Ринолалия материал по логопедии
Симптомы и клинические проявления ринолалии
При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.
Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.
При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.
Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.
У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.
Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.
Коррекция ринолалии
Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.
Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.
Ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.
Этиология
Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.
Причины врождённой формы недуга представлены:
- нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
- расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
- дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
- патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
- расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.
Причины ринолалии
Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:
- токсоплазмоз и краснуху;
- эпидемический паротит;
- грипп и другие инфекционные процессы.
Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:
- воздействие токсических веществ на организм беременной;
- пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
- частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
- протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.
Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.
Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:
- расщелина губы или неба;
- несимметричность кончика носа;
- асимметрия крыльев носа.
Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:
- деформации неба рубцового характера;
- такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
- сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.
Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:
- перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
- пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.
Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать
- искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
- появление доброкачественных новообразований или полипов;
- гипертрофия слизистой носа;
- злокачественные опухоли в носу;
- образование непарной миндалины.
Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:
- аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
- различных отклонений неврологического происхождения;
- банального копирования гнусавости речи окружающих людей.
Коррекция
Для устранения ринолалии используется комплексный подход – хирургическое вмешательство сочетают с физиотерапией, психотерапевтической и логопедической помощью.
При органических формах ринолалии необходимо хирургическое исправление анатомических дефектов лица (велофарингопластика, хейлоуранопластика), а также септопластика, удаление полипов, аденоидов, опухолей глотки и др. При функциональных формах ринолалии основной движущей силой коррекции является физиотерапия, логопедия, психотерапия.
Коррекционную работу у детей необходимо начать как можно раньше, чтобы уже к 12-15 годам ребенка достичь желаемого эффекта. Важнейшая составляющая успешной коррекции – подбор опытного логопеда. Ранняя логопедическая помощь включает в себя следующее:
- Исправление произношения звуков. Коррекция тембра голоса.
- Формирование правильной артикуляции.
- Контроль правильности речевого и физиологического дыхания (дыхательная гимнастика). Обучение правильному положению языка, лицевых мышц. Контроль направления воздушной струи, формирующей звуки.
- Настройка коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции речи.
- Профилактика дислексии, дисграфии.
- Логопедический массаж (массаж твердого и мягкого нёба).
- Расширение словарного запаса ребенка, формирование слухового внимания и дисциплины вслушиваться в слова окружающих.
Артикуляционные упражнения
Данные упражнения для языка, щек и губ будет полезно выполнять как при открытой, так и при закрытой ринолалии:
- «Удав» — сложить язык в трубочку, чтобы он стал длинным и узким, затем медленно высунуть язык изо рта (повторить 5-7 раз).
- «Часы» — широко открыть рот, узким языком выполнять движения по кругу, касаясь губ, на подобии того, как стрелка часов движется по циферблату.
- «Метроном» — рот широко открыт, а узкий язык движется от одного уголка рта к другому согласно ритму «раз-два».
- «Лиана» — узкий язык нужно свесить к подбородку и держать такое положение 5 секунд (повторить 5-7 раз).
- «Взлет-посадка» — рот широко открыт, язык взлетает вверх к носу, затем опускается вниз к подбородку согласно ритму «раз-два».
- «Игла» — рот закрыт, а язык поочередно на секунду касается каждой щеки.
Если же для коррекции ринолалии потребовалось хирургическое вмешательство, то после операции обязательно проводится логопедическая работа по обучению пациента произносить звуки в новых анатомических условиях. Для этого проводится дыхательная гимнастика, массаж рубцов нёба, выработка правильного алгоритма направления воздушной струи при произношении фонем, упражнения по лексике, грамматике.
Эффективность коррекции при ринолалии зависит от целого ряда факторов, как внешних, так и внутренних, например, степени выраженности анатомических дефектов, сроков начала коррекции, правильности подобранного лечения, возраста пациента, состояния слуха, интеллекта, психического развития и др. Коррекционная работа при ринолалии должна быть четко организована, а врач и пациент должны строго соблюдать дисциплину при проведении занятий, поскольку для устранения ринолалии требуется проводить упражнения регулярно, без пропусков, чтобы быстрее сформировать правильные навыки произношения звуков.
