Система лейтнера для запоминания информации
Создание карточек вручную: система Лейтнера
Скрыть рекламу в статье
Создание карточек вручную: система Лейтнера
Если вы предпочитаете чувствовать в руках настоящие бумажные карточки, вместо того чтобы смотреть в холодный голубой экран смартфона, то можете создать систему интервальных повторений сами, вручную. Процесс будет более долгим, но он научит вас большему.
Учтите, что многие перечисленные мною онлайн-источники полезны в обоих случаях — как для компьютерной, так и для бумажной версий. Просто процесс копирования и вставки будет отличаться: в системе Лейтнера он дольше, гибче и иногда может выглядеть смешно, особенно если вы не слишком хороший художник. Если вы найдете с помощью Google Images прекрасный пример предложения с бесполезной для вас картинкой, то будете в лучшем положении, чем пользователь Anki (Google Images может найти пример предложения для каждого слова, если его хорошо попросить). А если вы хотите за вечер сделать три сотни карточек или кучу пар карточек на произношение/восприятие на слух, то вам придется потрудиться гораздо больше, чем тому, кто может скопировать и вставить информацию несколькими щелчками мышки.
Два лица Google Images
Раньше в Google Images под каждой картинкой была подпись, но в 2010 году была представлена новая, более быстрая версия, которая выдает гигантскую стену изображений без текста. Пролистав всю страницу вниз, вы найдете под этой стеной ссылку «Упрощенная версия». Нажмите на нее, сохраните страницу в закладки и — вуаля! — перед вами самая большая книжка с картинками во всей истории человечества. Наслаждайтесь!
Поскольку вы будете использовать не компьютерную программу, а физическую коробку с карточками, интервал между проверками будет для каждой карточки свой. Для некоторых карточек окончательный интервал будет варьироваться от двух до четырех месяцев. Это не так уж сложно: если вам трудно запомнить какую-то карточку, она будет часто возвращаться к вам, пока не дойдет до вашей долговременной памяти, а если нетрудно — ура, вы ее запомнили.
Вот что вам понадобится:
? целая гора учетных карточек (минимум две тысячи)
? большая коробка или картотека для этих карточек
? восемь разделителей для карточек (подписанных так: «новые», «уровень 1», «уровень 2» и так далее до «уровень 7»)
? календарь
? хороший набор ручек и/или карандашей (цветные карандаши помогут вам сотворить более запоминающиеся картинки).
Ваша картотека должна выглядеть так:
Оглавление книги
Создание системы Лейтнера
Немецкий ученый Эббингауз проводил эксперименты в области психологии. Он вел наблюдения за человеческим восприятием и памятью. Ему принадлежат такие открытия, как «правило 7», иллюзия луны (луна при восходе кажется больше, чем когда находится высоко в небе).
Одним из его открытий было то, что при забывании память человека теряет 75% от всей выученной информации уже через сутки-двое (48 часов). В течение 20 минут после занятий с иностранными словами забывается 42%. А по прошествии 8 суток в памяти остается всего 20% начальной информации, но этот небольшой процент позволяет человеку не забыть всю информацию в целом и является ключом к стертым знаниям.
Другой ученый Себастьян Лейтнер изучил работы Эббингауза и сделал вывод, что память хранит информацию не с одинаковой степенью забывания. Что-то запоминается легче, что-то сложнее. На основе этого вывода Лейтнер разработал систему флеш-карточек для эффективного заучивания иностранных слов. Такой метод не только сокращает усилия человеческой памяти, но и экономит время на изучения.
Описание метода Лейтнера
Метод заключается в повторении иностранных слов через разные промежутки времени в зависимости от результата воспроизведения слова по памяти. Система Лейтнера предполагает три коробки под флеш-карточки.
Соответственно, это ячейки под номером 1, номером 2, номером 3:
- в первую ячейку кладутся карточки с новыми и сложно запоминаемыми иностранными словами;
- вторая ячейка должна содержать карточки, которые были названы неправильно;
- и третья ячейка содержит карточки, на которых легко воспроизводимые слова по памяти.
Основная методика:
- Флеш-карточки из первой ячейки должны использоваться один раз в день.
