Лекция Марины Абрамович в Киеве: Перформанс для меня
Результаты и последствия эксперимента
Уже после второго сеанса работы с детьми в записях исследователей появилась информация о том, что Тюдор было сложно заставить говорить пятилетнюю Норму Жан Пью (Norma Jean Pugh), которая прекрасно говорила ещё месяц назад. Практически отказывалась общаться девятилетняя Бетти Ромп (Betty Romp). Меньше говорила и пятнадцатилетняя Хейзел Поттер (Hazel Potter).
Девочка высказывала опасения, что не сможет произнести следующее слово. Один из мальчиков стал отказываться читать вслух на классных занятиях. Одиннадцатилетний Кларенс Фифер (Clarence Fifer), жаловался, что ему трудно говорить, так как звук словно застрял и не может выйти. Двенадцатилетняя Мэри Корласке (Mary Korlaske) сообщила Тюдор, что почти не разговаривает со своей лучшей подругой.
Результаты гласили, что путём критики и высмеивания несовершенства речевых навыков исследователям удалось спровоцировать стойкие нарушения развития речи детей. Как в последствие выяснилось, у некоторых испытуемых логопедические проблемы сохранились на всю жизнь. Именно этот факт послужил тому, что в историю психологии эксперимент студентки вошёл под названием «чудовищный».
После окончания работы Мэри Тюдор несколько раз приезжала в приют в надежде устранить негативные последствия эксперимента. Она пыталась уверить ранее критикуемых детей в том, что они вовсе не заикались, однако желаемого результата Тюдор не достигла. 22 апреля 1940 года студентка написала Уэнделлу Джонсону письмо, в котором высказывала надежду на то, что исследуемые ею дети постепенно восстановятся.
Данные, полученные в ходе исследовательской работы, не были опубликованы. Доклад Мэри Тюдор является единственным официальным документом, фиксирующим детали эксперимента.
Несмотря на то что результаты исследований не оглашались, они были в открытом доступе в библиотеке Университета Айовы.
Огласка результатов чудовищного эксперимента
Эксперимент стал публично известен после выхода серии разоблачающих статей в газете San Jose Mercury News в 2001 году. Также в свет вышла книга (Ethics: Case Study of Fluency), затрагивающая вопрос этических и научных последствий эксперимента. В печатном издании Мэри Тюдор и Уэнделл Джонсон подвергались критике за то, что не оценили потенциально возможный вред детям.
Внимание акцентировалось и на том, что выбор пал на легкодоступных сирот. По мнению авторов книги, с этической стороны эксперимент был неприемлем, само исследование было плохо организованно и выполнено
В 2001 году Университет штата Айова публично извинился за опыт, поставленный в начале ХХ века. Однако доцент кафедры речевой патологии и аудиологии Университета Айовы, Патрисия Зебровски, отметила, что данные, полученные в результате работы, являются крупнейшим источником научной информации в области патологий речи.
Работа Тюдор и Джонсона – первое исследование, вскрывающее важность мыслей, взглядов, убеждений и чувств страдающих заиканием людей. 17 августа 2007 года шесть участников эксперимента получили от штата Айова денежную компенсацию за психологическую травму, спровоцированную шестимесячными издевательствами в рамках эксперимента Университета Айовы
В ходе исследований выяснилось, что ни один бывший испытуемый не страдал классическим заиканием
17 августа 2007 года шесть участников эксперимента получили от штата Айова денежную компенсацию за психологическую травму, спровоцированную шестимесячными издевательствами в рамках эксперимента Университета Айовы. В ходе исследований выяснилось, что ни один бывший испытуемый не страдал классическим заиканием.
Среди последствий участия в эксперименте отмечались застенчивость, отсутствие желания разговаривать, медлительность речи. Представитель Университета Айовы завил, что эксперимент ни в коем случае не может быть оправдан. Мэри Тюдор до самой смерти сожалела о своей роли в работе с детьми, однако считала, что внесла значимый вклад в исследование патологии речи.
Также она полагала, что У. Джонсон должен был предпринять больше шагов по ликвидации негативных последствий в развитии речи испытуемых детей-сирот Давенпорта.
Вопрос об этики чудовищного эксперимента открыт и по сей день. В настоящее время Американская ассоциации по изучению речи запрещает эксперименты над детьми, если есть вероятность негативных последствий. Но на фоне некоторых исследований конца ХХ века, проведённых крупными исследовательскими институтами, негативные последствия работы Мэри Тюдор кажутся незначительными.
