.
Помогайте ребёнку не просто запоминать материал, а правильно запоминать: так Вы поспособствуете ему адаптации к постоянным умственным нагрузкам, которые неизбежны в школе.
Мы предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для развития памяти у детей, рекомендованных для этого важного возраста:
1. Играем в слова.
Задание 1.
— Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Начали!
Собака, стол, петух, черепаха, табуретка, кошка, стул, кровать, лиса, волк.
— Повтори, пожалуйста!
Задание 2.
— А как ты думаешь, можно эти слова как-то сгруппировать? Как бы ты это сделал?(Если у ребёнка есть разные варианты – это замечательно, но постарайтесь подвести его к идее создать две группы слов: предметы мебели и животные). Можете просто попросить: попробуй назвать сначала всех животных, а потом – предметы мебели.
Задание 3.
— Пожалуйста, перечисли мне ещё раз все эти слова.
Вы можете на основании полученных достижений проанализировать результаты игры. Запоминание 6-7 слов без деления на группы означает, что у Вашего ребёнка хорошая непосредственная память. Если ребёнок быстро сгруппировал слова и в результате запомнил большее их количество, чем вначале – значит, у него развита опосредованная память.
2. Развиваем осязательную память.
Вырежьте из картона геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.
Задание 1.
Сначала обговорите с ребёнком названия фигурок. Не заставляйте его учить новые названия, лучше придумайте их вместе. Исходите из того, на что фигурка похожа: например, одна – на шкаф, другая – на окошко, третья – на домик или палатку, четвёртая – на солнышко. В конце концов следует остановиться на том варианте, который выберет сам ребёнок.
Задание 2.
Пусть ребёнок закроет глаза, ощупает фигурки в определённом порядке и запомнит их. Но и Вы сами сразу определите и запомните этот порядок.
Задание 3.
— Расскажи, но только по порядку, какая фигурка была первой, какая второй, и т.д.
Задание 4.
После того, как ребёнок запомнит последовательность, можно научить его правильным названиям. Постарайтесь назвать и обсудить и такие признаки, как наличие углов, их количество, одинаковую или разную длину сторон.
Развивать осязательную память можно в любое удобное время, для этого не нужно особенной подготовки. Пусть ребёнок закроет глаза, после этого дайте ему какой-нибудь предмет и попросите прикоснуться к нему, ощупать, прислушаться к своим ощущениям, запомнить их. После этого пусть ребёнок ответит на вопрос, что бы это могло быть. Давайте друг другу предметы и угадывайте по очереди, превратите это в забавную игру.
Такие игры развивают как осязательную память, так и эмоциональную.
Упражнения для мозга для пожилых людей
Гимнастика для мозга для людей старшего возраста совсем несложная. Читать сказки и пересказывать их любимым внукам, заучивать с ними детские веселые стихи про «Рассеянного с улицы Бассейной». Это увлекательно и приятно, к тому же сохраняет личность.
Тренировка интеллекта не дает человеку терять свои навыки и знания. Не только наши мышцы нуждаются в разминке. Нейроны восстанавливают свои связи и не гибнут, если мозг нагружен посильной работой.
Не стоит сильно переутомляться, но собирать картинки из пазлов, учить иностранные слова, гулять в парке по незнакомой аллее, запоминая новый маршрут, необходимо для хорошего внимания. Врачи рекомендуют чистить зубы и причесываться то левой рукой, то правой. Простые опыты, но результативные.
Хорошее питание и свежий воздух станут лучшими помощниками вам и вашему уму. Индивидуумы, ведущие активный образ жизни, не страдают старческим слабоумием.
Простые задачи
Механизмы памяти всё ещё изучаются нейробиологами. Специалисты доказали, что за запоминание и воспроизведение информации отвечают несколько участков мозга, которые надо регулярно тренировать. Этим занимались даже древнегреческие мыслители. Они придумали различные упражнения, развивающие память. Многие из них применяются современными людьми, но есть и такие занятия, которые появились недавно.
Трудно назвать самые лучшие упражнения для развития памяти. Разные виды тренировки способны воздействовать на мыслительные процессы и повышать скорость и качество запоминания необходимой информации. Простые упражнения подойдут как ребёнку, так и взрослому:
- Головоломки с отличиями. Развить память и внимательность помогают картинки, на которых изображены почти одинаковые рисунки, но с некоторыми различиями. Такая игра кажется детской, однако для взрослых делают иллюстрации с множеством деталей. Для детей подбирают изображения попроще.
- Стихи и песни. Малышей с детства учат запоминать наизусть рифмованные строки. Если часто заучивать стишки или песенки, со временем память будет улучшаться. Конечно, легче работать с любимыми материалами, но школьникам следует выбирать информацию, связанную с их уроками.