При функциональной открытой ринолалии прогноз, как правило, благоприятный и зависит от правильности проведения лечения у логопеда. При органической ринолалии многое зависит от успешности операции, а также сроках начала коррекционной работы у логопеда.
Профилактика
Можно выделить несколько направлений профилактики ринолалии у ребенка:
- На этапе беременности – беременная женщина должна избегать таких заболеваний, как краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, которые способны привести к возникновению у ребенка расщелин губы, твердого или мягкого нёба.
- На этапе формирования речи у ребенка – устранение анатомических дефектов, всестороннее обучение правильному произношению звуков, в том числе и с привлечением специалиста, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников или просто посторонних людей.
- Профилактика приобретенной ринолалии – избегание травм головы, лица, носа, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияний в головной мозг, профилактика опухолей.
- Регулярные профилактические визиты ребенка к логопеду для контроля правильности развития речи.
Дополнительно статьи на данную тему:
Профилактика и медицинский прогноз ринолалии
Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия.
Результативность лечения зависит от следующих факторов:
- насколько своевременно начата терапия;
- наличия сопутствующих патологий;
- степени компенсаторных возможностей;
- особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
- качества проведенных хирургических вмешательств и т.д.
Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения.
Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.
Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.
Вы предполагаете, что у Вашего ребенка ринолалия?
Не делайте преждевременных выводов, даже если симптоматика указывает на развитие данного расстройства. Определить, есть ли ринолалия у детей или признаки указывают на другие патологии и расстройства, может только врач или логопед. Специалист расспросит вас о симптоматике нарушения, которая проявляется у малыша, проведет осмотр и обследование, и на основании полученных данных либо опровергнет, либо подтвердит диагноз. При необходимости он назначит коррекцию патологии или лечение причин, которые ее вызвали.
Специалисты центра «НЕАПЛ» готовы провести коррекционную работу со взрослыми и детьми при наличии у них различных речевых нарушений. Если вам нужна помощь или консультация логопеда, психолога и нейропсихолога, записывайтесь к нам прямо сейчас!
Знакомьтесь – ринолалия
Существует следующая классификация:
По виду врожденной расщелины.
Верхней губы (составляет 1:1000 новорожденных).
Изолированная:
— полная (задевает край отверстий носа и часто переднюю часть дна носовой полости);
— частичная (дефект образуется на крае губы и не касается отверстий носа).
Сквозная:
— одно/двусторонняя, расщелина рассекает альвеолярный отросток (часть верхней челюсти с зубными альвеолами), губу и нёбо.
Нёба (мягкое и твердое − 1:2500).
Изолированные:
— полные (достигает области срастания небных отростков);
— неполные (несращение только нёбной занавески).
- По проявлению формы ринолалии.
- Открытая ринолалия − это искажение тембра (аномальный голос) и акустических эффектов речевых фонем. Во время речи воздух синхронно проходит через рот и носовую полость и в итоге ротовые звуки становятся назальными (появляется носовой резонанс). По этиологии бывает:
— органическая (вследствие врожденного и приобретенного дефекта);
— функциональная (сниженная двигательная активность мягкого неба, обусловленная заболеваниями носоглотки).
Закрытая ринолалия − это снижение физиологической функции носового резонатора. Звуковой выдох (всех фонем речи) направляется исключительно через рот, что отражается на тембре голоса (появляется гнусавость). Выделяют:
— органическую (образуется из-за анатомических патологий), критерии вида:
- передняя – непроходимость носовых полостей (насморк, полипы, искривленная перегородка);
- задняя – уменьшенная носоглоточная полость (разращения аденоидов, фибромы, сифилитические воспаления);
— функциональную (образуется из-за неврологических патологий и гиперфункции нёбной занавески).