- Во вторую ячейку надо поместить слова, которые не требуют частого повторения, скажем с перерывом в один день.
- В 3-ю ячейку перекладываются хорошо заученные слова из первых двух ячеек.
- Если слова на карточках из ячейки 3 частично подверглись забыванию, их стоит переместить обратно во вторую.
- Если слова на флеш-карточках из ячейки 2 вспоминаются с ошибками, то их следует переместить в ячейку номер 1 и повторять, как новые.
Для изучения английского языка, к незнакомому слову на иностранном добавляется фраза на русском. Например, «я сижу at a chair». Тем самым слово запоминается по смыслу из контекста. Каждая часть речи, в которую входит лексический вариант слова, может иметь свой цвет. Например, существительное – красный. Тут используются дополнительные цветовые ассоциации.
Также можно использовать карточки, содержащие иностранное слово и картинку с соответствующим предметом.
Главная система запоминания на русском языке от 0 до 100
Теперь, когда вы выучили соответствие букв цифрам, перейдем к следующему шагу – составлению и заучиванию главной системы запоминания.
Нам необходимо для каждого числа найти некое ключевое слово, которое мы будем ассоциировать с этим числом. Давайте начнем с цифры 0. Нам нужно найти слово, которое содержит одну из букв Н или Ф, и это слово у нас будет соответствовать цифре 0. Этому условию соответствуют слова: “Ной”, “йони”, и др. Я выбрал слово “йони” и ассоциировал его с цифрой 0. Аналогично, для цифры 1 надо подобрать слово, которое содержит только одну согласную букву – Л или Х. Этому условию соответствуют слова: ель, уха, известное матерное слова на букву Х.. и др. Я выбрал слово “ель”.
Рассмотрим другой пример – число 27. Первой цифре 2 соответствуют две буквы – Д и З. А второй цифре 7 соответствуют буквы – С и Ц. Числу 27 я сопоставил слово “заяц”. А числу 10 я сопоставил слово “луна”, ведь цифре 1 соответствует буква Л, а цифре 0 – буква Н. Таким образом, теперь каждому слову русского языка вы можете сопоставить число, а каждому числу – слово-образ.
Теперь вам надо выучить главную систему из таблицы ниже. Любое забытое число из этой таблицы вы сможете быстро восстановить в памяти, последовательно подставив между соответствующими этому числу согласными буквами разные гласные, и когда вы наткнетесь на правильную комбинацию, то нужное слово-образ немедленно восстановится в памяти.
Тони Бьюзен советует использовать для составления главной системы существительные или глаголы, потому что только с ними информация запоминается и хранится лучше всего. Тем не менее при составлении главной системы я использовал только существительные, потому что, по-моему, существительное запомнить намного легче, чем глагол. Но даже при использовании существительных не нужно брать абстрактные концепции и идеи, так как их очень сложно запоминать.
Тем не менее, если пришлось использовать абстрактную идею или концепцию, то постарайтесь перевести их на уровень конкретных понятий. Например, для слова абстрактного слова “жижа” (число 88) представьте себе огромную ванну, наполненную теплой жидкой грязью. Предметы запоминаются легче всего, особенно в движении.
Внимательно проработайте и выучите таблицу ниже. Однозначно ясно, что не получится сделать это за один раз. Лучше всего заучивать по 10 чисел в день. Помните, что заучивая главную систему, вы включаете в работу оба полушария головного мозга, развивая воображение, фантазию, способность творчески объединять предметы и явления и развиваете безграничную память.
