Синдром Стендаля
Характеристика синдрома и его основные признаки
Первым психиатром, исследовавшим данное явление, была Грациэлла Магерини, итальянский специалист в области психоневрологии и патопсихологии. Она исследовала близко ста туристов, посетивших памятники культуры Флонеции, которые впоследствии были охвачены состоянием, близким к шоковому. У всех испытуемых были сходные патологические реакции: учащённый пульс и сердцебиение, головокружение, приступы паники и различные виды галлюцинаций. Грациэлла Магерини так же заметила, что приступы, как правило, наступают непосредственно во Флоренции, культурно-историческом городе Италии. Специалист выделила определённые закономерности проявления синдрома в зависимости от национальной и половой принадлежности:
- так как культура азиатских стран и Северной Америки несколько отличается от европейской, люди, проживающие на данных территориях, в меньшей степени подвержены флорентийскому синдрому;
- население Италии имеет иммунитет к психическому расстройству, так как проживает в данной культурной среде с самого детства;
- наибольшую вероятность заболеть синдромом имеют одинокие, сентиментальные лица с высшим образованием (преимущественно религиозным, культурным, филологическим), преимущественно женщины.
У данного психического расстройства существует ещё одно название – флорентийский синдром, так как уже упоминалось выше, чаще всего симптомы расстройства появляются в культурно-исторических местах Флоренции.
После многолетних исследований учёные выделили основные симптомы флорентийского расстройства:
- головокружение;
- учащение сердцебиения и пульса;
- предобморочное состояние;
- ощущение нехватки воздуха, тяжёлое дыхание;
- тошнота;
- дереализация;
- деперсонализация (реже);
- галлюцинации;
- бредовые состояния;
- эйфория;
- истерия (редко);
- повышение уровня тревожности;
- приступы паники;
- агрессия;
- потеря сознания;
- нарушение памяти.
Зачастую приступ начинается при проведении определённого времени в местах, где собрано большое количество культурных и художественных достопримечательностей, например, в музеях, картинных галереях, выставках. Человек настолько внедряется в мир искусства, что как будто попадает внутрь картины, или начинает чувствовать себя великим скульптором давнего времени. Психосоматические изменения при синдроме Стендаля на начальных стадиях приступа всегда сопровождаются учащённым сердцебиением, головокружением и лёгкими проявлениями дереализации. Далее поведение каждого человека носит индивидуальный характер, кто-то начинает петь песни и кружиться в танце прямо посреди музея, а у кого-то возникает непреодолимое желание разрушить скульптуру или другой памятник культуры. Как правило, такое странное явление носит временный характер и исчезает по мере удаления человека из провоцирующей среды, в нашем случае – из музея, галереи и пр. Во всех культурно-исторических местах Флоренции действуют специально-обученные охранники, которые с лёгкостью могут распознать первые признаки синдрома Стендаля.
Флорентийский синдром может протекать в двух видах:
- кратковременный приступ;
- затяжной синдром.
При кратковременных приступах, возникающих исключительно в культурных местах, достаточно просто покинуть помещение с историческими памятниками (картинами, скульптурами). Состояние забвения обычно проходит, как только человек вдохнул свежий воздух и сменил место локации.
Однако бывают случаи, когда приступ переходит в аффективно-шоковую реакцию с затяжным характером и требует немедленной госпитализации. Иногда в состоянии аффекта люди становятся социально-опасными или же могут лишить себя жизни.
Флорентийскому синдрому наиболее подвержены люди:
- в возрасте от 25 -35 лет, преимущественно женщины;
- с высоким уровнем интеллекта;
- с ярким воображением, чрезмерной эмоциональностью и впечатлительностью;
- с высшим культурным, религиозным образованием;
- с тревожными, застревающими чертами характера;
- мнительные, параноидальные личности.
На сегодняшний день не существует однозначных причин появления синдрома Стендаля, однако, существуют некоторые научные предположения. Среди основных гипотетических причин возникновения данного психического расстройства выделяют:
- Большое скопление шедевральных памятников культуры;
- Впечатлительность и эмотивность туристов.
