Барьер смысловой

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Барьер смысловойОсобое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация

Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей

Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Как преодолеть психологический барьер?

Психологический барьер толкает человека на совершение или несовершение действий, которые зачастую приводят к не всегда положительным последствиям. Если человеку не нравится, как он действует в стрессовой ситуации, ему необходимо разобраться в том, как преодолеть психологический барьер.

Это можно сделать, совершив 3 шага:

  1. Распознать стрессовую ситуацию, изучить ее, понять суть, причины возникновения.
  2. Найти различные пути выхода из сложившейся ситуации.
  3. Подобрать действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Здесь человек должен отказаться от своих эмоций и страхов, которые он переживает, и просто совершить нужные действия.

Данный навык следует тренировать, поскольку в самый разгар неприятной ситуации человек обычно скатывается на эмоции, не может разумно мыслить, рассуждать и искать адекватные выходы. Однако по мере тренировки навык будет выработан, что позволит людям налаживать взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:

  • Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях.
  • Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
  • Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
  • Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен.
  • Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
  • Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
  • Никого не обвиняйте в случившемся.
  • Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.

Консультации у психолога и различные методы релаксации помогут в устранении психологических барьеров.

Индивидуальные особенности личности и их влияние на коммуникативные навыки

Часто причинами неудачных коммуникаций являются факторы, относящиеся к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, эмоциональному состоянию, манере общения.

Барьеры, обусловленные различием в темпераменте, чаще всего проявляются в браках между северянами и южанами. Стиль и эмоциональность общения выражаются не только особенностями речи, интонациями, жестикуляцией, но и реакцией на поведение собеседника.

Доминантные (авторитарные) собеседники инициируют разговор вне зависимости от целесообразности. Главная цель общения этого типа личности – подавить инициативу других людей; они часто перебивают речь партнера, повторяют одну и ту же информацию, кричат и выходят из себя.

Рекомендуем: Что такое жизненное пространство личности?

Оптимальная схема поведения с таким человеком – спокойное отстаивание своей позиции, четкие и логичные доводы, отсутствие агрессивных жестов и повышения голоса. Недоминантный собеседник демонстрирует поведение, обратное первому типу, поэтому общение должно быть построено на принципе уважения и поощрения к откровенности.

К психологическим барьерам общения с мобильным типом собеседников может привести их нестабильное эмоциональное состояние. Суетливые и легко вступающие во взаимодействие, они не способны долгое время концентрироваться на одной теме, длительные совещания их утомляют. Для повышения эффективности коммуникации стоит четко продумать интересующие вас вопросы и направлять беседу в нужное вам русло.

Ригидные собеседники обладают несколько замедленной реакцией; перед началом разговора им необходимо тщательно оценить партнера, проанализировать его намерения. Отличительная особенность этого типа людей – несколько замедленная речь, тщательно продуманные фразы, некоторый консерватизм в жестах, ровный и неторопливый голос. Эффективность коммуникации будет зависеть от спокойствия собеседника, внимательности и соблюдения правил этикета.

Рекомендуем: Расшифровка понятия: эгоцентризм

Экстраверты всегда готовы к общению и взаимодействию. Они проявляют искренний интерес к собеседнику, готовы договариваться и идти навстречу, задают положительный настрой разговора. Интроверты сосредоточены на внутреннем диалоге, поэтому беседы в больших компаниях им даются с большим трудом. С этим типом людей лучше общаться один на один, постепенно выдавая нужную информацию и ненавязчиво интересуясь их мнением.

Психологические причины барьеров общения

В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.

Среди барьеров общения в психологии выделяют:

Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности

Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
Мотивационные

Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.

Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
  2. Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Способы преодоления барьеров

Барьер смысловойПсихологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.

Методы работы при коррекции тревожности и страхов:

Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха

Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
Привыкание или сенсибилизация

Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.

Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт. Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:

  1. Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
  2. Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
  3. Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
  4. Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
  5. Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.

Как преодолеть барьеры общения?

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров — комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации

Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.Минимизировать вероятность возникновения барьеров помогут следующие правила общения:

Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.
Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Коммуникационные причины барьеров

Барьер смысловойКоммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Как преодолеть языковый барьер в английском языке

Спокойствие

Первые разговоры с иностранцем даются непросто

В этот момент важно успокоиться. Вспомните, как приятно, когда иностранец говорит на русском языке с многочисленными ошибками и нисколько от этого не волнуется

Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь.