№ | Слово | № | Слово | № | Слово | № | Слово | № | Слово |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ель (х..) | 21 | Дуло | 41 | Чело | 61 | Шейх | 81 | Вол |
2 | Еда (ад, яд, йод) | 22 | Додо | 42 | Коза (кеды) | 62 | Радио (роза) | 82 | Воз (овод) |
3 | Щи (Тай, туя) | 23 | Дети | 43 | Кот | 63 | Рот (роща) | 83 | Вата |
4 | Чай | 24 | Дача | 44 | Кок | 64 | Рак (рука) | 84 | Жук (веки) |
5 | Пай | 25 | Дог | 45 | Купе | 65 | Репа | 85 | Жопа (извините!) |
6 | Уши | 26 | Душ | 46 | Каша (чаша) | 66 | Шар | 86 | Вши |
7 | Усы | 27 | Заяц | 47 | Часы | 67 | Роса | 87 | Весы |
8 | Ёж (ева, ива) | 28 | Дева | 48 | Чужой | 68 | Ров (шов) | 88 | Жижа |
9 | Яма | 29 | Дом | 49 | Куб | 69 | Ром (шуба) | 89 | Вымя (жаба) |
10 | Луна | 30 | Тофу | 50 | Пони | 70 | Сено | 90 | Мина |
11 | Ляля | 31 | Тело | 51 | Пила | 71 | Соль | 91 | Мел (моль) |
12 | Лёд | 32 | Таз | 52 | Пузо (aйпад) | 72 | Сад | 92 | Мёд |
13 | Лещ | 33 | Щит | 53 | Опята | 73 | Сеть | 93 | Мята |
14 | Луч (лечо) | 34 | Туча (щека) | 54 | Печь | 74 | Сук | 94 | Мяч (меч) |
15 | Лапа | 35 | Тога | 55 | Поп | 75 | Суп | 95 | Маг |
16 | Лор (хор) | 36 | Тир | 56 | Апаш | 76 | Суши | 96 | Мышь |
17 | Лес (лось) | 37 | Утес | 57 | Гусь | 77 | Цеце | 97 | Мыс |
18 | Лава (лев) | 38 | ТВ | 58 | Пиво | 78 | Сова | 98 | Муж |
19 | Лоб | 39 | Туба | 59 | Паб | 79 | Сом | 99 | Амеба (мама) |
20 | Дыня | 40 | Конь | 60 | Шина | 80 | Вена | 100 | Ленин |
Теперь у нас есть система “зацепок” от 0 до 100 для запоминания чего угодно. Эту матрицу можно расширить от 100 до 1000 и так далее, составив из букв и выучив соответствующие слова-зацепки. Но есть и более легкий способ расширить главную систему, при котором не надо ничего учить. Об этом способе я расскажу далее.
Немного о разновидностях памяти и кривой забывания
Конечно, за бессонную ночь перед экзаменом можно вызубрить необходимую информацию, воспользовавшись механической памятью. Главный недостаток этого действия в том, что оно бессмысленно. Да-да, механическая память позволяет мозгу сохранять практически любую информацию без изменений, «исходник», но совершенно не позволяет производить над ним какие-то еще действия, кроме воспроизведения. Системное усвоение новой информации возможно только с помощью смысловой памяти.
Разновидности памяти: какая подойдет для учебы?
В первую очередь нужно понять, как происходит градация памяти на виды и чем эти виды друг от друга отличаются. Первая — мгновенная память — длится не более 0,5 секунд. Тем не менее, за это время органы чувств успевают отразить информацию; картина мира становится полной и детальной. Следующая называется кратковременной, такая память не превышает 20 секунд. Этот вид памяти используется во время разговора или обсуждения, новая информация сохраняется лишь в обобщенном виде. Очевидно, что если вы хотите запомнить новую лексику, эти виды памяти не стоит использовать — ведь нужные слова и выражения из нее просто физически не достать
И это не метафора: мозг «экономит» место для той информации, которую относит к действительно важной. Если он посчитает, что вам действительно нужно ее запомнить, он задействует долговременную память
Объем кратковременной памяти ограничен 5-7 единицами, поэтому рассчитывать, что вы на переменке повторите список нужных слов к контрольной просто наивно.
Когда вы изучаете новый материал, то задействуете оперативную память. Она отличается от кратковременной тем, что способна дольше сохранять промежуточные цели и знания. Оперативная память действует при работе с книгой, рефератом или исследованием: она хранит информацию столько, сколько сам человек решил. Что же происходит со знаниями после того, как дела закончены? Они могут как стереться, так и перенестись в долговременную память.
Долговременная память позволяет хранить информацию неограниченное время, именно поэтому она наиболее важна для учебы. В обучении иностранным языкам часто используется метод интервальных повторений. Его «отцом» косвенно можно считать немецкого психолога Генриха Эббингауза.
