Самоактуализационный тест сат
Психометрическая проверка теста
Надежность
Шкалы |
Те |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С |
Cog |
Cr |
Коэф-ты |
,91 |
,96 |
,89 |
,93 |
,80 |
,92 |
,95 |
,91 |
,87 |
,85 |
,81 |
,90 |
,89 |
,91 |
Все коэффициенты превышают критическое значение для α
Валидность
CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В следующей таблице представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, – с другой.
Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α
Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT:
Шкалы CAT |
Научн. сотр. |
Невротики |
Алкоголики |
Коэф-ты t.1 и 2 группы |
Коэф-ты t.1 и 3 группы |
|||
μ |
δ |
μ |
δ |
μ |
δ |
|||
Те |
9,00 |
2,61 |
5,95 |
2,51 |
7,13 |
2,42 |
3,33** |
1,98 |
I |
48,15 |
7,04 |
36,15 |
8,45 |
43,00 |
8,41 |
4,42** |
1,80 |
SAV |
12,54 |
2,70 |
8,30 |
2,81 |
9,50 |
2,31 |
4,34** |
3,22** |
Ех |
11,15 |
2,90 |
9,35 |
2,83 |
12,13 |
3,81 |
1,76 |
-0,79 |
Fr |
6,69 |
1,52 |
5,10 |
1,92 |
5,06 |
1,99 |
2,65* |
2,47* |
S |
8,15 |
2,19 |
4,15 |
2,00 |
5,88 |
1,36 |
5,30** |
3,26** |
Sr |
8,38 |
2,26 |
5,10 |
3,09 |
7,00 |
4,00 |
3,44** |
1,15 |
Sa |
11,77 |
2,45 |
7,85 |
3,36 |
10,75 |
2,66 |
3,87** |
1,07 |
Nc |
6,31 |
1,55 |
4,80 |
1,54 |
4,69 |
2,50 |
2,74** |
2,14* |
Sy |
3,62 |
1,17 |
2,90 |
1,21 |
3,63 |
1,45 |
1,70 |
-0,02 |
A |
8,54 |
1,61 |
6,65 |
2,03 |
7,19 |
1,76 |
2,97** |
2,49* |
С |
10,85 |
3,01 |
7,55 |
2,25 |
9,50 |
2,61 |
3,39** |
1,26 |
Cog |
5,46 |
2,22 |
4,50 |
1,84 |
4,22 |
1,95 |
1,27 |
1,58 |
Cr |
7,46 |
1,86 |
4,90 |
1,20 |
5,44 |
1,33 |
4,40** |
3,29** |
μ – среднее арифметическое оценок;
δ – стандартное отклонение;
* – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а
** – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а
Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктной валидности . Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.
Процедура проведения
Опросник предназначен для психодиагностики в широком диапазоне практических ситуаций: в индивидуальном консультировании и клинической работе, в группе и коллективе. Структура методики такова, что испытуемый может выполнтиь её сам от начал и до конца, или же отвечать на вопросы экспериментатора, зачитывающего вопросы и фиксирующего ответы.
Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.
Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
Инструкция
«Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».
Адаптации и модификации
Первая адаптация
Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.
Вторая адаптация
В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.
Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
Третья адаптация
Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.
Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.
Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.
Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.
Четвёртая адаптация
Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.
Дополнительные шкалы
2. Шкала Гибкости поведения (Ех)
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют так называемый «блок ценностей». Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
4. Шкала Спонтанности (S)
Шкалы 3 и 4 составляют так называемый «блок чувств». Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
8. Шкала Синергии (Sy)
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют так называемый «блок концепции человека».
12. Шкала Креативности (С)
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют так называемый «блок отношения к познанию». Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.
См. также
Многофакторные опросники
- Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
- Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
- Методика диагностики межличностных отношений Лири
- Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
- Опросник «Мини-мульт»
- Опросник FPI
- Опросник MMPI
- Опросник Кеттелла (16-PF)
- Опросник Плутчика — Келлермана — Конте
- … и другое
Опросники ценностей
- Морфологический тест жизненных ценностей
- Опросник «Установки на военную службу»
- Ориентационная анкета
- СЖО
- Тест Рокича «Ценностные ориентации»
RSS
azps@azps.ru
Заглавная страница
Тесты, описания
Тесты on-line
Тренинги
Статьи
Словарь
Популярные страницы