9 способов психологического насилия над учениками

Эмоциональное насилие в семье

Если абьюзером является член семьи – это, наверное, самый тяжелый случай. Домашний «токсичный» человек часто наказывает своих близких людей отвратительным отношением, унижением, критикой.

Важно отметить, что абьюзером могут быть как женщины, так и мужчины. Проявлением морального насилия является чрезмерная ревность, желание изолировать близкого человека от знакомых, частые упреки, критика, внушение страха, наказание родных за отсутствие их дома в течение долгого времени

Иногда «токсичные» люди могут применять и физическую силу.

В этом случае стоит надеяться только лишь на поддержку психолога или даже психотерапевта. Необходимо правильным образом, очень аккуратно убедить близкого человека обратиться за помощью.

Как препятствовать

9 способов психологического насилия над ученикамиУметь постоять за себя, дать отпор

Давайте рассмотрим, как избежать проявлений психологического или физического насилия в домашнем кругу.

Если вы отмечаете, что к вам начинают проявлять доминантное поведение, то можете напрямую спросить, зачем партнер так себя ведет.
Важно, чтоб вы сумели четко выстроить границы допустимого. Особенно это касается общения при конфликтных и спорных ситуациях

В такой момент контроллер должен понять, что ведет себя неподобающим образом. Ваш отпор его отрезвит.
Если вас в чем-то обвиняют, вы не должны сразу принимать это на свой счет. Нужно проанализировать ситуацию, осознать, действительно ли вы в чем-то виноваты или вас сейчас обвиняют незаслуженно. Если это действительно так, то нужно дать отпор.
Оказать воздействие на такого мучителя могут люди из вашего общего круга. В частности, это касается тех личностей, которые имеют авторитет в глазах вашего партнера.
Если видите, что изменений в поведении не наблюдается, то необходимо постепенно готовить себя к расставанию, запастись финансовое подушкой, крышей над головой.
Лучший способ препятствовать появлению насилия — вместе с супругом посетить семейного психолога. Специалист поможет разобраться в причинах возникновения подобного явления, научит, как нужно себя вести.

Запугивание

Еще одна насильственная форма воспитания, основанная на манипуляциях и насильственных приемах. Когда человек не знает, как достичь своего, и при этом очень хочет заставить, чтобы было по его воле, иначе это проигрыш и провал, он прибегает к ультиматумам, шантажу и другим негативным формам коммуникации, позволяющим контролировать другого при помощи страха.

Как это выглядит в плоскости отношений «родитель — ребенок»

Родитель хочет, чтобы все было правильно, так как он сказал и не иначе, при этом может иметь убеждение о том, что старший младшему объяснять ничего не должен или ведь эти правила всем давно известны, а значит ребенок родится со знанием, как и что устроено в этом мире, что такое хорошо и что такое плохо. И вдруг что-то идет не так, ребенок не слушается, капризничает, не хочет кушать, начинает трогать вещи без спроса или мешать родителю заниматься важными делами. Тут бы сесть и объяснить ребенку, как и что устроено, но нет сил, времени, желания или срабатывает старый шаблон – тот, который применяли с вами в далеком детстве (на вас же сработало и тут пройдет). И вы пугаете ребенка страшилками, которые передаются как семейная реликвия.

«Еще один глупый вопрос, и я дам тебе по губам; будешь лезть куда не надо – ногу сломаешь; любопытной Варваре – нос оторвали; будешь умничать – язык вырву; будешь так себя вести – в лесу оставим…» —  список токсичных страшилок, не буду продолжать, думаю, и вам есть что в него добавить.

Почему токсичных? Потому что ребенок до определенного возраста верит родителю и то, что для взрослого элемент черного юмора, для ребенка — правда. Дети действительно верят, что, если не будут удобными, с ними произойдет что-то ужасное. Либо начинают сомневаться в вашем авторитете, думая, что его родитель жестокий и злой, что он не любит ребенка и желает ему зла. А значит, нужно придумать способ, для того чтобы сбежать от злого родителя, тем самым избавиться от страха.

К чему это приводит в будущем

Регулярные запугивания формируют минус-программу, при которой человек убежден в том, что любое его действие обречено на неудачу, за что бы он ни взялся, все будет не так, как это нужно. Что его задача – это быть удобным, учтивым, правильным. И он начинает исполнять желания других или живет в постоянном страхе наказания, и при малейшем конфликте чувствует себя проигравшим и сбегает.