«Кривая Эббингауза» и успехи в английском
На картинке справа — знаменитая кривая Эббингауза. В своей работе, написанной еще в 1885 году, Эббингауз исследовал «чистую память», то есть память, на которую не влияют процессы осознанного мышления. С целью эксперимента он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и одной гласной буквы. Выборка производилась так, чтобы ни сам слог, ни их порядок не вызывали у испытуемого ассоциаций. Из графика, отражающего результаты исследований, видно, что забывание усвоенного материала идет очень быстро уже в течение первого часа. То есть, повторять материал сразу перед экзаменом — вредно! Есть риск, что вы вообще ничего не вспомните, еще и растерявшись в стрессовой обстановке. Эббингауз показал: в течение первого часа люди забывают 60% информации. Это больше половины, тогда как за следующие 10 часов теряется всего 5% информации. Постепенно процесс забывания замедляется и через 6-7 дней в памяти остается 1/5 материала. Как же вернуть остальные 80%?
Метод интервальных повторений для изучения английских слов
При разговоре о методе интервальных повторений сразу возникает ассоциация с интервальными тренировками и упражнениями — безусловными составляющими спортивной подготовки. Смысл их заключается в чередовании этапов занятия с низкой нагрузкой и этапов, которые требуют серьезных усилий. Такая технология заметно сокращает время тренировки, но качество занятия заметно возрастает. Мозг, конечно, не мышца, но тоже нуждается в регулярных тренировках. Весь секрет — в выборе правильного интервала между тренировками. Согласно методу, лучше всего мы вспоминаем, когда вот-вот готовы полностью забыть. Парадокс, но это работает.
Метод интервальных повторений на практике: советы студентам
Итак, как понять, что настал тот самый момент, когда нужно извлечь из памяти слово и «обновить» его? Специалисты считают, что интервалы между повторами должны быть как можно длиннее (на стороне студента будет статистический эффект распределения) и, в то же время, достаточно короткими, чтобы окончательно не забыть информацию. Попробуем на практике?
К примеру, вам нужно выучить слово «foal»
Первый раз необходимо повторить его примерно через пару минут после первого прочтения и осознания перевода термина (задействуем смысловую память — это важно!). Через час вы понимаете, что не уверены в произношении? Вернитесь к слову
Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей. Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:
5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.
Метод Лейтнера
Хорошо, про частоту повторений понятно. Но что делать, если они малоэффективны, поскольку плохо развита визуальная память? Еще в 1970-е гг. ученый и журналист Себастьян Лейтнер придумал систему карточек, которую потом с успехом воплотили в разных компьютерных программах по обучению иностранным языкам. Обычные бумажные флэш-карточки превратились в электронные, а метод остался прежним.
Итак, заготовьте карточки с необходимой лексикой, рассортируйте их по коробкам. Помимо самого английского слова пишите перевод на русский и транскрипцию. В первую очередь определите, сколько коробок будет в вашей собственной системе. Но считается, что оптимальное количество коробок не должно превышать пять: в ином случае вы просто не будете успевать использовать их все. Лучше всего использовать три коробки: самую сложную коробку, самую легкую коробку и коробку с «ошибками». Одну коробку с наиболее сложными для запоминания словами нужно повторять ежедневно. Вторую — раз в двое суток, третью — один раз в неделю и так далее.
Если вы знаете, что выучили одну карточку, ее нужно перекладывать в следующую коробку, к примеру, из стопки для ежедневного повторения она может перейти в коробку номер два. Что делать, если вы не верно перевели или произнесли слово из любой коробки, помимо первой? Нужно вернуть ее — как бы то ни было обидно — в первую коробочку и повторять каждый день.
