Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста
Специфика определения типичных признаков
Трудности точной диагностики связаны с ранней возрастной формой протекания процесса этого тяжелого заболевания. Если поведение ребенка выделяется на фоне одногодок, выглядит эксцентричным или агрессивным, настроение переменчиво, а малыш склонен к проявлению насилия, то родителям настоятельно рекомендуется не затягивать с посещением доктора. Врач-психиатр подтвердит или опровергнет предполагаемый диагноз, учитывая проявление характерных симптомов развития шизофрении. Назначение лечения больным детям зависит от стадии заболевания и возраста юного пациента.
Основные признаки шизофрении у детей подразделяются на две категории:
- негативные – аномальные проявления, связанные с фантазийным бредом и галлюцинациями;
- продуктивные – угнетение эмоциональности в раннем детстве, потеря интереса к жизни.
Самостоятельная диагностика не приносит желаемого результата, поскольку детскую шизофрению легко спутать с олигофренией. К общим симптомам начальной фазы обоих заболеваний относится: комплексное регрессивное развитие, увядание интеллектуальных способностей, потеря осмысленности действий. Ребенок предпочитает ходить на четвереньках или ползать, хотя раньше начал стоять и ходить на ногах. Чтобы правильно распознать проявление шизофрении, потребуется принимать в расчет возраст малыша.
Признаки, которые ярко проявляются в младшем дошкольном возрасте
- однообразная ходьба по периметру помещения;
- интенсивный бег до изнеможения по замкнутому кругу;
- перекладывание или сортировка вещей с одного места на другое;
- беспорядочное чирканье карандашом или шариковой ручкой по бумаге.
Дополнительными симптомами являются: резкие перемены в настроении, спонтанный плач, беспричинная нервозность. Перечисленные особенности заболевания проявляются в том возрасте, когда выявить и диагностировать шизофрению сложнее всего. Больные дети с ранних лет жизни плохо спят, остро реагируют на посторонние звуки и яркий свет, капризничают. В семье родители отмечают отставание в интеллектуальном развитии, заторможенность реакций и моторики, спутанную речь. У ребенка проявляются симптомы одержимости единственным любимым объектом или действием. Отсутствует привязанность к родителям и другим взрослым членам семьи.
Характерные признаки у детей школьного возраста
Детская шизофрения проявляется в искаженном восприятии реальности, нарушении адекватности мыслительной деятельности. Ребенок концентрируется на понравившейся идее, демонстрирует поглощенность собственными галлюцинациями и оценочным видением происходящего. Патологическая концентрация на причинно-следственных связях между событиями побуждает больного искать мнимые несоответствия. Эта особенность проявления болезни вызывает у пациента сомнения в родителях, родственных чувствах или наличии близкого родства. Будущий подросток не в состоянии лаконично формулировать мысли, зацикливается на второстепенных подробностях, не относящихся к теме. С течением лет симптоматика усугубляется, развивается отчужденность и болезненная замкнутость.
Проявление у подростков
Юношей и девушек старшего школьного возраста, у которых диагностирована шизофрения, отличает «метафизическая интоксикация». Появление отличительных признаков обусловлено безосновательным философствованием, пропагандированием эфемерных идей, не имеющих отношения к реальности.
Больной подросток гипертрофированно реагирует на происходящее, поскольку зациклен на следующем:
- становится врагом для окружающих или родственников;
- развивается патологическое упрямство и максимализм;
- считает себя непропорциональным и даже уродливым;
- преувеличивает недостатки своей фигуры, внешности;
- регулярно проявляется «гебефренический синдром».
Подробнее в статье: Шизофрения у подростков
Симптомы и признаки
Как проявляется недуг у детей? Основные симптомы и проявления шизофрении (их комбинации и выраженность зависят от формы заболевания):
- Значительные изменения в отношении к некоторым вещам. К примеру, ребенок может резко забросить то, что ему нравилось: прекратить играть, заниматься повседневными делами, утратить интерес к увлечениям, которые совсем недавно его очень привлекали.
- Паранойя. Ребенок может неожиданно начать регулярно выдвигать странные утверждения, например что кто-то думает о нем плохо, что с ним могут сделать что-то плохое. Попытки переубедить его приводят к всплескам агрессии, а ребенок способен перестать доверять тем, кто сомневается в адекватности его утверждений.
- Галлюцинации. Большинство людей склонны относить к галлюцинациям только зрительные, когда человек видит образы и начинает считать их реальными. Но галлюцинации бывают не только зрительными, но и слуховыми, обонятельными, осязательными. И у шизофреников всегда преобладают слуховые галлюцинации, а остальные разновидности часто отсутствуют.