То же самое происходит и тогда, когда начинаете говорить Вы. Даже имея начальные знания иностранного языка можно быть понятым. Старайтесь объясняться спокойно, не нервничайте. Иностранцы благодушно относятся ко всем, кто старается освоить их язык.

Не боитесь допускать ошибки

Избавьтесь от перфекционизма. Разрешите себе допускать ошибки. На первоначальном уровне оттачивания разговорной речи их будет очень много. И это не страшно. Иностранцы снисходительно относятся и с удовольствием общаются даже с начинающим практикующим иностранную речь.

Не торопитесь, старайтесь четко произносить звуки

Конечно, хочется сразу же научиться бегло говорить по-английски. К сожалению, это невозможно. Просите собеседника указывать Вам на ошибки речи, поправлять Вас. Вначале первых шагов при общении делайте упор на грамотную речь, а не на быструю.

Учитесь улавливать суть разговора

Чтобы общаться с иностранцами, нужно понимать о чем говорят они. Больше смотрите фильмы и сериалы на английском. Не старайтесь понимать все дословно, улавливайте суть сказанного.

Вслушивайтесь в блок высказывания, а не зацикливайтесь на переводе отдельных слов.

Переспрашивайте

Если Вы ничего не поняли из сказанного Вам, попросите повторить собеседника в медленном темпе, а возможно и более простыми фразами. Вашу просьбу обязательно воспримут адекватно. Ведь каждый человек понимает, как сложно воспринимается на слух неродной язык.

Психологические барьеры в общении

В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.

В зависимости от темперамента и акцентуации личности (его проявляющихся качеств), следует разделять типы собеседников, чтобы понимать, как с ними общаться:

Доминантный тип – он инициирует общение, желает доминировать, влиять на собеседников, подавлять их активность. Это делается путем перебиваний, повышения голоса, повторения одной фразы. С таким собеседником следует спокойно придерживаться своей позиции.
Недоминантный тип – он не провоцирует собеседника на диалог. Такой человек уступчив, боится высказать личное мнение, чувствует себя виноватым. Его следует стимулировать на открытое общение, где он будет самовыражаться.
Мобильный тип – он быстро разговаривает, перескакивает с темы на тему, перебивает, вставляет высказывания и реплики, сам задает тему общения. С таким собеседником лучше не обговаривать серьезные темы, где необходимо рассуждать и обдумывать какие-то вопросы.
Ригидный тип – он долго слушает собеседника, чтобы понять его намерений. Обычно разговаривает неспеша, обдуманно, тщательно излагает свои мысли. Он не любит, когда его перебивают или торопят. Вот почему с таким собеседником следует быть неторопливыми, придерживаться норм этикета.
Экстравертированный тип – он всегда готов к общению

Он проявляет симпатию и внимание к собеседнику, чего ждет в ответ. С ним легко общаться, поскольку он всегда положительно настроен.
Интровертированный тип – он общается без удовольствия, особенно если разговор происходит в большом коллективе

Он предпочитает общаться с самим собой, поэтому если нужно с ним поговорить, то лучше сделать это тет-а-тет, чтобы разговорить.

Зная типажи людей, можно обеспечить себе комфортное общение. Более того, следует учитывать, что на формирование качества взаимодействия влияют эмоции. Здесь рассматриваются такие эмоциональные барьеры:

  1. Боль страдания, когда человеку причинена боль, занижена самооценка, трагическое событие и пр. В такой ситуации человек не расположен к общению.
  2. Барьер гнева, когда человек активно проявляет действия и агрессивно словесно или физически нападает на окружающих. Людей в гневе лучше избегать, поскольку неизвестно, что они сделают.
  3. Барьер отвращения, когда человеку неприятно по различным причинам общаться с собеседником. Здесь брезгливость может проявляться в отношении внешности, запаха, манер собеседника, отсутствии гигиены и пр.
  4. Барьер презрения, когда собеседник вызывает своими поступками или взглядами отрицательные эмоции.
  5. Барьер страха, когда собеседник вызывает пугающие эмоции. Обычно такого человека стараются избегать.
  6. Барьер вины или стыда, когда человек понимает неуместность своего действия либо чувствует себя неловко из-за того, что окружающие им гордятся.
  7. Барьер плохого настроения, когда собеседник находится в отрицательных эмоциях, что отталкивает от него.
  8. Барьер речи, когда собеседник совершает ошибки в произношении слов, построении предложений, использовании смысла выражений и пр.

