Большая энциклопедия по психиатрии — синтонность
Предисловие
Знаете, что самое смешное в книге с
названием «Антипсихология»?
То, что ее написал психолог.
Психолог и
писатель Алексей Ивакин
Ага. Обычный такой психолог. С
дипломом о высшем образовании, преподающий психологию,
более того являющийся заведующим кафедрой психологии.
Время от времени этот психолог проводит консультации,
порой тренинги. Чаще, впрочем, диагностикой балуется.
Конечно, в учебных целях. Бывает,
однако, и по спецзаказу. В смысле за деньги. В смысле не
для студентов.
Тем не менее, берет перо (виноват,
садится за клавиатуру), и ранним субботним утром
начинает щелкать клавишами.
А кот лежит на мониторе и с укоризной
думает: «За мясом бы сходил, что ли? А то кушать так
хочется…». (Сейчас Макс, сейчас, кофе допью и сгоняю в
магазин!)
Итак, зачем же психологу писать книгу
с названием «Антипсихология»?
Психотехнология – мина замедленного действия
– «Синтон-клуб» – тоталитарная секта из
разряда псевдопсихологических сект, действующих в
России, – убежден руководитель
информационно-консультационного центра по вопросам
сектантства при соборе Александра Невского Олег Заев,
который давно и тесно сотрудничает с «Бийским рабочим».
– Секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют
псевдопсихологический культ с ярко выраженной
антихристианской, аморальной направленностью, которая
выражается в следующем изречении: «слабым здесь не
место». Дело в том, что адепты этой секты, попав под
психологический прессинг Козлова, теряют свою
индивидуальность и получают серьезную психотравму. Не
буду вдаваться в подробности, но синтоновцы декларируют
свободную любовь и иные извращения, называя их
«маленькими радостями жизни», которые запрещает
общество. К сожалению, у большинства наших сограждан
низкая гражданская позиция: пострадав от деструктивного
воздействия сект, они предпочитают стыдливо
отмалчиваться, боясь, что их посчитают сумасшедшими. Это
обстоятельство позволяет руководителям сект уходить от
наказания.
– Сейчас мы живем в эпоху
психотехнологий, – объясняет кандидат психологических
наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Бийского
педагогического университета имени В. Шукшина Надежда
Варшавская. – Одно из ярких проявлений этой эпохи в
нашей стране – повальное увлечение психотренингом.
Наверное, отцы групповой психотерапии, подобно
создателям атомной бомбы, отказались бы от своих
разработок, если бы знали, во что превратится их детище.
Хочу подчеркнуть, что групповая
психотерапия как научно-психологический феномен
заслуживает уважения и имеет полное право на
существование. Но в наши дни психотренинг стал явлением
социальным. Его проводят во всех сферах – в банке, в
торговле, в доме отдыха, в школе, в оздоровительных
лагерях и т. д. Проводит кто угодно: артисты, активисты,
психологи-авантюристы, одним словом, манипуляторы
человеческим сознанием.
Опасным, на мой взгляд, в психотренинге
оказывается его «деятельный» характер. Известно, что в
поведении и личности лучше закрепляется то, что человек
испробовал на практике. Без достаточного осмысления, без
соответствующей работы души психотренинг формирует
определенные чувства и навыки. Формирование происходит в
основном через мало осознаваемые человеком механизмы
внушения, заражения, подражания. В результате происходит
становление определенных личностных структур помимо воли
и без сознательного участия самой личности. Это опасно
для общества и чревато неблагоприятными последствиями
для личности. Особенно проблемной такая ситуация
оказывается для молодого человека, неокрепшее,
нестабильное, неуверенное «я» которого стремится
защититься и обрести целостность в групповом «мы».
Сегодня у молодежи мало возможностей включения в
общности с позитивной просоциальной внутригрупповой
идентичностью. Этим и пользуются психотехнологи
различного толка. В результате, пройдя психотренинг,
человек оказывается в разрыве двух совершенно разных
миров: опыта психотренинга и реальности конкретной
окружающей жизни. Эти разные миры часто невозможно
гармонизировать: человек не может уже жить по-старому,
но и новый опыт не может актуализировать в реальности
своей жизни. Мы знаем случаи, когда это заканчивается
трагически…
Наталия Дмитриева
[править] Пятиминутка оппозиции
Disclaimer: писарь сего не является ни в коей мере козлофобом или козлофилом и лишь высказывает Независимое мнение.
