11 простых упражнений для мозга, которые помогут сохранить хорошую память до старости

Что делать, если я ничего не помню

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Упражнения для развития памяти

В мире животных

Для подобной тренировки понадобится картинки с изображением рандомных животных. Нужно внимательно рассмотреть картинки в течение минуты, а после записать названия животных в алфавитном порядке.

Запоминание важных дат

Запоминания незнакомых дат помогут развить память, а в дальнейшем упростить запоминание важных событий. Нужно в течение минуты запомнить даты и события, связанные с ними, а потом воспроизвести. Например:

  • Катерина и Максим поженились 24 февраля 1993 года
  • Светлана родилась 7 августа 1998 года
  • Руслан защитил курсовую работу 20 мая 2015 года
  • Мер города установил новый памятник 4 ноября 2004 года
  • Родители Елизаветы купили дом 28 декабря 1987 года
  • Польский художник Франциск Смуглевич родился 6 октября 1745 года

Подобной методикой можно пользоваться при запоминании имен и дат рождения известных личностей. Это поможет не только улучшить память, но расширить кругозор, узнать что-то новое.

  • Людвиг Ван Бетховен 1770
  • Сальвадор Дали 1904
  • Билл Гейтс 1955
  • Чарли Чаплин 1889
  • Леонардо да Винчи 1452

Для усложнения задания даты, имена можно перемешать, восстанавливая их по памяти.

Мастерство дешифровки

Подобные упражнения для развития памяти у взрослых вызовут трудность, что уж говорить о детях. Задание будет по зубам не каждому, но постоянные тренировки обеспечат успех. Система заключается в запоминании букв и соответствующих символов. После запоминания нужно попробовать расшифровать слова по памяти.

&
§
# $

Запоминание слов

Такие упражнения на развитие памяти выступают не только в роли тренировки, но часто встречаются на проверках в школах или детсадах. Настроены они для наиболее возможного запоминания не связанных между собой слов и в дальнейшем их воспроизведения с памяти.

Например: друг, море, одежда, продукт, каждый, ночник, гриб, куртка, кокос, космос, авария, метеорит, замша, растительность, слон, влага.

Запоминание предметов

Такие упражнения можно делать где угодно, в любое время. Для этого потребуется запомнить один или несколько предметов. Их нужно внимательно рассмотреть, сделав акцент на деталях. Потом попробовать по памяти воспроизвести в мельчайших подробностях. Например, это будет кружка. Задавая себе вопросы нужно точно описывать предмет: Какого она цвета? Размера? Что на ней изображено? Какой формы ручка? Есть ли сколы? Какая поверхность? Постепенно можно выбирать предметы с большим количеством элементов, тем самым усложняя тренировку.

Составление карты

Такой прием крайне интересен и необычен. Для этого нужно выбрать новый для себя маршрут, например, от дома к работе. Пройти его пешком с запоминанием всех выдающихся предметов, вывесок, зданий. По приходу домой стоит нарисовать карту маршрута, отмечая на нем как можно больше деталей.

Тест Струпа

Упражнения на память по методике американского психолога Джона Струпа направлены на концентрацию внимания и усиленную работу мозга. Тест построен на эффекте Струпа, который заключается в противоречии между прочитанной и увиденной информацией. Нужно называть цвета слов, не произнося сами слова. Чем быстрее и правильнее ответ, тем эффективнее работает метод.

КРАСНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Упражнение 1

Посмотрите вокруг, какие предметы вас окружают? Вам надо выбрать один из этих предметов и внимательно изучить его.

Например, ваза для цветов. Посмотрите внимательно на нее. Какой формы ваза? Каким она цветом? Изучите ее. Постарайтесь сделать описание этой вазы, не прикасаясь к ней. Посмотрите, какая у нее поверхность (гладкая, ребристая, с выбитым рисунком, пыльная, старая). Какое основание у вазы (круглое, необычной формы)? Посмотрите, какая она тусклая или блестящая? Дайте оценку вашей вазе, что она значит для вас и какая ее необходимость. Точно также вы можете рассмотреть и другие предметы, которые вас окружают.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти

Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Что делать, чтобы улучшить память

Человек от природы очень умный и развитый и чтобы ему оставаться на протяжении всей жизни таким и быть более развитым он должен каждый день себя развивать и вести здоровый образ жизни.

Развивать свою память и внимательность можно в любое время, даже если у вас расписано все время по минутам.