Важно помнить о том, что, пугая ребенка из лучших побуждений, вы делаете ему медвежью услугу: не проясняя с ним истинное положение вещей, вы невольно способствуете тому, что тормозится развитие логики и ребенку сложно выстраивать причинно-следственные связи

Что делать

Остановитесь на минутку и прислушайтесь к себе, вспомните, было ли вам в детстве приятно слышать подобные страшилки, как вы чувствовали себя? Что думали о своих родителях в эти минуты? Ощущали ли вы себя в безопасности? Возможно, вам хотелось, чтобы эти истории развивались по-другому, более позитивному пути, чтобы родители проясняли с вами, почему нельзя, открыто говорили о своих чувствах, о том, что они беспокоятся о вас, вместо того, чтобы держать в страхе повинности по принципу «если ты не будешь удобным для меня – я тебя съем».

Учитесь вместе с вашими детьми, задавайте себе вопросы, что с вами происходит, когда ребенок не слушается или не делает так, как вы того желаете. Ищите здоровые компромиссы и возможности договориться, чтобы и вам и малышу было хорошо и комфортно.

Последствия физического насилия

С одной стороны, избиение ребенка вызовет следы на коже, которые через какое-то время исчезнут, а с другой стороны, оставят хаос в психике. Избитый ребенок чувствует в себе бессилие и беспомощность. Особенно в тех случаях, когда избиение несправедливо.

Издевательства могут вызвать гнев, агрессию или ненависть к себе или окружающим. Часто бывает, что избиваемый ребенок потом будет избивать сам, потому что он учится применять принцип, согласно которому тот, кто избивает, сильнее и имеет власть. Хотя большинство симптомов физического насилия диагностировать нелегко, сложность диагностики возрастает гораздо больше, когда речь идет о психологических (эмоциональных) симптомах. Эмоциональное насилие над ребенком может быть разрушительным. Именно психологические травмы вызывают самые долгие и жестокие последствия: разные психические и соматические заболевания, эмоциональные расстройства, злоупотребление наркотическими веществами, преступность, самоубийства и продолжающееся насилие в семье.

Почему родители бьют своих детей?

Некоторые родители избивают, потому что их самих избивали и они считают, что это научило их дисциплине. Для других — собственная агрессия и неуравновешенность является стимулом для избиения своего ребенка. Такие люди запугивают своих детей, избивают их по несущественным причинам, применяют физическое наказание и причиняют психический вред. Это проявляется в людях, которые, например, злоупотребляют алкоголем, чувствуют себя недооцененными и неполноценными, они выходят из семей, в которых происходило насилие над ними.

Но многие родители считают, что избиение ребенка является крайней мерой, когда нет другого решения, кроме как отлупить ребенка. Такое избиение не планируется, но это признак беспомощности и следствие вспышки гнева. И, как правило, после всей этой ситуации родители чувствуют себя виноватыми в том, что они применили физическое насилие.

Детство воспринимается как время счастья, безграничного доверия к родителям, радости, вытекающей из безопасного познания мира. В этот период формируются главные черты личности ребенка, чувство идентичности, образ своего «я» и других людей. Пусть наши дети растут в мирном мире, где они не будут испытывать последствия насилия и войдут во взрослый мир без психологических и физических травм.

Внизу вы можете поделиться вашим мнением об этой заметке. Я с благодарностью прочту ваши комментарии.

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

  1. Семейное насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  2. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  3. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  4. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  • психосоматическими заболеваниями;
  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  • школьная дезадаптация;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Перекладывание личной ответственности

Также относится к токсичной форме психологического насилия. И идет по формуле «мне плохо – и это ты виноват, и пока я тебя обвиняю, я могу не нести ответственность за себя, свои решения, действия и бездействие».

Когда взрослый человек не справляется с чем-то, чувствует себя не в порядке или жертвой, он хочет, чтобы кто-то решал за него. И да, это уже не взрослые реакции, а психотическая регрессия на уровень ребенка. Вот только этот внутренний Ребенок не добрый, а агрессивный, озлобленный и не видящий здоровых вариантов выбора и решений. И тогда уже все равно, кто твой оппонент, ровесник или твой реальный ребенок, хочется лишь одного – сделать другого виноватым в своих бедах, ведь это возможность снова и снова откладывать действия, принятие важных решений и избегать личной ответственности.

Как это выглядит в плоскости отношений «родитель — ребенок»

Когда мама начинает рассказывать ребенку о том, как ей сложно далось решение родить его (читай оставить в живых), как она мучилась на протяжении всей беременности, какими сложными были роды и как ей было больно.