Высшей Справедливости ради, а также в угоду Духу Противоречия, следует заметить, что одна из первых книг Козлова, «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» (или первая — точно сказать, какой по счету она была написана, нет возможности, ибо доблестный поиск таких сведений не особо-то находит — однако, раздача на торрент.сру и некоторые иные источники говорят нам, что это и есть Первая), была весьма годной в то время, когда рассматриваемый персонаж по объему издаваемой публицистики не конкурировал с Донцовой, читалась действительно легко (как и обещано в ее описании — sic!), и при этом весьма качественно и позитивно прочищала мозги (в хорошем смысле слова) на предмет избавления от всяких заморочек, комплексов и прочей шелухи. Это была первая книга НИКа, которая попалась в руки Анонимуса и от которой он был (и по сей день пребывает) в восторге и может смело рекомендовать брать ее с собой хоть в разведку, хоть на Селигер.
Однако ж, чем дальше в лес — тем толще партизаны, и вторая книга «Философские сказки, или Веселая книга о свободе и нравственности» пошла уже не так бодро, но была прочитана из спортивного интереса, а уже третья («Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни») не была осилена вовсе, поскольку, на вкус читателя, автор стал уже не торт, скатился в УГ и вообще… А потом еще и выяснилось, благодаря интернетам, что за аттракцион на самом деле этот их Синтон (о котором в первой книге сложилось достаточно положительное впечатление).
Тем не менее, личностям, способным сколько-нибудь критически воспринимать печатное слово (особенно всяческие учения от Признанных Гуру — чтобы на волне энтузиазма не загреметь прямиком в лапы Синтона), вышеозначенная первая книга может быть рекомендована с целью… да просто рекомендована. Главное — не увлекаться.
P.S. Я бы не стала рекомендовать его первую книгу. Он там пишет местами откровенный бред. Чего стоят только его советы относительно измены — мол, если твой муж или жена изменили тебе с твоим другом/подругой, то это исключительно повод для радости и никак иначе. Вот цитата из его книги: «Таким образом, любое увлечение может семью укреплять, если оно становится общим. Муж увлекся вашей подругой — замечательно, ведь это ваша подруга, и ваша дружба втроем должна только окрепнуть! Кем-то увлеклась жена — познакомьтесь и подружитесь с ним, тогда вы сохраните жену, семью и приобретете друга». Остальные советы из этой «замечательной» книги в таком же духе. 🙂
Основные идеи
Н. И. Козлов утверждает, что его взгляд на психологию является отдельным направлением. «Это своё, отдельное направление, которое никак, кроме как Синтон-подход, назвать нельзя». Основные положения синтон-подхода, разработанные Н. И. Козловым следующие:
Дистанция
Дистанция — это система пошагового изменения привычек, разработанная Н. И. Козловым. Суть системы в постепенном изменении привычек в области здорового образа жизни, общения с людьми, взаимодействия в семье и управления эмоциями.
Автор/Жертва
Жертва в синтон-подходе — тот, кто убеждён, что ничего не может сделать с переживаемыми им страданиями. Автор — напротив, тот, кто управляет своей жизнью, берёт ответственность за свои поступки и контролирует свою эмоциональную сферу. Переход от позиции Жертвы к позиции Автора в синтон-подходе считается одной из важнейших задач в самовоспитании.
Этическая типология личности
Типология, представленная Н. И. Козловым, базируется на двух условных векторах: О ком человек заботится и за чей счёт. Отсюда вытекает четыре смысловых поля: Забота о себе за чужой счёт (Паразит), забота о себе за свой счёт (Потребитель), забота о других за чужой счёт (Романтик), забота о других за свой счёт (Творец). Этикотип Творца в синтон-подходе считается наиболее полезным и правильным
Поэтому во многих тренингах Синтона и на Дистанции переход к типу Творца является важной задачей
[править] Сущность Синтона
На тренингах основной Синтон-программы моделируется ряд ситуаций, при выходе из которых человеку приходится выбирать — либо он дурак, либо сволочь (спасибо писателю А. Громову за формулировку). Говорят, что выбор коррелирует с реальным поведением. Как выйти за рамки навязанного выбора и остаться человеком (свободным, ответственным и т.п., да элементарно остаться в живых) — каждый решает сам за себя. Кому-то удается, у кого-то едет крыша, основная масса остается при своем. А вы думали, что в сказку попали?