С самого рождения до старости занимайтесь развитием памяти. Некоторые думают, вышли на пенсию и можно расслабиться и не заниматься саморазвитием.

Заниматься надо всегда и по возможности везде, иногда даже не надо прикладывать усилия к развитию памяти. Дети отдыхают три месяца на каникулах и тоже думают, что они устали и ничего не будут делать: ни читать, ни писать. Потом осенью очень трудно начинать учиться и воспринимать нужную информацию. Надо заниматься даже летом, развиваться, читать книги.

Очень часто пенсионеры все забывают, поставили варить и забыли, пошли в аптеку и забыли, какое лекарство надо купить, пришла соседка и забыли, что включили утюг.

Многим людям с самого рождения дана хорошая память, они запоминают с одного раза, а некоторым надо постараться, проложить много усилий, чтобы ее развить.

Тренируйте свою память, и внимание каждый день, не забывайте ничего и достигайте отличных результатов даже на пенсии

Прежде всего режим

11 простых упражнений для мозга, которые помогут сохранить хорошую память до старости

В шесть-семь вечера можно поужинать, еще раз пойти погулять на час, а дальше – отключиться от учебы, отдыхать.

На практике чаще всего за этим следует третий блок занятий. Это не страшно (если, конечно, не забывать про перерывы и отдых). Но закончить надо не позже полуночи.

«После этого времени заниматься бесполезно, – констатирует Марьяна Безруких. – Вы можете сидеть хоть до утра, но в памяти по-настоящему закрепится только то, что было выучено в первой половине дня».

Подготовку к экзамену важно распланировать. Если у вас есть три дня, материал надо распределить равномерно

При этом физиологам давно известно, что второй день работы будет успешнее первого (так как на первом этапе идет врабатывание), но последний день будет не таким плодотворным, как второй. Зная это, распределите материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Вечером накануне экзамены физиологи советуют отдыхать. Не устраивать шумную вечеринку и не гулять до утра, а расслабиться, встретиться с друзьями, как следует выспаться.

«Бессонная ночь перед экзаменом не дает никакого эффекта, – таков вердикт Марьяны Безруких. – После нее очень трудно собраться, можно забыть и то, что знал».

Сон способствует лучшему усвоению информации, полученной за день. Более того, качество воспроизведения информации зависит от достаточного количества сна между тренировкой (заучиванием) и тестом. Именно во сне осуществляется консолидация памяти – закрепление полученной информации и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение.

Чем дольше мозг запоминает чего-то новое, тем больше времени ему нужно для закрепления. Поэтому бессонные ночи перед экзаменами не способствуют ни успешной сдаче экзаменов, ни улучшению памяти в целом.

Развиваем аналитику

На каждый вопрос придумывайте несколько вариантов ответа.
На одну проблему задавайте наводящие вопросы, которые помогут ускорить принятие решения.
Выбранный вариант проанализируйте со всех сторон, найдите слабые и сильные стороны.
Возьмите за правило анализировать увиденное и услышанное, постепенно это увеличит скорость мышления и улучшит запоминание информации.
Раскладывайте полученную информацию по категориям: очень важная, важная, средней важности, ненужная. То же самое касается и текущих дел

Систематизация увеличивает скорость нахождения правильного ответа, помогает быстрее разбираться с текущими делами.
Решайте логические задачи, начните с самых простых, для того чтобы понять, как правильно это делать.

Упражнения для тренировки памяти у детей

Иногда длительные и непонятные тренировки вызывают нежелание их проходить, могут быть сложными, непонятными для детей. Для этого были созданы приемы развития памяти, которые совершаются в игровой форме. Такие игры на память можно встретить почти в любом онлайн тренажере или приложении. Найти каждую из игр будет просто. Для этого нужно ввести название в поисковую строку браузера. Такая техника будет интересна детям и взрослым.

Игра «Две карты назад»

Суть игры заключается в запоминании цифр, которые появляются на картах. Через несколько секунд цифры исчезают и появляются новые. Цель – сравнить нынешнюю карту с предыдущей и ответить, совпадают ли те. С повышением уровня, количество карт увеличивается, они начинают исчезать быстрее.

Игра «Матрица памяти»

Такая игра может еще называться «Мозаика памяти». Представляет собой квадрат, разделенный на секции. Начальные уровни предлагают квадраты 3*3, 5*5 и подобные. В квадратах рандомно загораются кубики и тут же пропадают. Задание – запомнить и восстановить. Усложненная версия такой тренировки заключается в перемещении квадратов после исчезновения.

«Буквенный охват»

Такая методика настроена на внимательность и скорость запоминания. Собой представляет набор букв, который нужно запомнить и восстановить. Буквы пишутся в случайно порядке, для сложности запоминания, например, ЦУКРТЫВ, ЩИКВВЕР, ТРКРЫВНЦ, ЗДБРНУТ и подобные. По такому примеру можно запоминать последовательность фигур или цифр.

«Вихрь иконок»

У этой игры множество названий, но концепция одна: на экране появляются иконки с изображением, пропадают и появляются с добавлением одной. Цель задания – указать на новую иконку. С каждым правильным ответом скорость увеличивается.

Подводим итоги

Исследования ученых утверждают, что процессы памяти могут улучшаться вплоть до 25 лет и держаться на одном уровне до 40 лет, после 50 отличается сосредоточенностью и восприимчивостью. После такого заявления можно сделать вывод, что работа над своей памятью в молодости обеспечит хороший уровень запоминания в дальнейшей жизни. Это однозначно упростит ее и сделает яркой, насыщенной.

Что такое память и запоминание

Память — это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала

Запоминание — это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным

Хранение — это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным

В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Когда формируется память

11 простых упражнений для мозга, которые помогут сохранить хорошую память до старости

Не стоит обходить стороной тему детской памяти. Поскольку в детстве происходит активное развитие головного мозга, вследствие чего закладывается фундамент для мышления.

Однако запоминание информации происходит не с помощью мозга, а с помощью человека наделенным мозгом. То есть память напрямую связана с особенностями мышления каждого ребенка. Если у малыша недостаточно развитое мышление, то он плохо усваивает новую информацию.

Но это не означает, что мыслительные процессы нельзя развивать. Существуют коррекционные упражнения, которые тренируют память и мышление одновременно. По мере их выполнения, записывайте достижения ребенка в специальную тетрадь, по которой вы отследите как быстро прогрессируют его навыки:

  • Предлагаются 2 картинки, которые отличаются друг от друга. В течение 1 минуты нужно найти как можно больше отличий.
  • Ребенку предлагают за 3 минуты вычеркнуть из фрагмента текста предложенные буквы. Например, вычеркнуть из слов букву «а». Причем текст может быть, как отрывком из книги, так просто набором различных печатных букв.
  • Упражнение со спичками, где переставляют 1 спичку, чтобы получилась геометрическая фигура или чтобы математический пример стал правильным. Подготовьте 15 заданий с постепенным увеличением уровня сложности. После решения одного, выдавайте новое. Время на задание – 5 минут.
  • «Игра в детектива» — направлена на развитие памяти и концентрации. Ребенок выходит из комнаты, когда другой человек, что-то в ней меняет. Затем ребенок ищет, что же изменилось. Чем быстрее он начнет это делать, тем менее заметными должны быть изменения.
  • Предложите ребенку вспомнить 10 названий фруктов на букву «А» за 15 секунд или 20 женских имен. Главное условие – чтобы он сделал это как можно быстрее.

Существуют печатные издания, которые выпускают «рабочую тетрадь» для детей. Такую тетрадь можно купить в книжном магазине с детской развивающей литературой.

В заключение отметим, что для получения видимого эффекта от проделанной работы, представленные в статье упражнения нуждаются в регулярном повторении.

Все работы нашего мозга не прекращаются ни на минуту, а в часы бодрствования осуществляются в усиленном режиме

Выполняя упражнения каждый день, вы с помощью дополнительной нагрузки целенаправленно тренируете процессы мозга, отвечающие за память и внимание. В дальнейшем за счет таких тренировок показатели запоминания возрастут

По этой причине регулярная разминка мышления становится не только полезным занятием, но и каждодневной необходимостью.

https://youtube.com/watch?v=1DSD47VVEAs

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Хитрости повторения

«Природа нашей памяти такова, что созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если их не закрепить повторением, – отмечает Никита Петров. – Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания». Если вы запоминаете текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье – через 6-8 часов (в день запоминания), четвертое – на следующий день через 24 часа.

Если вы запоминаете точную информацию (цифры, даты, формулы), то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье – через 3-4 часа (в тот же день) и четвертое – в течение следующего дня.

Не бойтесь большого количества повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Можно делать это где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день крутить ее в голове.