Что такое системное мышление?

Системное мышление для всех — Что такое система?

Система, по определению, это множество взаимосвязанных и взаимодействующих частей (элементов), образующее вместе единое целое.

То есть, всё, что вас окружает, это системы. Вы сами — это система. Ваша семья — это система. Организация, в которой Вы работаете — система. Компьютер или планшет, на котором Вы читаете этот текст — тоже система. Даже то блюдо, которые Вы ели недавно на обед — система!

Вы легко найдёте системы везде. Достаточно заметить, что какие-то отдельные предметы или люди как-то связаны между собой и что результат получается только в результате взаимодействия этих частей, как Вы немедленно обнаруживаете очередную систему.

Что такое системное мышление?

Системное мышление для всех — Как всё связано? От атома к Вселенной.

У любой системы есть три основных свойства: целостность, иерархичность и синергичность. Сейчас мы разберемся, что скрывается за этими терминами…

Очевидно, что система нормально работает только тогда, когда все её части собраны вместе. То есть, когда система целостна

Попробуйте снять у автомобиля колесо и прокатиться на этом авто, как вы немедленно поймете важность целостности для любой системы

Любая часть системы состоит, в свою очередь, из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. То есть, по определению, сама есть система. Одновременно, любая система является частью какой-то более крупной системы, в которой она взаимосвязана и взаимодействует с другими системами. Так образуется иерархия систем. Вода, которую вы пьёте во время, например, завтрака является частью этого завтрака наравне, скажем, с бутербродом. В свою очередь вода состоит из молекул, которые состоят из отдельных атомов. Так можно продолжать в обе стороны, двигаясь от элементарных частиц к Вселенной и назад.

Каждый из органов, составляющих ваше тело, сам по себе, в отдельности, не может думать, чувствовать, двигаться, изменять окружающий мир. Только все органы вместе, во взаимосвязи и взаимодействии, приобретают эти свойства человека. Получается, что функционал системы — это не простая сумма свойств и возможностей её частей. В этом объединении рождается что-то новое, несвойственное частям. В результате, возможности системы превосходят сумму возможностей её частей, а общая производительность или функциональность системы получается лучше, чем у её частей по отдельности. Это свойство и называется синергичностью (от греческого συνεργία — сотрудничество) или эмерджентностью (от английского emergent — неожиданно появляющийся) системы.

черты

Он основан на теории систем

Теория систем — это междисциплинарное исследование сущностей, образованных различными взаимозависимыми частями, естественными или созданными человеком. Каждый из этих объектов известен как «система», и они обычно описываются в соответствии с их ограничениями, целью или способом функционирования..

Системная теория говорит, что каждая из этих сущностей больше, чем простая сумма ее частей. Это связано с такими эффектами, как синергия или возникающее поведение.

Как таковая, эта дисциплина утверждает, что невозможно понять, как работает система, не поняв сначала, каковы ее компоненты и как они связаны друг с другом..

В связи с этим общая цель теории систем состоит в том, чтобы выяснить, какие границы, динамика, условия, цели и отношения лежат в основе каждого из этих объектов..

Он может быть применен практически к любой области и в настоящее время используется в различных областях, таких как философия, управление бизнесом или наука.

Системное мышление, основанное на этой теории, является формой рассуждения, которая пытается понять части, которые составляют набор, и как они связаны друг с другом. Этот тип анализа помогает найти основные причины ситуации, позволяя человеку изменить ее.

Это идет от частного к общему

Системное мышление использует очень специфическую процедуру для анализа набора или конкретной ситуации. Первоначально, объективные данные, которые подсчитываются в каждый момент, такие как наблюдаемые результаты или ситуация, из которой они разделены, рассматриваются. Затем они пытаются найти причины и экстраполировать их на другие области..

Вообще, способ, которым мы думаем, сильно отличается от этого. Обычно, когда у нас возникает конкретная проблема, мы ищем причины в недавнем прошлом и в ближайших ситуациях; и, пытаясь ее решить, мы ориентируемся на решения, которые работают в краткосрочной перспективе и не беспокоятся о далеком будущем.