К примеру, образец типичного теста: представьте, что вы находитесь на тонущем корабле (типа «Титаника») и осталась только 1 спасательная шлюпка на 5 человек, а желающих спастись, к примеру, 30. Ваша задача решить: кто должен спастись? А вы достойны ли спасения? А как бы изменилась ситуация, имей вы пистолет?
Вообще-то упражнения Синтон-программы придумал не Козлов. И до него и после их используют на тренингах чуть более чем 100% психологов. Так что если отфильтровать синтоновский срач в мозги, то на выходе получится вполне себе стандартные учебные программы.
По большей части в Синтон приходят психи-одиночки и несчастные суицидальные девочки с недотрахом. Для них синтоновский культ является решением проблемы с недостатком секса — даже прыщавым тридцатилетним задротам может перепасть что-то вследствие любви синтонисток к «Свободе».
Попадание в секту людей семейных обычно приводит либо к быстрому краху семьи, либо к воцерковлению второй половины. Другого не дано, так как:
- вера в непогрешимость Синтона и лично Козлова,
- истерия при любой попытке критического взгляда на эту секту,
- постоянное проповедование идей,
- агрессивная раздача книг и приглашений на тренинги,
- быстрое обрастание вашей семьи «знакомыми с тренинга»,
- траты больших сумм денег ежемесячно на литературу, тренинги и прочие мероприятия,
- пофигизм в отношении всех иных аспектов жизни, кроме Синтона
к другому привести не может. Если ваша вторая половина попала в секту, даже если в доме просто появились книги Козлова и их не дают выбросить — уебывайте сразу! Иначе потратите бесценные годы и будет вам потом мучительно больно.
***
Если Вам нужна помощь, настоятельно
рекомендуется, прежде чем звонить или отправлять
электронную почту, сначала прочитать информацию на
ключевых сайтах
Каждый кто профессионально занимается
проблемой сект понимает как важно человеческое участие в
беде, как сложно бывает справится со случившимся горем в
одиночку, как необходимо может быть обращение к
специалисту, но прошу понять и нас — людей и организаций
мало, финансирования еще меньше. Жертв же слишком много
Поэтому будьте готовы к тому что Ваша проблема может не
быть решена в первый же день. В любом случае не
опускайте руки и продолжайте борьбу за своих близких!
Причина третья. Самая банальная
Устал я от первокурсников, таскающих
на занятия «Самих себе психологов» в мятом ярком
переплете и задающих глупые вопросы. «А как вы
относитесь к…». Далее идет многообразие фамилий и
имен, запомнить которые невозможно. Чаще повторяющиеся,
пожалуй, — непотопляемый Н. Козлов, донельзя честная Н.
Правдина, неутомимый переписчик трансактного анализа М.
Литвак. А вообще авторам от поп-психологии несть числа.
И еще не хочется, что бы студенты мои
шлялись по разным гуманитарным фондам и центрам экологии
сознания.
Ну, вот и буду заставлять читать к
зачету. А высвободившееся время…
Ну, коту, что ли уделю?
Памяти трагически погибшего Ильи
Рахманова.
Использованная литература
Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики.-
М.: «Протестант», 1994.- 224 с.
Медведев М.Ю. Пять дней в Орхусе или
православный взгляд на «новую духовность».- Пермь,
1995.- 48 с.
Сектантство, оккультизм и
целительство в современной России: проблемы и опасности
/ Материалы к семинару 11 марта 1996 г.- Новосибирск:
Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя
благоверного и великого князя Александра Невского.-
1996.- Информационный бюллетень N1
Классификация тоталитарных сект и
деструктивных культов Российской Федерации (В помощь
епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел
Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.
Егорцев А. Вожделенная доза свободы
или «Откуда желание смерти?»// Татьянин День (газета
общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).- март
1997 г.- N11.- С.29-31.
Энциклопедия. Т.6, ч.2. Религии
мира.- М.: Аванта+, 1996.- 688 с.
Егорцев А. Вожделенная доза свободы
или «Откуда желание смерти?» // Татьянин День (газета
общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).- март
1997 г.- N11.- С.29-31.
Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286
с.
Орлин В.С. Учение Порфирия Иванова —
«Детка».- М.: «Совэкспорткнига», 1991.- 48 с.
Мороз А. Лжеучение Порфирия Иванова.
Зловредная секта «Белое Братство».- Санкт-Петербург:
«Сатисъ», 1995.- 31 с.
Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286
с.
Структура круга / Центр
психофизического совершенствования «Единение».- М.,
1993.