Этот метод можно модифицировать: например, записывать на карточку не перевод, а картинку или любой другой образ (знак), помогающий запомнить слово
Важно не останавливаться, а превратить набор знаний в единую систему, некую «картину мира»
Таблица соответствия букв и цифр
Цифра | Буквы | Как запомнить | Суммарная частотность букв |
---|---|---|---|
н, ф | Наф Наф (для детей, йони — для взрослых) | 6.96% (н-6.70%, ф-0.26%) | |
1 | л, х | Олух (лох, х..) | 5.37% (л — 4.40%, х — 0.97%) |
2 | д, з | ДЗ (домашнее задание) | 4.63% (д — 2.98%, з — 1.65%) |
3 | т, щ | Тёща | 6.62% (т — 6.26%, щ — 0.36%) |
4 | ч, к | ЧК | 4.93% (к — 3.49%, ч — 1.44%) |
5 | п, г | ПГ (пожарный гидрант) | 4.51% (п — 2.81%, г — 1.70%) |
6 | ш, р | Шар | 5.46% (р — 4.73%, ш — 0.73%) |
7 | с, ц | Сцена | 5.95% (с — 5.47%, ц — 0.48%) |
8 | в, ж | Вжик | 5.48% (в — 4.54%, ж — 0.94%) |
9 | м, б | МегаБайт | 4.80% (м — 3.21%, б — 1.59%) |
Чтобы вам легко было выучить соответствие букв цифрам, обратите внимание, что для 8 из 10 цифр первая буква в цифре совпадает с одной из букв, которые надо выучить:
- – ноль, одна из букв – Н;
- 2 – два, одна из букв – Д;
- 3 – три, одна из букв – Т;
- 4 – четыре, одна из букв – Ч;
- 5 – пять, одна из букв – П;
- 6 – шесть, одна из букв – Ш;
- 7 – семь, одна из букв – С;
- 8 – восемь, одна из букв – В.
Также в таблицу выше я вписал слова-зацепки, которые помогут вам запомнить буквы, соответствующие цифрам.
Лучшие приложения для изучения иностранных слов
Компьютер значительно облегчает сейчас наш труд и позволяет создавать карточки онлайн. Ниже приведен перечень полезных программ, которые помогут вам значительно продвинуться в английском.
- Anki занимает первое место в топе программ для запоминания иноязычной лексики. Карточки организованы в тематические колоды, а помимо общей информации о слове даются примеры употребления в разных контекстах, что невероятно полезно;
- Tinycards имеет доступный интерфейс. В нем, как и в предыдущем приложении, пользователь может создавать собственные подборки слов. Милая инфографика привлекает молодежь, поэтому наибольшей популярностью приложение пользуется у юных пользователей;
- Quizlet имеет шесть режимов, по сути, обучение в нем выстроено на забавных мини-играх. Но в нем есть и режим с карточками. Бесплатное приложение отлично помогает в краткие сроки запоминать большие объемы информации;
- LinguaLeo требует специального плагина для браузера, чтобы система с карточками начала работать. Функция пользуется спросом, потому что LinguaLeo позволяет сохранять все в личный словарик, к которому можно возвращаться в любой момент;
- Flashcards+ позволяет добавлять картинки и создавать двухсторонние карточки, есть возможность работать со словами учителя: вы можете скачивать чужие наборы карточек. Другой плюс заключается в том, что приложение синхронизирует устройства.
Интервальное повторение направлено лишь на одну из граней изучения языка — запоминание. После того, как вы освоили его, стоит искать новые решения и расширять зоны использования метода интервальных повторений во всем образовательном процессе.
Предлагаем посмотреть полезное и занятное видео про метод интервальных повторений:
Примеры
Пример 1. Карточки сортируются по трем группам: группа 1, группа 2 и группа 3. В группу 1 помещаются карточки с новыми словами и со словами, которые ученик усвоил плохо. Группа 3 содержит карточки со словами, которые ученик знает очень хорошо. Ученик может повторять слова из группы 1 каждый день, слова из группы 2 каждые три дня, а слова из группы 3 каждые пять дней. Если ученик смотрит на слово из группы 1 и вспоминает его значение, то карточка перемещается в группу 2. По такому же принципу карточки из группы 2 перемещаются в группу 3. Если же ученик не может вспомнить значение слова на карточке из группы 2 или 3, то эта карточка возвращается группу 1, и процесс повторяется вновь до прочного усвоения информации.
Пример 2. В данном способе используется 12 колод флеш-карточек.