- Написание слов. Такой метод помогает тренировать линейную память. На листе записывают 10−15 слов, которые несколько раз перечитывают про себя или вслух. Затем нужно перевернуть бумагу и написать всё, что запомнилось. Также следует попытаться записать их по порядку. А можно составить таблицу из нескольких строк и столбцов и потом перенести её на новый лист по памяти. Со временем список слов увеличивают.
- «Задом наперёд». Эффективная техника позволяет улучшить кратковременную память. Человек запоминает три простых слова подряд, а затем читает их наоборот. Освоив задание, можно переходить к фразам и предложениям.
- Пересказ. Этот метод помогает натренировать память и чтение. Ребёнку или подростку вначале нужно читать небольшие тексты или абзацы, а затем пересказывать их. Потом следует перейти к целым страницам. Пересказ книг помогает не только тренировать запоминание, но и даёт возможность узнать о чём-то новом или поразмышлять над какими-то вещами.
Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти
Watch this video on YouTube
Мнемоническое упражнение Абзац Упражнение развивает объём кратковременной и долговременной памяти, гибкость и подвижность мышления, вербальный интеллект.
Возьмите
в руки первую попавшуюся книгу, прочитайте
первый попавшийся абзац текста длиной
хотя бы в три-четыре строки. Прочитайте
один раз, закройте книгу и попробуйте
повторить этот абзац слово в слово.
Теперь вернитесь к тому же
самому первому попавшемуся абзацу и
выучите его наизусть. Чем больше абзац,
тем сложнее его выучить, но тем больший
эффект от упражнения. Заучивайте всё,
с точностью до символа (все точки,
запятые, сноски и прочее). Выучить абзац
надо идеально. Если у вас на это уйдёт
времени больше часа — не страшно
Терпение
— важное условие успеха.
При
заучивании абзаца текста вам волей-неволей
придётся вдуматься, вчувствоваться в
тонкую материю текста, в то, почему после
этого слова идёт это, а не это, почему
автор написал два коротких предложения
вместо одного тонкого и т.д. Когда мы
просто читаем книгу, слова вызывают в
нашем сознании образы, как бы дёргая за
невидимые ниточки
Вызванные образы мы
помним хорошо, а слова, которые эти
образы вызывают, плохо.
После
того, как вы выучите весь абзац, закройте
и отложите книгу. Перепишите этот абзац
на бумагу или в компьютер (последний
вариант удобнее). Подумайте — что можно
было бы исправить в нём. Исправьте.
Исправляйте до тех пор, пока вам не
покажется, что абзац стал «вашим»,
что он полностью отражает ваш опыт, вашу
индивидуальность. Если абзац изменился
до неузнаваемости — ничего страшного.
А
теперь вернитесь к первому варианту.
Вспомните его, опять же вплоть до
отдельного символа. Вспомните свой
абзац.
На
следующий день вернитесь к этому
упражнению. Опять вспомните абзац 1 и
абзац 2. То же самое — через неделю.
Упражнение
может показаться немного нудным, но без
опыта проникновения в самую суть текста
вербальную память (память на слова)
развивать невозможно.
Другие интересные задания
Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.
Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга
Watch this video on YouTube
Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:
- Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
- Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
- Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.
Тренировка слуховой памяти
Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.
Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.
Упражнение 1. Чтение вслух
Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.
Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:
- четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
- произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).
Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.
Упражнение 2. Стихи
Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.
Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.
Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:
- Цифры после запятой в числе Пи;
- Таблица умножения.
Упражнение 3. Подслушивание
Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.
Cтатистика На весь экран
Развитие памяти и внимания
Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам
Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.
Правильное питание для мозга это очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу это вредно и мозгу и вашему организму
В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, молочные продукты, злаки и зелень.
Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.
Ни когда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.
Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.
Простые упражнения для развития памяти и внимания
-
Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.
-
Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну — пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.
-
По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.
-
Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.
-
Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.
-
Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.
-
Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?
-
Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове.
-
Чтобы развить супер-память за 30 дней запишитесь на наш курс:
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Упражнения для тренировки памяти
Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.
Длинные слова
Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.
Например, слово «бездомные»:
- дом;
- без;
- зоб;
- дым.
Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».
Умножение и подсчет в голове
Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.
Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.
Восстановление воспоминаний
Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.
При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке. Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.
У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.
- Что я ел на обед неделю назад?
- Что я делал 2 недели назад?
- Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
- Как я одевался на последнюю вечеринку?
- Какие носки были на мне 3 дня назад?
Чтение
Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.
Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.
Подсчет букв
Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.
Приложения
Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.
- Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
- Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.
Как тренировать долговременную память
Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы
Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове
Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:
- Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
- Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
- Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.
Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.
Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:
- высокое давление;
- атеросклероз;
- диабет;
- полнота.
Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Упражнения для развития памяти
Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.
Двигательная память
Повтори движение.
Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.
Нарисуй и запомни.
Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.
Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.
Эмоциональная память
Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию
Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции
Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:
- Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
- Разучивание песенок с инсценировкой
- Чтение и запоминание стихов
- Психогимнастика
- Мимическая гимнастика и пантомимика
Процессы памяти
Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».
На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.
Различают четыре главных процесса:
Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.
Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).
Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.
- Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
- Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.
Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.
Упражнение Художники.
Представим,
что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими
на потолке «пружинки».
6.
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать
в тетради обеими руками одновременно
«пружинки».
левая
рука правая рука
7.
Графический диктант.
8.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Здравствуй, Здравствуй, Здравствуй, Здравствуй, Мы Всех |
Пальцами Т. |
9.
Профилактика нарушения зрения.
Нарисовать
«пружинки» глазами.
ЗАНЯТИЕ
11
1.
Упражнения на расслабление и концентрацию
(см.
занятие 8).
2.
Упражнение на развитие смысловой памяти
и логического мышления.
Детям
предлагают послушать 10 слов, к которым
необходимо придумать связанные с ними
по смыслу слова: лопата
(работа, копать); письмо (писать, получать);
мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень);
кот (Мурзик, животное); мороз (холод,
снег); лодка (плыть); хлеб (свежий,
черствый); мех (пушистый, натуральный),
стул (мягкий, удобный).
3.
Упражнение на развитие знаково-символической
функции памяти.
Детям
предлагают запомнить символы, изображенные
на карточках. К каждому знаку-символу
нужно запомнить слово, обозначающее
этот знак.
4.
Игра «Сравни и заполни» (на
развитие мышления и закрепление
представлений о геометрических фигурах).
Детям
предлагают рассмотреть табличку с
изображением геометрических фигур.
Необходимо найти закономерность в
расположении этих фигур и назвать
фигуру, которая должна быть расположена
в пустой клеточке со знаком вопроса.
5.
Упражнение «Назови одним словом».
В
а р и а н т ы г р у п п с л о в :
тарелки
– стаканы – чашки (посуда);
стол
– стул– диван (мебель);
рубашка
– брюки – платье (одежда);
сапоги
– валенки – туфли (обувь);
суп
– каша – кисель (еда);
одуванчик
– роза – ромашка (цветы);
береза
– елка – сосна (деревья);
гусь
– воробей – голубь (птицы);
карась
– щука – окунь (рыбы);
малина
– клубника – смородина (ягода);
морковь
– капуста – свекла (овощи);
яблоки
– груши – мандарины (фрукты).
6.
Упражнение «Художники».
Представим,
что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими
на потолке два кружочка.
7.
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать
в тетради обеими руками одновременно
два круга и заштриховать их вертикальными
линиями.
8.
Графический диктант.
9.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
(см.
занятие 10).
10.
Профилактика нарушения зрения.
Написать
глазами сегодняшнюю дату
ЗАНЯТИЕ
12
1.
Упражнение на развитие логического
мышления и смысловой памяти.
Детям
предлагают 6 пар слов, связанных между
собой по смыслу. К каждой паре нужно
подобрать по смыслу третье слово:
яйцо
– курица – (цыпленок); птица – полет –
(гнездо);
лес
– дерево – (доска); воздух – свежесть
– (кислород);
дом
– город – (улица); ночь – луна – (звезды);
река
– озеро – (море); кукуруза – салат –
(поп-корн);
шуба
– холод – (мороз); ребенок – нежность
– (радость).
2.
Упражнение на развитие зрительной
памяти.
Детям
предлагают для запоминания 5 карточек
разного цвета с изображенными на них
знаками:
Затем
детям предъявляют пустые карточки этих
же цветов, чтобы они воспроизвели
соответствующие им знаки на доске.
3.
Игра «Сравни
и заполни» (на
развитие мышления и закрепление
представлений о геометрических фигурах).
Детям
предъявляются таблички с изображением
геометрических фигур разного цвета.
Теперь дети обращают внимание не только
на их форму, но и на цвет, находят
закономерность в их расположении и
называют фигуры, которые должны быть в
пустых клеточках со знаком вопроса
4.
Игра «Говори наоборот» (на
развитие речи и мышления).
Я
сейчас буду говорить слова, а вы будете
отвечать мне словами, противоположными
по значению моим. Например, большой
– маленький, чистый – грязный.
Начинаем
игру:
быстро
– медленно; высоко – низко;
далеко
– близко; светлый – темный;
день
– ночь; встать – сесть;
сухо
– мокро; холод – жара;
поздно
– рано; детский – взрослый.
начало
– конец;
5.
Дыхательное упражнение
(см. занятие 1).