- Неряшливость. Ребенок перестает следить за собой: не чистит зубы, не расчесывается, может отказаться купаться.
- Стремление отстраниться от окружающих людей. Ребенок отказывается играть с другими детьми, чаще проводит время наедине с собой, может закрываться в комнате.
Со временем это может перерасти в полный отказ от взаимодействия с миром, что не редкость для шизофреников.
Необычные страхи. Они могут быть спровоцированы слуховыми галлюцинациями. К примеру, ребенок может начать бояться голосов в своей голове, говорить, что они обижают его, требуют сделать что-то плохое. Ребенок может начать бояться, что его похитят фантастические существа, что он заболеет, что наступит конец света. В отдельных случаях страхи могут быть до крайности абсурдными.
Разговоры с самим собой. Этот признак далеко не всегда свидетельствует о шизофрении и не во всех случаях присутствует у детей-шизофреников, но в сочетании с другими характерными симптомами должен насторожить родителей, особенно если эти разговоры не привязаны к игрушкам и другим предметам, которые могут быть частью детской ролевой игры.
Особенности общения. Ребенок, который секунду назад увлеченно разговаривал, может резко замолчать, уйти куда-то, замереть или начать вести себя так, как будто слышит что-то.
Чрезмерная эмоциональность или, наоборот, эмоциональная отстраненность, холодность. У детей может часто меняться настроение, причем и радость, и печаль выражаются очень ярко: ребенок может долго и сильно рыдать, а через полчаса истерически хохотать, играя с игрушкой. У других шизофреников, наоборот, преобладает холодность.
Склонность к деструктивному поведению. Ребенок младшего возраста может начать разбивать посуду, ломать игрушки, рвать книги, бить себя или кого-то еще, а у подростков это может вылиться во что-то более серьезное, включая попытки суицида, изощренную аутоагрессию, совершение преступлений.
Бредовые мысли и идеи, например уверенность, что деревья умеют разговаривать, что некоторыми людьми управляют злые колдуны, заявления, что нужно срочно уехать, рассказы о том, что у него где-то есть другие родители, и многое другое.
Возрастные особенности симптоматики:
- От рождения до трех-четырех лет. Превалируют кататонические нарушения: резкая, часто беспричинная смена настроения, двигательная расторможенность, хождение из стороны в сторону, бег по кругу. Может также наблюдаться отстраненность, апатичность.
Дети, у которых шизофрения развилась в раннем возрасте, часто имеют легкую умственную отсталость.
От трех-четырех лет до девяти-одиннадцати. Когда ребенок начал разговаривать и активнее познавать мир, шизофрения проявляется иначе. Характерны другие отклонения: отстраненность, необычные страхи, галлюцинации, бред. Галлюцинировать дети в среднем начинают после пятилетнего возраста, но их галлюцинации упрощены. Дети в возрасте от 5 до 7 лет склонны много и активно фантазировать, причем их фантазии выглядят очень странными.
Подростковый период. Обычно дебют болезни в подростковом возрасте характеризуется появлением прежде всего галлюцинаций и бреда. Также у них возможно появление повышенной либо значительно пониженной тяги к сексу, они могут быть агрессивными, жестокими, у них легко формируются различные зависимости, включая алкогольную и наркотическую.
О симптомах и признаках синдрома Ангельмана читайте здесь.
История изучения болезни
Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.
Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.
М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.
Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.
Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.
В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.
Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.
Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.
Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.
По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.
Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.
Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.
В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.
Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.
Шизофрения у детей — симптомы
Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?
Симптоматика различна и многообразна:
— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);
— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;
— нарушение мышления;
— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;
— угасание мыслей в разговоре;
— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;
— амбивалентность (противоречивость) суждений;
— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;
— неуверенность в том, что говорят, а также делают;
— сложности при необходимости отвечать на вопросы;
— трудности при обобщении;
— разорванность и бессвязность мышления;
— внедрение без смысла слов;
— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;
— рассеянность при чтении;
— нерешительность, неуверенность;
— многословность, стремление к изысканности формулировок;
— временная потеря понимая слов;
— незавершенность мысли;
— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;
— снижение интеллектуальной активности;
— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;
— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;
— повторение мыслей, автоматизм мышления;
— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;
— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;
— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;
— появление грубости, бестактных поступков;
— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;
— смешивание чувства радости и печали,
— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;
— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;
— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;
— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;
— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;
— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;
— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.