Текущая колода => 0-2-5-9 • 1-3-6-0 • 2-4-7-1 • 3-5-8-2 • 4-6-9-3 • 5-7-0-4 • 6-8-1-5 • 7-9-2-6 • 8-0-3-7 • 9-1-4-8 => колода изъятия
Карточки из 1-й (текущей) колоды повторяются ежедневно до усвоения информации. Затем они переходят в одну из десяти промежуточных колод, первая цифра которой совпадает с номером занятия. Занятия проводятся каждый день, им присваиваются номера от 0 до 9, затем нумерация возобновляется.
Вторая, третья и четвертая цифры колоды — номера занятий, когда карточки проверяются на усвоение. При ошибке или забывании карточка возвращается в текущую колоду. На занятии, номер которого совпадает с последней цифрой колоды, карточки с усвоенной информацией изымаются и помещаются в колоду изъятия и более не используются. Таким образом колода пустеет и заполняется на следующем занятии усвоенными карточками из текущей колоды.
Например, занятие №6. Карточки с усвоенными словами из текущей колоды перемещаются в колоду 6-8-1-5. Затем повторяются карточки со словами из колод 4-6-9-3 и 1-3-6-0. Если ученик не может вспомнить значение каких-либо слов из этих двух колод, то карточки с этими словами возвращаются в текущую колоду. Карточки с усвоенными словами из колоды 7-9-2-6 перемещаются в колоду изъятия, а неусвоенные — в текущую колоду. Таким образом колода 7-9-2-6 пустеет и заполняется на следующем, 7-м занятии карточками из текущей колоды.
Как легко расширить главную систему от 100 до 1 000 и далее до 10 000
Чтобы расширить список 100 базовых слов главной системы до 1000, можно использовать метод умножения, который заключается в том, что вы заворачиваете, погружаете или раскрашиваете блоки главной системы в различные субстанции и вещества.
Например, чтобы получить числа от 100 до 199, мы, как советует Тони Бьюзен в книге “Суперпамять”, будем все числа главной системы помещать в огромную глыбу льда. Поэтому, например, 101 – это у нас будет “ель” (число 1) в глыбе льда, а 142 – это “коза” (число 42) в огромной глыбе льда, и так далее.
Вы можете видоизменять (“умножать”) числа главной системы следующим образом, чтобы расширить ее до 1000:
- 100 – 199: помещаем в огромную глыбу льда;
- 200 – 299: погружаем на дно океана;
- 300 – 399: бросаем в огонь;
- 400 – 499: делаем металлическим;
- 500 – 599: делаем из этого предмета одну из планет, которая вращается вокруг Солнца;
- 600 – 699: делаем полностью прозрачными;
- 700 – 799: надушите любимыми духами;
- 800 – 899: расположите в центре оживленного шоссе в вашем городе;
- 900 – 1 000: поместите на одиноком облаке, плывущем по ясному небу.
Таким образом, у нас теперь есть главная система размером в 1 000 чисел. Чтобы расширить ее до 10 000, используйте этот же метод умножения, но раскрашивайте блоки, соответствующие тысячам в разные цвета, или снабдите характерным звуком, или пусть они у вас обладают каким-то запахом, вкусом или осязательной текстурой. Создайте такую матрицу умножения, которая легко запомнится именно вам. Я создал примерную матрицу расширения главной системы до 10 000 (усовершенствуйте ее для себя!):
- 1000 – 1999: окрашиваем в красный цвет;
- 2000 – 2999: окрашиваем в оранжевый цвет;
- 3000 – 3999: окрашиваем в желтый цвет;
- 4000 – 4999: окрашиваем в зеленый цвет;
- 5000 – 5999: окрашиваем в голубой цвет;
- 6000 – 6999: окрашиваем в синий цвет;
- 7000 – 7999: поместите внутрь огромного лимона и сделайте кислым на вкус;
- 8000 – 8999: поместите внутрь огромного арбуза и сделайте сладким на вкус;
- 9000 – 10 000: поместите внутрь огромного яблока и придайте соответствующий вкус и запах.
В других статьях рубрики “Суперамять” я подробно расскажу, как использовать главную систему для запоминания стихов, текстов, телефонов, больших чисел и игральных карт. И если вы серьезно хотите развить свою память, то обязательно изучите и применяйте основные принципы отличной памяти.
comments powered by HyperComments