Напротив, системное мышление пытается найти все причины ситуации и все элементы, которые могли на нее повлиять, независимо от того, насколько они далеки во времени и пространстве..

Кроме того, предлагаемые решения могут быть экстраполированы на другие подобные ситуации. С другой стороны, они учитывают как краткосрочную эффективность, так и возможные риски в отдаленном будущем. Это может быть сделано только путем полного понимания всех элементов, которые влияют на конкретный сценарий.

Используйте инструменты и методы, чтобы помочь по-разному отражать

Системное мышление — это навык, который большинство людей не имеют столь хорошо развитой серии. Чтобы облегчить выполнение этого процесса, теоретики теории систем создали большое количество инструментов и процедур, которые могут помочь нам в его применении..

Эти инструменты основаны на правилах, управляющих системным мышлением. Его главная цель — помочь нам наблюдать за ситуацией под другим углом..

Таким образом, вместо того, чтобы сосредоточиться на настоящем и конкретном сценарии, эти методы облегчают поиск компонентов системы..

Конкретные инструменты, используемые системным мышлением, варьируются в зависимости от сферы применения. Можно найти наборы методов для управления бизнесом, критического мышления или личного развития. Фактически, в последние годы в каждой из этих тем появилось специализированное обучение..

Позволяет действовать более эффективно для решения проблемы

Основным преимуществом системного мышления является то, что оно позволяет нам полностью понять причины, которые привели к данной ситуации.

Кроме того, это также помогает нам понять все элементы, которые вызывают его продолжение. Эти две характеристики являются ключевыми, когда дело доходит до изменения сценария, который нам не нравится.

Полностью понимая причины ситуации и ее компоненты, можно разработать решение, которое будет эффективным как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе..

Таким образом, системное мышление, несмотря на то, что оно иногда сложно применять, дает большие преимущества в тех областях, в которых оно применяется..

Об этом курсе

Недавно просмотрено: 21,525

Системное мышление является общим навыком, необходимым всем специалистам, которые участвуют в коллективной работе по выполнению сложных проектов, оно лежит в основе деятельности системных инженеров, менеджеров и технологических предпринимателей. Знания и навыки системного мышления незаменимы для выстраивания междисциплинарной работы, и позволяют проектной команде эффективно общаться на общем для всех системном языке.

Предыдущие поколения системного подхода в инженерии не учитывали важность стейкхолдеров, представления жизненного цикла не как последовательности стадий, а как набора практик. В данном курсе предлагается вариант, основанный на стандартах и публичных документах последних пяти лет, изложение строится на схемах и поддержано задачами по практическому использованию понятий системного подхода

Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта (в том числе, для сложных случаев сервиса и программного обеспечения), различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации междисциплинарных предпринимательских, инженерных и менеджерских работ для сложных проектов.

Вы узнаете:
− О различиях потребностей, требований и ограничений
− О представлении деятельности в виде набора практик
− Об архитектуре системы
− Как пользоваться системной схемой проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда) для уменьшения проектных рисков
− Как отличать важные решения от менее важных
− Как бороться со сложностью в самых разных проектах
− Как определить свою систему среди чужих
− Как объединять в мышлении продукт и деятельность по его созданию
− Какие бывают виды жизненного цикла
− Как объединить деятельности техпредпринимателя, инженера, менеджера

Курс разработан компанией «еНано» (входит в группу РОСНАНО и является разработчиком дистанционных образовательных курсов и программ по нанотехнологиям и технологическому предпринимательству) — образовательным партнером МФТИ. Рекомендован Русским отделением международного совета по системной инженерии (INCOSE), https://incose.ru.

Системное мышление и семья

Я, конечно, как и любой другой нормальный человек, переживаю не только по поводу дел амурных. Мои отношения с родителями точно так же не идеальны. Нет, в целом все замечательно, я очень люблю всех своих близких, у меня с ними внешне хорошие отношения. Но ведь всегда найдется какое-то «но».

Вообще проблемы в отношениях внутри семьи — это закономерно, если под одной крышей вынуждены жить очень разные люди. Это я понимаю уже сейчас, благодаря системному мышлению. Понимаю, что мама с опорой на кожный вектор и дочь с опорой на анальность по многим пунктам будут ссориться и плодить непонимание, как, например, и сын со звуковым вектором с отцом без оного. Все это происходит не потому, что воспитание плохое (хотя оно легко может быть не таким, как надо этому ребенку) или дети уродились непонятно в кого, а потому, что люди не совпадают по векторам. Или потому что люди несчастливы.

Это я понимаю сейчас. А до того, как системное мышление поселилось в моей голове, я обвиняла и обижалась, критикуя близких за их несовершенство. Тихонечко все это делала, не вслух (иногда). Но ведь делала.

Причем ни критика, ни обиды, ни даже анализ чужих поступков ничего не меняли и не улучшали в чем-то проблемных отношений. Ничего бы не поменяли в лучшую сторону и какие-то более радикальные действия, на которые, я знаю, иногда идут люди: разрыв отношений с родственниками, бурные ссоры, предъявление жестких требований и так далее.

Все поменяло только одно — осознание чужой неповторимости и истинных причин всех проблем. И уже просто любишь своих близких за то, какие они есть, и улыбаешься (а не раздражаешься или обижаешься за это) их маленьким отличиям от тебя самого. И в этом опять-таки «виновато» системное мышление.

Что значит, возлюбить ближнего своего как самого себя

В процессе тренинга Юрий Бурлан очень ярко и точно показывает различия людей. Каждое слово находит подтверждение в жизни, и мы уже не способны обижаться на другого человека за то, что у него отличные от наших приоритеты, ценности, способности. Мы уже не требуем от других людей того, что для них является невозможным.

Благодаря системному мышлению, понимая свойства и желания людей, их отличия от нас мы сможем ощутить другого как самого себя, а это уже само по себе поднимет отношения между людьми на совершенно новый уровень взаимодействия. Мы не можем причинять вред себе. Ощущая другого как самого себя, мы не сможем причинить ему боль. Ощущая его желания, как свои собственные, мы придём от потребления к отдаче как в личных, так и в общественных отношениях

При таком взаимодействии мы сможем жить вне ограничений, они будут просто не нужны.Особенно важно это в отношении детей. Системное мышление даёт возможность дифференцировать свойства детей уже на самом раннем этапе их жизни. Понимая их желания и чувства, как свои, мы уже не сможем, даже невольно, из лучших побуждений, навредить им, но сможем обеспечить самое главное — базовое чувство безопасности и максимальное развитие

Ощущая чужих детей как своих, мы не сможем пройти мимо фактов причинения вреда им.Кожная фаза развития в отличие от анальной, длившейся 6 000 лет, очень короткая, тонкая, как кожа человека, ограничивающая внутреннее и внешнее. Общество потребления уже изживает себя. Об этом говорит растущая, несмотря на огромные возможности современного мира, неудовлетворенность и зашкаливающая неприязнь. И никакие ограничители уже не сдерживают ее – ни культура, ни закон.Созрела необходимость в ограничителе нового рода. Для этого человечество должно выйти на новый уровень развития. Научиться понимать Психическое человека и те законы, по которым оно живет. Выйти из ощущения единства моего Я и ощутить единство вида. Только в этом случае, возможно выйти на новый уровень взаимодействия, когда каждый вкладывает в целое, обеспечивая тем самым и свою личную безопасность и счастье.

Просмотров:
113

Поделитесь этим с другими:

Тесты на системное мышление

В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие. Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного. Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.

Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек». Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.

Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:

1.Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.

2.Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.

3.Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.

Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:

1.Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.

2.«Системные» вопросы:

—  затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;

—  отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);

—  отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;

—  отражающие взаимосвязи между элементами системы.

Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.

Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.

Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.

Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн . Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Nicholas Wang

Системная холархия

На этой неделе мы будем привыкать к мысли, что все системы вложены друг в друга, как матрёшки – главное отношение между ними «часть – целое», отношение состава

И основных систем будет пять разных видов, которые нужно будет различать, и если вы забыли подумать о системе какого-то вида в вашем проекте, то вам придётся подумать: системное мышление поможет не забыть о важном. Потребности и требования – вы перестанете их путать, они окажутся описаниями разных систем

А ещё на этой неделе будет знакомство с системами систем и предостережение об опасностях инженерных методов работы с системами из людей.

Часов на завершение
5 ч. на завершение

Reading
9 видео ((всего 103 мин.)), 1 материал для самостоятельного изучения, 5 тестов

Просмотреть все

Системное мышление для всех — Интересно? Продолжение следует…

Вот и подошел к концу мой короткий рассказ про системы, системный подход и системное мышление. Надеюсь, что теперь вам стало понятно, зачем нужно мыслить системно и какие преимущества лично вам может дать развитие в себе системного мышления.

В ближайшее время я сделаю заметку, где подробно объясню в какой последовательности и с помощью какой литературы вы можете попробовать самостоятельно освоить системное мышление. Возможно, в будущем, я создам подробный практический аудиокурс посвященный системному мышлению. А пока, если вас заинтересовало развитие способности мыслить системно, я могу предложить вам двух-трёхдневный индивидуальный интенсивный очный курс. За это время мы сформируем у вас основы «системности» в познании окружающего мира и выработаем начальные навыки «системного управления» реальностью.

Что такое системное мышление?

Самостоятельно осваиваем системное мышление.

Зачем «обычному» человеку системное мышление?

Логика в картинках – будущее и перспективы

Логика в картинках – законы и ошибки

Логика в картинках — определения и высказывания

Что такое «системное мышление»?

Как мы учимся?

Особенности системного подхода

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики[источник не указан 2561 день] к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более эффективного подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Для чего используют?

Системное мышление необходимо людям, занятым в сфере науки, искусства, образования, политики, бизнеса, менеджмента. Его используют в качестве конкретного и структурированного инструмента в области инженерии, физики, логистики. Технология распределённого учёта даёт новую жизнь информационным системам в сфере программной инженерии. Системный мыслительный подход помогает человечеству ориентироваться в запутанном мире новых и старых способов работы. Он выявляет лучшие из многочисленных практик предприятия и способствует эффективному развитию проекта.

Выбор правильных методов управления и внедрение новых технологий помогают устранить ошибки. С помощью системного мышления решают различные производственные, исследовательские и жизненные проблемы

Этот вид мыслительной деятельности является важной составляющей для руководителей, так как мыслящий системно человек обладает рядом свойств:

  • умением эффективно управлять любыми системами, в том числе и организовывать труд других людей;
  • гибкостью ума, готовностью к развитию и изменению своих убеждений;
  • умением переключаться с одного объекта на другой;
  • способностью разглядеть закономерность процессов и обратную связь;
  • умением грамотно построить цели и найти способы их достижения;
  • возможностью восприятия ситуации с различных ракурсов;
  • способностью оценивания событий и сведений в комплексе, то есть целостно;
  • умением различать связи между отдельными частями всей системы, а также объектами, расположенными вне её;
  • искусством создания моделей реальных событий, с помощью которых можно установить причинно-следственные связи и увидеть различные варианты их развития;
  • способностью прогнозирования и выбора подходящей тактики поведения в любой сложившейся ситуации.

Системный подход используется при создании новых технических и организационных систем, объединении знаний из разных теоретических данных. Он даёт возможность правильно анализировать ситуацию. Чёткое понимание устройства мира снижает количество совершаемых ошибок. Системное мышление используется в построении личных взаимоотношений, помогает индивиду осознать происходящие вокруг события.

Личность, умеющую мыслить системно, сложно ввести в заблуждение.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

1.Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).

