Самоактуализационный тест сат

Психометрическая проверка теста

Надежность

Шкалы

Те

I

SAV

Ex

Fr

S

Sr

Sa

Nc

Sy

А

С

Cog

Cr

Коэф-ты

,91

,96

,89

,93

,80

,92

,95

,91

,87

,85

,81

,90

,89

,91

Все коэффициенты превышают критическое значение для α

Валидность

CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В следующей таблице представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, – с другой.

Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α

Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT:

Шкалы

CAT

Научн. сотр.

Невротики

Алкоголики

Коэф-ты t.1 и 2

группы

Коэф-ты

t.1 и 3

группы

μ

δ

μ

δ

μ

δ

Те

9,00

2,61

5,95

2,51

7,13

2,42

3,33**

1,98

I

48,15

7,04

36,15

8,45

43,00

8,41

4,42**

1,80

SAV

12,54

2,70

8,30

2,81

9,50

2,31

4,34**

3,22**

Ех

11,15

2,90

9,35

2,83

12,13

3,81

1,76

-0,79

Fr

6,69

1,52

5,10

1,92

5,06

1,99

2,65*

2,47*

S

8,15

2,19

4,15

2,00

5,88

1,36

5,30**

3,26**

Sr

8,38

2,26

5,10

3,09

7,00

4,00

3,44**

1,15

Sa

11,77

2,45

7,85

3,36

10,75

2,66

3,87**

1,07

Nc

6,31

1,55

4,80

1,54

4,69

2,50

2,74**

2,14*

Sy

3,62

1,17

2,90

1,21

3,63

1,45

1,70

-0,02

A

8,54

1,61

6,65

2,03

7,19

1,76

2,97**

2,49*

С

10,85

3,01

7,55

2,25

9,50

2,61

3,39**

1,26

Cog

5,46

2,22

4,50

1,84

4,22

1,95

1,27

1,58

Cr

7,46

1,86

4,90

1,20

5,44

1,33

4,40**

3,29**

μ – среднее арифметическое оценок;

δ – стандартное отклонение;

* – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а

** – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а

Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктной валидности . Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.

Процедура проведения

Опросник предназначен для психодиагностики в широком диапазоне практических ситуаций: в индивидуальном консультировании и клинической работе, в группе и коллективе. Структура методики такова, что испытуемый может выполнтиь её сам от начал и до конца, или же отвечать на вопросы экспериментатора, зачитывающего вопросы и фиксирующего ответы.

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Инструкция

«Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

Адаптации и модификации

Первая адаптация

Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.

Вторая адаптация

В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.

Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Третья адаптация

Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.

Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.

Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.

Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.

Четвёртая адаптация

Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.

Дополнительные шкалы

2. Шкала Гибкости поведения (Ех)

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют так называемый «блок ценностей». Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

4. Шкала Спонтанности (S)

Шкалы 3 и 4 составляют так называемый «блок чувств». Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

8. Шкала Синергии (Sy)

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют так называемый «блок концепции человека».

12. Шкала Креативности (С)

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют так называемый «блок отношения к познанию». Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

См. также

Многофакторные опросники

  • Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири
  • Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  • Опросник «Мини-мульт»
  • Опросник FPI
  • Опросник MMPI
  • Опросник Кеттелла (16-PF)
  • Опросник Плутчика — Келлермана — Конте
  •     … и другое

Опросники ценностей

  • Морфологический тест жизненных ценностей
  • Опросник «Установки на военную службу»
  • Ориентационная анкета
  • СЖО
  • Тест Рокича «Ценностные ориентации»

   RSS  
  azps@azps.ru 

Заглавная страница

Тесты, описания
Тесты on-line
Тренинги
Статьи
Словарь

Популярные страницы