Индивидуальный исследовательский проект «семья в современном обществе»
Содержание
Введение
Глава 1. Семья и общество
Брак и семья: определение
Функции семьи
Семья и культура
За пределами семьи
Глава 2. Семья в исторической перспективе
Основания для классификации семей в историческом процессе
Основные теории происхождения семьи
Исторические иллюстрации семейных групп
Изменения семьи в 20 веке
Новые тенденции в развитии семьи
Глава 3. Жизненный цикл семьи
Этапность в жизни семьи
Теории жизненного цикла
Описание стадий жизненного цикла
Готовность быть отцом или матерью
Готовность быть отцом или матерью
Культура и рождение ребенка
Семья и развод
Глава 4. Любовь и семья
Брак без любви или другая любовь?
Примеры любви в браке
Искусство любви в браке
Мать и материнство
Любовь вне брака
Обучение любви в семье
Отношение к любви в браке сейчас
Глава 5. Личность и семья
Женщина и мужчина в семье
Гендер и проблемы воспитания
Ребенок, личность, семья
Личностные особенности детей в зависимости от порядка рождения
Порядок рождения в мифологическом и культурном контексте
Ребенок и современная семья
Глава 6. Теоретические подходы к анализу семьи
Системный подход
Социально-экологическая семейная теория
Теория семейных систем М. Боуэна
Традиционные теории анализа семейного процесса
Детерминанты стратегий семейной социализации
Этничность и развитие в семье
Влияние новых репродуктивных технологий на родительство
Глава 7. Типология семей
Основания для типизации
Нормальные и аномальные семьи
Гостевой брак
Гражданский брак
Фактический брак
Фиктивный брак
Брак по расчету
Морганатический брак
Дети и семья
Неполная семья
Полная или нуклеарная семья
Семья на грани развода
Смешанная семья или вторичный брак
Семья с родителем, находящимся под следствием или отбывающим заключение в тюрьме
Однополый брак
Приемная семья
Религиозный брак
Глава 8. Семья с проблемным ребенком
Проблемы детского здоровья
Социальный аспект инвалидизации ребенка
Теоретические проблемы семейно-ориентированной помощи семьям с «особым» ребенком
Специфика жизненных циклов для семей с «особыми» детьми
Типы адаптации семей с «особым» ребенком к нормальной жизни
Типы социально-экономической адаптации родителей в современной России
Решение о том, воспитывать ли «особого» ребенка в семье или отдать в специальное учреждение
Задачи служб, работающих с семьями, воспитывающими особого ребенка
Глава 9. Безопасность в семье
Исторический обзор законодательных актов о семье
Исторические факты насилия в семье
Домашнее насилие
Безопасность ребенка в семье
Безопасность в супружеской системе
Насилие детей над взрослыми
Безопасная старость в семье
Теоретические подходы к объяснению причин семейного насилия
Глава 10. Основы семейного консультирования
Причины конфликтов и нарушений развития семьи
Теоретические модели психологического консультирования
Некоторые практические методы конструктивного решения семейных проблем
Некоторые технологии, применяемые при работе с семьей
Результативность проекта
Анализ обратной связи от родителей с маленькими детьми позволяет сделать вывод, что 100% участников отмечают для себя несомненную пользу от занятий: получение положительных эмоций, снятие эмоционально-психологического напряжения, осознание недостатков взаимодействия с детьми, приобретение навыков расслабления, саморегуляции, установления раннего диалога с ребенком, игрового взаимодействия, улучшение психологического климата внутри семьи, нормализация самооценки и уверенности в своих силах. Повторные скрининги детских групп указывают на положительную динамику у детей в развитии речи, двигательной активности, социальных навыков, понимания языка.
Всего за 2013 год в рамках проекта «Семья всему начало!» в детско-родительские программы было вовлечено 120 семей, воспитывающих детей од 0 до 3 лет и 46 семей с детьми от 3 до 6 лет.
12 советов по достижению семейного счастья и гармонии
1.Необходимо считаться с мнением своей половины. Не нужно считать, что ваше мнение идеально и только оно справедливо. Разные мнения о каких-либо событиях не являются негативными причинами для семейной жизни. Нет ни побежденных, ни победителей в успешной семейной жизни, просто нужно найти оптимальное решение на благо семьи.
2. Иногда могут происходить события, которые способны обидеть вас. Но необходимо учитывать, что каждый человек может сделать ошибку, так как он не идеален. Поэтому, необходимо уметь прощать. Забыть и простить. Не нужно копить в себе этот негативный осадок в памяти, который, в конце концов, может разрушить семью.