2.Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:. 1.Для чего нужна эта система?

1.Для чего нужна эта система?

2.Как она действует?

3.Какие части помогают выполнять её главную функцию?

4.Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» –  значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1.Определите «рамки», для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2.Определите процесс. Для этого:

а). Решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)

б). Определите происходящие процессы.

в). Найдите тот процесс, который нужно изменить.

3. Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления.

4. Создайте структурные схемы:

—  выявите важные моменты для работы системы;

—  выявите взаимозависимость этих моментов;

—  прорисуйте существующие между ними связи;

—  выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;

—  распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5. Определите, что известно о затруднениях:

—  какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;

—  каковы проблемы;

—  каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6. Составьте проект новых организованностей:

—  определите, каковы они;

—  какие из них останутся неизменными;

—  какие из них получат иные функции;

—  в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7. Подберите и подготовьте новых специалистов. Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения. Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались. Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Упражнение по развитию системного мышления

Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:

  1. Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
  2. А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.

Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.

Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.

Проблемы личностного роста в контексте мышления

Когда человек сталкивается с проблемой, требующей творческого мышления, или же им овладевают большие амбиции, возможность достижения успеха часто оказывается тесно связанной с правильной постановкой целей. Иногда, уже на этом этапе совершаются фатальные ошибки. Затем следуют бесконечные хождения по кругу и битье головой об стену.

Как решить эту задачу? Давайте начнем с парадоксального утверждения. Можно ли предположить, что, в какой-то степени, целеполагание – для неудачников?

Пример. Некий человек пытается сбросить пятнадцать килограммов лишнего веса. Для этого он регулярно посещает спортзал, ходит на пробежки, старается ограничивать рацион. В течение всего времени, в которое человек занят достижением своей цели, он фактически от нее оторван. Хотя при этом остается неясным, достигнет ли он ее в принципе. По сути, пять-шесть месяцев, когда наш вымышленный персонаж усиленно совершенствует свое тело, он находится на приличном расстоянии от своей цели.

Другими словами, люди, ориентированные на цель, переживают состояние неудачи, которые, как они надеются, будут временными.

Конечно же, ни в коем случае нельзя однозначно определить процесс целеполагания как провальный. Но проблема в том, что он несет в себе огромный стресс – ведь цели или достигаются, или нет.

Часто, мы полны паники, просто ходим по замкнутым кругам так и не сумев достичь желаемого. Единственным выходом иногда может быть умение выявить имеющиеся возможности, и предпринять те действия, которые сделают этот процесс менее напряженным.

пример

Одним из классических примеров проблем, возникающих из-за непринятия системного мышления, является People’s Express, недорогая авиакомпания, которая была очень популярна в 1980-х годах..

В этот период воздушные путешествия становились все более популярными; и эта компания была одной из тех, которые заработали больше всего денег.

Рост Народного экспресса произошел в основном из-за его низкой стоимости. Цены на билеты были намного ниже, чем у других подобных компаний, из-за того, как они платили своим сотрудникам. Вместо того, чтобы делать это полностью наличными, работники получали часть своей компенсации в виде акций компании..

Эта стратегия работала очень хорошо в течение нескольких лет, так как акции компании не прекращали расти из-за популярности авиаперевозок. Однако менеджеры не могли предвидеть, что эта система не сможет работать в долгосрочной перспективе..

Таким образом, спустя несколько лет акции компании стагнировали, и поэтому сотрудники компании стали получать все меньше и меньше компенсаций..

Из-за этого их услуги ухудшились, и быстро компания сильно пострадала. В 1987 году, почти без стоимости, она была приобретена Continental Airlines.

Если бы менеджеры People’s Express использовали системное мышление, они бы поняли, что удовлетворенность их сотрудников и, следовательно, предоставляемые ими услуги тесно связаны с продолжающимся ростом акций компании..

Поэтому его стратегия не могла работать вечно; и отсутствие видения руководителей компании в конечном итоге привело к провалу того же.