Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Специфика определения типичных признаков

Трудности точной диагностики связаны с ранней возрастной формой протекания процесса этого тяжелого заболевания. Если поведение ребенка выделяется на фоне одногодок, выглядит эксцентричным или агрессивным, настроение переменчиво, а малыш склонен к проявлению насилия, то родителям настоятельно рекомендуется не затягивать с посещением доктора. Врач-психиатр подтвердит или опровергнет предполагаемый диагноз, учитывая проявление характерных симптомов развития шизофрении. Назначение лечения больным детям зависит от стадии заболевания и возраста юного пациента.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Основные признаки шизофрении у детей подразделяются на две категории:

  • негативные – аномальные проявления, связанные с фантазийным бредом и галлюцинациями;
  • продуктивные – угнетение эмоциональности в раннем детстве, потеря интереса к жизни.

Самостоятельная диагностика не приносит желаемого результата, поскольку детскую шизофрению легко спутать с олигофренией. К общим симптомам начальной фазы обоих заболеваний относится: комплексное регрессивное развитие, увядание интеллектуальных способностей, потеря осмысленности действий. Ребенок предпочитает ходить на четвереньках или ползать, хотя раньше начал стоять и ходить на ногах. Чтобы правильно распознать проявление шизофрении, потребуется принимать в расчет возраст малыша.

Признаки, которые ярко проявляются в младшем дошкольном возрасте

  • однообразная ходьба по периметру помещения;
  • интенсивный бег до изнеможения по замкнутому кругу;
  • перекладывание или сортировка вещей с одного места на другое;
  • беспорядочное чирканье карандашом или шариковой ручкой по бумаге.

Дополнительными симптомами являются: резкие перемены в настроении, спонтанный плач, беспричинная нервозность. Перечисленные особенности заболевания проявляются в том возрасте, когда выявить и диагностировать шизофрению сложнее всего. Больные дети с ранних лет жизни плохо спят, остро реагируют на посторонние звуки и яркий свет, капризничают. В семье родители отмечают отставание в интеллектуальном развитии, заторможенность реакций и моторики, спутанную речь. У ребенка проявляются симптомы одержимости единственным любимым объектом или действием. Отсутствует привязанность к родителям и другим взрослым членам семьи.

Характерные признаки у детей школьного возраста

Детская шизофрения проявляется в искаженном восприятии реальности, нарушении адекватности мыслительной деятельности. Ребенок концентрируется на понравившейся идее, демонстрирует поглощенность собственными галлюцинациями и оценочным видением происходящего. Патологическая концентрация на причинно-следственных связях между событиями побуждает больного искать мнимые несоответствия. Эта особенность проявления болезни вызывает у пациента сомнения в родителях, родственных чувствах или наличии близкого родства. Будущий подросток не в состоянии лаконично формулировать мысли, зацикливается на второстепенных подробностях, не относящихся к теме. С течением лет симптоматика усугубляется, развивается отчужденность и болезненная замкнутость.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Проявление у подростков

Юношей и девушек старшего школьного возраста, у которых диагностирована шизофрения, отличает «метафизическая интоксикация». Появление отличительных признаков обусловлено безосновательным философствованием, пропагандированием эфемерных идей, не имеющих отношения к реальности.

Больной подросток гипертрофированно реагирует на происходящее, поскольку зациклен на следующем:

  • становится врагом для окружающих или родственников;
  • развивается патологическое упрямство и максимализм;
  • считает себя непропорциональным и даже уродливым;
  • преувеличивает недостатки своей фигуры, внешности;
  • регулярно проявляется «гебефренический синдром».

Подробнее в статье: Шизофрения у подростков

Симптомы и признаки

Как проявляется недуг у детей? Основные симптомы и проявления шизофрении (их комбинации и выраженность зависят от формы заболевания):

