Насколько вы психологически разумны?
Исследование психологической устойчивости личности
Развитие психологической устойчивости личности всегда было предметом исследований психологов, так как является необходимым условием для успешного саморазвития и существования в окружающей действительности.
Гештальтпсихология (К.Левин, Ф.Хоппе)
Рассматривает устойчивость личности с точки зрения построения целей. Причём целеполагание может быть, как ситуативным, так и глобальным — определение основных жизненных позиций. Основная или идеальная цель жизни определяет устойчивость личности согласно этому учению.
Таким образом, человек, имеющий чёткую направленность и стремление в жизни, всегда уверенно идёт вперёд, не тратит силы и энергию на мелкие неприятности жизни.
Психология гуманистическая (Э.Берн, К.Роджерс)
Рассматривает психологическую устойчивость в рамках своей Я-концепции. В соответствии с этой теорией, существует реальное Я и идеальное Я. Человек движется и развивается в результате стремления к своему идеальному образу, приобретая новый опыт и знания.
Психологическая устойчивость во многом зависит от успешности личности в своём развитии, уверенности в своих силах. Кроме того, в процессе жизни формируется комплекс защитных механизмов и способов преодоления трудностей, что позволяет избавиться от внутреннего дискомфорта, защититься от внешних воздействий. Всё это обеспечивает человеку потребность в безопасности.
Отечественная психология (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов)
Изучала вопрос устойчивости личности с точки зрения деятельности нервной системы, физиологических особенностей каждого человека. Исследовали бессознательные и сознательные проявления нервной системы.
Психологи выделили также понятие — эмоциональная устойчивость, которая подразумевает способность психики человека сохранять высокую активность при различных неблагоприятных факторах. Особенно это свойство проявляется в экстремальных ситуациях.
Такие ситуации могут возникать как в быту, так и в профессиональной деятельности, особенно часто проявляются в медицине, военном деле, управлении организацией.
Для эмоционально устойчивой личности характерны следующие качества
- развитый интеллект;
- высокий уровень коммуникационных способностей;
- профессиональные навыки, умения;
- устойчивость к внешним изменениям;
- умение усилием воли контролировать поведение, эмоции;
- самоорганизация своей деятельности.
Особое внимание уделяется самоконтролю поведения, которое проявляется на нескольких уровнях — постановка цели и реализация, анализ действий и оценка. Определили схему поведения психологически устойчивой личности:
Определили схему поведения психологически устойчивой личности:
Постановка задачи — мотивация к действию — понимание возникших трудностей — негатив в отношении к ситуации — усиленный поиск решения — самостоятельное снижение эмоционального настроя — нормализация состояния.
Для неустойчивой личности алгоритм будет отличаться на завершающей стадии
Постановка задачи — мотивация к действию — понимание возникших трудностей — негатив в отношении к ситуации — хаотически ищется выход — увеличение осознаваемых сложностей — рост переживаний, негатива — снижение активности — уменьшение мотивации, защитная реакция.
Как видим, человек часто сам ухудшает ситуацию, накручивает своё негативное эмоциональное состояние, тормозит процесс принятия решения, поиска выхода
Важно уметь адекватно оценивать ситуацию в стрессовых условиях, стараться свести к минимуму эмоциональную окраску событий
Важным фактором, влияющим на психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма или пессимизма. Отношение к жизни и событиям напрямую зависят от общего представления о мире, уровня самооценки и позитивного восприятия своей личности.
Если человек считает, что он невезучий и жизнь сплошное страдание, то естественно, что его окружают бесконечные проблемы и трудности. Устойчивая позитивно настроенная личность готова к трудностям и воспринимает их, как вызов, стремится найти оптимальное решение.
Наиболее существенным свойством устойчивой личности является поисковая активность, человек готов к необходимости изменения намеченных планов, оперативно действует в целях решения возникшей ситуации. Приходим к заключению — основой психологической и эмоциональной устойчивости являются личностные характеристики, особенности человека. Как же определить, спрогнозировать наличие необходимых качеств у определённого человека?
Вера и психологическая устойчивость
Многие задаются вопросом, как связаны вера и психологическая устойчивость?
Наблюдения показывают, что люди различных вероисповеданий имеют более сильный внутренний стержень и спокойное отношение к жизни.
Развитие психологической устойчивости личности связано с внутренним миром и верой.
При этом вера — очень широкое понятие и не всегда связана с религией. В психологии выделяют следующие концепции:
- вера — эмоциональный феномен;
- вера — интеллектуальное явление;
- вера — часть воли человека.
Вера необходима человеку для жизни и деятельности.
Вера касается явлений жизни, событий, людей, социальной действительности, организаций. Все эти объекты существуют в реальном мире и получают определённую оценку человека. Мы говорим, что верим этой партии, организации, человеку. Вера связана частично с доверием, однако — это более глубокое чувство.
Синонимами веры считаются также поклонение (в религии) и стойкость, которая проявляется как устойчивость, уверенность в себе, суждениях, мировоззрении, ценностях. Стойкость может давать религия, так как вера живёт в человеке, он признаёт существование сил, что заботятся о нём.
Такую же устойчивость даёт и внутренняя картина мира, если человек уверен в своих силах, чувствует поддержку близких людей. Существует вера иррациональная — вера в Бога, абсолютные силы, мировой разум и рациональная — вера в себя, людей в целом. Рациональная вера основывается на собственном опыте жизни, своих независимых убеждениях, умозаключениях.
Вера иррациональная считает отличным механизмом защиты человека от проблем и тревог, некоторые психоаналитики утверждают, что большинство проблем и заболеваний можно излечить путём обретения религиозного мировоззрения. Однако каждый человек решает самостоятельно, как верить и во что.