Смешанная: снижается носовой резонанс и воздух уходит носом – страдает тембр голоса. Причина – общие факторы (открытой и закрытой ринолалии).
Симптомы: звуки, речь
Если у ребенка развивается открытая органическая ринолалия врожденного типа, то с первых дней его жизни появляются выраженные симптомы:
- недостаточный набор массы тела по причине вытекания молока через носовые ходы во время кормления;
- частые пневмонии, бронхиты, отиты по причине отсутствия согревания вдыхаемого воздуха;
- дополнительно присутствуют нистагм, птоз.
Ребенок не лепечет, не произносит привычные для младенца звуки. Первые слова больной начинает произносить только в 2 года и старше, но речь его непонятная окружающим, невнятная. Открытая ринолалия «делает» звуки гнусавыми (произносятся «в нос»), слышатся как абсолютно одинаковые – согласные все похожи на звук «х».
Дети стараются произносить слова четко, но при этом нарушается артикуляция, на лице возникают странные гримасы и это только ухудшает общее впечатление. В противовес органической, открытая ринолалия функционального типа характеризуется невнятным и неправильным произношением гласных звуков, тогда как согласные абсолютно четкие и отлично разбирающиеся.
Закрытая органическая ринолалия приводит к неправильному произношению носовых звуков – «м» заменяется на «б», «н» на «д». Меняется тембр голоса, потому что человек вынужден дышать постоянно ртом. Если имеет место быть нарушение речи закрытого функционального типа, то голос становится неестественным, монотонным, «словно из-под земли», отсутствует эмоциональность, смена тональности.
Смотрите в этом видео о симптомах открытой и смешанной ринолалии:
Операция для восстановления речи
Хирургическое вмешательство назначается в том случае, если имеются проблемы врожденного характера в анатомическом строении нёба, губ и носовых ходов. В таком случае врачи выбирают:
Уранопластику – проводится коррекция расщелины твердого нёба, путем закрытия ее лоскутом из близкорасположенных тканей. Такая операция должна проводиться в возрасте 3 – 5 лет, потому что остается время для подготовки ребенка в школу, для восстановления и постановки речи. Подобное хирургическое вмешательство проводится в несколько этапов.
Если операция назначена в более раннем детском возрасте (1-2 года), то она проводится без костных вмешательств. Обязательно после работы хирурга к лечению подключается ортодонт – нужно восстановить правильный рост зубов, обеспечить пациенту анатомически правильный прикус, что в конечном итоге влияет на речь.
Велофарингопластику – коррекция расщелины губы и мягкого нёба. Достаточно обычная, стандартная процедура, которая проводится в один этап, а швы снимаются уже через 5-6 часов после хирургического вмешательства. Подобную процедуру рекомендуют выполнять в максимально раннем возрасте ребенка, что позволяет избежать и проблемы с весом, и развитие хронических заболеваний дыхательных путей.
Велофарингопластика
Ранняя коррекция «заячьей губы» и «волчьей пасти» в большинстве случаев решает проблему интеллектуального развития – отсутствие речи может спровоцировать общую задержку.
Хейлопластику – устранение расщелин верхней губы и носа. Оптимальное время для проведения такого вмешательства – возраст до 3 лет, потому что в этот период начинает формироваться речь и лучше, если это будет происходить без каких-либо нарушений. Хейлопластика проводится доношенным детям с нормальной прибавкой веса, без симптомов умственного/физического отставания – перед пластикой пациент проходит полноценное медицинское обследование.
Хейлопластика
После хейлопластики, как правило, удается полностью восстановить речь, но впоследствии может понадобиться проведении пластики для сокрытия видимых рубцов/швов на месте проведения операции.
Если ринолалия возникла на фоне присутствия образований в носоглотке, то их тоже удаляют хирургическим путем. Так как подобный тип нарушения чаще встречается у взрослых и детей старшего возраста, то сразу после процедуры качество речи восстанавливается самостоятельно – навык уже привык, нет проблем с восприятием воздушной струи.
Но работа с логопедом может понадобиться в том случае, если ринолалия находилась в запущенном состоянии и ребенок просто привык неправильно произносить гласные и согласные звуки.
Классификация ринолалии и её этиологические причины
По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:
- закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда физиологических причин носового резонанса;
- открытая ринолалия, которая характеризуется свободным одновременным прохождением воздушной струи через нос и рот.
Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.
К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:
- хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
- аденоидные разрастания;
- полипы носовой полости и т.д.
Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.
Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.
Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.
К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:
- расщелина верхней губы;
- расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
- расщелина мягкого или твердого нёба;
- подслизистые расщелины неба и т.д.
Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.
В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.
Комплексная коррекция ринолалии
Основная роль решения проблемы отводится психо и физиотерапии. Только комплексный подход поможет восстановить речь, научить ребенка правильно произносить согласные и гласные звуки.
Чаще всего удается добиться 100%-ного успеха, но все равно остаются слышимые нарушения – не окончательная четкость произношения, «проглатывание» некоторых звуков.
Первый этап коррекции
Начинается работа с пациентом с массажа мягкого нёба – его поглаживают, на него надавливают и одновременно с этим произносится протяжный звук «а». С массажем сочетается гимнастика – ребенок должен имитировать движения при зевании, глотании, кашле. На высокой ноте произносят гласные звуки «а, о, э, у, и» и делается это обязательно на выдохе ртом.
Важно научить пациента правильно дышать и для этого проводят следующие упражнения:
- Сдувание легких предметов – ваты с ладони, тонких листков бумаги или лепестков цветов со стола. Начинать нужно с расстояния в 15 см, постепенно увеличивая его. Научить ребенка чувствовать воздушную струю можно с помощью неплотных ватных тампонов – их вставляют в носовые ходы и при неправильном дыхании они просто вылетают.
- Образование пузырьков в стакане с водой. Для этого пациент должен дуть в трубочку, которая находится в воде, посредством ротового выдоха.
- Надувать ртом воздушные шарики, играть на гармошке. Эти упражнения достаточно сложные для ринолаликов и поэтому они вводятся в занятия только после того, как будут успешно освоены и закреплены предыдущие, более простые.
Еще на первом этапе нужно обязательно проводиться занятия, направленные на восстановление правильной артикуляции – надувание/втягивание щек, облизывание губ языком, имитация сосания, движения в сторону высунутым языком, вытягивание губ узкой трубочкой и другие.
Второй этап
Начинается работа со звуками и сначала ребенок должен научиться правильно произносить все гласные буквы. Начинают с одной – она сначала «произносится» беззвучно (учимся правильно образовывать ротовую щель и дышать), затем только вводятся звуки.
Если у ребенка имеются проблемы с контролем воздушной струи или он не понимает, как правильно она должна двигаться при произношении гласных звуков, то врач будет закрывать нос пальцами.
Третий этап
Начинается коррекция согласных звуков, причем работа ведется над буквами в определенном порядке – Ф, П, Т, К, Б, Д, М, Н, Р, Л. Сначала каждый звук произносится изолированно, затем он соединяется с гласным и только после этого учат обратные слоги. Наиболее эффективный способ научить ребенка с ринолалией произносить согласные буквы нараспев – при таких протяжных звуков рефлекторно происходит слияние мягкого нёба и задней глотки.
Комплексная коррекция ринолалии должна протекать в постоянном режиме. Логопед обязательно показывает упражнения родителям и они должны заниматься с малышом ежедневно и не один раз. Отсутствие взаимодействия врача и родителей, редкие/нерегулярные занятия, ускоренное прохождение всех этапов приводят к тому, что речь остается невнятной.
Смотрите в этом видео о том, как и над чем работать родителям и логопеду при ринолалии у ребенка: