Специфика работы психологической службы «центра социальной помощи семье и детям михайловского района» (стр. 2 из 5)
Пример несистемной терапии супружеской пары
О. Кернберг описал пример несистемной терапии супружеской пары, где наряду с совместными сессиями применялись и индивидуальные, (привожу схематично, с сокращениями, не меняя слова): «Супружеская пара обратилась ко мне в связи с возрастающими межличностными и сексуальными затруднениями. Жене было немного за тридцать. … Ему было около сорока. … Супруги приняли мой план раздельных диагностических интервью для каждого, перемежаемых рядом совместных интервью. …
«Индивидуальная оценка жены обнаружила …
Индивидуальные интервью с мужем указали на …
В свою очередь, жена в индивидуальных интервью высказывала …
В совместных интервью, проводившихся мною параллельно с индивидуальными …
Исследуя … я обнаружил, что оба супруга в высшей степени не склонны к дальнейшему обсуждению своих сексуальных трудностей …
После взаимных интервью последовал ряд индивидуальных сессий…
В конце концов, я решил рекомендовать каждому из них индивидуальную терапию. Я примирился с их решением прекратить совместные интервью и в индивидуальном интервью предложил ей исследовать с помощью другого терапевта…
С ее мужем я продолжал работать в течение следующих шести лет. В курсе анализа были прояснены и проработаны природа его конфликтов с женой…».
Супруги ходили к психотерапевту сначала вместе, потом врозь, потом опять вместе. Когда на совместных сеансах пара не готова была признавать что-то, терапевт использовал ту информацию, которую получал от одного из партнеров в личном интервью: «Они столь умело и единодушно приуменьшали значимость своих сексуальных трудностей, что я должен был обратиться к своим записям их индивидуальных интервью, чтобы подтвердить собственное воспоминание о том, что именно они сказали мне по поводу своих сексуальных проблем».
Пара недвусмысленно просила не о понимании корней, а о научении способам взаимодействия:«Оба выражали желание, чтобы я снабдил их необходимыми рекомендациями и правилами обращения друг с другом, которые позволили бы им уменьшить напряжение и взаимные обвинения»…
Но психоаналитик снова и снова разворачивал их в русло работы с глубинными психоаналитическими проблемами.
Предположу, что, обратись эта пара к семейному системному психологу, что соответствовало бы их основному запросу – «рекомендации и правила обращения друг с другом», возможно, они все равно бы развелись, но – безболезненнее и раньше.
Не было бы этих долгих лет работы с прошлым без работы с настоящим и совместным будущим.
Мало того, что сами они были бы свободными для новых отношений раньше, но есть ещё и такой важный фактор, как дети (на момент обращения им было 3 и 5 лет). Ведь всё то время, когда они мучительно решали «развод/не развод», дети в этот период переживали сложное время со сложными отношениями между родителями.
Пример диалога на консультации
Жена жалуется, что муж её не слушает, не разделяет её тревог, когда она звонит ему днем на работу с текущими срочными проблемами, сопряженными с её жизнью с детьми за городом. Супруг не отрицает, поскольку считает, что она – паникёрша. Обучаемся «Специальной игре»: супруга складывает из цветных палочек фигуру с углами, супруг должен комментировать происходящее.
Он: — Сейчас ты сложишь звезду.
Я: — По правилам игры вы должны только комментировать то, что сейчас реально происходит, а не предполагать, что будет.
Она: — Вот так он всегда – знает наперед, что я скажу или сделаю, — она замыкает четырехконечную фигуру, без пятого конца.
Я ему: — Вы видите — звезда не сложилась, вы ошиблись.
Он: — Да это она назло, на мои слова.
Я: — Так у вас и происходит общение по другим вопросом?
Оба соглашаются.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Приведу комментарии уважаемых коллег
О.И. Троицкая говорит о своей позиции в данном вопросе в телепередаче «Долго и счастливо» : «У любого профессионального психотерапевта есть очень жесткие границы работы, особенно у семейного терапевта. В том случае, если в семье есть взрослый сын, и он обратился к семейному терапевту, мы будем брать его со всей семейной системой, т.е. мы вызовем на прием всю семью и будем работать с паттернами взаимодействия в семье, т.е. с самой семейной системой.