Щипков А. Не в сказке — наяву придет
горы Хозяйка… // Церковно-общественный вестник
(Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997
г.- N10.; Лебедева З. В лабиринтах лжеучений //
Православная Москва, февраль 1995 г.- N5-6(29-30).
Филатов С. Современная Россия и секты
// Иностранная литература.- 1996.- N8.- С.201-219.
Пальчикова Л. // Атлантида.- 1995.-
N1.
Атлантида.- 1995.- N2.
Материал, поясняющий концепцию «КАТА»
/ Методические материалы Континентальной академии
творческих аномалий.- М.
Колосовская С.Ф. Йоги и астральные
контактеры в МосГорДуме // Тверская, 13 (газета
Правительства Москвы), 5-11 сентября 1996 г.- N36
Гавэр Ж. Искусство стать и быть
человеком. Учебник живой духовности. T.I.-М.. 1991.
Кураев А. Миссионеры на школьном
пороге. — М., 1995.- 110 с.
Гавэр Ж. Искусство стать и быть
человеком. Учебник живой духовности. Т.2.- М., 1992.
Дударенок С. Смотрите, кто пришел //
Рабочая трибуна, 31 января 1995 г.
Классификация тоталитарных сект и
деструктивных культов Российской Федерации (В помощь
епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел
Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.
Вместо «Здравствуйте» – обнималки
Наверное, в жизни каждого человека
наступает некое «время Ч», когда особенно актуальными
становятся вопросы из серии «одиноки ли мы во
Вселенной?» и «зачем пришли в этот мир?». Кто-то за
ответом идет в православный храм, другой по наивности
становится жертвой многочисленных религиозных
новообразований, а некоторые начинают штудировать
психологическую литературу а-ля Луиза Хей и записываться
на различные курсы, которые призваны повысить самооценку
индивида. И ладно бы на таких курсах с ними просто
поговорили об этом, а то ведь могут основательно
заморочить голову и заставить плясать под свою
психологическую дудку…
– Я с учением «Синтон» впервые
познакомилась два года назад, прочла книгу российского
психолога Николая Козлова, – рассказывает моя проводница
в закрытый мир бийских синтоновцев, студентка Мария
Потапова.
А спустя какое-то время на городских
фонарных столбах появились отпечатанные на компьютере
объявления. Понятное дело, что восторженная девушка Маша
побежала по указанному адресу.
– Понимаете, там все настоящее! – у
девушки горят глаза. – Мы когда встречаемся, то не
говорим обычное «привет», а обнимаемся и целуемся!
Сначала мне было неприятно, когда меня трогали
незнакомые парни и девушки, а потом тренер Елена
Михайловна объяснила, что это противится моя
нравственность, которую мне навязало общество, и нужно
раскрепоститься. И я привыкла. Теперь даже нравится.
Дальше – больше. Первая психологическая
игра, в которой довелось участвовать Маше, называлась
«слепой и поводырь», и этот тренинг принес девушке
немало внутреннего беспокойства. «Поводыри» вышли из
зрительного зала, а «слепым» завязали глаза черными
повязками и раскрутили, как в детской игре жмурки. А
потом зашли «поводыри» и повели своих «слепых» по
ступенькам зрительного зала к выходу.
– Я постоянно спотыкалась и падала,
потому что мой поводырь очень неаккуратно вел меня, –
вспоминает синтоновка. – Тренер потом сказала, это
оттого, что я не растворилась в своем поводыре и не
верила ему. Я потом дома долго думала: как я могу
довериться чужому человеку? А тренер Елена объяснила,
что это тоже оттого, что на мне надеты «общественные
шоры».
«Супостат» пришел
Судя по рассказам студентки, первые три
месяца в этом новом для Бийска «психологическом
образовании» царила всеобщая гармония и любовь: группа
раскрепощалась, обнималась и играла в игры на доверие. А
потом тренер завинтила гайки: если кто-нибудь нерадивый
отказывался выполнять упражнение, он тотчас облагался
денежным штрафом и осуждением всех синтоновцев. Да и
психологические игры стали более жесткими, если не
сказать – жестокими. Как, например, вот такой тренинг: в
кабинете выключается свет и плотно задергиваются шторы.
«Жертва» залезает на стол и встает спиной к команде,
которая выстраивается вокруг. А потом добровольно падает
спиной вниз…
– Вы не представляете, как это страшно!
– у девушки округляются глаза при одном воспоминании. –
А вдруг тебя не поймают?! Я себя буквально ломала. А
потом мы играли в «Супостата». И после этой игры я
поняла, что теперь освободилась от всех общественных
норм! (Примечание МС. Это одно из
самых страшных последствий синтоновских тренингов
— ломка всех этических норм и барьеров и превращение в
разумное животное — я это хочу и делаю.).