Когда звучит рассказ о том, каким родитель был счастливым до рождения ребенка, и как все изменилось с его появлением – набрался лишний вес, произошли гормональные изменения, волосы стали хуже и кожа уже не та.

Когда родитель в порыве гнева начинает высказывать ребенку, что, «если бы не ты, и не твой отец/мать, я бы добился больших успехов, поступил бы в вуз, имел бы хорошую работу, была бы актрисой, балериной и т.д., а теперь вот сижу тут на кухне и жарю вам котлеты, а вы не благодарные…»

Или так: «ты такой же, как и твой отец, злой и жестокий»; «ты такая же дура, как твоя мать…»

Страшно? Мне очень. Потому что насилие всегда страшно. И стоит признать, что когда маленького человека без его на то доброй воли заставляют брать ответственность за жизни, здоровье, отношения взрослых людей, над ним совершают насилие.

Токсичность этой формы взаимоотношений в том, что на психологическом уровне подкрепляются запреты «не будь, не живи, не принадлежи» — запреты эти болезненные и разрушающие, и ребенок, для того чтобы выжить, начинает искать особые условия, дающие ему право на существование.

К чему это приводит в будущем

Такие люди должны быть совершенными, радовать других, быть сильными – и тогда им можно жить, но не для себя, а для того, чтобы оправдывать надежды или «защищать доброе имя отца». Для того, чтобы вместо мамы и папы стать успешным, достичь высот – и не имеет значение, хочешь ты этого или нет, ведь ты должен рассчитаться за те неудобства и мучения, которые выдержал твой родитель.

Сколько детей выросло и достигло успеха не благодаря поддержке, а вопреки? Сколько взрослых до сих пор считает себя ответственными за развод родителей или за то, что родитель не может о себе заботиться?

Увы, подобные формы взаимоотношений между детьми и родителями все еще существуют, так как считаются нормой. Ведь пока родитель не научится брать ответственность за себя, он не признает, что был не прав, и не сможет дать ребенку искреннее разрешение ЖИТЬ, без особых условий, и не нести ответственность там, где начинается поле ответственности другого.

Причины возникновения эмоционального насилия в семье

Психологическое давление членов семьи друг на друга может возникать из-за ряда факторов. Иногда катализатором становится один из них, а иногда совокупность. Причинами могут быть:

  • нарушение психики. Социопатия, нарциссизм, шизофрения и другие отклонения могут толкать человека на совершение манипуляций над близкими;
  • малодушие. Люди, обладающие этим качеством, часто самоутверждаются за счет других, путем унижения и издевательств;
  • некоммуникабельность. Человек, который неспособен ясно выражать свои мысли, срывается на собеседниках;
  • недостаток самореализации. Люди, которые не нашли себя в жизни, будут стремиться к власти внутри семьи;
  • прошлый опыт. Один из супругов, переживший болезненные отношения, может неосознанно стать манипулятором.

Психология насильника такова, что несколько насильственных действий, успешно произведенных, укрепят в его сознании мысль о собственном превосходстве, которую будет трудно устранить. Если вы заметили, что один из членов вашей семьи — манипулятор, поговорите с ним. Иногда человек и сам осознает проблему, но не может в одиночку с ней справиться. В этом случае нужно обратиться к специалисту.

Что Родитель может дать Ребенку

Безусловную любовь! Нужно обходить негативные программы и предписания, помогая ребенку формировать здоровую личность; давать разрешения и не потакать деструктивным формам поведения. Это так просто и так сложно одновременно, ведь для этого нужно попрощаться со старыми шаблонами воспитания и наполнить себя новыми адекватными знаниями. И все же, быть зрелым взрослым — хорошая перспектива для общества.

Я верю в то, что в ваших семьях не прибегают ни к одной из форм насильственного воспитания. Однако, если так случилось, что, читая эту статью вы узнали себя и осознали, что периодически срываетесь на жестокое обращение с ребенком, помните – в ваших силах все исправить. Цель этой статьи не в том, чтобы найти виноватых, а в том, чтобы помочь осознать ошибочные стратегии воспитания и их последствия.

Важно помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы создать такие отношения с ребенком, где он сможет чувствовать себя в безопасности, знать, что дома его ждут, любят и принимают и что даже если он ошибся или столкнулся с насилием вне дома, он может прийти и прояснить все с родителями. Психологическая грамотность родителей, как и психологическое развития ребенка – два взаимосвязанных понятия

Однако стоит помнить, что во всем необходим баланс. Развивая ребенка психологически, важно соотносить нагрузку с его возрастом, и помнить о потребностях его тела: необходимом уровне физической активности и правильном питании с учетом потребностей организма и необходимых микроэлеменетов. Тот же недостаток жирных кислот таких, как Омега-3 и Омега-6, может привести к повышенной агрессии и гиперактивности. В то время, как их нормальное соотношение в организме ребенка обеспечивает стрессоустойчивость к внешним факторам и ежедневным нагрузкам

Часто дети сами обращают внимание родителей на те или иные свои потребности. И в этот момент самой главной задачей родителя является услышать ребенка

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны

Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа

Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

Как быть

9 способов психологического насилия над ученикамиНельзя бездействовать и терпеть насилие над собой

Важно понимать, что делать в ситуации, когда в семье имеет место насилие

  1. Не стоит терпеть все, что происходит, умалчивать проблему. Если ситуация уже критическая, нужно попросить о помощи. Можно обратиться к своим близким, к психологу или в самых запущенных случаях — в правоохранительные органы.
  2. Если будет принято решение уйти от тирана, то не стоит слушать его мольбы и обещания исправиться. По возвращению жертву будет ждать наказание за непокорность и уход. Известны случаи, когда мужчина, который ранее психологически принижал достоинство своей жены, после ее возвращения распускал руки, иногда дело доходило до серьезных побоев.
  3. Можно обратиться к группе поддержки, пообщаться с людьми, которые уже пережили семейное насилие.
  4. Если вас пугают предстоящий развод и возможные проблемы, возникающие на этом фоне, нужно проконсультироваться с юристом.

Помните, вы не должны никому позволять совершать насилие над своей личностью. Недопустимо спокойно смотреть на то, как кто-то издевается над вашими детьми, даже если это их отец или мать.

Что такое эмоциональное насилие? Описание и определение терминов

Для того чтобы понимать, как защитить себя от такого прессинга, нужно дать описание терминам. Психологическое насилие является систематическим воздействием одного человека на другого. Такой вид насилия очевиден меньше, чем, например, физическое, так как определить его гораздо сложнее. Однако оно приносит не меньше вреда.

В научной сфере существует такое понятие – абьюз, которое обозначает насилие, а человек, который его совершает – абьюзер

При этом абсолютно не важно, какое именно насилие осуществляет человек, психологическое или физическое. Другими словами абьюзеров можно назвать «токсичными» людьми, которые без какой-либо объективной причины получают удовольствие от того, что отравляют жизнь другим

Столкнувшись психологическим прессингом, не всегда удается быстро прервать отношения с абьюзером. Иногда жизнь вновь и вновь заставляет сталкиваться с таким человеком на протяжении долгих лет или даже приходиться жить вместе с ним.

Суть и причины насилия

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии;
  • девиации и аддикции;
  • страх;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Возможные причины

9 способов психологического насилия над ученикамиЖелание ощутить власть над человеком — возможная причина семейного насилия

Насилие в семье над детьми или партнером может развиваться по причине наличия определенных факторов. Мы рассмотрим самые распространенные причины.

  1. Выстраивание отношений по сценарию родительского поведения. Взрослый человек, будучи ребенком, угнетался родителями, был жертвой или же наблюдал агрессивное поведение отца или матери, направленное на второго партнера. В первом случае он теперь наносит ответный удар, во втором — копирует модель поведения родителя-агрессора.
  2. Контролер имеет очень заниженную самооценку. Своим поведением пытается компенсировать ущемленное самолюбие.
  3. Человек, направляя насилие на своих близких, проявляет потребность в доминировании. Контролируя членов своей семьи, он ощущает власть над ними.
  4. Отсутствие навыков нормальной коммуникации.
  5. Наличие психического отклонения, возможна социопатия.
  6. Причина может крыться в эндокринной патологии, затрагиваемой нервную систему.
  7. Наличие страхов также может подтолкнуть к подобному поведению.
  8. Насилие может идти со стороны наркомана или алкоголика, человека, имеющего какую-то зависимость, влияющую на контролирование его эмоций.
  9. Неудовлетворенность своей жизнью и собой в частности.
  10. Наличие неблагоприятной обстановки: низкое социальное положение, безработица.
  11. Появление нежеланного ребенка.

Реабилитация

Насилие превращается в психотравму. Справиться с ней и посттравматическим синдромом самостоятельно невозможно. Нужно обязательно посетить психолога.

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся

Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

  • страх;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения;
  • чувство вины и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Для индивидуальной работы применяется когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия. Подробнее о каждом методе психотерапии читайте в статье «Виды психотерапии и их краткое описание».

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.