Лечение
В первую очередь надо увести больного с места, ставшего причиной проявления патологии. Если человеку стало очень плохо или он потерял сознание, следует вызвать бригаду медиков. В обязательном порядке больному назначают общеукрепляющую и реабилитационную терапию. Острую форму синдрома Стендаля лечат в условиях стационара.
Медикаментозные средства
Для лечения синдрома используют препараты:
- Нейролептики. Снимают чувства страхи и тревоги, снижают возбуждение и другие симптомы патологии. Их применяют при острой форме заболевания.
- Транквилизаторы. Используются при легкой стадии синдрома. Оказывают успокаивающее действие, регулируют эмоциональное состояние пациента. Назначают «Диазепам», «Хлордиазепоксид».
- Другие седативные препараты. Применяются при помощи внутривенных капельниц для борьбы с галлюцинациями, бредом и ступором.
Помощь психотерапевта
Психотерапия играет важную роль в лечении синдрома Стендаля. Она направлена на восстановление травматических воспоминаний и снижает эмоциональное напряжение. Болезнь лечат при помощи гипноза, способа убеждения, рациональной и когнитивно-поведенческой психотерапии. Эти методы помогают максимально оценить свое состояние и эмоции.
Психотерапевт старается определить причины, которые спровоцировали поведенческие реакции. При этом он подбирает необходимые защитные механизмы, помогающие больному справиться с признаками расстройства в конкретном случае. В результате такой терапии проявление симптомов снижается, Стендальский синдром удается вылечить навсегда.
При первых признаках заболевания необходимо обратиться к специалисту за грамотной помощью. Лечить патологию самостоятельно категорически противопоказано.
Туристическая лихорадка
В 20-м веке по наблюдениям доктора Грациэлла Магерини было выявлено, что множество туристов, попадающие во Флоренцию, испытывают панику и находятся в этом странном состоянии несколько дней. Именно она вспомнила о том, что Стендаль также подвергался этому состоянию, и дала ему название синдром Стендаля.
После этого доктором была проведена большая работа более чем со 100 туристами, имеющими симптомы данного расстройства. По результатам своих исследований она написала одноименную книгу, где была отмечена интересная закономерность: туристы из стран Северной Америки и Азии почти не подвергаются заболеванию, так как их культура очень далека от этого. Своеобразный иммунитет к заболеванию выработан у итальянцев, ведь вся их жизнь протекает в подобной атмосфере.
Виды заболевания
Если начать рассматривать синдром Стендаля с научной точки зрения и патогенеза, то у него есть «родственные виды»: Иерусалимский и Парижский синдромы. Парижский синдром часто свойственный японцам, приезжающим в Париж, и испытывающим огромное разочарование от вида грязных улиц. Это объясняется тем, что их реальное представление о парижанах и самом Париже не соответствует действительности. Выявлены факты, когда некоторые из японцев начинают испытывать чувство преследования, имеют острую форму бредового состояния, им характерна деперсонализация.
Крайне редко встречается Иерусалимский синдром, который проявляется манией величия и психоэмоциональными расстройствами. Суть заболевания состоит в том, что турист или паломник, очутившись в Иерусалиме, считает, что он начинает владеть силам пророчества или божественным даром.
Диагностика
Обычно синдром Стендаля имеет довольно яркие проявления, а потому для его определения не нужно быть профессиональным психологом. Но даже если пациент имеет явные отклонения, специалист обязан провести обследование, выявив причину и степень патологии. Для этого используются следующие методики:
- Беседа с пациентом. Позволяет психотерапевту установить доверительные отношения и определить истинную первопричину расстройства.
- Тесты. Комбинации специально разработанных вопросов позволяют врачу открыть те аспекты личности пациента, о которых последний может даже не догадываться.