То, что рассказала студентка, до сих пор
не укладывается в голове: это как же нужно людям мозги
промыть, чтобы они согласились принять участие в
подобном?! Итак, выбирается «супостат», который
объявляет: «Я пришел на вашу землю, чтобы поработить
вас!». Тот, кто согласен на порабощение, должен
поцеловать кончик ботинка «супостата». Тот, кто против,
считается «убитым» и должен просидеть все занятие на
корточках. Как показала практика, в итоге туфлю целуют
все, потому что просидеть на корточках два часа могут
лишь очень физически крепкие люди. Или имеющие опыт
такого сидения в исправительной колонии.
– Это не рабство! – горячится
собеседница. – Таким образом мы освобождаемся от
внутренних комплексов! Мы потом и в узников концлагеря
играли: нас захватили в плен, и мы прыгали через веревку
по приказу! Вы не представляете, какое после таких игр
наступает облегчение! Я теперь на жизнь совсем другими
глазами гляжу.
Не знаю, какими глазами теперь глядит на
мир Мария, но ясно одно: у девушки начались большие
проблемы с окружающими: она теперь общается только с
друзьями из «клуба по интересам». С другими ей скучно.
Сама призналась в доверительной беседе журналисту: «Меня
будто в этом клубе на наркотик подсадили… Ни о чем
другом даже думать не могу. Даже со своим парнем
разругалась. В клубе мне потом сказали, что он не мой
человек, слишком много комплексов у него». Как
говорится, без комментариев…
Причина первая. Любопытствующая
Вы, уважаемый читатель, не находите,
что уж очень много в последнее время встречается
рекламок-оралок-приглашалок на тему «Тренинги расширения
(вариант — сужения) сознания! Тайм-Менеджмент! НЛП для
начинающих (вариант — продвинутых), Как соблазнить
женщину своей мечты! Как перестать беспокоится, и начать
жить! Личностный рост вширьи вглубь»
Вы, уважаемый читатель, не находите,
что уж очень много в последнее время встречается книжек
в толстом и тонком переплете, гарантирующих на 100% —
оздоровление, мир и гармонию в семье, воспитание
гениального ребенка, успех в любви, моментальную карьеру
и миллион через два дня. Чего еще забыл?
Ну, вот мне и очень интересно — что
же это такое.
[править] Эволюция Синтона
1983—1995 года: «Свободный Синтон»
Козлов пропагандирует свободу (мысли, взглядов, секса, любви, семьи и т. д. по порядку) и жутко прётся от этого. Кто-то прётся вместе с ним, кто-то сваливает накушавшись свободы. Люди приходят и уходят, Синтон остаётся. Знакомые и родственники НИКа выводят уравнение № 1 «Козлов = Синтон».
1995—2000 года: «Ответственный Синтон»
Растёт и ширится клубная жизнь — сообщество синтоновцев, которым и так классно — и «личностно расти» им не то, чтобы не хочется, но уже не так интересно. Козлову не нравится, что некоторые сочли себя свободными от него самого и рядом с «Клубом Синтоном» устраивает «Тренинговый Центр Синтон», где личностный рост бьёт планы пятилетки за первые шесть месяцев. «Клуб Синтон» без НИКа тихо кончается. Тем самым подтверждается уравнение № 2 «Синтон = Козлов» (Синтон там, где Козлов, а не там, где синтоновцы).
2000—2008 года: «Успешный Синтон»
Козлов продолжает делать деньги на прополаскивании мозгов. Создаётся система внутриклубного роста «Дистанция» — набор упражнений и испытаний, проходя которые обычный синтоновец становится дистантником — то есть синтоновцем в квадрате. Странно, но сама дистанция проходится бесплатно, что наверняка стало результатом сбоя в матрице.
Козлов вводит систему кураторства. Кураторы — это конкретно синтонутые синтоновцы, которые хотят стать ведущими, но ни опыта, ни авторитета, чтобы нести слово Козловское, у них ещё нет. Поэтому кураторы занимаются волонтёрством, то есть бесплатным ведением дополнительных занятий. Редкий куратор становится ведущим, но бывает и такое. Иногда кураторы уезжают в другие города и основывают филиалы Синтона. Что творится в этих б-гопротивных заведениях не знает никто кроме местного населения и сектоведов.
