Как научиться мыслить нестандартно и решать любые проблемы
Снятие ограничений гигантский шаг вперёд
Будучи на семинаре у психологов по требованию вышестоящей организации, я услышал мысль о первостепенной важности снятия ограничений в мыслях у подчинённых (я занимаю должность наёмного директора филиала), что принесёт пользу для компании в целом. Неужели я должен разбираться с их мыслительным процессом? Как же субординация? – проносящиеся вопросы в моей голове
Однако услышав, какие преимущества и способности даёт человеку избавление от туннельного мышления, не мог понять, как не додумался до этого раньше. Решение любой проблемы по сути основывается на принципе прохождения из точки А в точку Б. Человек, мыслящий по шаблону, найдя один путь прохождения, не будет искать другой – более оптимальный, короткий, с наименьшими энергетическими затратами, что повлечёт снижение креатива, трафаретность и однобокость в мыслях, нежелание выкладывать творческий потенциал.
Я вспомнил Виктора, привыкшего быть первым либо никаким, не слушающим и не воспринимающим чужого мнения, вспомнил о бегстве сначала сотрудников, затем жены, о его собственной безоговорочной капитуляции при возникновении трудностей. Вывод — парня погубили не события, а узкое мышление, заключающиеся в неспособности комплексной оценки ситуации.
Как генерировать идеи
Фото: pixabay.com
1. «Что, если???»Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что, если бы не было силы притяжения? А что, если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный, творческий подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.
2. Матрица принятия решений.Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.
3. Схемы последовательного развития событий.Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.
Избавляемся от шаблонного мышления
Признайте свою необъективность
Многие проблемы, которые руководители компаний хотят решить, вызваны их поведением — как минимум частично (бывает, что сами руководители этого не осознают). И если у вас есть трудноразрешимая насущная проблема, которая то и дело дает о себе знать, начните с признания собственной необъективности.
Чаще всего так и бывает: мы пытаемся решить проблему, будто глядя на нее со стороны. Когда человек говорит о проблемах, он часто показывает пальцем на других, исключая себя из ситуации. Он постоянно повторяет слово «их», потому что «они» и кажутся ему проблемой.
Но в большинстве случаев «они» — не единственная причина. Проблемы, которые долго не решаются, относятся к категории системных. И если вы часть этой системы, то неизбежно и часть проблемы тоже.
Самое большое слепое пятно — вы сами
Если вы не хотите обратить внимание на то, какой вклад в ситуацию вносите лично вы и насколько возникновение проблемы зависит от вас, у вас никогда не будет четкого представления о ней. Ваше понимание ситуации будет искаженным, как и ваши убеждения
Прислушайтесь к эмоциям
Эмоции важны и даже необходимы для того, чтобы принимать решения по поводу дальнейших действий. Если вы не испытываете эмоций, если дело не вызывает у вас никаких чувств, вы никогда не придете к логически выверенному выводу о необходимости каких-либо действий. Вам не к чему будет стремиться.
У вас есть потребности. Вы работаете, ходите по магазинам, обедаете и т. д., чтобы удовлетворить свои потребности в пище, воде или убежище. И если они удовлетворены, появляются другие, более продвинутые: дом получше, или машина, или великая цель и поиски смысла.
«Оставить эмоции за дверью» — опасная идея. Вы не можете снять эмоции, как верхнюю одежду, и где-то их оставить.
Опустошите свою чашку
Самая распространенная ошибка при попытках что-то изменить — решить, что вы хорошо разбираетесь в ситуации. Иногда одни люди видят проблему так, а другие — иначе. А иногда другие вообще не видят проблемы или видят, но совсем иную.
Чтобы научиться чему-то новому, нужно опустошить свою чашку, избавиться от лишнего: знаний, учений, убеждений и предрассудков, которые вам мешают. В практике дзен это называется «сознанием новичка».
Иметь «сознание новичка» — значит пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок.
Ломайте шаблоны
Многие действия мы совершаем автоматически. Иногда проблема кажется нам неразрешимой, потому что мы действуем по шаблону, которого не замечаем.
Если действовать не по привычке, а произвольно, не продумывая ход событий, то можно увидеть ситуацию в новом свете.