Истории из Одесского художественного музея
Какие из полотен одесских живописцев вызывают эмоциональный отклик у большого количества зрителей? С этим вопросом мы обратились к сотрудникам Музея. И нас повели к произведению Александра Ацманчука «Полет».
Александр Ацманчук, «Полет». Работа из экспозиции Одесского художественного музея. Фото предоставлено пресс-службой музея
Картина действительно привлекает внимание благодаря ярким оттенкам и масштабности. По словам экскурсовода, именно возле неё многие замирают и не могут оторваться
Почему? Наш гид объясняет это так: «Полет» — символ любящих друг друга людей, которые сливаются воедино и становятся огнем. Многие способны понять, о чем идет речь. А те, кто не понимает, хотели бы испытать нечто подобное или стремятся слиться с кем-то в таком же порыве».
Работник музея отмечает, что и современники Ацманчука признавали воздействие работы. Правда, в большей степени с негативным оттенком: «Многие художники не могли решиться написать что-то подобное. Такое смелое, страстное и однозначное высказывание».
Тут же нас ведут к следующей картине. Со словами, что влияние искусства на человеческую жизнь может быть очень конкретным. Мы останавливаемся перед полотном Кириака Костанди «Сирень».
Кириак Костанди, «Сирень». Источник фото — Артхив
«На нем, – говорит искусствовед, — изображен реальный человек, с которым Костанди был знаком. Это Василий Алексеев. Когда-то последний действительно сидел неподалеку от монастыря, размышляя, принимать постриг или нет. Кириак Константинович подошел к нему, познакомился и они подружились. Именно общение с Костанди помогло молодому человеку выбрать путь. Он так и не ушел в монахи. Вместо этого стал художником. А момент его сомнений теперь запечатлен в картине «Сирень».
Не обошел вниманием наш гид и работы передвижников. «Такую картину не повесишь в гостиной», — говорит он, глядя на «Бесприютных» Ильи Репина
Кроме самих босяков, на полотне есть ещё одна интересная деталь. Через всю картину проходит композиционная диагональ. Она создает ощущение «неустойчивости» мира, вызывая этим у чутких людей тревогу.
Илья Репин, «Бесприютные». Источник фото — Артхив
Иногда, для того, чтобы произведение вызвало эмоции, зритель должен быть подготовлен. Например, работа «Воскрешение дочери Иаира» Репина понятна только на тем, кто знаком с библейской легендой. Ведь на картине изображено одно из наиболее символичных для христианской религии чудес. История такова: начальник синагоги — Иаир — приходит к Христу с просьбой возложить руки на его больную дочь. Иисус пошел за Иаиром. Но дома начальнику синагоги сообщают: «Дочь твоя умерла». Тогда Христос вместо того, чтобы просто вылечить больную девушку, воскрешает её и отпускает со словами: «Дщерь! вера твоя спасла тебя».
Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира». Источник фото — Родон
Работы художников могут скрывать в себе удивительные истории, быть созданными в разной манере и вызывать у зрителя сложные, часто противоречивые впечатления. Но в одном искусствоведы согласны: настоящее произведение искусства обязано вызывать эмоции.
Автор — Наталья Плахотнюк Благодарим пресс-службу Одесского художественного музея за фото работ Александра Ацманчука
Продолжение следует. Во второй части материала — комментарии дилеров и коллекционеров
Шокирующий эффект
Синдром неслучайно получил имя великого писателя.
Путешествуя по Италии в 1817 году, Стендаль описал именно те симптомы, с которыми туристов привозят в клинику к Грациэлле Магерини: «…приближаясь к Флоренции, я чувствовал, как сильно бьется сердце. Я любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Бердине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я еле двигался, боясь упасть».
Николай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо
Эффект зловещей долины
Многие пытались понять, почему эта картина имеет такое сильное негативное влияния на психику человека. И эффект зловещей долины является наиболее удачной попыткой сделать это.