3. С годами физическая привлекательность угасает. С этим нужно считаться. Отличие настоящей любви от влюблённости заключается в том, что она не зависит от физических особенностей, базируясь на таких духовных человеческих качествах, как бескорыстие, смирение, терпение, доброта.
4. Нельзя перевоспитать человека. Закрепившийся характер определяет сущность человека, которую сломать очень трудно. Поэтому, необходимо человека воспринимать таким, каким он есть, иначе это приведёт к разрыву отношений.
5. Необходимо считаться с привычками супруга(и). Решение данной проблемы должно происходить в обоюдном стремлении найти общий компромисс, построенный на уважении друг друга. Постоянные ссоры по этому поводу приведут к распаду семьи.
Основы семейных отношений
Семья- это труд, друг о друге забота,
Семья- это много домашней работы.
Семья- это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
6. Очень важным фактором счастливой семьи является уважение к родителям, родственникам, друзьям супруга(и). В этом случае не будут разрушаться семейные и дружеские отношения, которые складывались не один год. Супруги будут благодарны друг другу.
7. Никогда не мстите. Отрицательная энергетика этого явления обязательно пропитает ваши отношения с окружением, и вы можете заплатить за это непомерно большую цену. Кроме горечи, ничего не останется.
8. Никогда не привлекайте магию к решению возникших в семье проблем. Временно искусственное и благостное эмоциональное состояние не может продолжаться долго. Ничем хорошим это закончиться не может.
9. Никогда не сравнивайте супруга(у), с каким-либо другим человеком. Это всегда приносит разочарование и создаёт почву неуверенности в своём выборе.
Реализация проекта
I. Подготовительный этап. Индивидуальные встречи с целью диагностики с семьями – участниками проекта.
Первичные встречи психологов включали проведение психолого-педагогической диагностики, по результатам которых были выявлены следующие проблемы у родителей:
- родительская неуверенность и неумение распознавать и удовлетворять потребности детей
- нарушения привязанности между родителями и ребенком;
- несоответствие ребенка «идеальному образу», имеющемуся у родителя;
- делегирование «родительских полномочий» ближайшим родственникам;
- отсутствие внешней поддержки и наличие послеродовой депрессии матери;
- необычные реакции ребенка (ребенок с особыми потребностями, ребенок с «трудным темпераментом»);
- собственный отрицательный опыт матери;
- низкий уровень коммуникаций в семьях;
- неадекватное выражение чувств родителями;
- отсутствие эмпатии между членами семьи;
- гипер-контролирующее поведение взрослых;
У детей:
- капризность;
- трудности со сном;
- чрезмерная активность и невнимательность;
- задержка речевого и двигательного развития;
- диагнозы ММД, СДВГ, НАС.
В результате в начале 2013 года 20 семей были определены для участия в программе «Радость моя, малыш!» 21 семья стали участниками психокоррекционной детско-родительской программы: «Семейная гимназия» – для родителей, «Я сам!» – для детей от 3 до 6 лет.
II. Этап реализации
1. Разработка и реализация социально-психологической программы «Радость моя, малыш!» для молодых семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет.
Цель программы – развитие ненасильственных отношений в паре «родитель-ребенок».
Программа предполагает 12 занятий для родителей с детьми, и 12 занятий отдельно для мам. Темы занятий: «Наблюдение за ребенком», «Ранний диалог», «Словарь эмоций», «Я – сообщение», «Тактильный контакт», «Организация пространства для ребенка», «Зрительное подкрепление», «Правила и ограничения», «Поощрения и наказания» (см. дополнительные материалы).
Большое значение имело формирование «раннего диалога» (см. дополнительные материалы). между родителем и ребёнком. В занятия с мамами была включена работа с видео (см. дополнительные материалы) и мультимедийным материалом (презентации, обучающие фильмы, видеоролики), а также обучение родителей технике материнского массажа. Это дало возможность родителям научиться общаться со своими детьми и развивать надежную привязанность между матерью и ребёнком. Принципы наглядности и положительного подкрепления со стороны Ведущего, лежащие в основе видео-технологии, дают возможность «посмотреть на себя со стороны» и гарантируют положительные результаты, которые можно проследить в развитии каждой семьи.
2. Разработка и реализация группы поддержки для родителей «Семейная гимназия».
Целью программы «Семейная гимназия» для родителей, воспитывающих детей с СДВГ, является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих гиперактивных детей – дошкольников.
Программы «Семейная гимназия» и «Я сам!» ведутся параллельно и представляют собой комплексную помощь по проблеме дефицита внимания и гиперактивности детей.
Каждая программа предполагает проведение 14 занятий.
Кроме того, проводятся общие занятия для наблюдения за динамикой развития отношений в паре родитель – ребенок и выявления уровня развития навыков, реализуемых по детской программой. Проводятся праздничные мероприятия ко Дню матери и Новому году.
3. Разработка и реализация психокоррекционной программы для детей с синдромом дефицита внимания «Я сам!».
Целью программы «Я сам!» для детей с синдромом дефицита внимания является развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, а также необходимых социальных навыков.
В рамках программы «Я сам!» с детьми – дошкольниками проводятся занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы посредством освоения элементов саморегуляции. В результате дети осваивают упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, дыхательные упражнения, самомассаж, элементы визуализации. Развили навык определения эмоционального состояния своего и близкого окружения, освоили техники совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
Актуальность, научная и практическая значимость
О семье написано много, поэтому встает резонный вопрос: «Зачем нужен еще один учебник? Что нового он может дать по сравнению со многими другими, написанными весьма квалифицированными специалистами?»
Рождаясь мальчиком или девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье. Семья вводит ребенка в мир природы и в мир людей, из нее он берет навыки общения с другими и способы познания окружающего. Наша страна имеет большой опыт воспитания детей вне семьи – в детских домах. И как бы много денег не вкладывало государство в материальную сторону поддержки таких детей, они не выдерживают конкуренции с детьми, вышедшими из семьей, часто тратящих много меньше средств на них, чем государство – на детдомовских. Никакими деньгами не купишь тепло человеческих отношений, то самое глубинное чему обучает семья ребенка, чтобы он стал человеком: за душевное тепло можно платить только душевным теплом.
Потребность в создании нового учебника обусловлена тем, что семья – живой крайне изменчивый организм. Не смотря на внешне кажущуюся ее фундаментальность и незыблемость, даже в течение жизни одного поколения можно видеть происходящие внутри нее изменения. Все меньше семей живет группами из нескольких поколений, все больше возникает смешанных семей, в которых родители вступают не в первый брак, а дети в них имеют родителей, живущих в других семьях. Мы видим, что многие молодые люди предпочитают вступать в брак много позднее, чем это делали их родственники несколько поколений назад. Семья из ячейки общества, одной из функций которой была хозяйственная, все больше становится местом, где люди ищут психологического комфорта, душевного тепла, а не материальной поддержки. Эти изменения необходимо описать и оценить с точки зрения их последствий для каждого члена семьи.
Кроме того, это учебник относится к учебникам третьего поколения. Новый стандарт делает акцент не столько на усвоении содержания предмета, сколько на формировании компетенций, прежде всего, применения полученных знаний в том реальном социуме, в который погружены и студенты, и преподаватели. Особенностью нового стандарта является то, что больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, их поиску необходимой информации не из одного, возможно, очень качественного, источника, но из многих. А потому учебник, в котором была бы собрана вся информация по предмету и не нужен, и не возможен, поскольку объем информации слишком велик, чтобы быть собранным в одном месте. Именно поэтому этот учебник имеет свой целью не создание информационной базы, но описание круга вопросов, направленных на исследования семьи и ее роли в современном обществе, подходах к анализу трудных, возможно, пока крайне конфликтных ситуаций, поляризующих современное общество. Задача учебника состоит не в том, чтобы в подобных случаях дать однозначно верный ответ, но в том, чтобы предложить разные подходы и взгляды на эти сложные проблемы и предоставить студентам имеющуюся на настоящий момент информацию об этом.
Открыв практически любой источник по проблемам семьи, студенты столкнутся с представлением о том, что современная семья находится в кризисе. Мы хотели показать, что современное состояние может выглядеть кризисом только в том случае, если мы полагаем, что некогда был золотой век семьи, когда она переживала расцвет, а сейчас, как это часто говорится в мифах, мы живем в бронзовом веке, когда прежние идеалы забыты. Мы хотели подчеркнуть, что во все времена у семьи были проблемы. И это не значит, что современные проблемы чем-то ущербнее прочих. Каждый этап развития человечества рождает тот тип семьи, к которому интеллектуально и морально готов человек, живущий в обществе. Меняются люди, меняются ценности, и вслед за ними меняется семья. А потому не стоит сетовать о «золотом веке», но нужно пытаться привести в соответствие человека и его семью, описать условия, при которых в семье будут созданы возможности для максимального развития каждого ее члена.