Защитные механизмы, которые были рассмотрены ранее, помогают человеку защититься от негативного воздействия мира. На самом деле негативно мир воздействует только на впечатлительных и чувствительных людей, у которых имеется слабая нервная система. Именно им необходимо психологические механизмы, которые их будут защищать в сложных ситуациях, создавая барьеры на пути совершения определенных действий.

Что такое психологический барьер?

Что такое психологический барьер? Под ним понимается состояние психики, при котором человек не способен совершить нужные действия. Это происходит под воздействием негативных переживаний, когда человек относится к ситуации как к непреодолимой трудности. Если он не решает вопроса, тогда он начинает ощущать самонеприятие, самонеудовлетворенность, низкую самооценку, неуверенность в себе.

Все это приводит к внутренним комплексам, страхам, тревогам и чувству вины. Человек просто начинает испытывать комплекс неполноценности, что подтверждается ситуацией, когда он не смог чего-то сделать или решить какую-то проблему.

Выделяют следующие виды психологических барьеров:

  1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
  • Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
  • Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
  1. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности. Человеку в данном случае предлагается посетить тренинги для саморазвития.
  2. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.

Все эти психологические барьеры в итоге выливаются в определенные поступки, которые совершает или не совершает человек. Их условно можно назвать защитными механизмами.

Защитные механизмы — бессознательные приемы, ослабляющие страдания, которые отрицают, фальсифицируют или деформируют реальность

Понимание защитных механизмов очень важно для установления успешных любовных отношений. Если каждый из партнеров будет психологически отгораживаться от другого, они никогда не смогут увидеть и понять реальность

Защитные механизмы:

Подавление – отрицание бессознательного импульса с целью устранения вызванной им боли.

Проекция состоит в замене давления Супер-Эго на вымышленную внешнюю причину. Например, человек думает «Он меня ненавидит» вместо «Я его ненавижу», «Он мне действует на нервы» вместо «Мне неприятно видеть, что я такой же». На самом деле происходит проекция собственной агрессии на другого.

  • Реактивное образование – одновременное существование противоположных импульсов: жизнь и смерть, любовь и ненависть, созидание и разрушение, пассивность и активность. Когда один из импульсов, например, ненависть, беспокоит Эго, оно может компенсировать в его концентрации на противоположном чувстве. Наиболее яркими примерами могут быть женственные мужчины, которые ведут себя грубо, пытаясь выглядеть более мужественными, но так все преувеличивают, что превращаются в карикатуру.
  • Фиксация. В развитии человека есть 4 этапа: младенчество, детство, отрочество, зрелость. Фиксация означает остановку психологического развития на определенном возрасте, обычно на младенчестве или детстве. Это продиктовано бессознательным страхом сделать следующий шаг. Почему человек боится идти вперед? Потому что не уверен, его пугают неудачи и наказания, он также может оставаться психологически зафиксированным на матери, как ребенок, который боится одиночества и стремится к защите.
  • Регрессия – это возвращение к предыдущему этапу развития из-за каких-то страхов. Обычно панику и регрессию вызывают те, кто обладает властью: зубной врач, например, или образ матери.

Почти у всех людей защитные механизмы образуются, потому что они слишком слабые и не могут защитить себя, не способны развиваться, поскольку тратят всю свою энергию на защиту от реальной или мнимой опасности. Таким образом, пытаются уменьшить тревогу следующими способами:

  • Отрицая опасность (подавление).
  • Вытесняя опасность (проекция).
  • Скрывая опасность (реактивное образование).
  • Оставаясь в неизменном состоянии (фиксация).
  • Возвращаясь к предыдущим этапам (регрессия).

Как устранить барьер в общении

Для улучшения взаимоотношений с собеседником используйте эти правила при общении:

  • Общайтесь с собеседником «на одном языке». Используйте типичные фразы и привычные выражения, которые помогут найти общий язык.
  • Умейте слушать. Не перебивайте собеседника.
  • Соблюдайте субординацию. Не ставьте себя выше и не принижайтесь перед собеседником.
  • Учитесь выстраивать разговор с возможностью найти компромисс при разнице во мнениях.
  • Будьте позитивным, используйте шутки для устранения недопонимания.
  • Не общайтесь с раздраженными и агрессивными людьми. В стрессовой ситуации конструктивный разговор не получится.
  • Не обвиняйте собеседника, снисходительно относитесь к его недостаткам.