Группа референтная
Референтные группы в жизни человека
Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.
Сначала для малыша важна только его семья, он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.
Затем ребенок попадается в детский коллектив. Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе. В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!». Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.
Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится. Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной». Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо. Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.
Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.
Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы
В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.
Студенчество в широком смысле и студенческая группа – следующая референтная группа, которая оказывает влияние на личность. Молодые мужчины, попадая в армию, находят там еще одну свою референтную группу.
Для взрослого человека значимыми становится сообщество представителей выбранной им профессии и коллектив на работе.
Зрелая личность учится находить баланс между потребностью и необходимостью принадлежать к группе и способностью отстаивать собственное, отличное от общего, мнение.
Ждем Вашей оценки
Возможные типы референтных групп
Классифицируют референтные группы по нескольким признакам. Самым важным из них считается степень воздействия на личность субъекта. Например, первичной референтной группой можно считать семью. Поскольку люди много времени проводят в кругу близких родственников и приобретают в ней представления о социальных нормах и традициях. Значительно слабее влияет вторичная референтная группа. В ней взаимоотношения между участниками больше носят ситуационный характер. В качестве примера можно привести дружный коллектив сотрудников на работе или студенческий, подойдет и общественная организация.
Классификация современных референтных групп может быть представлена их формированием на основании следующих признаков:
- Характерные внутригрупповые отношения. В формальной группе отношения построены на основании правил, рекомендаций и предписаний. В неформальной — никем и ничем не регулируются.
- По отношению к социальным нормам и устоям. Если группа отрицает их принятие, то чаще всего воспринимается субъектом как нежелательная. А вот с положительной референтной группой он может себя полностью идентифицировать.
- Информационная группа. Эксперты, которые в нее входят, изучают и анализируют проблемы, а после информируют население.
- Ценностная группа. Создают новые ценностные ориентации, которые, как планируется, будут поддержаны всем обществом.
Иногда люди группируются согласно общим признакам, характерным для всех членов группы. Это могут быть объединения деятелей искусства и культуры, спортивные общества. Выбор человеком правильной референтной группы, предоставляет ему две возможности — успешной социализации и эффективного сравнения.
Референтная группа
Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:
-
референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.
В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.
Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;
- нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.
Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.
Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.
Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.
Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.
В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.
Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.
Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.
Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.
Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.
Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.
Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.
Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.
Список литературы.
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко-5 изд. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001.
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб.: Речь, 2000.
https://de.ifmo.ru/—books/0062/4.html
https://www.portalus.ru
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Примеры
Что значит референтная группа? К таким группам относятся:
- Семья. Процесс социализации большинства людей начинается с семьи. Это люди, связанные друг с другом кровными или родственными узами. На формирование личности ребенка существенное влияние оказывают его родители, старшие братья и сестры, ближайшие родственники. Именно эти люди становятся источником знаний о мире, образцом для подражания. Ребенок воспринимает нормы, ценности, жизненные установки родителей, как единственно верные. Под их влиянием происходит формирование первых задатков личности. Здесь в полной мере отражается наличие как положительной, так и отрицательной референтности. Полностью зависимый от семьи ребенок не может абстрагироваться от влияния значимых для него фигур родителей, даже если их жизненные принципы и поведение не только не соответствуют установкам самого ребенка, но и являются изначально негативными.
-
Дружеская компания. Особенно сильное влияние данной общности на сознание личности проявляется в подростковом возрасте, когда мнение сверстников становится важнее авторитета родителей. Стараясь заслужить одобрение друзей, являющихся образцом для подражания, человек старается демонстрировать типичные модели поведения, интересы, взгляды и вкусы. Его собственные установки могут расходиться с мнением большинства, но он будет стараться не высказывать их, боясь осуждения со стороны своих друзей.
В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.
У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.
Трудовой коллектив. Профессиональное признание является важным признаком успеха в современном обществе. Индивид может признавать бесспорный авторитет коллег, добившихся определённых высот в своей специальности. Мнение этих людей, их взгляды и убеждения, будут вызывать у него уважение. Стремление разделять ценности и установки будет связано с желанием добиться такого же успеха, стать полноценным участником коллектива.
Иные общности. Это может быть класс в школе, спортивная секция, политическая партия, общественная организация и т.д. Все эти сообщества могут оказывать влияние на человека, имеющего к ним отношение. Причем степень этого влияния напрямую зависит от того, насколько важную роль играет данная общность.
Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.
Классификация референтных групп
Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).
Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).
По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).
По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.
Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.
Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.
Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.
Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.
Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.
По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).
Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.
На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним. В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию. Бывают они и малыми, например, компания или семья.
Функции референтных групп. Теории референтной группы
В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом». Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление. Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 — х гг. XX в. Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.
Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса.
Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».
Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы.
Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. М
Шериф подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в систему отсчета не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей картины мира
Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских солдат.
В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.
Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется. В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами. На этом основании Г. Келли выделяет функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную. Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.
Эти стандарты поведения называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную. Вторая функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции.
Келли отмечает, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой: как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.
Референтная группа
Референтная группа — принятое в маркетинге обозначение группы лиц, оказывающих прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на поведение и отношение человека к чему-либо. Другими словами, референтная группа — это люди, мнение которых служит человеку основой для оценки, самооценки или для формирования стандартов поведения, мнения и т.п.
Термин референта группа пришел в маркетинг из социальной психологии и обозначает группу психологически значимых для человека людей, тех, чье мнение является авторитетным и может повлиять на его поведение.
Несмотря на большое количество референтных групп и в той, или иной мере оказывающих воздействие на покупателя (потребителя), для маркетолога особое значение имеют лишь три:
- членская группа;
- группа устремления;
- нежелательная группа.
Членская группа – группа, оказывающие на человека прямое влияние. Это группа, к которой человек принадлежит и с которой он взаимодействует; Группа устремления — группа, членом которой потребитель стремиться стать и с которой он хотел бы отождествлять себя. Это может быть, к примеру, какое-нибудь профессиональное сообщество, группа иного социального статуса. Нежелательная (диссоциативная) группа – это группа, ценностные ориентации и поведение которой человек не приемлет и потому стремиться держаться от нее в стороне.
Человек одновременно является членом множества социальных групп:
- первичные референтные группы — семья, друзья, коллеги по работе;
- вторичные референтные группы — общественные организации, религиозные и профессиональные объединения.
Референтные группы также делятся на несколько видов:
- информационные (источники надежной информации);
- группы самоидентификации;
- ценностные группы;
- утилитарные группы.
Информационная референтная группа — это та группа людей, чьей информации мы доверяем
При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации
Референтная группа самоидентификации — это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как «подобающий» для члена данной группы. Ценностная референтная группа — это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Утилитарная референтная группа — это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть, способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.
Маркетолог должен стремиться выявить все конкретные референтные группы, оказывающих влияние на поведение потребителя. При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.
Понятие референтной группы
Референтная группа — значимая, авторитетная для личности группа. Это эталонное объединение, с которым индивид сравнивает себя и других людей, прислушивается к советам и мнениям его участников. Термин ввел в 1942 г. социальный психолог Г. Хаймон.
В момент жизненных выборов человек ориентируется на нормы и ценности авторитетных людей. Он учитывает мнение группы при выборе образа жизни и имиджа, совершая покупки, выбирая увлечение или профессию. Примеры референтных групп и их влияния:
- Следуя молодежной моде, подросток подворачивает джинсы, курит вейп.
- Сын решает пойти по стопам родителей и поступает в медицинский университет.
- Футбольный фанат, относящий себя к этой субкультуре, носит спортивную одежду, выясняет отношения кулаками.
- Человек соглашается на лечение от алкоголизма, так как его семья против такого образа жизни.
- Младший подросток копирует внешнее поведение старшеклассников (стиль одежды, курение, нецензурная лексика, привычки, манера речи), чтобы влиться в их компанию.
- Фанат актера или певца копирует его поведение, стиль жизни.
- Человек покупает брендовые вещи, чтобы повысить свой статус.
- Бедняк перенимает привычки богатых людей, чтобы достичь успеха в жизни.
Объединения бывают позитивными и негативными, существующими и вымышленными, сравнительными и нормативными, формальными и неформальными, первичными и вторичными, большими (религиозное направление) и малыми (семья), односоставными или включающими людей разного пола, возраста и социального положения. Один и тот же коллектив может относиться к разным видам.
Эталонное объединение может быть воображаемым, а сами участники могут не знать, что принадлежат к нему. Например, до сих пор сохранилось мифическое понятие о субкультуре «Запад». В наше время набирают популярность воображаемые группы, например, такие как элита.
Принцип референтности
Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов. Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах
Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности
Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.
Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.
При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.
Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.
Значимость референтной группы
Референтная группа – особая по значимости группа людей, эталонная модель, с которой человек соотносит, сравнивает и отождествляет себя. Референтные группы наиболее интересны с точки зрения психологии, так как влияют на личность, являясь неотъемлемым компонентом социализации. Эталоны поведения, идеалы, нормы морали и нравственности, принятые в референтной группе, являются ориентирами для человека, его поведение и самооценка зависят от этой группы.
Итак, значимость референтной группы выражается в том, что она:
- влияет на самооценку личности,
- определяет критерии оценки других людей,
- определяет нормы поведения, моральные нормы,
- формирует социальные установки, социальную направленность личности,
- определяет ценности, приоритеты, принципы, потребности человека,
- оказывает влияние на формирование личных мнений и взглядов индивида.
Группа может быть как реальная и постоянно существующая (например, семья), так и условно существующая или виртуальная (например, компьютерные взломщики-хакеры).
Классификация групп
Объединения классифицируются по влиянию на личность, особенностям отношений внутри коллектива, отношению личности к внутригрупповым нормам. Соответственно этому они бывают первичными и вторичными, формальными и неформальными, позитивными и негативными.
Первичные и вторичные
К первичным относят те сообщества, влияние которых наиболее выражено. Участники в них сплочены больше, чем в других объединениях. Вторичные группы оказывают ситуационное влияние, участники объединяются только ради какого-то дела, на определенный период. Пример первичного объединения: семья. К вторичным относится коллектив на работе.
Формальные и неформальные
Формальные группы основаны на официальных отношениях, деловом общении. Неформальные строятся на дружеских отношениях, симпатиях и антипатиях. Формальным сообществом является класс в школе, политическая организация. Пример неформальной организации: компания друзей, музыкальная субкультура.
Позитивные и негативные
Нормы и ценности позитивных объединений не противоречат убеждениям личности. Она принимает их, отождествляет себя с ними. Ценности, противоречащие внутреннему миру личности, воспринимаются негативно. Формируется оппозиционное и неуважительное отношение к ним.
Одно и то же сообщество может быть положительным или отрицательным для разных людей. Чем больше в обществе социальных групп, меньшинств, субкультур, тем выше относительность отношения к ним. Например, кому-то нравятся эпатажные личности, фрики, а кто-то категорически не хочет ассоциировать себя с ними.