Ритм 5 1974
Перформанс «Ритм 5» проходил в Центре культуры студентов в Белграде. Для него на полу галереи был поставлен деревянный каркас в форме пятиконечной звезды размером с человека, наполненный 100 литрами бензина. Абрамович зажгла звезду и обошла её. Обрезала волосы и по небольшой пряди швырнула в каждый угол звезды, а затем сделала то же самое с ногтями на руках и ногах. Потом вошла в центр звезды и улеглась спать. Перформанс длился полтора часа, пока зрители не начали замечать, что догорающий каркас звезды стал опаливать её волосы и ноги, и решили вмешаться, чтобы вынести её наружу. Она была без сознания, т.к. не подумала, что огонь выжжет вокруг неё весь кислород. «После этого перформанса», – писала Абрамович, – «я задалась вопросом, как использовать своё тело и в сознательном, и в бессознательном состоянии, не прерывая перформанса».
Энергия покоя Остаточная энергия 1980
Яркий пример полной самоотдачи Марины Абрамович – это работа «Энергия покоя», показанная в Дублине в 1980 году. В этом перформансе Абрамович и Улай, стоя друг напротив друга, смотрят один другому в глаза. Абрамович держит боевой лук, а Улай – тетиву этого лука со стрелой, нацеленной прямо в сердце Абрамович. У обоих к сердцу прикреплены микрофоны, которые на всё помещение транслируют звук всё ускоряющегося сердцебиения. Они свободно отдаются весу своих тел, при этом лук, за который они держатся, – единственный пункт их взаимной стабильности.Абрамович говорит: «Ритм 0» и «Энергия покоя» – это два самых трудных произведения в моей жизни, поскольку в них я не отвечала за себя. В «Энергии покоя» мы действительно держали нашими телами стрелу, направленную мне в сердце. У нас было два микрофона, присоединенных к нашим сердцам, и мы могли слышать их биение. По мере развития нашего перформанса оно становилось все более интенсивным. Это длилось четыре минуты и десять секунд, и для меня они были вечностью. Это был перформанс, полностью посвященный безграничному доверию».
https://youtube.com/watch?v=YrHgSZBns8g
Марина Абрамович перфомансы. Перформанс Марины Абрамович
Она разрешила людям делать с собой всё, что они захотят. Спустя несколько часов начался АД!Сербскую художницу Марину Абрамович по праву называют бабушкой перформанса. Уже 40 лет она проводит различные акции, в которых принимает непосредственное участие. К примеру, в одном из наших материалов ты мог читать о выставке под названием «В присутствии художника».Суть проекта состояла в том, что любой из посетителей мог сесть рядом с Мариной и посмотреть ей в глаза. Для художницы было большим сюрпризом, что среди желающих сесть напротив оказался ее бывший возлюбленный. Женщина не смогла сдержать эмоции!Вашему вниманию перформанс, который состоялся в 1974 году в Неаполе. Акция получила название «Ритм 0». Идея была довольно проста: Абрамович стоит неподвижно на протяжении 6 часов, а посетители могут делать с ней всё что угодно при помощи 72 предметов, которые находятся на столе.В руках у Марины была табличка с надписью: «На столе лежат 72 предмета, которые можно использовать на мне как вам пожелается. Я — предмет. Я беру на себя всю ответственность на период проведения акции с 20:00 по 02:00».Набор предметов был весьма разнообразным. Там были безобидные цветы или перья. Не обошлось также без лезвия, ножа и пистолета с одним патроном!На акции присутствовал арт-критик Томас Макэвиллей. Позже он вспоминал, что начиналось всё весьма безобидно: «Кто-то поднял ей руки, другой повернул, третий потрогал в интимных местах…»«К третьему часу ситуация обострилась. Люди начали срезать с нее одежду при помощи лезвия. Еще через час ножи, лезвия и шипы роз начали касаться кожи. Ее тело подверглось некому насилию, но Марина была настолько предана идее, что не сопротивлялась бы даже изнасилованию или убийству», — рассказывал Томас.В последние два часа на художницу несколько раз наставляли пистолет. Правда находились те, кто отбирал его. В результате оружие вложили ей в руки и заставили направить на себя.Сама художница вспоминает: «Оставляя решение за публикой, ты рискуешь быть убитым. Я чувствовала над собой реальное насилие. Вокруг царила агрессивная атмосфера!»Шесть часов спустя Марина Абрамович пошла через толпу посетителей. Люди избегали ее взгляда. Никто не хотел нести ответственность за содеянное. Казалось, что все присутствующие хотели забыть то, как они издевались над девушкой.Эта работа раскрывает нечто ужасное в сущности человечества. Становится понятно, что большинство из нас способно причинить человеку боль, если только за это не нужно будет нести какого-то наказания. Главное — дать возможность!