Мы ни в коем случае не будем брать на индивидуальную терапию сына, его маму, отдельно его жену и ещё сестру вдобавок. Это запрещено. Идеальный баланс коэффициента в семье существует, его надо нащупать, но тогда нужна в работу целая семья. И, кстати, в последнее время семьи стали приходить, причем не в самых отчаянных ситуациях, когда «наркомания, алкоголь, суицид», когда «переполошились – пришли». Сейчас стали приходить на семейную терапию, которая дает куда большую результативность, чем индивидуальная терапия одного человека — нет «схватки» с семьёй. Идут изменения в самой системе, и тогда человек может меняться. Поле немножко расширяется. И плюс к этому у индивидуальных терапевтов есть запрет на прием отдельных членов семьи, если нет общего запроса. Когда люди приходят с одним запросом, тогда можно с ним разговаривать отдельно, потом — собирать их вместе. А если каждый из них приходит со своей сагой о том, «как ему плохо в этой семье» и «какие они негодяи», то в таком случае — к другому терапевту. Терапевт не имеет права отдельно принимать толпу взрослых членов семьи и с каждым из них разматывать свою историю. Это бессмысленная работа».
Когда клиент просит: «Я сначала с Вами один пообщаюсь, а потом приведу супруга», приходится отказывать. Потому что, присоединившись к тому, кто первый пришёл, мы с ним будем уже как бы в негласной коалиции против приведенного позже супруга.
Семейный психолог А.Я. Варга о такой ситуации : «Если сначала на прием приходит жена, а в следующий раз она приходит с мужем, он думает, что она уже говорила с терапевтом, создала какое-то впечатление, они оказываются в неравных условиях. Поэтому супругов я всегда прошу приходить вдвоем. Каждый член семьи видит ситуацию со своей позиции, а задача психотерапевта – увидеть все взаимодействия одновременно и понять, как действует семейная система. Когда появляется такое понимание, можно влиять на систему, изменяя взаимодействие в ней».
Обучение
Екатерина Юрьевна Уголева
16 ноября–5 декабря 2020
Дополнительное профессиональное образование
Семейное психологическое консультирование: системный подход
42 800 руб.
Участвовать
В семейной терапии акцент делается не на том, чтобы понять причины, корни, откуда произрастают проблемы в сегодняшней ситуации, а на том, куда пара хочет попасть, и как она это будет делать. Проясняются ролевые позиции и ожидания от других в семейном взаимодействии. Просто понимание тут не помогает.
Конечно, теоретически — с момента осознавания появляется возможность поступать по-иному, отступая от привычного паттерна. Но ведь речь идет о паре. А в паре – почти всегда партнеры развиваются с разной скоростью, и на момент возникновения кризиса у них может быть разная степень понимания жизни, происходящих в семье процессов, актуальной ситуации. А паре нужна помощь уже сейчас
Поэтому важно именно научить пару — делать, поступать иначе. Без длительного изменения отдельно взятых партнеров на семейной терапии мы меняем то, что происходит между ними
Тут помогает не понимание, а новый опыт. И важно, чтобы он был общий, одновременный для обоих супругов.
Человек, находящийся в личной терапии, становится сильнее. Но его личное, персональное развитие с геометрической прогрессией отдаляет его от партнера, который не пришел вместе с ним и в данное время остаётся на месте или развивается в другом направлении. Лишь на общей семейной консультации можно понять, за счет чего строится т.н. «кривой баланс» в семье – кто, к примеру, на кого сбрасывает агрессию по причине взаимодействия с третьим лицом.
Основная часть семейной психотерапии происходит не в кабинете психотерапевта, а между встречами, когда люди выполняют задания для получения нового позитивного опыта. А вот задания или упражнения эти семья получает на приеме у психолога, в безопасном и комфортном пространстве, как зерна иного взаимодействия. И потом они переносят этот опыт в свою реальную жизнь, начиная с мелочей, обычно взрослые люди на это способны.
Есть, например, упражнение «Будильник», когда дома партнеры садятся напротив друг друга и говорят поочерёдно по 5 минут, а другой – слушает.
Или – «Специальная игра», когда один что-то делает, а другой – комментирует происходящее, без домысливания.