Подумайте, как работаете вы. Скорее всего, как и многие из нас, вы живете на автопилоте. Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает
Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас
Скорее всего, вы действуете так же — причем намеренно — в самых разных сферах. Как только поймете, что застряли и события идут по кругу, попытайтесь что-то изменить. Любое действие, которое вы предпримете, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет вам увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Сделайте что-то по-другому.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
По материалам книги «Лиминальное мышление»
А Вы уже компьютер или еще нет
Самый точный прием шаблонного мышления – компьютер. Программа, заложенная в «мозг» вычислительной машины, обрабатывает информацию и дает на нее ответные действия, строго по утвержденным директивам. Адаптивность человека к нормам, привычка мыслить скриптами, приводит к тому, что и он уже на уровне подсознания отвергает все, что вне шаблона, вне программы. Так устроена человеческая психология – идти к тому, что наиболее удобно.
Но мы не видим это решение, ведь оно за ограничителями, которые ставит нам наше собственное подсознание. Отсюда неудачи, отсутствие идей, и, как следствие, потеря интереса. Хорошо, если к конкретному вопросу, плохо – если к жизни. Шаблонная личность очень часто находится в борьбе со своим собственным внутренним миром. Потому что естественные желания заменяются подсознательным стремлением соответствовать рамкам. Мыслите шире!
Изучение опыта известных людей
Прежде всего следует учиться на примерах из истории. За время существования человечества было немало людей, чьи оригинальные идеи повлияли на судьбы целых народов. С помощью своего нестандартного мышления им удавалось совершать великие открытия и влиять на ход истории. Можно вспомнить хотя бы блестящий план полководца Багратиона, оказавшийся спасительным для нашего отечества во время войны 1812 года. Тогда для противостояния вторгшейся в границы России многомиллионной армии Наполеона Бонапарта было направлено два войска. Одним из них командовал Багратион, а другим — Барклай де Толли.
Французский император горделиво говорил, что его военная сила встанет между двумя фронтами и не позволит противнику объединить свои усилия. Русские же войска не спешили бросаться в схватку с неприятелем. Багратион отступал до самой Москвы, не давая генерального сражения, а участвуя только в незначительных стычках, которые не могли принести ощутимых потерь его войску, но постепенно сокращали численность французской армии.
Великий полководец, будучи нестандартно мыслящим человеком, понял, что в России можно вести военные действия иначе, чем на территории какого бы то ни было другого европейского государства. Огромная территория нашей страны просто не могла быть преодолена французами без потерь.
К тому же суровый климат тоже сыграл не последнюю роль в деле противостояния неприятелю. Вершиной тактической мысли русских военачальников было отступление из Москвы. Русские открыли врагу свободный доступ в древнюю столицу, но прежде чем это сделать, они сожгли ее дотла.
Так же они поступали и с большей частью захваченной неприятелем территории. Этот метод получил название «выжженной земли». Французским солдатам пришлось в течение нескольких недель находиться в разоренном городе. Начался голод. К тому же зима того года отличалась суровостью. Ничуть не легче пришлось французам и когда они начали отступать из Москвы. На сожженных территориях они не могли найти ни убежища от ненастья, ни более или менее пригодной пищи.
В итоге, деморализованная, голодная и замерзшая горстка оставшихся в живых французов пересекала границу в обратном направлении. Это было гибелью великой армии Наполеона Бонапарта.
Как научиться мыслить нестандартно? Этим искусством можно овладеть, рассматривая подобные примеры из истории.
Незнакомое знакомое, или Что такое функциональная ригидность
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому, «свежим взглядом». Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
Самое главное, что стоит развивать: вы должны суметь сделать известное и привычное неизвестным и непривычным.
Что значит быть у руля
Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту.
Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?» Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать».
Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.
Дизайн-мышление научит вас быть у руля своей жизни. Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.
По материалам книги «Привычка достигать».
Записывать идеи
Для того чтобы научиться мыслить креативно необходимо все свои идеи записывать на бумаге. Для этого стоит завести отдельный блокнот, который будет посвящен идея и планам. И даже если Вы не будете его постоянно перечитывать это будет иметь эффект, так как то, что пишется ручкой на бумаге откладывается и в голове.
Зачем записывать все идеи и как это повлияет на развитее мышления? Ответ очень прост.
Наш мозг не может помнить все одновременно, и некоторые вещи забываются, иногда люди забывают, что хотели сказать минуту назад. Поэтому все идеи, которые приходят в голову необходимо записывать, даже если на первый взгляд они кажутся бредовыми.
Наш мозг работает даже в подсознании. И возможно, немного измененная бредовая идея станет самой гениальной.
Также помимо идей важно записывать интересные дела, которые хотелось бы сделать. Это не должен быть план работы на день или на неделю
Записывать нужно именно те дела, которые Вы не делаете в повседневной жизни, но очень хотелось бы попробовать (например рисовать или сделать определенный браслет, или испечь печенье по необычному рецепту или поиграть в бильярд или боулинг, или спрыгнуть с парашютом).
Классификация стереотипов мышления
Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое.
Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:
Обобщение. В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия. Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным.
Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, заниженной самооценке и вытекающим из этого последствиям.
Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.
Категоризация. Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности.
Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее. Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.
Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.
«Черно-белое» мышление. Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.
Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.
Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.
Ошибки восприятия. Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.
Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.
Завышенные ожидания. Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.
Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других негативных переживаний. Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.
Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.
Презентация: Активизация мыслительной деятельности
При этом используются следующие методы:
Свежие записи
6 занимательных тестов, которые помогут убить время в очередиОбразование за границей: чему учат и как воспитывают детей — подборка интересных статейМинтруд будет контролировать, куда устроились выпускники вузов
- В рамках теста сформулировать условия задачи и самый очевидный способ ее решения. Это позволяет понять, чего в дальнейшем нужно будет избегать.
- Попробовать объяснить, почему общепринятый способ решения задачи именно таков. Подробно разобрать последовательность традиционных действий в той или иной ситуации, описанной в задаче.
- Придумать каждому традиционному действию нестандартную замену. На этом этапе поможет «мозговой штурм»: нужно записать все пришедшие в голову идеи, даже если сейчас они кажутся слишком странными. Также можно искать вдохновения в посторонних событиях, предметах и тестах — часто такая техника приносит самые интересные варианты решения задачи.
- Когда альтернативные способы сформулированы, нужно проанализировать, насколько они осуществимы и эффективны. Из нескольких вариантов действий может сложиться последовательность, приводящая к нужному результату оптимальным путем. Именно так и работает нестандартное мышление.
Статус-кво
Этот термин означает ситуацию до того, как произошло какое-либо событие. Проще говоря, это исходное положение дел. Ловушка мышления, названная «отклонением в сторону статус-кво», не позволяет нам решиться на перемены. Именно поэтому мы продолжаем работать не на той работе, состоять не в тех отношениях и т.д. Мы привыкли к определенному алгоритму действий (а кто-то и целой жизни!), даже если он нам не очень нравится. Но мы настолько страшимся перемен, что готовы это терпеть. Ведь перемены требуют от нас перестройки, адаптации к новым условиям, моральных и физических затрат. Здесь каждый для себя принимает решение — смириться с текущей ситуацией, закрыв себе дальнейшие перспективы, или перебороть себя, приложить немного усилий, чтобы выйти на новый уровень жизни.
В чем опасность негативного мышления
Когда вам говорят о том, что мысли материальны, а значит, нужно думать только о хорошем, то имеется в виду не какое-то эзотерическое явление
Человек имеет удивительную способность привносить в свою жизнь именно то, на чем сосредотачивает свое внимание
Если говорить простыми словами, то, когда человек думает о хорошем и старается смотреть на жизнь через призму позитивного мышления, то ему проще справиться с возникающими проблемами и оценить приятные события
Когда же человек находится под влиянием тревожных мыслей, то все его внимание сконцентрировано именно на негативных ситуациях, он просто не замечает и не стремится замечать то хорошее, что его окружает
Если мыслить позитивно, то большинства неудач можно избежать. Конечно, переключиться исключительно на оптимистичный настрой довольно-таки сложно, но если взять в привычку именно такой вид мышления, то жизнь в итоге изменится кардинальным образом, причем исключительно в лучшую сторону.
Размышляя о постоянных проблемах, невозможности их решения и прочем возможном негативе, человек заранее программирует себя на отрицательный результат. Если перед ним стоит трудная задача, которую предстоит решить, а он уверен в том, что не способен с ней справиться, то так оно в итоге и будет.
Постоянное пребывание в угнетенном состоянии приводит к тому, что самооценка заметно снижается, человек становится мнительным и нерешительным. Исходя из этого, можно смело сказать, что негативное мышление тормозит развитие личности в целом.
Также не стоит забывать, что плохие мысли не только негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии, но и наносят вред здоровью в целом. Повышенная тревожность способна довести до нервного истощения, превратив человека в депрессивную, раздражительную и нервозную личность. В результате у человека появляются существенные проблемы, связанные со сном, головными болями и могут послужить причиной возникновения заболеваний сердца.
Важно
Современные исследования помогли ученым установить, что негативное мышление может стать катализатором образования раковых клеток.
Реальная история
«Дай на бутылку!», — услышал я голос за спиной, подходя к собственному дому. Обернувшись, я не сразу узнал школьного друга Виктора, который в недавние времена был настолько увлечён своим делом, что не замечал ничего вокруг. После школы он закончил престижный универ и возглавил крупную производственную компанию, продукция которой экспортировалась во многие страны мира. Умный, в меру амбициозный, всегда знающий, чего хочет, ставящий цели и смело идущий к ним – образ школьного друга, запечатлевшийся в моём сознании.
Человек, которого я видел перед собой, никак не вписывался в рамки, созданные для Виктора в моём воображении. Ради удовлетворения собственного интереса я пригласил его в кафе, где узнал реальную историю его деградации. По словам Виктора, все вокруг его просто предали и кинули. Сначала начала «трещать по швам» процветающая фирма, с которой стали увольняться ведущие специалисты. Далее последовали производственные и экономические просчёты, приведшие к огромным штрафным и финансовым санкциям. Последней каплей для парня оказался уход жены, якобы из-за отсутствия материального благополучия.
Расставшись с Виктором, я начал анализировать произошедшие события в поисках причинно-следственной связи. Ведь, в сущности, история вполне банальная, случающаяся ежедневно. Почему одни справляются и идут дальше, приобретая опыт, а другие нет? Возвратившись мысленно в школьные годы, я вспомнил нетерпимость Виктора к чужому мнению, чужим успехам, категоричность в суждениях, навешивание ярлыков и так далее. То, что казалось достоинствами, повернулось другой гранью – узостью мышления, об истоках формирования которой я продолжал рассуждать.
Что это такое
В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.
Примеры нестандартного мышления:
- Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
- Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.
Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.
Упражнения
Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.
Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.
Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:
Игра в ассоциации
Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.
Цепочка логических вопросов
Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.
Логические игры
Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.
Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.
Какая польза от нестандартного мышления
Все просто: нестандартный подход к мыслительной деятельности в сочетании с силой воли и целеустремленностью является самым мощным инструментом в руках человека. Примерно таких результатов можно добиться, тренируя свою способность мыслить оригинально:
- Появляется осознанность. Вместе с клише вы избавляетесь от автоматического образа жизни. Присутствовать здесь и сейчас – принцип, однозначно улучшающий жизнь. Это поможет приходить на встречи вовремя, реже допускать ошибки в мелочах, лучше запоминать информацию, быстрее ориентироваться.
- Повышается рабочая эффективность. Это происходит потому, что креативное мышление избавляет от ненужных хлопот, сокращает временные и энергетические затраты на ненужные дела. А это значит, что освобождаются время и силы на желание потратить их с толком.
- Открываются горизонты возможностей. Человека, творчески рассматривающего каждую ситуацию, сложно поставить в тупик. Его мышление просчитывает даже невероятные варианты дальнейших событий, предоставляет шансы, а также новые пути движения.
Общая и направленная креативность
Общая креативность касается образа жизни и образа мышления. А вот направленная креативность касается определенной сферы деятельности. К примеру, работы и профессиональных качеств. Развивать нестандартное мышление можно отдельно как общее, так и профессиональное.
Но все-таки, полностью их разделить невозможно. Поэтому наилучших результатов можно добиться, только развивая и общую, и направленную креативность.