Ритм 0 1974
В 1974 году в Неаполе, состоялся перформанс «Ритм 0», где зрители вместе с художницей были заперты в галерее Morra на шесть часов. Перед Мариной Абрамович стоял стол с 72 предметами, которые были отобраны в качестве инструментов, вызывающих наслаждение (роза, мёд, виноград, карандаш, краски, свеча, поляроидная фотокамера), боль (кнут, ножницы, скальпель, спички) или смерть (пуля, пистолет). В галерее была вывешена информация, что во время перформанса тело Абрамович находится в распоряжении зрителей и они могут с ним (так же, как и с находящимися на столе предметами) делать всё, что заблагорассудится. Сама она всё это время оставалась неподвижной. Вначале люди были в замешательстве и ничего не делали, затем понемногу начали включаться в игру, и их активность переросла в настоящую агрессивность. В конечном счёте её одежда оказалась разрезанной, тело было исколото шипами розы, на теле были сделаны надрезы и некоторые даже пили её кровь. Она сказала, что за эти шесть часов ей пришлось воплотить три иконографических женских образа – Мадонну, мать и уличную девку. В тот раз перформанс прервал галерист, сообщивший, что он закончился. Это произошло в тот момент, когда кто-то из посетителей уже зарядил пистолет пулей и приставил его к виску художницы. Когда она начала двигаться, оживая из состояния объекта, публика была этим по-настоящему шокирована и буквально разбежалась, стараясь скрыться от любой возможной конфронтации. Позже в гостинице она обнаружила, что у неё появилась прядь седых волос.
Фотографии с перформанса Ритм 0:
Поход по Великой китайской стене 1988
Однажды Марина и Улай увидели репортаж, в котором астронавты рассказывали, что единственные постройки человека, которые видны с Луны – это пирамиды и Великая китайская стена. Тогда у художников и возникла идея пройтись навстречу друг другу по Великой китайской стене. Чтобы получить разрешение на перформанс от китайских властей, им потребовалось почти восемь лет.После Марина и Улай пришли к идее, что Великая китайская стена была построена не для защиты от Чингисхана и других врагов, а, скорее, несет в себе метафизический смысл, являясь точной копией Млечного Пути на Земле. Она начинается в Желтом море, где покоится голова Дракона, хвост его находится в пустыне Гоби, а туловище – в горах.Улай, как стихия огня, как мужское начало, начал свой путь из пустыни. Марина Абрамович, как женское начало – из воды, со стороны моря.Изначально они предполагали встретиться посередине стены и пожениться. Однако за годы, прошедшие между началом проекта и его завершением, отношения Абрамович и Улая разладились. Улай стал изменять Марине, она в ответ на это стала изменять ему. Вдобавок обнаружилось, что помогавшая художникам переводчица-китаянка беременна от Улая.В итоге каждый из художников прошел две с половиной тысяч километров, чтобы встретиться посередине стены и расстаться. Улай женился на той самой китаянке, а Марина начала третий этап своего творчества — уже без Улая.
Ритм 0, 2009 год
В 2009 году в Музее современно искусства Нью-Йорка, в рамках выставочных мероприятий перформанс «Ритм 0» был частично воспроизведён. Но так как у Марины Абрамович не было цели пережить прежний опыт, акция претерпела существенные изменения.
На обозрение публики был выставлен стол, на котором лежали 72 участвующих в прежнем эксперименте предмета, а на стене проецировались слайды (69 штук), запечатлевшие происходящее в 1974 году в Неаполе.
Пистолет был разряжен и, так же как и другие опасные предметы, прочно закреплен на столе. Среди выставочных экспонатов находилось оформленное описание первого эксперимента «Ритм 0». К публике Марина Абрамович обратилась со следующими словами: «Опыт, который я вынесла из этой работы, состоит в том, что в своём личном перформансе вы можете зайти очень далеко, но, если вы оставите решение за общественностью, вы можете быть убиты».
Художник Марина Абрамович и Улай. Удивительная история любви
— Знаете, сколько нужно художников-перформансистов, чтобы вкрутить лампочку?
— Я не знаю, я был там только шесть часов.
Два художника-перформаниста Марина Абрамович и Уве Лайсипен (Улай) встретились и полюбили друг друга в 1976 году в Амстердаме.
«Dragon Heart». Обмотав живого питона вокруг головы,Марина легла в центр горящей пятиконечной звезды.
Она только переехала в Амстердам, он западногерманский художник перформансист. И оба родились в один день, хотя и в разные годы.
В начале десятилетия плодотворного сотрудничества главными концепциями, которые исследовали художники и супруги, были личность и индивидуальность художника.
«Ритм 0» — Марина Абрамович предложила зрителям сделать что либос ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике.Перфоманс был прерван, когда Абрамович, уже полураздетой(одежду срезали зрители), засунул в рот дуло пистолета один из гостей.
Известны художники тоже стали вместе. В 1976 году о них заговорили, после инсталляции «Отношения в пространстве». Обнаженная Марина и её возлюбленный изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.в исполнении Марины Абрамович и Улая. Болонья, 1977 г.
Постепенно влюбленные пришли к мысли, что представляют собой коллективное существо, называемое «другое», и говорить о себе должны как о частях двухголового тела. Такой взгляд на вещи помогал им работать и быть вместе вплоть до 1988 года.
Они одевались и вели себя как близнецы, и не имели друг от друга никаких секретов.
Для перформанса «Смерть себя» художники соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала, оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
Перформанс «Смерть себя»
Этот проект исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.
«Дом с видом на океан». Художница две недели жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.
В середине 80-х у пары начались проблемы в отношениях, которые мешали им жить и работать. Чтобы красиво завершить свою совместную историю, в 1988-м году Марина и Улай решили предпринять духовное путешествие, которое бы окончило их связь.
Они отправились в путь с противоположных концов Великой Китайской стены и встретились посередине. По словам Абрамович: «Этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я — от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2500 километров, мы встретились и простились навсегда».
Конец.
Хотя нет, было бы глупо оставить эту историю так. В 2010-м году в Марина устроила перформанс — «В присутствии художника». Идея выступления заключалась в том, что художница обменивалась взглядом с любым желающим посетителем выставки, в присутствии фотографа.
Перформанс длился 716 часов и 30 минут, и Марина посмотрела в глаза 1500 зрителям. Впрочем, вероятно, был лишь один взгляд из всех полутора тысяч, который она на самом деле запомнила.
Марина Абрамович супруг. Марина Абрамович: У меня нет мужа и семьи, я абсолютно свободна
«Бабушка перформанса» объяснила, почему не завела детей
69-летняя Марина Абрамович в интервью Tagesspiegel рассказала, что еще в юности отказалась от материнства и семейной жизни.
«Я сделала три аборта, потому что была уверена, что это станет катастрофой для моей работы. У человеческого тела ограниченное количество энергии, и мне пришлось бы делить ее, — говорит Абрамович. — Я считаю, что в этом кроется причина того, что женщины менее успешны мужчин в искусстве. Есть множество талантливых женщин. Почему же мужчины занимают главенствующие позиции? Все просто. Любовь, семья, дети — женщины не хотят приносить себя в жертву всему этому».
Искусство в жизни художницы занимает главное место. «Я и есть произведение искусства. Я не могу послать картину, я посылаю себя».