2008 год и далее: «Реальный Синтон»
Из комментариев к этой статье на сайте газеты:
Ася 30.04.2010 19:33:
Такое ощущение, что секты и культы
наводнили город. Адепты сект повсюду. Даже в институтах
первокурсникам под эгидой общественной работы с
молодежью, сектантами (из администрации города!!!)
активно преподносятся их «правильные» принципы жизни,
следуя которым и дети станут такими же успешными,
богатыми, счастливыми и полезными «членами» общества.
Самое страшное в данной ситуации то, что
молодые ничего в жизни не понимают и легко ведутся на
подобные уловки этих, с позволения сказать, людей.
Теперь и не знаю как мне единственного
ребенка в институт отпускать. Сижу и думаю кто от туда
вернется — любимый сын или помешанный сектант?!
Раньше СПИДА и наркомании боялись, чего
теперь бояться больше даже и не знаю…
Бийский рабочий — 08.05.2010.
Синтон и сектоведы
«Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться» |
Очевидно, что под «добром» имеется в виду личное имущество Козлова. Нелюбовь к данному лозунгу разделяют также антиглобалисты, протестующие против глобальных амбиций Козлова по осинтониванию планеты. Наибольшее раздражение у сектоведов вызывает патологическая мелочность и сутяжность Козлова, который не даёт провести себя на жёваном говне. За последние годы НИК построил одну из самых уникальных скрытых сект — методично раскрывающую свои способы привлечения, прозрачную и подозрительно много рассказывающую о себе секту.
По сути, Синтон — это полиморфный вирус, паразитирующий на ментальном теле народа. Каждое обвинение сектофобов приводит к изменению Синтона и исчезновению найденного секто-признака. Но настоящие сектоведы знают, что Синтон просто переходит на новый уровень скрытности.
Борьба нанайских мальчиков продолжается не только на просторах рунета в целом и педивикии в частности, но и в стенах фемиды. Битва сия по сути своей окончена быть не может, как борьба иня с янем, а за унылыми подробностями и сухими формулировками можно сходить на соответствующую страницу педивикии, на которой больше пруфлинков, чем прыщей на лице Васи, не пошедшего на петтинг.
[править] Примечания
«Синтон — опиум для народа!» |
||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Синтон — материал из архивов министерства здравоохранения Луркомора. |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Синтоническая модель общения
(«синтония» — быть в гармонии с собой)
Процесс общения начинается с восприятия и протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы (PC) человека.
Визуальная PC |
Аудиальная PC |
Кинестетическая PC |
|
Более доверяет |
зрительной системе |
слуховой системе |
ощущениям, чувствам |
Употребляемые слова |
рассмотрим, яркий, любуюсь |
послушаем, звучит, громкий |
чувствовать, ощущать, тяжко на душе, обожаю |
Речь |
быстрая, громкая |
выразительная |
медленная, негромкая |
Движения глаз |
вверх влево, вверх вправо и прямо перед собой |
влево, вправо, голова наклонена |
вниз вправо, взгляд вниз |
Правила слушания |
«Я должен видеть, чтобы слышать» |
«Не смотреть, чтобы слышать» |
приблизиться |
Полимодальный «компьютерный» тип получается из кинестетика при абстрагировании от неприятных чувств. Употребляемые слова: понимаю, логично, проанализировать. Речь монотонная.
Движения глаз трудноуловимы, взгляд направлен через головы других, голова поднята вверх.
Для успешного общения необходимо:
Учесть PC собеседника и говорить на его «языке».
Определить желаемый результат и учесть интересы собеседника (что я увижу, когда достигну результата, что я услышу?).
Развить сенсорную остроту — умение замечать малейшие изменения состояния и поведения собеседника, его жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, цвета кожи, дыхания, тонуса мышц.
Шаги обучения
1) фиксация изменений в поведении человека;
2) различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении;
3) калибровка — узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам -микроизменениям.
Развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения.
Шаги обучения
1) прерывание старых паттернов поведения;
2) изобретение и использование новых способов поведения;
3) быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых неожиданных выборов.
Достичь конгруэнтности — внутренней согласованности мыслей, желаний, чувств, действий, слов, отсутствия внутренних противоречий.
Шаги обучения
1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;
2) знакомство с различными частями своей личности;
3) определение целей, желаний каждой части личности;
4) определение приоритетных целей;
6) заключение «контракта» по принятому соглашению.
Уметь достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии.
Рис. 7.5. Виды слушания