5 этапов в развитии нестандартного мышления
Развивая творческое, креативное, нестандартное мышление, очень важно всегда помнить о том, что творческие способности и задатки есть абсолютно у каждого. Просто проявляются они по-разному
И степень стереотипного мышления также у всех разная.
Что нам мешает выйти за рамки привычного мышления
Существует три главных препятствия, действие которых не позволяет нам вырваться за пределы границ нашего стандартного мышления:
Барьер №1. Раньше у многих широта мышления была связана с какими-то сумасшедшими идеями, воплощение которых ничего полезного и хорошего в нашу жизнь не вносило. Чуть ниже мы рассмотрим несколько рекомендаций, которые нацелены на те сферы, сконцентрировавшись на которых, мы можем сделать качественный рывок в своем мышлении.
Барьер №2. Из-за того, что оплату своего труда мы получаем именно за определенные действия, а не за свои мысли, то тратить лишнее время на абстрактные размышления многие люди не склонны. И именно это препятствие является одним из самых «тормозящих» нас в выходе за рамки шаблонного мышления.
Барьер №3. Если вы решились применить нестандартное решение проблемы в условиях своей работы, вы всегда идете на определенный риск. И так как во многих компаний поощрение за такие решения и риск, которому вы себя при этом подвергаете, невыгодно соотносятся, то многие люди предпочитают придерживаться привычных путей решения проблем.
10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления
- В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем — на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
- Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
- На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
- На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
- Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой — из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
- Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
- На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?
- С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?
Тимошенко Елена, BBF.RU
Разные варианты
Другой действенный совет, благодаря которому можно научиться мыслить нестандартно, гласит: «Всегда рассматривайте несколько вариантов решения проблемы».
Существует европейская поговорка: «Даже очутившись в желудке у кита, человек имеет как минимум два выхода». Нестандартно мыслить и развить этот навык можно, используя следующее упражнение.
Нужно назвать любое существительное и придумать сто вариантов возможных действий с этим предметом. Например, взяв слово «монета», человек, как правило, в первую очередь называет такие глаголы, как «расплачиваться» и «давать в долг».
Но когда стандартные варианты исчерпаны, ему приходится изобретать более изысканные решения. Здесь можно вспомнить другую пословицу, на этот раз русскую, которая звучит так: «Голь на выдумки хитра». И действительно, при неимении какой-либо вещи человек очень часто находит ей замену, используя подручные материалы. Порой в ход идут достаточно неожиданные предметы.
Поэтому, решая задачу, иногда бывает полезно умышленно исключить все банальные варианты.
Интересуйтесь другими религиями
Ничто не раскрывает потенциал человеческих взаимоотношений и жизненного устройства общества так же эффективно, как религия. Умение выделить основные принципы, на которых основана та или иная вера, помогает развить необычайную гибкость мышления. Кроме того, интерес в устроении различных обществ помогает понять, что люди, совершенно по-разному воспринимающие одни и те же понятия, все же сосуществуют в этом мире и продолжают жить бок обок, со своими отличиями и ограничивающими догматами. Такое озарение поможет снять пелену привычных ограничений с вашего мышления, причем не только в отношении религии.
Открытие тысяч новых экзопланет: лучшие научные открытия десятилетия
Секретный ингредиент: готовлю бисквит, добавляя в тесто марципан
Летчик Дамир Юсупов поведал об изменениях в жизни после совершенного подвига
Подводя итоги
Вышеупомянутому Виктору, погрязающему в трясину мыслительных ограничений всё глубже, следует осознать наличие проблемы не извне, а изнутри, оценить её масштабы трезвым взглядом в прямом и переносном смысле и приложить максимум усилий для решения
Идея – победа над туннельным мышлением понятна, а путь важно найти свой, преодолевая преграды, идя навстречу трудностям, желающим обессилить. Иначе на чём будут крепнуть силы?
Помните, что развитие мышления – не лёгкий процесс, а длительный путь развития логики, аналитики и творческого подхода к практическим ситуациям, приводящий к объективной оценке событий и указанию способов решения. Помните, что это не аксиома, а теорема, которую нужно доказать прежде всего самому себе!