Автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: развитие самостоятельности мышления учащихся в условиях лицейского образования
Индивидуальные особенности мышления
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.
Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.
Индивидуальные качества мышления человека
Толстой считал, что умный человек — это человек и высоконравственный. Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.
Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум—это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.
Гибкость и самостоятельность мышления
Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.
Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.
Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.
Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений
Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.
Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.
В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.
Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.
Упражнения на развитие абстрактного мышления:
«Кто лишний?»
Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:
- осторожный, быстрый, веселый, печальный;
- индюк, голубь, ворона, утка;
- Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
- квадрат, указка, окружность, диаметр.
- тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.
Нахождение отличий
Чем отличаются:
- поезд – самолет;
- лошадь-овца;
- дуб-сосна;
- сказка-стихотворение;
- натюрморт-портрет.
У каждой пары найдите минимум 3 отличия.
Главное и второстепенное
Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.
- Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
- Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
- Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
- Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
- Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
- Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.
За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)
(жук, жаба, журнал, жестокость…).
Развитие мышления
Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:
- Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
- Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
- Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.
Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.
Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.