Начало биографии
Марина Абрамович родилась в столице Югославии Белграде 30 ноября 1946 года. Её родители (оба родом из Черногории) познакомились, когда, будучи партизанами, боролись против фашистов. Отец Марины Абрамович, серб по национальности, был летчиком. В 1959 году родители развелись и заботы о Марине и её брате Велимире (род. 1952) целиком взяла на себя мать, которая работала директором Музея революции в Белграде. Мать сурово воспитывала Марину, никогда не показывала ей своей любви, чтобы не избаловать. Марина Абрамович о своем детстве: «Я была одиноким ребёнком и ни с кем не сходилась близко. Дружбе с другими детьми не способствовала и специфика моей матери — она стремилась во всём контролировать меня и к тому же очень боялась инфекций, из-за чего каждый, кто приходил ко мне в гости, должен был надевать гигиеническую маску. Книжки, которые я читала в огромном количестве, были для меня реальней окружающей действительности. Я точно не была счастлива ребёнком. Но у меня есть теория: чем хуже твоё детство, тем лучший художник из тебя вырастает, потому что у тебя скапливается багаж того, что можно выразить через свои работы» (Марина называет себя по-английски «artist», что на русский язык обычно переводят словом «художник», однако «artist» в английском — это не только художник, но и любой человек искусства). «Я хочу сказать, что даже тогда, когда мне исполнилось 23 и я начала работать с кровью и порезами на теле, мне так или иначе надо было являться домой до 22:30, или же моя мама начала бы звонить в полицию, чтобы заявить о моей пропаже». Родители Марины были убежденными коммунистами, а сама Марина вступила в Коммунистическую партию в 1966 году. При этом бабушка Марины была очень религиозна, а брат дедушки был Варнава Росич с 1930 до 1937 года занимал пост патриарха Сербской Православной Церкви, он погиб при загадочных обстоятельствах (Марина Абрамович говорит, что ему подсыпали измельченные алмазы в еду за то, что он не хотел унии с католицизмом) и позже был причислен к лику святых. Такое соединение коммунизма и христианства отразилось на последующем творчестве Марины. Особенно ярко оно проявилось в перформансе 1975 года «Губы Томаса», где Марина сначала вырезала у себя на животе пятиконечную звезду, а потом ложилась на ледяной крест.Мать Марины не препятствовала тяге дочери к искусству, поэтому Абрамович в 1965 году поступила в Белградскую Академию художеств, которую закончила в 1970 году. Позже (1970-1972) проходила курс в Загребской Академии художеств. В 1971 году Марина вышла замуж за художника Нешу Париповича, который был старше её на 4 года. Они никогда не жили вместе и развелись в 1976 году.
югославские художнкии Раша Тодисоевич, Зоран Попович, Марина Абрамович и Неша Парипович. Фотография 1969 года
Первые идеи перформансов Марины Абрамович часто оставались нереализованными. Например, установить на одном из белградских мостов громкоговорители большой мощности, которые периодически воспроизводили бы грохот обрушивающегося моста. Ей объяснили, что из-за звуковых частот мост и вправду может рухнуть, и эту идею она опробовала в своей квартире, в обычном белградском жилом доме, где на максимальной громкости запустила запись той самой какофонии обрушения. «Внезапно люди побежали по улице, рассыпались повсюду, а для меня это было что-то невообразимое. Я увидела силу искусства, которое не пришпилено к стенке галереи». Другая идея, не получившая воплощения, назвалась «Приходи и стирай с нами»: «Люди приходили бы и раздевались, и здесь была бы очередь из действительно сильных славянских женщин, которые стирали бы и гладили одежду. А в конце ты подходил бы голый и получал свежие выглаженные вещи». Абрамович не смогла получить разрешения на этот проект.
Отношения во времени 1977
Перформанс, исполненный в Болонье в 1977 году, длился 17 часов. Начало перформанса проходило без публики. Художники сплели свои волосы и сидели в галерее спиной друг к другу на протяжении 16 часов в присутствии только галерейных сотрудников. На каждый час приходился трехминутный перерыв, во время которого снималось видео и делались фотографии. И только через 16 часов, когда тела уже были на грани полного измождения, была приглашена публика. Марина и Улай хотели понять, насколько реально высидеть еще час, подпитываясь энергией зрителей и продлив таким образом границы своих возможностей.
Искусство должно быть прекрасным, художник должен быть прекрасным 1975
В 1975 году на арт-фестивале в Копенгагене Марина Абрамович продемонстрировала перформанс, в котором она металлической щеткой безжалостно расчёсывала волосы, повторяя фразу «Art must be beautiful, artist must be beautiful» (Искусство должно быть прекрасным, художник должен быть прекрасным). Марина прокомментировала этот перформанс следующим образом: «Это сарказм. Я считаю, что искусство должно быть тревожным и некрасивым. Идея иметь красивые вещи для гостиной — это тот вид искусства, который я ненавижу». Также Марина призналась: «Я некрасивая — нос слишком большой». Кстати, в юности она пыталась сломать себе нос, чтобы заставить родителей заплатить за пластическую операцию: «У меня было детское лицо, покрытое прыщами, огромный нос и мальчишеская стрижка. А моей заветной мечтой в те годы было иметь нос как у Брижит Бардо».
Этому девизу Марина следует на всём протяжении своего творчества: