Психология верующих. религиозная вера

Вера и её понимание

Верование – признание чего или кого-либо истинным по собственному убеждению без доказательства логики и фактов.

Убеждение, то есть религия, – учение о вере. Общество так реализует связь с высшими силами. Но вера главнее.

Психология верующих. религиозная вераВера – принятие недоказанного чего-либо, идеи, явления ли, основанного больше на внутреннем ощущении, интуиции. Оно обосновано субъективно и не требует доказательств. По Расселу, вера исчезает, когда появляется доказательство, и превращается в знание.

Объект веры существует исключительно в состоянии возможности. Его можно почувствовать психологически, эмоционально и образно. Это зависит от особенностей организма. Чем же отличается вера от религии?

Понятие религии

Что есть религия? Это некое социальное явление, одна из форм восприятия, понимания всего сущего, мира, Вселенной. Она обычно базируется на веровании в некие сверхъестественные сущности. Согласно мнению теологов, религия связывает Бога и людей. Вероисповедание – это официальная принадлежность к определённой конфессии, а также вероучение с обрядностью.

Философ Юнг полагал конфессию способом, приёмом психологического анализа и соответствующей терапии. Фрейд же полагал её лишь большой иллюзией, обманом, которая заменяет непонимание. Карл Маркс видел в ней “опиум” (наркотик) для простых людей (способ обмана, введения в заблуждения и эксплуатации).

Психология верующих. религиозная вера

Социологические составляющие религии таковы. Это, во-первых, деятельность (культовая или внекультовая), внешнее проявление, ритуализм. А также внутреннее самоосознание (отношение к концепции Бога, моральным нормам, запретам и ограничениям).

Религиозная деятельность, так или иначе, присутствует во всех народах, всех континентах и странах по всему миру. Люди относятся к различным вероисповеданиям. Несмотря на различия религиозных конфессий, есть понятия, являющиеся общими для них: добро и зло, нравственные идеалы, смысл человеческой жизни.

Различайте верование и конфессию! Вера: первична – её выбираем, способна существовать самостоятельно. Её можно потерять, но она находится в состоянии прогресса. Находится внутри, зависит от особенностей нашей психики. Объединяет людей. Бескорыстна, это атрибут религии.

Религия: её принимаем, без веры не существует. Можно менять, но нет прогресса. Является шаблоном верования, состоит из догм. Нередко приводит общество к разногласиям. Всегда преследует определенную цель, не всегда благородную. Не является атрибутом веры.

Похожее

  • Бог как иллюзия
    Ричард Докинз

    В книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».

  • Реконструкция «веры»: психиатрия и религия
    Александр Невзоров
    Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор.

  • Сон разума рождает чудовищ
    Александр Панчин

    Биолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?

  • Может ли священник быть атеистом?
    Александр Марков
    Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей.

  • Академик Николай Амосов о религии, о Боге и страхе смерти
    Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973).

  • Как мы творим богов: поведенческая экономика объясняет веру в иррациональное

    Вера в необъяснимое вполне объяснима. Почему мы задним умом крепки, верим в духов и легко можем объяснить причины экономического кризиса? С началом когнитивной революции в психологии (и social sciences в целом) многие исследователи стали задаваться вопросом: а нельзя ли использовать открытия в области человеческого сознания для того, чтобы пояснить религиозное мышление? Одно из таких открытий как раз и явилось моментом истины.

  • Сильная вера в бога возникла из-за рака головного мозга

    Испанские врачи описали в статье в журнале Neurocase интересный случай из практики. 60-летняя женщина из города Мурсии, что на юге Испании, была одержима религиозными идеями в течение двух месяцев перед тем, как у нее диагностировали агрессивную форму рака мозга. После лечения религиозная одержимость прошла.

  • Почему люди верят во что попало и как с этим бороться

    Люди верят в сглаз, теории заговора, превосходство расы, инопланетян и ангелов-хранителей. Почему мы изначально запрограммированы верить? Потому что так устроен человеческий мозг. Неверие, скептицизм и научный подход требуют усилий на преодоление этого врожденного механизма верить. Наука руководствуется принципом «все новое неверно, пока не подтверждено», мозг настроен на обратное: «все, что я заметил, верно, пока не опровергнуто».

  • Каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят
    Вера, Надежда, Любовь… Интересно, кто-то когда-либо задумывался, почему эти многозначительные имена мы всегда употребляем в такой, а не в какой-либо иной последовательности? Что это — случайное созвучие, гармоничная рифма или действительно для россиян вера всегда стоит впереди надежды и даже любви? Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы.

  • Как появился Homo Sapiens, почему нет Бога, почему есть блондинки?
    Александр Марков
    Интервью Александра Маркова журналу «Огонёк».

Далее >>>

Вера: отражение в различных религиях

Рассмотрим более подробно основные виды религии:

  1. Христианство – самая распространённая мировая конфессия. Смысл – стремление к спасению. Священники говорят, что люди живут с несовпадениями желаний тела, духа и разума. Поэтому жизнь даётся, чтобы предотвратить эти противоречия, чтобы обрести спасение в раю. Основа религии – первородный грех. Верование на Руси испокон веков устремлялось к святости. Так случаются чудеса в кельях, путешествуют божьи люди с умением исцеления и проповедования;
  2. Ислам -это строгая конфессия: мусульманин без малейших проступков должен молиться пять раз в день, и знать все шесть “столпов”. Если он провинится, то тут же должен искренно раскаяться, прочитав шахаду, при этом понимая каждое её слово. Считается, что Аллах желал людям только всего самого лучшего. Поэтому всё, что происходит с ними плохого, воспринимается как уроки. По убеждениям, мусульмане не могут изменить свою судьбу (фатализм);
  3. Иудаизм – эта религия будто противопоставлена другим. В её основе лежит, скорее даже, не вера, а доверие Господу. Поэтому иудеи считают, что Бог выбрал для них всё самое лучшее. В иудаизме достичь истины возможно только при ответе на многие вопросы;
  4. Буддизм – это философская конфессия. Основной закон здесь не первородный грех, а карма. Грех в буддизме, в отличие от христианства, является лишь ошибкой и некой преградой на пути к просветлению. Если следовать постулатам, то можно выйти к просветлению, избежать перерождения и достичь нирваны.

Верования древних обществ:

Первобытное общество наделяло душой живых существ, явления природы и т.д. Это анимизм. Магия и шаманизм – вера в то, что человечество может управлять силами природы;
Атеисты. Атеизм (переводится как “безбожие”) – мировоззрение, основанное на материализме, науке, логике, фактах и доказательствах. Основывается на науке и прогрессе. То есть, атеизм не затрагивает понятие веры и Бога. Только материальный мир, который созерцает вокруг;
Материалисты – ‘это философия, но сторонники обозначили материализм как веру в науку, прогресс, человека, который способен управлять миром, а ещё больше – Вселенной. Обращались к основам атеизма;
Теология

В теологии пристальное внимание уделяется личным отношениям, внутреннему, духовному взаимодействию человечества и Бога. Верование – как практика жизни

Человечество может постичь сущность Бога лишь посредством возможностей, которые предоставил Господь. Это, конечно же, “откровения”. Бог непознаваемый. Можно узнать лишь то, что он даёт, позволяет познать нам, имея в виду человеческие способности к познанию;
Психология. Вера для психологии – это её полная противоположность, потому что веру невозможно проанализировать, вычислить, измерить. Вера соотносится с “фактором человека”, который чаще всего приведёт к не прогнозируемым последствиям;
Социология. Христианство – основа современного общества на Западе. Религия подавляет нашу индивидуальность, поэтому отделяется от веры. Истина в том, что у человеческих желаний вряд ли наблюдается альтруизм по отношению к церкви или к священнику, потому что верующий больше интересуется собственными потребительскими интересами. Эгоизм – исключительная основа естественных людских мыслей, он не выходит за границы поведенческих норм общественности. Социология именно так воспринимает веру.Учёных интересует только то, к чему приведёт нас феномен верования. Изучая религии, социологи пытаются сделать вывод о стремлении людей создать условия для личного счастья через религиозные группы, секты и ещё другие подобные объединения.

2.2. Религиозное переживание

На основе религиозной веры возникают религиозные
переживания. Их интенсивность, насыщенность, полнота во многом зависят
от психического склада личности, способности к воображению, фантазии. У
одних верующих даже при отправлении культа переживания бедны. Примером
может быть самонаблюдение К.Армстронг: «Во время молитвы я отчаянно
заставляла себя сосредоточить все мысли на встрече с Богом, но он либо
оставался суровым надсмотрщиком, бдительно следящим за любыми нарушением
устава, либо — что было еще мучительнее,— вообще ускользал. Я с горечью
признавалась себе, что даже те редкие религиозные переживания, которые у
меня возникали, вполне могли быть плодом моей собственной фантазии,
следствием жгучего желания их испытать» . У других людей
переживания имеют сугубо духовный характер и схожи с таковыми при
восприятии поэзии, музыки, живописи. И лишьутретьих проявляется
чувственное видение сверхъестественного. Именно в различных проявлениях
мистической интуиции: галлюцинациях, экзальтациях и т. п. видел источник
религии французский философ А.Бергсон .

Стержнем религиозного переживания является интуиция (отлат. intuitio
— пристальное, внимательное всматривание, созерцание), которая
характеризуется постижением истины путем непосредственного ее
усмотрения без обоснования с помощью доказательства. И.Кант различал
дискурсивную, логическую ясность, полученную с помощью образования
понятий, и интуитивную (т. е. эстетическую, чувственную), приобретенную
с помощью видения . Для интуиции типичны неожиданность,
невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность пути,
ведущего к ее результату.

Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:

●  Видение —
«внутреннее зрение разума», которое связывается с удаленными или
пространственно, или во времени событиями, часто принимаемое как
«откровение» из другого мира.

●  Прозрение — внезапное просветление мысли; проникновение в сущность чего-либо, предвидение.

●  Озарение — внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь.

●  Благоговение —
внезапное чувство подавленности, обычно связанное с красотой,
величественностью необычного природного или искусственного объекта или
того, что воспринимается как сверхъестестве н н ое.

●  Экстаз —
исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень
упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Во
время экстаза, по утверждению восточных и христианских мистиков
совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому
познанию Бога.

● Страх — безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх-тоска. Страх Божий, благочестие как боязнь греха.

Религия и вера: история прошлого

Религиозная деятельность – часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.

Искажение религии

По мнению славян, жизнь и вера – это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.

Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.

Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.

2.3. Религиозное поведение

Религиозное поведение проявляется в различных формах и обусловливается типом религиозной личности. По G.W.Allport
существует два типа. Первый характеризуется сугубо формальным
отношением к религии. Для него характерны посещения церкви, участие в
деятельности религиозных общин, внешнее благочестие. Основная
потребность людей, отнесенных к этому типу,— продемонстрировать
лояльность к церкви, приобрести с ее помощью респектабельность, вес в
обществе. Для верующих, принадлежащих ко второму типу, главное — это
собственно религия, представляющая для них самостоятельную внутреннюю
ценность. Здесь реализуются высшие духовные потребности любви,
сострадания, равенства и братства в вере .

Религиозное поведение индивидуума обусловлено культом, который он исповедует. Культ (лат. cultus
— почитание) определяется как совокупность специфических действий,
обрядов, ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное,
регламентированных вероучением и обеспечивающих, по убеждению верующих,
прямую и обратную связь с объектами поклонения (духи, божества, бог,
святые и т. п.). Важнейшими из них являются следующие:

●  Богослужение — совершение служителями культа религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб.

●  Молитва —
установленный текст, произносимый при обращении к богу, к святым.
Например, «Молитва Господня» — «Отче наш» (Мф. 6; 9-13; Лк. II; 24),
которую Иисус Христос дал своим ученикам, вошла в широкое богослужебное
употребление.

●  Медитация (отлат. meditatio
— размышление): 1) интенсивное, проникающее вглубь размышление,
погружение умом в предмет, идею и т

д., которое достигается путем
сосредоточения на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих
внимание; 2) приведение себя в измененное состояние сознания, как
наркотическими средствами, так и специальными упражнениями,
направленными на создание сенсорной депривации. При этом поступление
сигналов внешнего мира (звук, свет) в освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связывают его с внешним миром

●  Исповедь —
таинство церкви, раскрытие верующими своих грехов священнику и
получение от него прощения («отпущение грехов») именем Иисуса Христа.
Исповедь связана с главным христианским таинством — причащением,
которому, как правило, предшествует.

●  Пост —
время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи
животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты.
Великий пост (в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне) —
период 7 недель перед Пасхой, в течение которого христианская церковь
предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие
в увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений.

●  Жертвоприношение — форма
религиозного культа, принесение божеству даров, обладающих реальной или
символической ценностью для жертвующего, в том числе заклание животных
(иногда людей). Смысл жертвоприношения в установлении или укреплении
связи общины или личности с божеством, искуплении грехов, очищении от
скверны, выражении покорности, благодарности и умилостивлении бога.

К особым формам религиозного поведения относятся:

●  Аскетизм — ограничение
или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической
боли, одиночества и т. п. Целью аскетизма может быть достижение свободы
отпотребно-стей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим
состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в
христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. Крайняя форма аскетизма —
самооскопление.

●  Странничество: 1)
скитанье по святым местам; 2) тунеядное странничество под предлогом
богомолья; 3) бродяжничество, обусловленное верой в настоящее царенье
антихриста и убеждением в том, что всякое повиновение власти есть
смертный грех.

●  Паломничество: путешествия
в святые места, обусловленные убеждением в том, что молитва более
действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к
божеству.

●  Юродство: симуляция
психического расстпойства с богоугодными целями. Юродивые не только
добровольно отказывались от удобств и благ земной жизни, от родства
самого близкого и кровного, но принимали вид безумного человека, не
знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе
соблазнительные действия.