Японский ученый Масахиро Мори в 1978 году провел исследование, заключающееся в изучении реакции людей на внешний вид роботов. Вначале все было вполне предсказуемым — чем более человекоподобным был робот, тем больше он нравился людям. Однако когда людям показывали роботов, наиболее похожих на человека, они вызывали у людей отвращение и даже страх. Причина была в небольших несоответствиях в схожести робота и человека. Если проще, то когда робот похож на человека от 0 до 75% он кажется милым, когда от 75 до 90% то возникает зловещая долина, а с 90% и далее человек робот снова приятен. Человек, который видит такого робота, на подсознательном уровне считает его ненормальным человеком, даже зомби. Также такие роботы имеют симметричное лицо и такую же мимику, что не свойственно человеку. Этот же эффект описан в книге Мэри Шелли «Франкенштейн».
Если принять во внимание это исследование, то мальчик, изображенный на нашей картине, как нельзя лучше подходит для объяснений. Он вызывает страх у зрителя, потому что похож на мальчика очень близко, однако не до конца
Он кажется безжизненным, хотя и выглядит как живой. Этим приемом пользуются, кстати, создатели фильмов ужасов.
А если к эффекту зловещей долины добавить еще прибавить девочку-куклу без зрачков и таинственные руки, тянущиеся к стеклу, все это в сумме дает столь непредсказуемый результат.
Что такое синдром Стендаля
Этот синдром представляет собой психосоматическое расстройство, сопровождающееся всевозможными галлюцинациями. Кроме того, человек может попытаться уничтожить произведение искусства, которое произвело на него такое неизгладимое впечатление. Обычно такому расстройству могут подвергаться люди, занимающиеся искусством.
Когда могут возникать галлюцинации?
В случае, если человек узнает сразу, одним махом, огромное количество информации и произведений искусства. Это может происходить за слишком короткий промежуток времени или же при подробном и длительном изучении исторических артефактов.
Лечение
Конкретная терапия зависит от состояния пациента. Здесь очень важен индивидуальный подход, поскольку только таким образом можно будет побороть данный синдром.
При проявления синдрома Стендаля необходимо обратиться за помощью к психиатру
В современной медицине различают два типа помощи пациенту, страдающему синдромом Стендаля:
- Первая помощь. Если проявления синдрома особо сильны, то пациента следует успокоить, не позволяя ему причинить вред себе и окружающим.
- Профессиональное лечение. Направлено на облегчение состояния пациента и предотвращение дальнейших приступов.
Оказание первой помощи
Если у человека был выявлен синдром Стендаля, то его необходимо:
- Увести подальше от потенциального раздражителя.
- Минимизировать эмоциональные и физические нагрузки.
- Вывести человека на свежий воздух или же тщательно проветрить помещение.
- При необходимости расстегнуть верхние пуговицы рубашки.
- Если спустя 10 минут приступ не прошел – необходимо обратиться за помощью к специалистам.
При остром проявлении синдрома пациент может быть направлен на лечение в психиатрическую клинику.
Терапия
В зависимости от состояния больного ему может быть назначено следующее лечение:
- При наличии у пациента истерического психоза, ступора, бредовых фантазий или галлюцинаций ему прописываются капельницы. Как правило, для лечения острых форм недуга используются нейролептики. Препараты данного типа способны быстро подавлять чувство страха, тревоги, способствуя устранению психомоторного возбуждения.
- Общеукрепляющая и реабилитационная терапия.
- Когнитивная или рациональная психотерапия, основным предназначением которой является восстановление воспоминаний травматического характера. Такие методики позволяют снижать эмоциональное напряжение.
Следует понимать, что самолечение при синдроме Стендаля категорически запрещено.
То у вас собаки лают, То руины говорят
Возможно, подобный синдром испытывал на себе и Гоголь, с которым в Италии «разговаривали» памятники архитектуры. Николай Васильевич писал: «Был у Колизея, и мне казалось, что он меня узнал, потому что он, по своему обыкновению, был величественно мил и на этот раз особенно разговорчив. Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил. Потом я отправился к Петру (собор Св. Петра) и ко всем другим, и мне казалось, они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы. В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы и считали меня за форестьера (иностранца)…»
9 июл. 2010 г.
Синдром Стендаля
Одна из моих ближайших подруг, изъездившая и исходившая весь Старый Свет вдоль и поперёк, как-то призналась в своём блоге, что сторонится хоженых туристких троп, и, в частности, известных на весь мир музеев и галерей — типа Лувра, Уфицци, Эрмитажа. Замечу сразу, что я не совсем с ней согласна; попадая в любой город, я старалась выжать из него два максимума: собственный и туристический, то есть «для себя» и «для общего развития». В комментах к её словам одна дама даже заметила, что, мол, куда приятнее посмотреть альбом с иллюстрациями у себя дома, в тиши и покое, чем толкаться в толпе разношёрстных туристов. Честно говоря — так может рассуждать только человек, ни разу в жизни не видевший оригинала. Сравнивать впечатление от «Последнего дня Помпеи», к примеру, и от её уменьшенной копии в журнале просто смешно.Но есть другая сторона вопроса — настоящие произведения искусства, особенно собранные вместе, производят на людей совершенно особенное, часто болезненное впечатление. Они даже вызывают заболевание, называемое синдромом Стендаля.«Когда я выходил из церкви святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалась, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю», — писал Анри Стендаль о своём посещении Флоренции, и эти строчки считаются характеристикой клинической картины синдрома — учащённое сердцебиение, тошнота, головокружение, обморок, приступы панического страха или агрессии. Синдром был описан в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов, посещавших Флоренцию.Именно эта болезнь заставляет ополоумевших от обилия прекрасного впечатлительных туристов бросаться на картины и скульптуры с ножом, молотком или бутылочками кислоты. Вы видели «Иван Грозный убивает своего сына» Репина в подлиннике? Я понимаю того типа, который пытался эту картину порезать. Это действительно ужасно. Это куда больше, чем холст с неравномерно нанесёнными на него слоями краски разных оттенков.В Италии больше всего достаётся творениям Микеланджело Буонарроти. Сколько раз атаковали Давида — даже смешно сказать. Фреску «Страшный Суд» ещё папа Климент Седьмой приказал замазать от греха подальше, а Восьмой вообще сбить собирался. Вы знаете — я понимаю понтификов. Это реально страшно, даже в копии. Обилие обнажённых тел вряд ли испугало Ватикан — на фреске «Сотворение мира» тоже все, мягко говоря, неодеты.А результат? По словам сотрудников отделения психиатрии флорентийской больницы «Санта-Мария Нуова», каждый год к ним доставляют около ста туристов с признаками «синдрома Стендаля». Около фресок Микеланджело кто-нибудь хлопается в обморок практически ежедневно. Интересно, что на японцев хуже всего действует Париж. Они согласны терпеть Уфицци и Прадо, но Лувр — никогда! В японском посольстве во Франции даже открыта постоянная «горячая линия» для жертв «синдрома Стендаля по-японски».Разумеется, жертвами синдрома становятся не все, а в основном люди творческие, эмоциональные, с сильно развитым воображением, неустойчивой психикой. Увы! Я тоже как-то оказалась жертвой этого синдрома — в Ораниенбауме, а именно — в Китайском дворце. Гид бубнила что-то про то, что это — единственный дворец стиля рококо в России, а я, пытаясь справиться с головокружением, медленно осознавала, что с меня уже действительно хватит!Конечно, я не пыталась ничего разбить или испачкать, но может — я просто не дошла до кондиции? Прекрасное вроде бы должно пробуждать прекрасные чувства, но на деле это совсем не так. В какой-то момент наступает точка насыщения, а за ней — непредсказуемая реакция. Так что будьте осторожны в пору отпусков, отправляясь в далёкие путешествия, дозируйте посещение музеев… Режиссёр Дарио Ардженто даже снял триллер под названием «Синдром Стендаля». Кто знает, может — эта хворь заразна?Вы спросите — к чему это я? Да так, братья-копирайтеры. Может оно и к лучшему, что мы не создаём великих произведений искусства? По крайней мере, от наших статей никто в обморок не шлёпнется и в психушку не попадёт. Хоть слабое, но — утешение!
Лечение и диагностика синдрома Стендаля
Лечение пациентов с синдромом Стендаля предполагает удаление больного из провоцирующих ситуаций, ликвидацию психических и физических перегрузок. Это снижает у пострадавшего уровень эмоционального напряжения, дает ему возможность мобилизовать внутренние ресурсы. Терапия кратковременных, преходящих психогенных реакций может проводиться в амбулаторных условиях. Лечение более тяжелых или затяжных расстройств лучше проводить в психиатрических стационарах.
В лечении острой реакции на стресс применяют нейролептики различных групп, быстро блокирующие чувство тревоги, страха, явления психомоторного возбуждения, вегетативные симптомы. Если используется хлорпромазин или галоперидол, то их в этих случаях обычно вводят внутримышечно. При психозе меньшей интенсивности показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид). В дальнейшем по мере успокоения больного психотропные средства назначают внутрь. При тяжелых истерических психозах, особенно в тех случаях, когда их клиническая картина усложняется галлюцинаторной симптоматикой (галлюцинации воображения), бредоподобными фантазиями и явлениями ступора, нейролептические средства вводят внутривенно капельно. Наиболее эффективна комбинированная терапия нейролептиками и транквилизаторами бензодиазепинового ряда.
В случаях формирования стойкой постреактивной астении показаны ноотропы: пирацетам — до 2–3 г в сутки; производные гамма-аминомасляной кислоты; пиритинол. Лечение психогенных реакций не завершается купированием психоза. В последующем необходимы общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.
Важная роль в купировании острой фазы реактивного психоза принадлежит психокоррекции. Пациенту оказывается помощь методами внушения и переубеждения. Активно используются также техники когнитивной и рациональной психотерапии, направленные в первую очередь на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний и позволяющие уменьшить аффективное напряжение, структурировать эмоции, активизировать целенаправленную деятельность пациента.
1. Руководство по психиатрии в 2-х томах, под редакцией академика РАМН А.С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.
2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э.Г. Эйдемиллера. СПб, 2005.
3. Graziella Magherini, La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell’arte, Ponte alle Grazie, 2003.
4. Лилия Илюшина. Синдром Стендаля. sova-golova.ru
5. Психиатрия. Учебник для студентов. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.
6. Международный неврологический журнал № 7 (37), 2010. www.mif-ua.com
7. В.В. Калинин. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы. Психиатрия и психофармакотерапия № 3, 2012. www.consilium-medicum.com
9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
Дальнейшая история картины
Здесь стоит оговориться, что под историей стоит понимать легенду. Некоторые события в этой легенде могли происходить на самом деле, однако остальные вполне могли быть выдуманными.
После написания картины в 1972 году ее на протяжении года выставляли в картинных галереях, где она имела очень серьезное воздействие на посетителей. Они начинали вести себя агрессивно, после чего их уводили с выставки. Сам художник ничего странного в картине не находил и всегда недоумевал, что же такого страшного в ней. В 1973 году он продал ее владельцу газеты «Лас-Анджелес таймс», который вскоре, как утверждают, принял ислам. Затем картина неизвестно каким образом попала к Джону Марли, актеру. В 1984 году он умер, а картина была выброшена на помойку.
На помойке ее нашла семья, состоящая из мужа, жены и дочери. Сам этот факт вызывает вопросы, но продолжим историю. По свидетельству самой семьи, они не нашли ничего лучше, чем повесить картину в спальне своей четырехлетней дочери. В первую ночь она прибежала к ним со слезами и сказала о том, что дети на картине начали драться
Родители не обратили внимание на слезы дочери и в следующую ночь их дочь снова прибежала к ним спальню и рассказала, что дети вышли из картины. Родители поставили камеру для наблюдения за картиной, однако та хоть и отреагировала на движения, сами движения запечатлены не были
Дальше картина куда-то исчезла на долгие 15 лет. И тут на онлайн-аукционе eBay некий аноним выставил ее на продажу (шел 2000 год). Стартовая цена была 199 долларов, купили же ее за 1025.
Что интересно, администрации аукциона приходили письма, которые требовали убрать ее с торгов, сетуя на головные боли и сердечные приступы. После этого на странице с картиной поместили сообщение о том, что просмотр ее может иметь плохие последствия, что, конечно же, придало ей еще большую популярность («Эффект Стрейзанд»). С тех пор о судьбе картины ничего не известно. Если попытаться найти закономерность, она должна была появиться через 15 лет (в 2015 году), однако этого не случилось.
Пожалуй, говорить о том, что сам художник создавал своей картине такую легенду, было бы неправильным — скорее всего он продал ее за сумму, не превышающую тысячи долларов. Да и ее перепродажа на онлайн-аукционе принесла не так много денег. Поэтому здесь мы вряд ли имеем дело с продуманной легендой. Картина и правда жуткая. И скорее всего галлюцинации она могла вызвать, ведь подобные случаи не редкость. Так если не эта картина может иметь сильнейшее влияние на психику человека, то какая же тогда?
Лечение синдрома Стендаля
Легкие стадии расстройства, как правило, не требуют специализированного лечения, достаточно просто на время изолировать человека от провоцирующих факторов. В некоторых случаях возможно употребление легких седативных и снотворных средств.
Так как клиническая картина флорентийского синдрома сходна с аффективно-шоковой реакцией в качестве медикаментозной терапии широко применяются нейролептики и транквилизаторы.
Довольно эффективной является психотерапия:
- когнитивно-поведенческая;
- рациональная;
- гипноз.
Когнитивно-поведенческая психотерапия флорентийского синдрома направлена на осознание неадекватного и спонтанного поведения в стрессовой атмосфере, поиск вероятных причин и выработку индивидуальных защитных механизмов. Тренер проводит разнообразные психологические тренинги на тему контроля эмоциональных состояний, снижения уровня тревожности и агрессии.
Рациональный психотерапевтический подход синдрома основывается на анализе, критической оценке своего состояния. Приём убеждения направлен на выработку объективных реакций на действие стрессового фактора. Данный психотерапевтический метод эффективно работает в комплексе с гипнозом.
В кинематографе
- «Ночь генералов» (), режиссёр Анатоль Литвак — генерал Танц (Питер О’Тул).
- «Синдром Стендаля» () — заключительная часть кинотрилогии Дарио Ардженто («Травма», «Церковь», «Синдром Стендаля»).
- «Методом проб и ошибок» (), персонаж Энн Флатч страдает от множества странных болезней, среди которых и синдром Стендаля. Во второй серии первого сезона она теряет сознание при виде красивой картины, а затем объясняет это упомянутым синдромом, уточняя, что он существует на самом деле. И в доказательство открывает энциклопедию «Большая книга редких когнитивных расстройств» (второе издание) на странице с описанием симптомов болезни. Книга, вероятно, является специально созданным реквизитом для съемок сериала, так как по запросу во Всемирной сети «Big Book of Rare Cognitive Disorders» (Second Edition) нет никаких результатов.
Синдром Стендаля
Систематизация и связи
Основания философии
Термины:
чувственная форма
Термины:
рациональное
Термины:
ощущение
Термины:
отношение
«Первый раз столкнулся с этим во Франции, в музее, когда какая-то японка лежала на скамейке, и у неё было сердцебиение, она задыхалась. Оказывается, это часто бывает в музеях при виде великих произведений искусства, либо невероятно красивых людей, либо каких-то величественных природных явлениях, то у человека происходит что-то наподобие панической атаки. Иногда это требует госпитализации.
Интересно другое. По данным итальянских врачей в основном это встречается в Италии, потому что самые лучшие произведения искусства сконцентрированы там.
Подвержены этому синдрому из европейцев в основном французы и русские. Видимо у нас чувство прекрасного обострено.
А вот англосаксы: что американцы, что австралийцы — те этому не подвержены. Видимо излишнее употребление жвачки на чувство прекрасного как-то негативно влияет)))».
(А.Мясников.»О самом главном» 15.08.2014).
Википедия. Ст. Синдром Стендаля — — психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых мужчин или женщин.
…туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой; итальянские туристы также имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения; среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.
Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.
Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражён глубиной чувств, которые художник вложил в своё произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину.
______________________
Когда говорит разум, чувства молчат.
Когдаговорятпушки, музымолчат
Когда говорят чувства, разум становится совершенно глухим к голосу разума. (Аврелий МарковЧУВСТВА , РАЗУМ)
Я понимаю когда говорит Разум или Сердце, но почему-то между собой они общий язык найти не могут. Вот и как тут догадаться кто из них прав.)))
_________________________________________________Объясняю эффект взаимного «замолкания» разума и чувства использованием одного и того же «аппарата сравнения» в процессе мышления.
В основе принятия решений по разуму лежит «вычисление разности» между формами «Истинное-ложное» путём создания Отношения3. (В треугольнике истины).
В основе принятия решений по чувствам лежит создание «я» (мною) Отношений 1 и 2 как разности (различия) между ними (отношениями 1 и 2) путём «ощущения» Отношения3.
Результаты взаимодействия отношений 1,2,3 в узловых точках (вершинах треугольника) неизбежно должны создавать (оставлять) формы, отпечатки (реперы, опорные точки), по которым «я» восстанавливает (восстанавливаю):
либо конструкцию (содержание) понятия (определения);
либо чувственное воспоминание понятия (о понятии) — некоторую систему отношений.
Отсюда вытекают (скорее очевидны) формы (координаты, числа) рациональные и формы чувственные.
PS.
..Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой….
А.С.Пушкин. О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ 4 ноября 1833 г.
Вполне ясно сказано, что царица умерла от родов
Однако Пушкин настоятельно вводит «Восхищение» как нечто важное в таинство рождения и смерти
Дилетант, 15 Август, 2014 — 21:21
Ужасно красиво
30 лет назад психолог Грациэлла Магерини выпустила книгу «Синдром Стендаля». Где описала десятки случаев психических расстройств у туристов, приезжающих в Италию.
Г-жа Магерини первой подметила признаки болезни
Доктор Магерини работала в клинике во Флоренции. Часто к ней приходили пациенты, которые жаловались на необъяснимую тревогу, странные чувства от цвета и звука, уход из реальности в пространство картин и странный «улет» от шедевров архитектуры. Вместе с этими симптомами у них случались учащенное сердцебиение, слабость, головокружение и обмороки. Необычную болезнь синьора Магерини назвала синдромом Стендаля. Английские же медики иногда используют термин hyperkulturemia — расстройство психики под влиянием слишком прекрасных произведений искусства.
Неудивительно, что болезнь впервые выявили именно в Италии: от здешней концентрации прекрасного у особо впечатлительных личностей начинает ехать крыша. Они теряют грань между реальностью и произведением искусства. Иногда слышат раздающиеся из картин звуки или могут почувствовать кожей изображенное на полотне.
В самых тяжелых случаях человек не владеет собой. Будто одержимый, он совершает акт вандализма: набрасывается на картину в стремлении уничтожить то, что потрясло до глубины души.
Доктор выяснила, что самые «опасные» художники — Микеланджело, Караваджо, Рафаэль и Брунеллески. Возле их произведений, считает она, необходимо поставить знаки, предупреждающие о потенциальной опасности для здоровья.