При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.
Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.
Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.
Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера
Диагностика и лечение шизофрении у детей
Часто бывает, что прежде чем поставить диагноз шизофрении, больного наблюдают несколько лет. Врач – психиатр использует визуальное определение и психологические тесты, которые позволяют выявить отклонения в детской психике. Кроме этого, применяется ряд диагностических мер:
- компьютерная томография, которая дает представление о структурных изменениях головного мозга и наличии новообразований;
- энцефалограмма – отражает мозговую активность;
- УЗИ сосудов, которое позволяет оценить состояние сосудов и их кровоснабжение;
- для оценки функции центральной нервной системы проводится нейротест;
- лабораторное исследование крови для исключения или подтверждения наркотической интоксикации или инфицирования вирусом Эпштейн – Барра.
Часто больного просят нарисовать рисунок, который может помочь выявить степень расстройства. Такие дети неспособны сочетать цвета, раскрашивая рисунок в неестественные оттенки.
Лечение шизофрении у детей
Лечение
Шизофрения – это хроническое расстройство психики, которое не подлежит самостоятельному лечению. Лечение шизофрении у детей имеет ряд особенностей, это связано с тем, что нарушения в синтезе нейронов головного мозга врожденные или наследственные. Если соблюдать рекомендации врача и придерживаться терапевтической программы, можно добиться стабильной ремиссии. Обращаться к врачу рекомендуется как можно раньше, не стоит откладывать лечение.
Для лечения детской шизофрении применяют как медикаментозные методы, так и психотерапевтические. Лекарственная терапия включает в себя прием следующих препаратов:
- нейролептические лекарственные средства;
- ноотропы;
- седативные лекарства для купирования агрессии.
Кроме медикаментов применяют электрошок, мера крайняя и применяется в отношении детей подросткового возраста.
Последнее время стала популярна методика самовыражения в которой используются танцы, художественное творчество, психодрамматика. Если лечение проходит успешно, больной может обучаться в школе, для таких детей существуют упрощенные программы. В случаях, когда шизофрения обостряется, и появляются симптомы расстройства психики, рекомендуется обучение на дому. В тяжелых случаях больных детей госпитализируют.
Рисунки
Это эффективный метод, который дополняет клинические исследования. Творчество позволяет больному ребенку выражать свои переживания, раскрывает типичные тенденции психологического расстройства.
Лучшими считаются рисунки на свободную тему, когда задание не уточняется.
По определенным признакам, содержащимся в рисунках, выявляются симптомы шизофрении у подростков и в более раннем возрасте. Это:
- Символизм – шифрование в рисунке некоторой информации. Окружающим невозможно понять рисунок, ребенок и сам не в состоянии объяснить свою работу.
- Стереотипность – повторение рисунков. В каждой новой работе дублируется один и тот же образ, объект, форма.
- Разрыв «ассоциативного аппарата» — бессвязность и разорванность составных частей объекта, изображенного ребенком. Человека или животного больной ребенок рисует по частям, иногда и на разных листах.
- Невыясненные формы – когда на рисунке изображаются разнообразные, бессвязные элементы, незаконченные объекты неопределенной формы. Живые существа выглядят очень странно.
- Агглютинация – на рисунках заметен плавный переход от одной работы к сюжету другой.
Симптомы шизофрении лучше отслеживаются на цветных рисунках. Неестественность в сочетании цветов может быть признаком заболевания. Трава на рисунке может быть черного цвета, а солнце красным. Если картина выполнена тусклыми серыми красками, но на ней есть яркое пятно или вспышка – значит скоро у ребенка возможен приступ.
Причины детской шизофрении
Основной причиной развития шизофрении в детском возрасте является наследственность – если в семье уже были родственники с таким диагнозом, то вероятность рождения больного ребенка увеличивается. Еще больше шансов заболеть у тех детей, у которых шизофренией страдают самые близкие родственники – отец, мать, бабушка или дедушка.
Также существует статистика, согласно которой вероятность заболевания зависит от возраста матери — после 35 лет риск родить больного ребенка резко повышается. Интересно, что возраст отца не оказывает особого влияния на психическое здоровое будущего ребенка.
Определенное влияние оказывают и неблагоприятные условия жизни, хронический стресс. Этот фактор способен «запустить» изначально имеющуюся у ребенка генетическую предрасположенность к развитию психических заболеваний.
Довольно часто психические отклонения диагностируются у подростков, употребляющих различные психотропные препараты – наркотики, алкоголь. Злокачественные зависимости могут вызвать помрачение рассудка даже у взрослого человека, а растущий организм ребенка и его мозг разрушается еще быстрее, в то время как последствия таких нарушений могут быть необратимыми.