Главное, что вера необходима для обретения внутреннего спокойствия, это очень важная установка личности, она даёт человеку внутренние силы для успешной деятельности и преодоления препятствий жизни. Религию в жизни человека может заменять общество, семья, внутренние ценности, наука и искусство.
Религия даёт чувство успокоения, это последняя инстанция, когда нет возможности поделиться переживаниями с близкими, проще обратиться к Богу. Достоверно не известен механизм воздействия молитвы, однако человек мыслит спокойнее и разумнее, восполняются силы организма.
Возможно, срабатывает внутренний настрой, перекладывание сложностей на другие высшие силы. Религия поддерживает «базальное доверие», это понятие было введено Эриксоном.
Развитие психологической устойчивости личности необходимо для успешного социального общения. Важную роль в данном случае играют уверенность человека и его поведения. Личность, уверенная в себе, легко выражает мысли, эмоции, прислушивается к мнению других людей, может рационально подходить к решению вопросов.
Противоположность — неуверенная, агрессивная личность. Способ поведения — приказы, манипуляции, обвинения, нежелание брать ответственность на себя. Агрессивность и пассивность часто вызываются враждебным отношением к окружающему миру, повышенной тревожностью. Всё это негативно сказывается на жизни человека и окружающих его людей.
Для развития уверенности в себе необходимо фиксировать внимание на позитивных достижениях, успехах в жизни, вести учёт своим победам. Следует записывать и вспоминать свои успехи в трудные периоды жизни, перед ответственными заданиями
Кроме того, важно научиться сохранять баланс между собственным внутренним миром и окружающей средой. Человек может влиять на мир, как и наоборот, это равновесие необходимая основа устойчивой личности
Общее мироощущение и отношение к жизни формирует социальное благополучие человека, реализацию его в обществе.
История создания
Первым инструментом измерения психологической разумности принято считать Шкалу психологической разумности Калифорнийского личностного опросника, состоящую из 22 пунктов. Основным спорным моментом, связанным с ее применением, является тот факт, что она в значительно большей степени отражает сконцентрированность субъекта на психологических процессах других людей, нежели на своих собственных.
Еще одна методика измерения психологической разумности – процедура выявления психологической разумности при помощи стандартизованного интервью, которое
записывается на видео. С ее помощью оценивается способность субъекта идентифицировать компоненты взаимодействия между пациентом и
терапевтом. Данная методика отражается невысокими показателями внутренней согласованности и ретестовой надежности.
Основным инструментом, используемым на сегодняшний день, является Шкала психологической разумности (ШПР), состоящая из 45 пунктов, созданная Конте с соавторами в 1990 г.. Она прошла валидизацию на выборке как пациентов психиатрических клиник, так и здоровых
людей.
Теоретические основы
Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, которые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном «Я». В целом базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека.
В соответствии с этим одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. По мнению американского психолога Ронни Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:
- Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.
- Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.
- Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения.
Таким образом, имплицитная концепция окружающего мира и собственного «Я» большинства здоровых людей может быть сформулирована следующим образом: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувствовать себя защищенным от бед». Однако есть ситуации (экстремальный негативный опыт), резко противоречащие этой концепции. Их осмысление вызывает тяжелые и долговременные психологические проблемы: в одночасье индивид сталкивается с ужасом, порождаемым окружающим миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности и неуязвимости оказывается иллюзией, повергающей личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совладания с травмой, по Янофф-Бульман, состоит в восстановлении базисных убеждений: в случае успеха они становятся качественно иными, по сравнению с тем, какими были до травмы, однако восстановление происходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии собственной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, таким образом, примерно такова: «Мир доброжелателен и справедлив ко мне. Я обладаю правом выбора. Но так бывает не всегда».
Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психической травмы. Травматические события оказывают влияние на различные подсистемы индивидно-личностной структуры, изменяя физическое, поведенческое, эмоциональное, социальное и когнитивное функционирование человека. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внешнего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном
Негативный опыт вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.
Практическая значимость
В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.
Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.
Интерпретация
Адаптация Кравцовой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Благосклонность мира | 5, 9, 25, 30 | |
Доброта людей | 4, 26 | 2, 12 |
Справедливость мира | 1, 7, 14, 19 | |
Контролируемость мира | 11, 20, 22, 29 | |
Случайность происходящего | 3, 6, 15, 24 | |
Ценность собственного «Я» | 28 | 8, 18, 31 |
Степень самоконтроля | 13, 17, 23, 27 | |
Степень удачи | 10, 16, 21, 32 |
- Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
- Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
- Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.
Адаптация Падуна и Котельниковой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 15, 31 | 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33 |
Справедливость | 11, 21, 22, 34 | 6, 29 |
Образ «Я» | 12, 17, 23, 35 | 2, 7, 37 |
Удача | 3, 28, 32, 36 | 8, 14, 20, 25 |
Убеждения о контроле | 1, 4, 9, 16, 30 | 24, 26 |
Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 9-21 | 22-24 | 25-26 | 27-29 | 30-31 | 32-34 | 35-37 | 38-39 | 40-42 | 43-54 |
Справедливость | 6-15 | 16-17 | 18-19 | 20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 | 27-28 | 29 | 30-36 |
Образ «Я» | 7-18 | 19-20 | 21 | 22-23 | 24-25 | 26 | 27-28 | 29-30 | 31 | 32-42 |
Удача | 8-20 | 21-22 | 23 | 24-25 | 26-27 | 28 | 29-30 | 31-32 | 33-34 | 35-48 |
Убеждения о контроле | 7-18 | 19-20 | 21-22 | 23-24 | 25 | 26-27 | 28-29 | 30-31 | 32-33 | 34-42 |