  1. Значительные изменения в отношении к некоторым вещам. К примеру, ребенок может резко забросить то, что ему нравилось: прекратить играть, заниматься повседневными делами, утратить интерес к увлечениям, которые совсем недавно его очень привлекали.
  2. Паранойя. Ребенок может неожиданно начать регулярно выдвигать странные утверждения, например что кто-то думает о нем плохо, что с ним могут сделать что-то плохое. Попытки переубедить его приводят к всплескам агрессии, а ребенок способен перестать доверять тем, кто сомневается в адекватности его утверждений.
  3. Галлюцинации. Большинство людей склонны относить к галлюцинациям только зрительные, когда человек видит образы и начинает считать их реальными. Но галлюцинации бывают не только зрительными, но и слуховыми, обонятельными, осязательными. И у шизофреников всегда преобладают слуховые галлюцинации, а остальные разновидности часто отсутствуют.
  4. Неряшливость. Ребенок перестает следить за собой: не чистит зубы, не расчесывается, может отказаться купаться.
  5. Стремление отстраниться от окружающих людей. Ребенок отказывается играть с другими детьми, чаще проводит время наедине с собой, может закрываться в комнате.

Со временем это может перерасти в полный отказ от взаимодействия с миром, что не редкость для шизофреников.

Необычные страхи. Они могут быть спровоцированы слуховыми галлюцинациями. К примеру, ребенок может начать бояться голосов в своей голове, говорить, что они обижают его, требуют сделать что-то плохое. Ребенок может начать бояться, что его похитят фантастические существа, что он заболеет, что наступит конец света. В отдельных случаях страхи могут быть до крайности абсурдными.

Разговоры с самим собой. Этот признак далеко не всегда свидетельствует о шизофрении и не во всех случаях присутствует у детей-шизофреников, но в сочетании с другими характерными симптомами должен насторожить родителей, особенно если эти разговоры не привязаны к игрушкам и другим предметам, которые могут быть частью детской ролевой игры.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возрастаОсобенности общения. Ребенок, который секунду назад увлеченно разговаривал, может резко замолчать, уйти куда-то, замереть или начать вести себя так, как будто слышит что-то.

Чрезмерная эмоциональность или, наоборот, эмоциональная отстраненность, холодность. У детей может часто меняться настроение, причем и радость, и печаль выражаются очень ярко: ребенок может долго и сильно рыдать, а через полчаса истерически хохотать, играя с игрушкой. У других шизофреников, наоборот, преобладает холодность.

Склонность к деструктивному поведению. Ребенок младшего возраста может начать разбивать посуду, ломать игрушки, рвать книги, бить себя или кого-то еще, а у подростков это может вылиться во что-то более серьезное, включая попытки суицида, изощренную аутоагрессию, совершение преступлений.

Бредовые мысли и идеи, например уверенность, что деревья умеют разговаривать, что некоторыми людьми управляют злые колдуны, заявления, что нужно срочно уехать, рассказы о том, что у него где-то есть другие родители, и многое другое.

Возрастные особенности симптоматики:

  1. От рождения до трех-четырех лет. Превалируют кататонические нарушения: резкая, часто беспричинная смена настроения, двигательная расторможенность, хождение из стороны в сторону, бег по кругу. Может также наблюдаться отстраненность, апатичность.

Дети, у которых шизофрения развилась в раннем возрасте, часто имеют легкую умственную отсталость.

От трех-четырех лет до девяти-одиннадцати. Когда ребенок начал разговаривать и активнее познавать мир, шизофрения проявляется иначе. Характерны другие отклонения: отстраненность, необычные страхи, галлюцинации, бред. Галлюцинировать дети в среднем начинают после пятилетнего возраста, но их галлюцинации упрощены. Дети в возрасте от 5 до 7 лет склонны много и активно фантазировать, причем их фантазии выглядят очень странными.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возрастаПодростковый период. Обычно дебют болезни в подростковом возрасте характеризуется появлением прежде всего галлюцинаций и бреда. Также у них возможно появление повышенной либо значительно пониженной тяги к сексу, они могут быть агрессивными, жестокими, у них легко формируются различные зависимости, включая алкогольную и наркотическую.

О симптомах и признаках синдрома Ангельмана читайте здесь.

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Диагностика и лечение шизофрении у детей

Часто бывает, что прежде чем поставить диагноз шизофрении, больного наблюдают несколько лет. Врач – психиатр использует визуальное определение и психологические тесты, которые позволяют выявить отклонения в детской психике. Кроме этого, применяется ряд диагностических мер:

  • компьютерная томография, которая дает представление о структурных изменениях головного мозга и наличии новообразований;
  • энцефалограмма – отражает мозговую активность;
  • УЗИ сосудов, которое позволяет оценить состояние сосудов и их кровоснабжение;
  • для оценки функции центральной нервной системы проводится нейротест;
  • лабораторное исследование крови для исключения или подтверждения наркотической интоксикации или инфицирования вирусом Эпштейн – Барра.

Часто больного просят нарисовать рисунок, который может помочь выявить степень расстройства. Такие дети неспособны сочетать цвета, раскрашивая рисунок в неестественные оттенки.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возрастаЛечение шизофрении у детей

Лечение

Шизофрения – это хроническое расстройство психики, которое не подлежит самостоятельному лечению. Лечение шизофрении у детей имеет ряд особенностей, это связано с тем, что нарушения в синтезе нейронов головного мозга врожденные или наследственные. Если соблюдать рекомендации врача и придерживаться терапевтической программы, можно добиться стабильной ремиссии. Обращаться к врачу рекомендуется как можно раньше, не стоит откладывать лечение.

Для лечения детской шизофрении применяют как медикаментозные методы, так и психотерапевтические. Лекарственная терапия включает в себя прием следующих препаратов:

  • нейролептические лекарственные средства;
  • ноотропы;
  • седативные лекарства для купирования агрессии.

Кроме медикаментов применяют электрошок, мера крайняя и применяется в отношении детей подросткового возраста.

Последнее время стала популярна методика самовыражения в которой используются танцы, художественное творчество, психодрамматика. Если лечение проходит успешно, больной может обучаться в школе, для таких детей существуют упрощенные программы. В случаях, когда шизофрения обостряется, и появляются симптомы расстройства психики, рекомендуется обучение на дому. В тяжелых случаях больных детей госпитализируют.

Рисунки

Это эффективный метод, который дополняет клинические исследования. Творчество позволяет больному ребенку выражать свои переживания, раскрывает типичные тенденции психологического расстройства.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Лучшими считаются рисунки на свободную тему, когда задание не уточняется.

По определенным признакам, содержащимся в рисунках, выявляются симптомы шизофрении у подростков и в более раннем возрасте. Это:

  • Символизм – шифрование в рисунке некоторой информации. Окружающим невозможно понять рисунок, ребенок и сам не в состоянии объяснить свою работу.
  • Стереотипность – повторение рисунков. В каждой новой работе дублируется один и тот же образ, объект, форма.
  • Разрыв «ассоциативного аппарата» — бессвязность и разорванность составных частей объекта, изображенного ребенком. Человека или животного больной ребенок рисует по частям, иногда и на разных листах.
  • Невыясненные формы – когда на рисунке изображаются разнообразные, бессвязные элементы, незаконченные объекты неопределенной формы. Живые существа выглядят очень странно.
  • Агглютинация – на рисунках заметен плавный переход от одной работы к сюжету другой.

Симптомы шизофрении лучше отслеживаются на цветных рисунках. Неестественность в сочетании цветов может быть признаком заболевания. Трава на рисунке может быть черного цвета, а солнце красным. Если картина выполнена тусклыми серыми красками, но на ней есть яркое пятно или вспышка – значит скоро у ребенка возможен приступ.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Причины детской шизофрении

Основной причиной развития шизофрении в детском возрасте является наследственность – если в семье уже были родственники с таким диагнозом, то вероятность рождения больного ребенка увеличивается. Еще больше шансов заболеть у тех детей, у которых шизофренией страдают самые близкие родственники – отец, мать, бабушка или дедушка.

Также существует статистика, согласно которой вероятность заболевания зависит от возраста матери — после 35 лет риск родить больного ребенка резко повышается. Интересно, что возраст отца не оказывает особого влияния на психическое здоровое будущего ребенка.

Определенное влияние оказывают и неблагоприятные условия жизни, хронический стресс. Этот фактор способен «запустить» изначально имеющуюся у ребенка генетическую предрасположенность к развитию психических заболеваний.

Довольно часто психические отклонения диагностируются у подростков, употребляющих различные психотропные препараты – наркотики, алкоголь. Злокачественные зависимости могут вызвать помрачение рассудка даже у взрослого человека, а растущий организм ребенка и его мозг разрушается еще быстрее, в то время как последствия таких нарушений могут быть необратимыми.

Травмы головы, родовые травмы, перенесенные заболевания также могут оказывать влияние на психическое здоровье ребенка, запуская скрытые механизмы развития наследственных заболеваний.

Совместное проживание с таким ребенком

Родители детей с психическими расстройствами очень часто сталкиваются с различными проблемами. Некоторые из них не могут справиться со своими обязанностями и отдают малыша в больницу. При наблюдении приступов истерики у своего ребенка, родители не стараются взять себя в руки, но следует осознавать, что кроха боится сам себя и нуждается в поддержке близких людей.

Шизофрения в детском возрасте у каждого пациента может иметь различные симптомы. Единого решения данной проблемы не существует, основное родители должны создать оптимальные условия для своего малыша.

Несколько рекомендаций, которые могут быть полезны:

  • не следует вести с ребенком споры о его видениях. Простые малыши понимают, что сказочные персонажи и миры – это простая фантазия, больные убеждены, что это и есть реальность;
  • нужно постоянно следить за дозировкой и расписанием приема препаратов, проверять наличие побочных эффектов от них, проходить систематические осмотры у врача, для своевременного оказания помощи при ухудшении самочувствия;
  • жизнь маленького пациента нужно максимально упорядочить, создать приятную, безопасную обстановку для него;
  • ребенка надо социализировать, научить ухаживать за собой, купаться. Хорошо помогает общение с психологом, игры;
  • при психозе следует сдерживать малыша, чтобы он не нанес вреда самому себе. Подобные приступы нужно постараться пережить;
  • у подростка интеллект может быть развит на высоком уровне. Необходимо следить за его развитием, не отстает ли он, стараться оградить его от переутомления;
  • пытаться чаще общаться с семьями, в которых существует такая же проблема.

Со временем маленький пациент адаптируется, привыкает к своим фантазиям и может спокойно посещать простую школу, детсад.

Шизофрения у детей и подростков – это не приговор, при своевременной диагностике и адекватной терапии ребенок может вести нормальный образ жизни. Главное, соблюдать все рекомендации врача, посещать психолога и следить за малейшими изменениями в поведении малыша.

Основные причины развития болезни

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Психическая травма в раннем возрасте может стать катализатором проявления болезни в будущем

Патология относится к эндогенным формам заболевания, то есть обусловлена либо генетическими нарушениями, либо перинатальными причинами.

Как и в случае с другими видами шизофрении, основной причиной считается мутация генов. Также заболевание может передаваться по наследству, от матери к дочери, или от отца к сыну, однако передается скорее повышенный риск развития этой болезни, вся цепочка патологических генов полностью наследуется редко.

По другой версии, причиной гебефренической формы шизофрении являются внутриутробные инфекции и гипоксия плода. Некоторые специалисты связывают развитие этого заболевания с аномалиями развития нервной системы.

В целом, все эти причины обуславливают высокий риск заболевания, но не предопределяют его развитие. Гебефреническая шизофрения развивается под действием одного или нескольких из следующих триггеров:

  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • частые стрессы и тяжелые эмоциональные переживания;
  • психотравмирующие ситуации в детстве;
  • перенесенные заболевания мозга;
  • употребление наркотических веществ;
  • алкогольная интоксикация.

Немаловажную роль в развитии болезни играет воспитание и условия жизни в детстве. Риск патологии увеличивается, если ребенок рос в условиях постоянного стресса из-за давления со стороны родителей, испытывал нужду и подвергался травле со стороны сверстников.

Сильным триггером является наркомания и алкоголизм. С учетом особенностей гебефренической шизофрении, эти триггеры играют важную роль, так как с патологическими зависимостями часто сталкиваются именно подростки, и болезнь также впервые проявляется в подростковом возрасте.

Формы

Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

Параноидная

У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до анорексии. Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

Кататоническая

Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

Гебефреническая

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

Простая

Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности.  Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

Интересно почитать: как преодолеть мутизм у детей

Привитая

Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

Прогноз

Дать точный прогноз врач сможет только после изучения истории болезни и проведения диагностики. Легкая форма или своевременное выявление заболевания обычно позволяют ребенку избавиться от большинства симптомов и жить обычной жизнью, никак себя не ограничивая.

При более серьезном развитии шизофрении ребенка могут лишить возможности посещать общеобразовательное учреждение, так как он способен нанести вред себе или окружающим его людям. В таких случаях учиться писать, читать и чувствовать ему приходится в домашних условиях. Чаще всего дети с такими особенностями могут нормально общаться с людьми, если получают необходимое лечение.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Главная задача родителей заключается в том, чтобы уделять ребенку максимум внимания. Дети с шизофренией особенно ранимы. Поэтому требуется проявлять понимание, быть мягкими с ними и показывать свою любовь, чтобы они могли ощутить ее. Если лечение не дает результатов, и ребенок проявляет агрессию, следует все равно придерживаться правильной позиции, излучая только добро. Любые негативные действия могут ухудшить положение. При этом родителям нужно внимательно следить за режимом дня и увлечениями шизофреника, исходя из рекомендаций лечащего врача.

Диагностика заболевания у детей

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возрастаОдной из самых сложных и важных задач является своевременное выявление шизофрении в раннем возрасте. С правильным диагнозом шансы вылечить болезнь или минимизировать ее негативные последствия увеличиваются. Перспективы для больного ребенка не всегда благоприятные, у каждого малыша есть 50%-й шанс вырасти нормальным человеком. При раннем возрасте пациента врачи часто пользуются диагнозом: ювенильная форма шизофрении, когда невозможно установить конкретную форму и тип течения болезни. Трудность диагностики состоит в том, что нельзя выявить это заболевание по результатам томографии или электроэнцефалограммы, диагноз зависит от симптомов, о которых пациент говорит сам, от рассказа о его галлюцинациях. А что делать, если ребенок ничего не говорит? В таких ситуациях используют дифференциальную диагностику для исключения других психических расстройств. У одного пациента с течением времени диагноз может меняться от тревожного расстройства до маниакально-депрессивного психоза или синдрома Аспергера. Нередко случается диагностирование аутизма при шизофрении, так как он распространен больше и отличия в симптоматике обоих заболеваний на первом этапе незначительные. Ключевым различием является возраст начала болезни. Детская шизофрения начинается позже, в 3–4 года, а аутизм в 1,5–2. Шизофрения – это прогредиентное заболевание, с нарастанием нарушений, которые ведут к слабоумию. Это не соответствует динамике аутизма, когда после внезапного регресса постоянно наблюдается хоть и незначительная, но положительная динамика. Чаще всего окончательно подтверждается шизофрения у детей только в раннем школьном возрасте, для этого требуется серьезное психиатрическое обследование в стационаре.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Признаки шизофрении у подростка более специфичны, чем у детей младшего возраста. Ребенок становится апатичным, агрессивным, уходит в себя, перестает общаться с окружающими людьми и сохраняет контакты только с единичными индивидуумами. Нередко наблюдается мистицизм, ребенок «ударяется» в философию, религиозные учения, начинает искать везде двоякий смысл.

Симптомы шизофрении у подростков могут быть размыты, а могут быть выражены довольно ярко. При вялотекущей шизофрении человек может даже в старости не узнать о своей хронической болезни. Ведь на приеме у психолога или невролога, когда вы пожалуетесь на кратковременные галлюцинации, вам сразу же поставят невроз. Галлюцинации бывают и при хронической усталости, знаете ли. Одним из главных аспектов шизофренией является амбивалентность мышления. Подросток «разрывается пополам», испытывает противоположные чувства к одному и тому же объекту. Бросается в глаза необычность мышления, резонерство. Если попросить подростка описать предмет, он будет использовать больше количество деепричастных или причастных оборотов, не говорить напрямую. Например, стул – предмет, на котором сидят (так ответит большинство людей). Подросток с шизофренией отметит следующее: «Стул – это предмет, который имеет четыре ножки, спинку, он может быть деревянный, а может быть металлический, он нам нужен, чтобы сидеть».

При кататонической форме ведущим симптомом будет являться ступор, который может длиться часами, а то и днями. После этого ребенок становится возбужденным, агрессивным, может причинить боль себе и окружающим. При данной форме шизофрении, как правило, диагноз не вызывает затруднений.

Ребенок с шизофренией обладает абстрактным мышлением, что позволяет ему активно заниматься творчеством, писать стихи или рисовать. Многие творческие люди обладали тем или иным психическим расстройством: русский писатель Гоголь Н.В. являлся шизофреником, однако это не помешало ему стать выдающимся человеком 19 века. Лавкрафт Г.Ф. написал множество книг с фантастическим содержанием. После многократного анализа его произведений ему также был поставлен диагноз: «Шизофрения».

Таких примеров можно приводить множество, гениям сопутствует безумие.