Травмы головы, родовые травмы, перенесенные заболевания также могут оказывать влияние на психическое здоровье ребенка, запуская скрытые механизмы развития наследственных заболеваний.
Совместное проживание с таким ребенком
Родители детей с психическими расстройствами очень часто сталкиваются с различными проблемами. Некоторые из них не могут справиться со своими обязанностями и отдают малыша в больницу. При наблюдении приступов истерики у своего ребенка, родители не стараются взять себя в руки, но следует осознавать, что кроха боится сам себя и нуждается в поддержке близких людей.
Шизофрения в детском возрасте у каждого пациента может иметь различные симптомы. Единого решения данной проблемы не существует, основное родители должны создать оптимальные условия для своего малыша.
Несколько рекомендаций, которые могут быть полезны:
- не следует вести с ребенком споры о его видениях. Простые малыши понимают, что сказочные персонажи и миры – это простая фантазия, больные убеждены, что это и есть реальность;
- нужно постоянно следить за дозировкой и расписанием приема препаратов, проверять наличие побочных эффектов от них, проходить систематические осмотры у врача, для своевременного оказания помощи при ухудшении самочувствия;
- жизнь маленького пациента нужно максимально упорядочить, создать приятную, безопасную обстановку для него;
- ребенка надо социализировать, научить ухаживать за собой, купаться. Хорошо помогает общение с психологом, игры;
- при психозе следует сдерживать малыша, чтобы он не нанес вреда самому себе. Подобные приступы нужно постараться пережить;
- у подростка интеллект может быть развит на высоком уровне. Необходимо следить за его развитием, не отстает ли он, стараться оградить его от переутомления;
- пытаться чаще общаться с семьями, в которых существует такая же проблема.
Со временем маленький пациент адаптируется, привыкает к своим фантазиям и может спокойно посещать простую школу, детсад.
Шизофрения у детей и подростков – это не приговор, при своевременной диагностике и адекватной терапии ребенок может вести нормальный образ жизни. Главное, соблюдать все рекомендации врача, посещать психолога и следить за малейшими изменениями в поведении малыша.
Основные причины развития болезни
Психическая травма в раннем возрасте может стать катализатором проявления болезни в будущем
Патология относится к эндогенным формам заболевания, то есть обусловлена либо генетическими нарушениями, либо перинатальными причинами.
Как и в случае с другими видами шизофрении, основной причиной считается мутация генов. Также заболевание может передаваться по наследству, от матери к дочери, или от отца к сыну, однако передается скорее повышенный риск развития этой болезни, вся цепочка патологических генов полностью наследуется редко.
По другой версии, причиной гебефренической формы шизофрении являются внутриутробные инфекции и гипоксия плода. Некоторые специалисты связывают развитие этого заболевания с аномалиями развития нервной системы.
В целом, все эти причины обуславливают высокий риск заболевания, но не предопределяют его развитие. Гебефреническая шизофрения развивается под действием одного или нескольких из следующих триггеров:
- неблагоприятная атмосфера в семье;
- частые стрессы и тяжелые эмоциональные переживания;
- психотравмирующие ситуации в детстве;
- перенесенные заболевания мозга;
- употребление наркотических веществ;
- алкогольная интоксикация.
Немаловажную роль в развитии болезни играет воспитание и условия жизни в детстве. Риск патологии увеличивается, если ребенок рос в условиях постоянного стресса из-за давления со стороны родителей, испытывал нужду и подвергался травле со стороны сверстников.
Сильным триггером является наркомания и алкоголизм. С учетом особенностей гебефренической шизофрении, эти триггеры играют важную роль, так как с патологическими зависимостями часто сталкиваются именно подростки, и болезнь также впервые проявляется в подростковом возрасте.
Формы
Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.
Параноидная
У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до анорексии. Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.
Кататоническая
Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.
Гебефреническая
Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.
Простая
Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности. Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.
Интересно почитать: как преодолеть мутизм у детей
Привитая
Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.
Прогноз
Дать точный прогноз врач сможет только после изучения истории болезни и проведения диагностики. Легкая форма или своевременное выявление заболевания обычно позволяют ребенку избавиться от большинства симптомов и жить обычной жизнью, никак себя не ограничивая.
При более серьезном развитии шизофрении ребенка могут лишить возможности посещать общеобразовательное учреждение, так как он способен нанести вред себе или окружающим его людям. В таких случаях учиться писать, читать и чувствовать ему приходится в домашних условиях. Чаще всего дети с такими особенностями могут нормально общаться с людьми, если получают необходимое лечение.
Главная задача родителей заключается в том, чтобы уделять ребенку максимум внимания. Дети с шизофренией особенно ранимы. Поэтому требуется проявлять понимание, быть мягкими с ними и показывать свою любовь, чтобы они могли ощутить ее. Если лечение не дает результатов, и ребенок проявляет агрессию, следует все равно придерживаться правильной позиции, излучая только добро. Любые негативные действия могут ухудшить положение. При этом родителям нужно внимательно следить за режимом дня и увлечениями шизофреника, исходя из рекомендаций лечащего врача.
Диагностика заболевания у детей
Одной из самых сложных и важных задач является своевременное выявление шизофрении в раннем возрасте. С правильным диагнозом шансы вылечить болезнь или минимизировать ее негативные последствия увеличиваются. Перспективы для больного ребенка не всегда благоприятные, у каждого малыша есть 50%-й шанс вырасти нормальным человеком. При раннем возрасте пациента врачи часто пользуются диагнозом: ювенильная форма шизофрении, когда невозможно установить конкретную форму и тип течения болезни. Трудность диагностики состоит в том, что нельзя выявить это заболевание по результатам томографии или электроэнцефалограммы, диагноз зависит от симптомов, о которых пациент говорит сам, от рассказа о его галлюцинациях. А что делать, если ребенок ничего не говорит? В таких ситуациях используют дифференциальную диагностику для исключения других психических расстройств. У одного пациента с течением времени диагноз может меняться от тревожного расстройства до маниакально-депрессивного психоза или синдрома Аспергера. Нередко случается диагностирование аутизма при шизофрении, так как он распространен больше и отличия в симптоматике обоих заболеваний на первом этапе незначительные. Ключевым различием является возраст начала болезни. Детская шизофрения начинается позже, в 3–4 года, а аутизм в 1,5–2. Шизофрения – это прогредиентное заболевание, с нарастанием нарушений, которые ведут к слабоумию. Это не соответствует динамике аутизма, когда после внезапного регресса постоянно наблюдается хоть и незначительная, но положительная динамика. Чаще всего окончательно подтверждается шизофрения у детей только в раннем школьном возрасте, для этого требуется серьезное психиатрическое обследование в стационаре.
Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста
Признаки шизофрении у подростка более специфичны, чем у детей младшего возраста. Ребенок становится апатичным, агрессивным, уходит в себя, перестает общаться с окружающими людьми и сохраняет контакты только с единичными индивидуумами. Нередко наблюдается мистицизм, ребенок «ударяется» в философию, религиозные учения, начинает искать везде двоякий смысл.
Симптомы шизофрении у подростков могут быть размыты, а могут быть выражены довольно ярко. При вялотекущей шизофрении человек может даже в старости не узнать о своей хронической болезни. Ведь на приеме у психолога или невролога, когда вы пожалуетесь на кратковременные галлюцинации, вам сразу же поставят невроз. Галлюцинации бывают и при хронической усталости, знаете ли. Одним из главных аспектов шизофренией является амбивалентность мышления. Подросток «разрывается пополам», испытывает противоположные чувства к одному и тому же объекту. Бросается в глаза необычность мышления, резонерство. Если попросить подростка описать предмет, он будет использовать больше количество деепричастных или причастных оборотов, не говорить напрямую. Например, стул – предмет, на котором сидят (так ответит большинство людей). Подросток с шизофренией отметит следующее: «Стул – это предмет, который имеет четыре ножки, спинку, он может быть деревянный, а может быть металлический, он нам нужен, чтобы сидеть».
При кататонической форме ведущим симптомом будет являться ступор, который может длиться часами, а то и днями. После этого ребенок становится возбужденным, агрессивным, может причинить боль себе и окружающим. При данной форме шизофрении, как правило, диагноз не вызывает затруднений.
Ребенок с шизофренией обладает абстрактным мышлением, что позволяет ему активно заниматься творчеством, писать стихи или рисовать. Многие творческие люди обладали тем или иным психическим расстройством: русский писатель Гоголь Н.В. являлся шизофреником, однако это не помешало ему стать выдающимся человеком 19 века. Лавкрафт Г.Ф. написал множество книг с фантастическим содержанием. После многократного анализа его произведений ему также был поставлен диагноз: «Шизофрения».
Таких примеров можно приводить множество, гениям сопутствует безумие.